Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации. Практические занятия по культурологии




Практические занятия по культурологии

Вопросы для повторения

1. Каковы характеристики человека как субъекта культуры?

2. Что такое культурная самоидентичность?

3. Что общего между социализацией и инкультурацией и чем они

отличаются?

4. Совместимы ли социализация и формирование творческой

индивидуальности?

5. Какую личность называют маргинальной?

6. Как соотносятся понятия «культурная самоидентичность» и

«маргинальность»?

7. Почему культура не может существовать без творчества? Есть ли

ограничения в творческой деятельности?

 

 

Семинар №1. Феномен культуры

 

План:

 

1. Понятие «культура»: от обыденных представлений к научному пониманию.

2. Сущность культуры. Культура и природа.

3. Функции культуры. Человек как творец и продукт культуры.

4. Культура как система. Культурная картина мира.

1.Приступая к изучению культуры, следует отметить, что слово «культура» является одним из наиболее употребляемых. Но это говорит скорее о многозначности его смыслов, чем об изученности самого феномена культуры.

В повседневной речи это слово связано с культурой обслуживания и культурой быта, музеями, театрами, правилами поведения и т.п. Однако между обыденным и научным представлением о культуре дистанция огромного размера. Обратите внимание, что теоретическое понятие, в отличие от житейского представления, указывает не на внешние признаки, а на внутреннюю причину, которое породило данное явление.

Необходимо отметить, что слово «культура» появилось задолго до возникновения понятия «культура». Это слово появилось в латинском языке. Какой первоначальный смысл оно имело? Как расширил применение слова «культура» римский философ и оратор Цицерон? Слово «культура» латинского происхождения, но еще раньше в греческой античности появилось слово-аналог «пайдейя». Оно означало, как и у римлян, и «воспитание-образование», и «культ, поклонение». Слова «культура» и «культ» являются однокоренными. Европейское средневековье сделало акцент на втором. Подумайте, чем связаны забвение первого значения в это время и возврат к античному смыслу в эпоху Возрождения?

Слово «культура» стало употребляться в качестве научного термина в историко-философской литературе европейских стран со второй половины XVIII века — «века Просвещения». Причем постепенно выделилось два аспекта в его трактовке: а ксиологический и антропологический. В чем особенность трактовки культуры обозначенными подходами?

В науке существует очень много определений культуры: по подсчетам американских ученых А.Кребера и Х.Клакхона - более 500. Чем вы можете объяснить такое многообразие? На какие группы подразделяют все эти определения в зависимости от принципа, который выносится на первый план?

От многообразия определений «культура» следует отличать многозначность этого слова — его постоянное использование в разных, нередко исключающих друг друга смыслах. В каких значениях используют слово «культура»?

2. При подготовке к данному вопросу следует руководствоваться следующим методологическим подходом. Сложность определения культуры не означает невозможности определения ее сущности. Понятие ее сущности возможно через призму деятельности человека. (Так, М.С.Каган в своем понимании культуры исходит из понятия человеческой деятельности и относит к культуре все, что производно от нее). Культура не существует вне человека, а сама культура выступает как мера реализации и развития сущности человека в процессе его социальной деятельности, как «мера человека». В русле такого подхода Е.В.Мареева и других ученых сущность культуры определяется как «вторая природа», в качестве «неорганического тела человека» и «второе рождение человека». Выделяют три основных аспекта, в которых проявляются сущностные черты любой культуры:

-культура представляет собой коллективное явление;

-культура - это негенетическая память общества;

-культура - это особый способ отбора культурных феноменов.

Природа и культура. Если культура - «вторая природа», как она соотносится с первой? Противостоит ли она природе? Следует обратить внимание, что во взаимодействии с миром человек использует две основные формы деятельности: непосредственное потребление человеком природных ресурсов; но главная — преобразование природы, создание артефактов. Какие потребности человека они обеспечивают? К каким результатам в культуре приводит взаимодействие человека с природой. Следует иметь в виду, что оно оценивается неоднозначно.

Огромно влияние природы на образ жизни человека. На конкретных примерах покажите, как географическая среда участвует в формировании и функционировании культуры. Во взаимодействии культуры и природы следует обратить внимание на следующие аспекты: хозяйственно-практический, экологический, медико-гигиенический, этический, эстетический.

3. Функции культуры. Сложность, многообразие проявлений культуры, ее многомерность определяют и многообразие ее функций. Функции культуры — это совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей.

Но в вопросе о количестве функций культуры среди культурологов нет полного единодушия. В работах разных авторов зачастую одни и те же функции обозначаются по-разному. Сопоставление различных точек зрения по данному вопросу позволяет сделать вывод, что к числу основных функций культуры относятся адаптивная, коммуникативная, знаковая (сигнификативная), познавательная, информационная, интегративная, регулятивная, релаксационная, аксиологическая, социализации и инкультурации. Причем некоторые исследователи в качестве главной функции выделяют гуманистическую (человекотворческую). Согласны ли вы с такой оценкой последней функции и почему?

Функций культуры много, и все они важны. Тем не менее следует иметь в виду, что не все в культуре может быть объяснено с помощью понятия «функция». Культуру нельзя рассматривать лишь под углом зрения того, как она обслуживает общество, так как она обладает самостоятельной ценностью. Она возникла как способ существования жизни и превратилась в сущность жизненного существования. С функцией социализации и инкультурации тесно связана проблема человека как объекта, так и субъекта культуры.

Человек как творец и продукт культуры. Источник культуры — в самом человеке. Пренебрежение человеком и человеческими отношениями в обществе в конечном итоге скажется и на состоянии культуры. Человек является и объектом, и субъектом культуры. Созидание человеком культуры как необычайно сложное явление бесконечно. Таким же нескончаемым оказывается процесс воздействия ценностей культуры на личность. Обратите внимание, что понятие «личность» тесно связывается с понятиями «индивидуальность» и «индивид».

Как они соотносятся друг к другу? Достаточно ли одной индивидуальности для формирования личности? Как различить понятия «индивидуальность» и «индивидуализм»? При каких условиях «объект культуры» становится ее «субъектом» (творцом) культуры?

4. Культура как система. Перечисляя все явления культуры в хаотическом порядке, мы получим бессмысленную мешанину, пока не взглянем на каждое из перечисленных явлений как на один из взаимосвязанных элементов культуры. Культурология изучает не отдельные проявления культуры, а всю культуру как целостность. Система — совокупность связанных друг с другом элементов, образующих определенную целостность, единство. Культурология как наука стремится выработать целостное представление о культуре. В чем суть системного подхода в культурологии? При этом следует обратить внимание, что культура как система, как целостность существует и развивается в связи с обществом и в зависимости от общества. Общество выступает как макросистема по отношению к культуре. В то же время общество испытывает влияние культуры как одного из его подсистем. В какой взаимосвязи находится культура с другими подсистемами общества? Что дает системный подход для исследователя культуры?

Так как существует много определений культуры, то возникает много представлений культуры как системы. Системный подход в условиях статики культуры позволяет выделить ее основные формы по роду деятельности. С ними человек сталкивается ежедневно. Какие это формы? Культура в качестве особой целостности может рассматриваться и в динамике. Мировая культура – это не хаотический процесс, она имеет свою логику развития, свою закономерность, целостность. Если в статике модель культуры – круг, то в историческом времени круг превращается в спираль.

Культурная картина мира – это целостный образ мира, который формируется в рамках исходных мировоззренческих установок. Подумайте, из чего складывается картина мира, если учесть, что она должна состоять из установившихся форм, отражающих особенности мировосприятия определенной группы людей или народа.

Исходя из форм сознания, мировоззренческих установок какие виды картины мира можно выделить? Какую роль выполняет культурная картина мира для человека?

 

Список литературы

 

1. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология: учебник для студентов вузов. - М., 2007.- С. 98-102 (1 вопр.), 179-184 (2 вопр.), 134-144 (3 вопр.).

2. Гуревич П.С. Культурология: учеб. пособие. - М., 2007. – С. 31-32, 43-45 (1 вопр.), 32-42 (2 вопр.).

3. Драч Г.В., Ерыгин А.Н. и др. Культурология. Конспект лекций. — Ростов н/Д: Феникс, 2003.- 16-23 (1 вопр.), 56-62 (2 вопр.), 23-25, 144-147 (3 вопр.), 26-28 (4 вопр.).

4. Культурология. Краткий тематический словарь.- Ростов н/Д, 2001.

5. Культурология: учеб. пособие для вузов / под ред. С.В.Лапиной.- Минск, 2007.- С. 179-188 (2 вопр.).

6. Культурология: учеб. пособие / сост. и отв. ред. А.А Радугин. – М., 2007.- С. 15-17 (3 вопр.), 59-63 (3-4 вопр.).

7. Культурология: учебник / под ред. Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана. — М.,2007.- С. 22-26, 69-74, 222-226 (1-2 вопр.), 82-88 (3 вопр.).

8. Романов Ю.И. Культурология. — СПб.,2007. –С.128-129 (4 вопр.).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 765; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.