Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации. Вопросы для самопроверки




Вопросы для самопроверки

Ресурсы в Интернете

Дополнительная

 

1. Введение в культурологию: учеб. пособие для вузов / под ред. Попова Е.В.

- М., 1996.-С. 62-70 (3 вопр.).

2. Гуревич П.С. Философия культуры: учеб. пособие для студентов. - М.,

1994. - С. 269-290.

3. Ерасов Б.С. Социальная культурология. В 3 ч. - М., 1997.- Ч.П.-С. 261-

270, 422-427 (2 вопр.); Ч.П.-С. 406 - 418 (3 вопр.), 135-136 (4 вопр.).

4. Кармин А.С. Культурология. - СПб., 2001.-Ч.2. - С. 73-83 (2 в).

5. Культурология в вопросах и ответах: учеб. пособие. - Ростов-н/Д, 1997.-

С.326-333 (3 вопр.).

6. Культурология. – M.: Общество «Знание», 1993.-С. 15-17, 36-45 (1 вопр.);

110-120 (3 вопр.); С. 120-124 (4 вопр.).

7. Левяш И.Я. Культурология: курс лекций. – Минск., 2006. - С. 38-58

(3 вопр.).

8. Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры: учеб. пособие для

вузов. - М., 2001.-С. 229-244 (3 вопр.); 245-261 (4 вопр.).

9. Полищук В.И. Культурология: учеб. пособие. - М., 1998.- С. 30-36 (1

вопр.); 78-82 (3 вопр.); 79 (4 вопр.).

10. Рождественский Ю. В. Введение в культурологию.-М.,1996(1 вопр.).

11. Субкультурные объединения молодежи. - М., 1987 (4вопр.).

 

1. http://www.countries.ru/library/typology/mdc.htm (1 вопр.)

 

2. http://www.countries.ru/library/typology/masskontr.htm (3 вопр.)

 

3. http://www.countries.ru/library/typology/ncult.htm (2-3 вопр.)

 

4. http://www.countries.ru/library/typology/subcultura.htm (4 вопр.)

 

5. http://www.countries.ru/library/typology/smsb.htm (4 вопр.)

 

1. Как соотносятся духовная и материальная культура?
Проанализируйте взаимосвязь и взаимопроникновение материальной и

духовной культуры?

2. Какими факторами вызваны этническое и национальное измерения

культуры? Как они взаимодействуют и взаимовлияют друг на друга?

3. Что понимается под элитарной культурой? Чем вызвано появление элитарной культуры?

4. Как соотносятся понятия «народ» и «масса»? Проанализируйте влияние

массовой культуры на национальную и этническую.

6. Что такое массовая культура? Приведите примеры в литературе, музыке,

кино, театре, живописи.

7. Что понимают под «срединной» культурой и какие функции она выполняет в обществе?

7. Что относят к специфическим культурам?

8. Сопоставьте понятия культуры и контркультуры. Что такое

контркультура? Всегда ли были контркультуры?

9. Объясните понятие субкультуры. Как соотносятся субкультура и контркультура?

 

Семинар №3. Проблема культурогенеза и динамика культуры

План:

 

1.Теории происхождения культуры: орудийно-трудовая, магическая, игровая, психоаналитическая, символическая.

2.Устойчивость и развитие культуры. Причины культурных изменений и механизмы культурной динамики.

3. Модернизация традиционных культур.

 

 

В результате длительнейшего процесса развития в бесконечном пространстве природы и в конечном пространстве Земли на одном ее небольшом участке (Юго-Восточная Африка) биологическая форма материального бытия преобразовалась в антропосоциокультурную. Это был процесс одновременного и совместного формирования триединой целостности — человека, общества и культуры.

1. Проблема происхождения культуры — одна их самых сложных в науке, неслучайно в ее решении выявилось множество теорий, концепций и подходов. На практическом занятии предлагается обратиться к наиболее известным попыткам решения данной проблемы.

Трудовая теория происхождения культуры была сформулирована К. Марксом и Ф. Энгельсом. Основные положения прозвучали в работе Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Рассмотрите, каким образом труд, с точки зрения Ф. Энгельса, повлиял на становление человека и культуры. Какие аргументы приводит Энгельс в пользу своей теории? В чем ее противоречия? Как критикуется данная концепция в науке (В. Вильчек, Л. Мамфорд)?

Льюис Мамфорд выдвигает свою теорию культурогенеза - возникновение культуры из магии. Большой вклад в изучение магии как древнейшего института культуры внес английский этнограф и социолог Бронислав Малиновский. Какие факты, собранные Малиновским, подтверждают эту теорию? Обратите внимание на аргументы в пользу магической теории, приводимые американским исследователем Теодором Роззаком. Что остается неясным в выдвинутой гипотезе?

Школа психоанализа предложила свой подход к предлагаемой проблеме. Сформулируйте основные положения концепции 3. Фрейда, предложенной им в книге «Тотем и табу». Фрейд, однако, выдвинул очень уязвимую гипотезу, которая критиковалась еще его современниками-этнологами. Какими фактами не подтверждается гипотеза Фрейда?

Автором игровой концепции происхождения культуры был голландский историк культуры Иоганн Хейзинга. На чем основываются убеждения этого исследователя в том, что игра старше культуры? Сторонником и последователем игровой концепции культурогенеза является Е. Финк. Почему в ряд пяти основных феноменов человеческого бытия он включает игру?

Символическая теория культурогенеза представлена прежде всего исследованиями австрийского философа Эрнста Кассирера. Его основная работа - «Философия символических форм». Культура выступает, прежде всего, как символическая вселенная, а человек - творец и создатель символов. Какие символы и символические системы создаются человеком? В чем, с точки зрения П. Гуревича, преимущество данной теории перед другими?

Подведите итог, сопоставив рассмотренные теории. В каждой из них духовная природа и творческая, нравственная сущность человека выступают по-разному. Какая из них, на Ваш взгляд, предпочтительнее, почему?

2. Культура есть противоречивое единство сохранения, воспроизводства и обновления, развития ее элементов, свойств и отношений. Состояние покоя, неизменности культуры выражается понятием «статика»; те изменения, которые происходят в культуре и во взаимодействии различных культур, выражается понятием «динамика». Устойчивость культуре придают традиции. Познакомьтесь с определением и функциями, которые они выполняют в культуре. Связана ли, на ваш взгляд, традиция с развитием культуры?

Культура не может существовать не обновляясь. Новация является способом обновления культуры. Единство традиции и обновления — универсальная характеристика любой культуры. Какая классификация обществ существует, в основе которой из них находится различное соотношение традиций и новаций? Дайте им краткую характеристику. Что следует понимать под культурным застоем?

Обратите внимание на причины культурной изменчивости. При этом следует иметь в виду, что изменчивость может иметь как прогрессивную, так и деградирующую направленность: не всякие изменения в культуре приводят к культурной динамике. Последняя может реализоваться в поступательно-линейном и циклическом видах.

В культурологии выделяют следующие механизмы (источники) культурной динамики: инновации, обращение к культурному наследию, культурное заимствование, культурная диффузия, синтез. В целом любая культура сталкивается с проблемой соотношения старого и нового, традиции и новации в культуре, которая в разное время у разных народов решалась и решается по-своему.

3.Важным процессом динамики культуры является культурная модернизация. В наши дни термин «модернизация» употребляется в нескольких смыслах. Каких? Выделяют также два вида модернизации: органическую и неорганическую. Пример первой - страны Западой Европы; второй – традиционные общества. В этом вопросе внимание следует уделить второму виду. Ответ необходимо начать с различий традиционных и современных культур. Какие главные характерные черты модернизации выделяет С.Хантигтон? Как изменились современные концепции модернизации по сравнению с прошлыми?

 

Список литературы

1. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П Культурология. учебник для студентов вузов. – М., 2007. – С. 102-106 (1 вопр), 145-175 (2-3 вопр.).

2. Гуревич П.С. Культурология. – М., 2007. – С. 47-54.(1 вопр.).

3. Драч Г.В., Ерыгин А.Н. и др. Культурология. Конспект лекций. — Ростов н/Д: Феникс, 2003.- С.63-70 (2 вопр.).

4. Кармин А.С. Культурология. - СПб., 2001.-Ч.2. – С.799-800 (1 вопр.).

5. Культурология: курс лекций / под ред. А.А.Радугина. – М., 2007.-Гл.2. (1 вопр.).

6. Культурология: учебник / под. ред. Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана. — М.,2007.- С.193-198 (3 в.).

7. Левяш И.Я. Культурология. – М., 2007. –89-99 (2 вопр.).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.