Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации. Вопросы для самопроверки




Вопросы для самопроверки

Ресурсы в Интернете

Дополнительная

1. Введение в культурологию: учебное пособие для вузов / под ред. Попова

В.Е. – М., 1995. – Гл.I

2. Гуревич П.С. Философия культуры. – М., 1994. – Гл.4.

3. Ерасов Б.С. Социальная культурология. В 3 ч. - М., 1997.- С. 292-303

(2 вопр.).

4. Культурология / под ред. Г.В.Драча. – Ростов-н/Д., 2001.

5. Розин В.М. Культурология. – М., 2001. – С. 89-95.

 

1. http://www.countries.ru/library/intercult/mktr.htm

2. http://www.countries.ru/library/methoda/pr20.htm

 

1. В чем трудности эволюционной (трудовой) концепции культурогенеза?

2. Можно ли сказать, что магия создала культуру? Чем объясняется возникновение тотемов и табу в культуре?

3. В чем 3. Фрейд не соглашался с К. Марксом?

4. Правда ли, что играть может только человек?

5. Как можно раскрыть формулу «человек - символическое животное»?

6. Что объединяет все концепции происхождения культуры?

 

 

Семинар №4. Культура и история

План:

 

1. Культура и цивилизация. Культурно-исторические типы цивилизаций.

2. Сущность, формы и результаты взаимодействия культур. Проблема

"Запад-Восток".

3. Русские мыслители о месте и роли России в системе мировой цивилизации.

4. Конец XX - начало XXI вв. и контуры общечеловеческой парадигмы в культуре.

Приступая к изучению типов культуры, помните, что в основу типологизации культуры часто закладываются разные принципы: хозяйственный, формационный, социальный, политический, исторический и т.д.

Выше перечисленные принципы имеют право на существование, но они относятся к сфере других дисциплин.

Историческая типология культур. Культурология, как отмечалось ранее, рассматривает культуру как целостную систему. Следовательно, в основу типологии культуры должен быть заложен принцип, позволяющий выделить типы по каким-то основополагающим принципам, фундаменту или идейно-смысловому ядру культуры. В истории культурологии такие попытки предпринимались некоторыми мыслителями. Здесь следует выделить концепции типов культур просветителя XVIII в. Гердера, философов XIX в. Гегеля, Маркса. Все перечисленные типологии сделали привычным взгляд на историю человечества как на однолинейный прогресс, в авангарде которого находится Запад. Такой подход стали выражать понятием "европоцентризм". Проблема типологии культуры оказалась тесно связанной с концепцией истории культуры.

Со второй пол. XIXв. — нач. XXв. появились концепции типов культур Н.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби, А.Сорокина. В них наряду с разработкой проблем типологии отрицается идея однолинейности развития культур и утверждается взгляд на самобытность и замкнутость культур. Под воздействием каких наук утверждаются подобные взгляды? Возможно ли подходить с оценочными мерками к разным культурам, подразделяя их на "лучшие" и "худшие"? Совместимы ли понятия "замкнутые культуры" и "общемировой процесс"?

При изучении литературы, касающейся проблемы историко-культурных типов, столкнетесь с понятием "цивилизация". Для его уяснения следует обратиться к терминологическому словарю и рекомендованной литературе. Сопоставьте данное понятие с понятием "культура". Ознакомьтесь с основными теориями цивилизации. При этом обратите внимание на неоднозначность оценки цивилизации: с одной стороны, она выступает как более высокая ступень, которой предшествует варварство; с другой, согласно Шпенглеру, это упадок культуры. Как понимает марксизм сущность цивилизации? Какова современная трактовка антитезы "культура - цивилизация"?

Идея единства мировой истории и культуры вновь появилась в сер. XX в. в теории "осевого времени" немецкого философа К.Ясперса. У истока современных историко-типологических представлений о культуре стоит М.Вебер. Суммируя все позитивное, что содержится в различных периодизациях и типологиях культуры, выработанных за последние полтора столетия, современная наука выделяет ряд исторических этапов и типов культур. Определите соотношение понятий "культура - цивилизация", основные теории и концепции цивилизаций.

Сущность формы и результаты взаимодействия культур. Культуры тесным образом взаимодействуют друг с другом. Избежать процесса взаимосвязи разных культур невозможно. Поэтому необходимо поговорить о диалоге разных культур, как они взаимодействуют между собой. Уясните в чем сущность аккультурации и обратите внимание на следующие проблемы: области и уровни культурного взаимодействия; специфика и механизмы межкультурных контактов, миграция людей, предметов, идей; открытость и изоляция как возможные варианты поведения участников взаимодействия;

аккультурация как форма культурной инновации. Процесс взаимодействия культур имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Каковы их причины? Как избежать отрицательных последствий влияния других культур, чтобы их "встреча" приводила исключительно к взаимообогащению?

Запад и Восток в системе мировой цивилизации. На протяжении всей своей истории человеческая цивилизация находилась между двумя культурными полюсами: Западом и Востоком. В культурологии эти две категории рассматриваются не как географические, а как культурно-исторические понятия. Эти два своеобразных культурных мира основаны на несовместимых принципах в области экономических отношений, политического строя, менталитета, психологии и образа жизни. Парадигмы Востока: религиозная, духовная, геоцентрическая, консервативная, "идеалистическая", монархическая. Парадигмы Запада: антидуховная, атеистическая, материалистическая, антропоцентрическая, гуманистическая, протестантская, либеральная, республиканская, модернистская... Обратите внимание на проблему «человек -природа – общество» в восточной и западной культурах!

Разделение человечества на две культурные системы Запад и Восток осуществилось на определенном историческом этапе. Уясните для себя время, место, предпосылки формирования Западной культуры.

Обратите внимание на основные различия между Западом и Востоком: в исторической динамике, в месте и роли личности, в ее отноношении с миром и природой, а также ценностных ориентациях; в структурных характеристиках культуры.

Особенности и место России в мировой культуре. Многие исследователи говорят о "бинарности", "двоецентрии" русской культуры. Эти два противоположных начала символизируют Восток и Запад.

Россия, занимая пограничное положение, постоянно испытывала их влияние; происходило взаимопроникновение черт обеих цивилизации.

Попытка осмысления роли России в мировом культурно-историческом движении осуществлена П.Я. Чаадаевым в "Философских письмах". Как он оценивает место России в мировой культуре? Проблема, поставленная Чаадаевым, вызвало противоречивое отношение к западной культуре в России. На каких позициях по этому вопросу находились славянофилы и российское западничество? Чем отличался культурно-исторический тип от других культур и каковы его перспективы в концепции Н.Данилевского? Обратите внимание на представление В.Соловьева о мессианском предназначении России. Различные проблемы русской культуры поставлены в творчестве Н.Бердяева, где получили отражение следующие вопросы: особенность русского характера и культуры; о судьбах реформ в России и т.д. Какой выход для России видит Н.Бердяев?

Дискуссия по поводу цивилизационной сущности России была продолжена в XX в. в концепции "евразийства". Какую роль сыграли Запад и Восток в судьбах России? Какую позицию по отношению к ним должна занять Россия по их мнению? Интересна в рамках этого вопроса и точка зрения Г.В.Плеханова. Какую роль, по его мнению, сыграло в судьбе страны "срединное положение" России? Как современные исследователи оценивают такое положение России для судеб мировой цивилизации?

Современная культура многолика. Для нее характерны две важные особенности: культурная экспансия Запада, ведущая к универсализации культур, и, с другой стороны, борьба за культурную автономию и самобытничество незападных цивилизаций перед лицом "модернизации" и "вестернизации". Космополитизм и идея конвергенции стали отражением процесса сближения культур. С конца XX в. культурная универсализация все чаще характеризуется как глобализация. Это понятие имеет два основных значения. Познакомьтесь с ними. На какие позитивные и негативные стороны этого процесса обращают внимание исследователи современной культуры, что включают в понятия «белая» и «черная» глобализация?

Сохранение культурного своеобразия в современном обществе является источником конфликтов в межкультурном взаимодействии. Познакомьтесь с концепцией "столкновения цивилизаций" С.Хантингтона. Опираясь на литературу, ответьте на вопросы: есть ли культурный вектор истории и куда он направлен? Что ждет человечество: конвергенция или дивергенция? Возможны ли диалог культуры, метакультуры? Каковы современные представления об этой проблеме?

Список литературы

1. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология: учебник для студентов вузов — М., 2007.- С.106-113, 199-210 (1 вопр.), 172-175 (2 вопр.), 175-178 (4 вопр.)

2. Гуревич П.С. Культурология. - М., 2007. - С.54-76(1 вопр.), С.94-109 (2 вопр.), С.187- 192(4 вопр.).

3. Ерасов Б.С. Цивилизации: Универсалии и самобытность. — М.: Наука, 2002. – С.12-36. (1 вопр.), 299-305, 322 (2 вопр.), Гл.13 (3 вопр.), Гл.15 (4 вопр.)

4. Драч Г.В., Ерыгин А.Н. и др. Культурология. Конспект лекций. — Ростов н/Д: Феникс, 2003.- С.54-55 (1 вопр.), 82-90 (2 вопр.), 91-96 (3 вопр.), 135-143 (4вопр.).

5. Культурология. Учебник для студ. техн. вузов / под ред. Н.Г. Багдасарьян. - М., 2006. - С. 197-214; 461-484(1 вопр.).

6. Культурология: учеб. пособие для вузов / под ред. С.В.Лапиной.- Минск, 2007.- С.28- 30. 169-176 (1 вопр.), 338-248 (2 вопр.).

7. Культурология: учебник / под. ред. Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана. — М.,2007.- С.74-81, 332, 476-515 (1 вопр.), 329-322 (2 вопр.), Разд. V (4 вопр.).

8. Левяш И.Я. Культурология. – Минск,2006. - С. -16-25(1 вопр.); С.409-435, 440-443(2 вопр.) С.435-440, 443-444 (4 вопр.).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.