Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет философии




Старинная притча гласит: три главные ценности есть на свете. Хлеб насущный, дающий жизненную силу и здоровье. Мудрость, заключенная в книгах и обеспечивающая связь времен. И женщина, не позволяющая оборваться нити жизни. Так что такое мудрость?

Название философии происходит от древнегреческих слов phileo – любовь и sophos – мудрость, что означает любовь к мудрости. Философия – одна из форм общественного сознания, важное проявление человеческого духа. Это общая теория о мире и человеке в их диалектическом единстве. Философия это духовно- практический способ освоения мира.

Человек в своей жизнедеятельности использует различные способы освоения мира. Практика дает нам пользу, научное познание – истину, эстетика – представление о прекрасном, право – о справедливости, политика – о власти, мораль – о добре и благе, религия – веру. Все эти способы деятельности отражаются специфическим образом в общественном сознании. Философия отражает мир через понятие мудрость (вечные знания имеющие непреходящий характер).

Каждая наука изучает одну сторону или аспект окружающего мира. Философия основывается на конкретные науки, обобщает их результаты для выявления наиболее общих закономерностей, развитие всего существующего. По меткому выражению известного норвежского ученого-путешественника Тура Хейердала (р.1914) – специалисты ограничивают себя, чтобы зарываться все глубже и глубже, пока уже не видят друг друга из своих ям. А результаты аккуратненько складываются наверху. Нужен ещё один специалист, именно тот, которого до сих пор не хватает. Он не должен следовать за другими в яму, а оставаться наверху и сводить воедино различные результаты. Аналогичной является и философия, которая обобщает знания различных отраслей человеческой деятельности и формирует общее представление о мире. По оригинальному определению Гегеля (1770-1831) философия – это эпоха, схваченная в мыслях.

Философия является основой мировоззрения, она призвана дать в обобщенной форме картину мира, человека и их взаимоотношений. Предметом философии является всеобщее в системе «мир – человек». В свою очередь эта система имеет две подсистемы – мир и человек. Каждая из них имеет свои уровни, а взаимоотношение сторон – четыре аспекта: онтологический, гносеологический, аксиологический и духовно-практический. Философия комплексная наука, которая должна дать ответ на многие вопросы. Поэтому в философию входят такие дисциплины как онтология, гносеология, антропология, социология, этика, эстетика и др. Философия – это наука о наиболее общих свойствах и отношениях объективной реальности, закономерностях функционирования и развития мира. Задача философии выявить общие принципы мира, общие законы его функционирования и развития и тем самым наметить общие ориентиры его познания и преобразования. Философия – это система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру и к самому себе. Философия есть система развернутых ответов на мировоззренческие вопросы.

В предмет философии входят самые общие закономерности бытия материального мира и человека. Но предмет философии отличается от предмета конкретных наук тем, что содержит в себе отношение человека с миром и мира с человеком. В предмет философии входят такие знания, которые необходимы человеку для создания всеобщей картины мира с точки зрения Истины, Красоты, Добра и Справедливости. В предмет философии входит то всеобщее, которое помогает человеку в формирование мировоззрения.

Философские проблемы специфичны, они носят мировоззренческий характер, например, что такое мир?, что такое человек?, что такое истина? Поэтому и ответы на них своеобразны. Философские знания специфичны, отличаются от конкретно-научных знаний. Для них характерны черты, присущие как естественнонаучным знаниям, так и социогуманитарным. Философские знания имеют сложную структуру, носят целостный, систематизированный и обобщенный характер, представляют собой единство объективных знаний, ценностей и нравственных идеалов своего времени, это рационализированная концепция мира соответствующей эпохи. Философия – это размышление о вечных ценностях, которые, возвышаясь над меняющимися временными интересами людей, обоснованны высшей духовной действительностью[1].

В философии представлены все виды духовной деятельности человека. Поэтому философия является и наукой, и формой общественного сознания. Философия как наука имеет все критерии научности (объективность, рациональность, системность, доказательность, ориентация на сущность и закономерность), имеет свой предмет, свои понятия, законы и методы. Как форма общественного сознания философия отражает общественное бытие сквозь призму мудрости, оказывает определенное влияние на общественное бытие. В этом смысле (философия как форма общественного сознания) она идеологизирована. В свое время К. Маркс определял идеологию как ложное, иллюзорное сознание, потому что идеология отражает мир с позиций интересов и представлений некоторой социальной группы. Философия ориентирована на научное познание мира и в тоже время максимально выражает интересы социальных групп и классов. В истории философии эти две тенденции (и наука и форма общественного сознания) проявлялись по-разному, преобладая то одна, то другая.

 

1.2. Мировоззрение – сущность и социально-исторический характер

 

Как мы уже отметили, философия - специфическая дисциплина. Она не ориентируется на непосредственное изменение вещей, природы. Философия обращается к человеку, она изменяет его мышление, помогает ему понять свое место в природе и обществе и посредством этого пытается изменять окружающую действительность.

Как отмечал крупнейший русский философ А. Ф. Лосев (1893-1988), философия есть школа мысли. Нельзя воспринимать действительность без всякой её интерпретации и нельзя представлять действительность, не имея о ней никакого идейного представления1. Философия является главным инструментом совершенствования человека и его общественной жизни. Она занимается такими проблемами, которые относятся к миру в целом, которые помогают нам понять что собой представляет мир, человек, сущность мира и человека, место человека в этом мире, что собой представляет жизнь, счастье, любовь. Эти проблемы, которые имеют общечеловеческий характер и встречаются в деятельности всех людей, называются мировоззренческими. Философия занимается формированием мировоззрения у людей.

Мировоззрение есть совокупность представлений и идей о мире в целом, о человеке и его место в этом мире, это система знаний о природе, обществе и человеке и его отношение с этим миром. Мировоззрение есть основа общей картины мира, дает нам обобщенные знания о содержании, структуре и закономерностях возникновения и развития окружающего мира. Наука посредством знаний формирует картину мира. Философия есть теоретическое выражение мировоззрения, где картина мира есть только часть, отпечаток действительности. Мировоззрение, помимо картины мира, выражает и отношение человека к этому миру. Философия является ядром мировоззрения.

Мировоззрение состоит из совокупности различных знаний (научных, политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных и атеистических, философских и др.), убеждений, принципов познания и деятельности, ценностных ориентаций. Обладая знаниями о мире в целом и своего места в этом мире, человек строит свои планы и деятельность в зависимости от мировоззрения. Человек осуществляет свою социальную активность в зависимости от своих представлений о добре и зле, долге и идеалов, которые в свою очередь зависят от знаний о себе, природе и обществе. Для индивида мировоззрение есть своеобразный ориентир в этом сложном мире.

В обществе существуют различные представления о мире. Но любое из них должно ответить на следующие вопросы: что собой представляет окружающий мир?, для чего мы живем?, каким должна быть жизнь? Каждый человек должен иметь не только свое мировоззрение, но оно должно быть обосновано и аргументировано. Обоснование мировоззрения и есть философия. Философия есть и ядро мировоззрения и процесс её формирования. Она не дает вечности, но помогает понять эту жизнь, найти её смысл, укрепить свой дух. Потеря мировоззренческих ориентиров может привести к непредсказуемым последствиям. Различаем следующие типы мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское.

Мифологическое мировоззрение самое старое представление о мире. Оно характерна для людей первобытного общества как единственная форма общественного сознания, в которой совмещались как фантастическое, так и реалистическое восприятие мира. Оно было специфической формой понимания и объяснения мира. В мифологическом мировоззрении не существовало разницы между мышлением и реальностью, идеальным и материальным, объективным и субъективным, человеком и природой, отсутствовала причинность. Человек как бы растворялся в природе, он и мир были слитны, нераздельны. Свои способности и качества человек переносил и на внешний мир. Мир был одушевлен, антропоморфизирован, а человек – зооморфизирован.

Мифологическое мировоззрение включало в себя различные знания, примитивные верования и несистематизированные мифы. Мифы были единственным способом объяснения мира и служили своеобразными парадигмами человеческой деятельности. Миф – это легенда, рассказ, священная история о возникновении мира и явлений природы, о богах и героях. Миф раскрывал тайну, указывал на какие-то сверхестественные силы имеющие образцовое поведение. Мифы – это определенные события, которые никогда не случались, но постоянно имели место. Они своеобразные метафоры того, что невозможно как-то объяснить. Английский этнограф Б. Малиновский пришел к выводу, что миф не столько история, которую рассказывают, сколько реальность в которой живут. Поэтому мифологическое мировоззрение служит для оправдания общественных установок и идеалов, для санкционирования определенных стереотипов поведения.

Различаем следующие мифы: о животных, о небесных явлениях, космогонические и антропогонические, о конце мира, о смерти, великом потопе, о непорочном зачатии, о воскрешающих и умирающих богах и т.д1. Мифы передавались из поколения в поколение и должны были строго соблюдаться. Согласно легенде, духи предков строго наблюдали за исполнением мифов, и жестко наказывали тех, кто нарушали заветы предков. В современном обществе встречаются отдельные мифы (например, политические мифы) или обрывки и остатки древних мифов.

Мифологическое мировоззрение выполняло различные функции – обеспечивало последовательность духовного развития поколений, консолидировало определенную систему ценностей, поддерживало в обществе необходимое поведение.

Религиозное мировоззрение возникает на основе мифологического, является обобщением различных мифов и примитивных верований. Это уже целостная картина реальности и исходит из раздвоения мира на естественный и сверхъестественный. Для религиозного мировоззрения характерно не только признание сверхъестественной силы, но и приписывание ей специфического смысла: что этот сверхъестественный мир есть истинный мир, что он первичен и определяет естественный и социальный мир. Сверхъестественный мир, или божественный мир, управляет развитием природы и человеческой жизни. Все процессы и явления действительности должны были объясняться с точки зрения этого мировоззрения.

Религиозное мировоззрение отражает мир образно эмоционально, а не рационально. Содержанием религиозного мировоззрения является определенная система культов и обрядов, направленных на поддержание и упрочение отношений со сверхъестественным. Религиозное мировоззрение должно было помочь человеку преодолеть изменчивость и противоречивость современного мира, относительные аспекты его бытия, обосновать определенные надежды на лучший мир и возвысить человека до чего-то абсолютного и вечного.

Философское мировоззрение возникает на основе обобщения научных знаний и различных форм духовной и практической деятельности, это особый, научно-теоретический тип мировоззрения. В отличии от религиозного мировоззрения философское мировоззрение формируется с помощью соответствующих понятий и теорий, логических аргументов и доказательств. Если для религиозного мировоззрения специфичным является слепая вера и невозможность доказательства религиозных постулатов, то для философского мировоззрения характерна логическая доказательность. Философское мировоззрение есть система знаний, принципов и убеждений о мире, человеке и их взаимодействие и в тоже время есть методология преобразования природы, общества и духовного мира человека. Философское мировоззрение имеет своим предметом не столько мир как таковой, сколько смысл человеческого бытия в мире.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1949; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.