КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основной вопрос философии. Каждая наука имеет свои основные законы и понятия
Каждая наука имеет свои основные законы и понятия. Но наука, в отличие от других архитекторов, сначала возводит этажи здания, а затем закладывает фундамент. Этого нельзя сказать о философии. Основной вопрос философии – это отношение человека и мира, мышления и бытия, сознания и материи. Окружающий нас мир представляет собой совокупность материальных вещей и духовных явлений. Поэтому отношение материального и духовного является основным вопросом, поскольку без уточнения этого отношения невозможно никакое философствование. Все другие проблемы (онтологические, гносеологические, нравственные и др.) являются философскими только, если мы рассматриваем их сквозь призму основного вопроса философии. В зависимости от ответа на основной вопрос могут быть решены и другие философские проблемы. Основной вопрос философии имел различные формулировки на протяжении истории философии. В античности он формулировался как отношение Я и не-Я, человека и мира, микрокосмоса и макрокосмоса. В средневековой философии основной вопрос определялся как отношение между телом и душой, между естественным и сверхъестественным. Ф. Бэкон (1561-1626) полагал, что основной вопрос есть вопрос господства человека над природой. Для Гельвеция (1715-1771) основной вопрос философии есть вопрос о счастье человека, а для Ж. -Ж. Руссо (1712-1778) – это вопрос о справедливости и равенстве в обществе. Альбер Камю (1913-1960) под основным вопросом подразумевал вопрос о смысле жизни, вопрос о самоубийстве. Л. Фейербах (1804-1872) сводил основной вопрос к проблеме человека, к проблеме соотношения психического и физиологического. Основной вопрос философии имеет две стороны: онтологическую и гносеологическую. Первая сторона должна ответить на вопрос «что первично?», кто кого определяет (материя определяет духовное или, наоборот, духовное определяет материю)?. В зависимости от того, что берется первичным при определении сущности мира – материя или духовное, все философские системы делятся на материалистические и идеалистические. Материализм утверждает первичность природы, материи, бытия по отношению к мышлению, духовному. Идеализм утверждает противоположное. Бытие первично в том смысле, что природа, материя существуют сами по себе, не определены никакими духовными факторами. Бытие, мир бесконечны, не сотворимы и неуничтожимы. Материализм утверждает вторичность сознания как продукт развития и отражения материального мира. Идеализм полагает первичность духа, разума по отношению к материи, что духовное существует до природы, до вещей и есть их причина. Различают две разновидности идеализма – объективный и субъективный. Объективный идеализм (Платон, Гегель) утверждает первичность разума, идеи, которые существуют объективно (существуют реально и независимо от воли и сознания человека). Субъективный идеализм (Д. Беркли, Д. Юм, Э. Мах) считает первичным сознание, ощущение субъекта, что не существует никакое бытие, ни материальное, ни духовное вне и независимо от человеческого сознания, вне переживаний субъекта. Если в объяснение мира исходят из одного начала (будь это материальное или духовное), то такие концепции называются монистическими. Если же исходят из двух начал, то это дуализм. Представителем дуализма был Р. Декарт, который в основе мира ставил две субстанции – материальную и духовную. Плюрализм есть концепция, объясняющая мир исходя из многих начал (Эмпедокл, Анаксагор, Пифагор). Вторая сторона основного вопроса философии относится к познаваемости мира, это вопрос о тождестве мышления и бытия. В зависимости от решения этой стороны здесь возможны гносеологический оптимизм (утверждение познаваемости мира и преувеличение возможностей человека), скептицизм (те которые ставят под сомнение возможность правильного познания мира) и агностицизм (те которые отрицают возможность познания сущности мира).
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1165; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |