Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философская мысль в странах Ближнего Востока (Вавилон, Египет)




Проблема периодизации и классификации философской мысли

Проблема философских парадигм

 

Под парадигмой понимают совокупность взглядов и идей, которые служат моделью формулировки и решения каких-либо проблем, это определенный тип (стиль) мышления, господствующий в определенный период развития науки. Понятие парадигмы сформулировано американским ученым Т. Куном (р.1922), который полагал, что это общепринятое, разделяемое научным сообществом система убеждений, ценностей и технических средств обеспечивающих существование научной традиции. Наука достигает зрелости, когда имеет свои парадигмы. Переход от одного этапа развития науки к другому осуществляется как смена научных парадигм.

В истории философии парадигма выступает как специфический способ философствования, как модель построения и решения философских проблем. Это нечто общее и относительно стабильное во множестве философских идей и концепций. Ещё с античности выделяются две основные парадигмы – онтологизма и гносеологизма.

Парадигма онтологизма исходит из признания бытия как данное, существующее, а все остальное есть свойства и проявления бытия. Поэтому бытие есть принцип объяснения мира. Эта парадигма сформулирована ещё c античности Парменидом как «Бытие есть, небытия нет». Выяснение сущности бытия было главным заданием для философии. Парадигма гносеологизма считает, что мир есть теоретическая конструкция, результат познания мира человеком, результат интеллектуальной деятельности человека. Данная парадигма возникает тоже в античности, особенно в период софистики. Её основоположник Протагор сформулировал изречение: «Мера всех вещей - человек». Главное здесь уже не бытие, а человек и его отношение к бытию. Здесь провозглашалась относительность любого знания, любых ценностей, законов и обычаев.

Обе парадигмы встречаются во всех исторических периодах, но одна какая-то из них господствует. Например, в античности преобладает парадигма космоцентризма, в средневековье – теоцентризма, в эпоху Возрождения – антропоцентризма и т.д. Различают также парадигмы эмпиризма и рационализма, диалектики и метафизики, материализма и идеализма и т.п.

 

История философии - это дисциплина и философская и историческая. Если философия занимается различными философскими проблемами (их формулировка и решение) и способами теоретизирования, то история философии интересуется в основном закономерностями возникновения и развития философских идей и систем. История философии занимается проблемами возникновения и развития философской мысли человечества на различных этапах его истории, историей учений об общих законах бытия и мышления. История философии – это история возникновения и развития философских систем, направлений, каждая из которых разрабатывает свои способы теоретического видения мира и человека в их единстве, принципы практического действия человека. История философии представляет собой также широкое поле взаимодействия, взаимовлияния и конкурирования идей и парадигм.

Существуют три точки зрения на развитие философии:

концепция Б. Рассела, согласно которой современная философия не что иное, как подстрочные замечания к философии Платона;

концепция Гегеля или парадигма диалектического снятия, согласно которой каждый философ берет из прошлого все ценное, развивает его, а все неценное (на его взгляд) выбрасывается. На этой парадигме строилась и марксистская философия;

концепция дополнительности (Р. Рорти), согласно которой в философии есть разные противоположные идеи, которые вместе должны дополнять друг друга.

Периодизацию и классификацию философских идей можно проводить по разным критериям. Выделяют два критерия: по принципу отражения и признаку смены общественных отношений. В соответствии с первым выделяют дорефлексивную и рефлексивную философию[4].

Дорефлексивная философия это предфилософия, она носила почти мифологический характер. Человек не выделял себя из внешнего мира, не делал различия материального и духовного, внутреннего и внешнего характера, мир был антропоморфизирован, а сам человек – зооморфизирован. Элементы дорефлексивной философии можно найти в произведениях Гомера, Гесиода, Ферекида, Эпименида и др. Здесь формулируются идеи первопричины и первоосновы мира, строятся различные космогонические и теогонические конструкции. Эти взгляды представляют попытку выйти за пределы мифологических построений, найти основные принципы и движущие силы развития мира. Рефлексивная философия возникает с разделением умственного и физического труда, когда духовная деятельность становится предметом размышления, когда возникает и развивается не только философия, но и политика, право, наука, искусство и др.

В свою очередь рефлексивная философия тоже претерпевает изменения в своем историческом развитии и логично выделить некоторые её исторические типы в зависимости от культурно-исторических и социально-экономических процессов. Менялись общественные условия, жизнь – менялся и способ философствования.

Первый исторический тип философии – это античная философия, которая возникла в древнем Египте, Китае, Индии и Греции. Как наука и форма общественного сознания философия зародилась в античности примерно в 7 - 6 в. до н.э. и продолжалась до 6 века н.э. Античная философия носила космоцентрический характер и основывалась, как правило, на накопивщиеся научные знания.

Второй исторический тип философии – это философия средневековья. Она существовала с 5 – 6 в.н.э. до 14 в. н.э., носила теоцентрический характер и основывалась на религии. Это была в основном христианская философия.

Третий исторический тип философии – это философия Возрождения (15 – 16 вв.), она основывалась на искусстве и носила антропоцентрический характер.

Четвертый исторический тип философии – философия Нового времени (17, 18 и первая половина 19 в.). Данная философия имела гносеоцентрический характер и основывалась на развитую науку.

Пятый исторический тип – современная философия (марксистская философия, позитивизм, экзистенциализм, прагматизм, феноменология, философия жизни, семантическая философия и др). Она связана с научно-техническим прогрессом и глобализацией общественной жизни.

Могут быть и другие критерии периодизации истории философии. Марксизм выделял исторические типы философии по общественно-экономическим формациям: философия первобытного общества, рабовладельческого, феодальная, буржуазная и марксистская. Чтобы подчеркнуть какие-то исторические или другие особенности используют национальный или государственно-территориальный критерий периодизации философии (например, еврейская или арабская средневековая философия, французский материализм 18 века, немецкая классическая философия, восточная или западная философия и т.д.). Однако последние критерии не общеприняты и используются реже.

 

Глава 3. Философия Древнего Востока

 

Колыбелью античной рефлексивной философии явились рабовладельческие государства Востока – Египет, Вавилон. Здесь впервые появились элементы рефлексивного философского мышления, даже зачатки наивно-материалистической философии. Материалистические философские суждения, попытки решать мировоззренческие вопросы реалистически имели место здесь в конце третьего – начале второго тысячелетия до н. э. В известных памятниках письменности этой эпохи, как «Песнь арфиста», «Беседа разочарованного со своей душой», «Беседа господина с рабом», «Книга мертвых», «Тексты пирамид» зафиксированы размышления о бессмысленности молитв и жертвоприношений, о несостоятельности религиозных предписаний и ритуалов. Там высказывается мысль о несуществовании загробной жизни, недовольство порядками, насаждаемыми рабовладельцами.

Наряду с атеистическими мыслями в упомянутых памятниках письменности содержится размышления о воде как материальной первоосновы мира, из которой произошли все вещи и живые существа. Одновременно развиваются различные области человеческого знания: медицина, анатомия, химия, астрономия, музыка, риторика, магия, математика, геометрия, география и т.д. Появились календари, письменность, в Вавилонии изобрели шестидесятеричную систему исчисления, от этой системы идет современный счет времени. Основой тогдашнего хозяйства было ирригационное земледелие и скотоводство. Определенных успехов достигли строительное искусство, обработка дерева, камня, папируса, кожи, изготовление льняных тканей.

Но все же в Ш – П тысячелетиях до н.э. господствовало религиозное мировоззрение и упомянутые элементы материалистической философии представляли лишь отдельные просветы на фоне религии. Достаточно устойчивы были мифологические взгляды. Тот – бог мудрости, Луна – главное светило в мифологии и астрологии вавилонян. Солнце – сила, погашающая сияние небесных светил, стало быть, оно источник тьмы, оно приносит смерть. Звезды – божества, которые светят только ночью. И только луна, умирая, воскресает к новой жизни, она образ вечной жизни.

Таким образом, с одной стороны, мифология, с другой – особые успехи Египта и Вавилонии в математики, астрономии, космологии и т.д. Философия, хотя и рефлексивная, но ещё не выделилась как особая форма общественного сознания. Нерасчлененность мифологии, философии и науки обуславливалось тем, что в Вавилонии и Египте не было так сильно социальное расчленение в обществе на социальные группы и классы, как это было в соседних странах.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1222; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.