Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность философии древнего Китая




Китайская философиявозникает и развивается вместес мифологией и религией. В китайской мифологии имеет место обожествление неба, земли, природы. Вся природа одушевлена и имеет свои принципы. Философы Китая пытались объяснять мир исходя из него самого. В развитии китайской философии особую роль сыграли мудрецы, особенно бродячие мудрецы-аскеты. Они начали выходить за пределы мифологического понимания мира к его понятийному осмыслению. Ещё одной особенностью китайской философии было ранее возникновение множества школ (период ста школ – 6-ой век до н.э.), в которых преподавалась поэзия, история, законодательство, философия. Знание было необходимой предпосылкой для сдачи государственных экзаменов на должность чиновника.

Первые философские мысли содержатся в древнейших памятниках письменности как «Книга перемен», «Книга о гармонии тьмы», «Канон стихов», «Книга ритуалов», «Анналы весны и осени» и др., в которых высказывались идеи о материальности мира. В них утверждалось, что мир вечен, представляет собой единое целое, состоящее из пяти первоэлементов – огня, воды, земли, дерева и металла. Разное сочетание их дает многообразие вещей. В 7 – 6 вв. до н.э. они пошли дальше в обосновании единства мира, высказав соображение о том, что субстанцией всех вещей, составляющих мир, является единая, вечная, закономерно движущаяся материя ЦИ. Источником движения китайские материалисты того времени видели во взаимоотношениях присущих материи положительных (ян) и отрицательных (инь) начал.

В 6 веке до н.э. возникает даосизм, основателем которого был философ Лао-Цзы и который проповедовал идею о естественном закономерном движении мира. В центре этого учения стоит природа, космос, человек. Все подчиняется ДАО (путь, закон) и Дао есть источник всего, это универсальный всеобъемлющий принцип и способ существования всего. Человек должен слиться с природой, так как он является частью природы. Зло и несчастья в жизни людей возникают от того, что люди вмешиваются в естественный ход вещей и нарушают закон Дао.

В истории древнего Китая выделяется школа Конфуция (551-479 до н.э.). Придерживаясь традиционных религиозных взглядов, согласно которым небо, как верховное хозяйство, диктует свою волю человеку. Конфуций утверждал, что жизнь людей зависит от судьбы, а богатство и знатность происходят от неба. Небо предписывает нормы поведения в совершенном обществе.

В центре философии Конфуция – проблема воспитания. Он писал, что все люди близки друг другу по своей природе, а расходятся между собой в ходе воспитания. Воспитание человека должно быть в духе уважительного и почтительного отношения к окружающим, к обществу. В другом месте Конфуций утверждает, что для того чтобы познать новое, необходимо изучить старое. Учение без размышления бесполезно, а размышление без учения – пустое дело. Сам Конфуций в своем учении высказывался, что он ничего не изобретает, а только передает, передает же он то, что создано ещё в древности, и передает потому, что преклоняется перед этой древностью, верит в неё.

Этика Конфуция понимает человека в связи с его социальной функцией, он является личностью не для себя, а для общества, а воспитание – это подведение человека к надлежащему исполнению этой функции. Социальные отношения должны строиться по аналогии с семейными – это отношение подданного и правителя, подчиненного и начальника, такие же как и отношение сына к отцу, младшего брата к старшему. Для соблюдения субординации и порядка Конфуций вырабатывает принцип справедливости и исправности. Человек должен поступать так, как велит порядок и его положение. Исправное поведение – это поведение с соблюдением порядка и человечности. Конфуцианство и сегодня является неофициальной идеологией Китая, Тайваня, Сингапура.

Выдающимся мыслителем и критиком конфуцианства был Мо-Цзы (479-400 до н.э.). Для выхода из кризиса он обосновывает необходимость строгой социальной организации с деспотической властью главы. Смысл этой этики – в идеях взаимной любви и преуспеваемости, взаимной пользы. Для всех людей в обществе обязательной должна стать общая мера взаимной человечности, все должны печься о взаимной пользе. Формирование административного аппарата должно быть на основе выборности и по способности. А эффективное руководство возможно на основе убеждения и принуждения, т.е. выработать такую систему поощрений и наказаний, при которой неправильное поведение было бы невыгодным.

Познание Мо-Цзы понимал как процесс раскрытия причинности, определения сходства и различия, анализа и синтеза. Он выступил против идеи Конфуция о врожденных знаниях. Если Конфуций о себе говорил, что он излагает старое и не создает новое, то для Мо-Цзы мудрость древних не эталон, а только исходная опора, хорошему в древности следует подражать, но его следует также создавать заново и по-новому. Кроме перечисленных школ в древнем Китае были ещё школы натурфилософов, легистов и др.

 

 

Глава 4. Античная философия (Греция и Рим)

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 652; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.