Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность римско-эллинистической философии 1 страница




Общая характеристика древнегреческой философии зрелой классики

Сущность философии ранней классики

 

В этот период (становление рабовладельческого строя) в древнегреческом обществе вырастают выдающиеся мыслители, политики, законодатели, ученые, художники, которые выражали интересы нового класса, формирующегося на обломках родового общества. К ранней классики относятся школы – милетская, элейская, плюралисты, софисты и Сократ.

а) Милетская школа (Фалес, Анаксимандр и Анаксимен) известна как первая философская школа. В ней впервые поставлен вопрос о первоосновах всего сущего, вопрос о сущности мира. Основу мира они видели в определенном материальном принципе. Здесь уже более высокий уровень абстрактного мышления, который способен отражать реальность другим способом, чем при помощи аллегории или мифологической персонификации. Фалес (624-547 до н.э.), по мнению Гегеля, был творцом философии природы1. Согласно античной традиции, Фалеса причисляли к семи мудрецам древности (кроме Фалеса в их число входит ещё Биант, Питтак, Солон, Клеобул, Периандр и Хилон). Он учился математике и астрономии у египетских жрецов. Основываясь на ближневосточную астрономию, Фалес предсказал солнечное затмение. Сочинения Фалеса, как и других представителей милетской школы, до нас не дошли. Основой чувственно-материального космоса (мира) он считал воду, но вода для него не просто жидкость, а нечто аморфное, текущее сосредоточение материи. Вода у него и принцип, и начало в объяснении мира. Анаксимен (585-525 до н.э.) первоосновой мира считал воздух, как определенный вид материи, неограниченный, бесконечный, имеющий неопределенную форму. Из воздуха путем сгущения и разряжения возникают различные предметы и явления. Анаксимандр (610-546 до н.э.) утверждал, что первоначалом и основой чувственно-материального космоса является апейрон. Его апейрон характеризуется как нечто безграничное и неопределенное. Все развивается из борьбы противоположностей, вся материя живая. Представители милетской школы стремились материалистически объяснить мир и его отдельные явления. Это философское направление можно охарактеризовать как натурфилософию.

б) Элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон) возникла и формировалась в греческом городе-государстве Южной Италии Элея. Её представители сформулировали проблему бытия, познаваемости мира, разрабатывали понятийный аппарат философии (особенно диалектики мышления), выступили против идей Гераклита о вечности движения и развития. Ксенофан (565-473 до н.э.) – странствующий поэт-философ, много путешествовал, излагал свои взгляды большей частью в поэтической форме. Его учение было направлено против мифологического, религиозного представления о возникновении и развитии мира. Признает материальность мира, но считает его неизменным. Ксенофан утверждал, что не боги сотворили людей, а люди сотворили богов по образу и подобию своему. Боги есть продукт человеческой фантазии. Если бы быки, лошади и львы могли рисовать, они изображали бы своих богов в виде быков, лошадей и львов. Бытие он понимает как вечное и неизменное. Мир представляет собой нечто единое, и это единое есть бог, вселенная.

Парменид ( 515-480 до н.э.) формулирует учение о бытии. По его мнению, бытие это то, что познается разумом (т.е. это понятие)1, что бытие едино, вечно, неизменно, что небытия нет. Мир, по Пармениду, есть вещественный шар, в котором нигде нет пустоты и, следовательно, движение невозможно т.к. мировое пространство заполнено целиком. Всякая мысль есть мысль о существующем, поэтому несуществующее, или небытие, никак нельзя мыслить. Мир един и в нем нет частей. Всякое множество есть только обман чувств. Чувственный мир есть лишь кажущееся, есть мнение. Представление о движении и изменении – это лишь мнения смертных. Парменид проводит четкое различие между истинным знанием, являющимся продуктом рационального познания и мнением (докса), опирающимся на чувственное познание.

Зенон (490-430 до н.э.) защищает идеи Парменида. Он разрывает чувственное и рациональное познание. Истинным познанием считает рациональное познание. Чувственное познание ведет к неразрешимым противоречиям. Зенон прославился именно выяснением противоречий между разумом и чувствами. В своих апориях или парадоксах (дихотомия, Ахиллес, стрела, стадион и др.) Зенон отрицает движение и обосновывает неизменность и неподвижность бытия, доказывает, что, если допускается существование движения, то возникают неразрешимые противоречия.

в) Школа плюралистов (Пифагор, Эмпедокл, Анаксагор) при объяснении мира исходили из многих начал.

Пифагор (580-500 до н.э.) и его последователи объясняли сущность вещей с помощью чисел и их соотношений. Пифагор, первый назвавший философию этим именем, признает началами числа и заключающиеся в них соразмерности, которые он называет также гармониями1. Он считал, что все происходящее можно свести к числу и измерить числом, тем самым способствовал становлению и развитию математики. Пифагорейцы полагают основными первые четыре числа арифметического ряда – единицу, двойку, тройку, четверку. В геометрической интерпретации этим числам соответствуют: точка, прямая (определенная двумя точками), квадрат (как плоскостная фигура определенная тремя точками) и куб (как пространственная фигура). Сумма этих основных чисел дает число десять, которое пифагорейцы считали идеальным числом. Абсолютизация чисел вело к мистике, числа были подняты на уровень реальной сущности вещей. Пифагор формулирует учение о бессмертии души.

Эмпедокл (490-430 до н.э.) из Агригента (Сицилия) - врач, основатель медицинской школы (современник Гиппократа). В объяснении мира он исходит из четырех начал – огонь, воздух, вода и земля, которые он называет корнями всех вещей. Кроме существования корней Эмпедокл допускает и движущие силы – Любовь и Вражда. Жизнь природы состоит в соединении и разделении, в качественном и количественном смешении или разделении элементов, которые сами по себе как элементы всегда остаются неизменными. Жизнь природы Эмпедокл представляет как циклический процесс, в котором попеременно берет верх то Любовь, соединяющая физические элементы, то Вражда, разделяющая эти элементы. Другой представитель этой школы – Анаксагор (500-428 до н.э.) объясняет мир при помощи гомеомерий (семена, частицы вещества). Все возникает из гомеомерий при помощи движущей силы, которую он называет умом (нус).

г) К школе софистов относится Протагор (481-411 до н.э.), Горгий (483-375 до н.э.), Гиппий, Продик. Следует отметить, что Сократ был одновременно представителем софистов (разделял многие идеи софистов и использовал софистику в практической деятельности) и борцом против неё. Сначала словом «софист» называли людей искуссных в каком-либо деле, мудрецов, позже стали называть тех, кто в своих речах стремились не к выяснению истины, а к доказательству предвзятой, заведомо ложной точки зрения, к тому, чтобы ложь выдать за правду, мнение за истину, верхоглядство за знание. Это стало возможным потому, что они довели до крайностей мысль об относительности всякого знания, что все человеческие понятия, этические нормы и оценки относительны. Софисты исходили из положения атомистов о равной реальности бытия и небытия и доказывали, что каждому утверждению с равным основанием противостоит противоположное утверждение. А если об одной и той же вещи высказываются разные суждения, то все относительно. Если элеаты доказывали, что мир мнения не существует реально, то софисты противопоставили обратное. Они утверждали, что только мир мнения существует, что бытие – это изменчивый чувственный мир, воспринимаемый человеком. Заслуга софистов в том, что они переориентировали философские исследования с познания природы, окружающего мира на познание человека, его мышления, подготовили диалектику. Их учение можно выразить двумя афоризмами: «Мера всех вещей - человек» (Протагор) и «Познай самого себя» (Сократ).

Сократ (470-399 до н.э.) понимал философию не как умозрительное рассмотрение природы, а учение о том, как следует жить. Поэтому Гегель считает Сократа творцом моральной философии1. В центре сократовской мысли – тема человека, проблема жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пороков, права и долга, свободы и ответственности, личности и общества. Ценность всякого познания в том, чтобы научиться разумно вести человеческие дела. Знание есть обнаружение общего (или единого) для целого класса вещей (или их признаков). Знание есть понятие о предмете. Для определения понятия Сократ использует метод диалектики (диалога), а философствуя он использовал метод иронии и майевтики (буквально, повивальное искусство). Мать Сократа была акушеркой и как акушерка помогает появиться на свет ребенку, так и Сократ своей майевтикой помогал появиться на свет понятию. Он задавал собеседникам самые элементарные вопросы. После того как собеседник Сократа давал ответ на поставленный вопрос, Сократ задает собеседнику новый дополнительный вопрос с таким расчетом, чтобы новый ответ собеседника оказался в логическом противоречии с ответом на первый вопрос. Заметив противоречие, собеседник вносит поправку в свой ответ. Но эта поправка вновь подвергается Сократом новому испытанию и т.д. В результате, если и не достигается законченное истинное определение, то во всяком случае опровергается ряд мнений собеседника как мнений ложных. Чтобы прийти к истине, нужно пройти через ворота противоречия.

Философию Сократа можно охарактеризовать ещё как этический рационализм. Истинная нравственность есть знание того, что есть благо и прекрасное и вместе с тем полезное для человека, что помогает ему достичь блаженства и жизненного счастья. Основными добродетелями Сократ считал сдержанность (укрощение страсти), мужество (преодоление опасности), справедливости (соблюдение божественных и человеческих законов). Все эти добродетели человек приобретает путем познания и самопознания. Дурное поведение Сократ объяснял незнанием или заблуждением, а мудрость и есть совершенное знание.

В философии ранней классики встречается и онтологическая и гносеологическая парадигмы. Онтологическая парадигма преобладает у милетцев, представителей элейской школы и плюралистов. Гносеологическая парадигма частично есть у элейцев, и более четко сформулирована у софистов и Сократа.

Сущность стихийной диалектики в древнегреческой философии. Древние философы были и стихийными диалектиками. Стихийность состояло в том, что существование мира для них было само собой разумеющимся. Их выводы были следствием крайней слабости их научной базы, наука только делала первые шаги, не было фундаментальных законов. Отсюда высокая степень свободы для мыслей и весьма широкий разброс взглядов. Исходили представители стихийной диалектики из признания развития и изменения мира. Природу рассматривали как единое целое, всеобщая связь не доказывалась, а являлась результатом непосредственного созерцания. Стихийная диалектика – это сумма необобщенных и несистематизированных диалектических высказываний, результат гениальных догадок. Они не могли опереться на данные естествознания, не могли объяснить закономерности объективного мира.

Типичным представителем стихийной диалектики является Гераклит из Эфес (540-475 до н.э.). Первоосновой всего он считал огонь. Мир, космос безначален, не создан ни богом, ни людьми, а был, есть, будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно потухающим. Центральным в его учении был принцип «все течет». Постоянный ход развития он сравнивал с течением реки, в которую нельзя войти дважды. Все правится судьбой, или необходимостью. С понятием необходимости тесно связано понятие закономерности – закона (логос). Логос также вечен как и несотворимый и неуничтожимый мир. Гераклит проводит различие между мудростью и знанием, многознание не делает человека мудрым, мудрость состоит в том, чтобы, познавая природу, поступать сообразно с ней, с присущими ей закономерностями. Стихийная диалектика встречается также у софистов и Сократа (как философский диалог, спор, эристика).

 

Философия зрелой классики занимает 4-ый век до н.э. и соответствует зрелости рабовладельческого общества. Возникновению и развитию философии зрелой классики способствовали благоприятные социально-экономические и политические условия, сложившиеся в древней Греции в тот период: политическая свобода, развитие ремесел и торговли, активная политическая и гражданская жизнь в городах-государствах (полисах) и др. Философия этого периода достигает максимального развития во всей античности. Именно в этот период создаются обобщающие философские концепции высокого уровня теоретизации. Философы этого времени разрабатывают вопросы диалектики, теории познания, эстетики, педагогики, изучаются и углубляются вопросы теории искусства, этики, экономики, психологии. Философия зрелой классики охватывает более широкий круг проблем, чем ранняя классика - это не только природа, космос, человек, но и общество и общественные организации, государство и формы правления. Представителями философии зрелой классики являются Демокрит, Платон и Аристотель.

а) Анализ философских концепций Демокрита. Демокрит (460-370 гг. до н.э.) из Абдер – крупнейший древнегреческий философ, атомист, ученый энциклопедист. В его сочинениях рассматриваются различные вопросы этики, логики, теории познания, математики, астрономии, физики, биологии, техники, литературы, поэтики, эстетики, языкознания и ряда других областей научного знания. Сохранились более 60 названий его произведений, но от них остались только фрагменты. Главными произведениями являются «Великий диакосм», «Малый диакосм», «О логике, или мерило».

Демокрит является родоначальником атомистического материализма. Он впервые создал универсальное учение на основе абстракции, а не на конкретно-чувственном материале. Началами бытия являются атомы и пустота. Но атомов он не видел, к ним он пришел мысленно. Атомы суть всевозможные маленькие тела, не имеющие качеств, пустота же – некоторое место, в котором эти тела двигаются1. Атомы (неделимое) невидимы, поскольку малы. Они неизменны, неуничтожимы, внутренне бескачественны. Атомов бесконечно много, между собой они отличаются формой порядком и поворотом. Атомы движутся в пустоте, которая также бесконечна. Возникновение вещей происходит благодаря соединению атомов, уничтожение – разъединению. Атомы соединяются по принципу «подобного с подобным».

Душа, по Демокриту, телесна и смертна, поскольку с разложением тела рассеиваются и её атомы. Демокрит ввел понятие «микрокосм», применяя его к человеку как аналогу «макрокосма» мира. Он различал два рода познания: один истинный, другой – темный. К темному относится чувственное познание: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Когда темный род познания уже более не в состоянии ни видеть слишком малое, ни слышать, тогда на сцену выступает истинный род познания. Истинное познание – это рациональное познание, т.к. мышление обладает более тонким познавательным органом.

Демокрит учил, что мудрость приносит три плода: не только хорошо мыслить, но и хорошо говорить, а также хорошо поступать. Он уверял, что излишнее богатство также мало доставляет счастья, как и бедность. Счастье человека он видел в хорошем расположении духа, которое зависит от умеренности во всем.

б) Онтологическая и гносеологическая парадигмы в философии Платона. Древнегреческий философ Платон (427-347 гг. до н.э.) был учеником Сократа. В 387 г. основал в Афинах Академию – первый опыт профессионального философствования. Первый философ, от которого до нашего времени дошли почти все его сочинения. Написал более 36 работ (диалогов), среди которых «Пир», «Федр», «Федон», «Парменид», «Государство», «Политика» и др. Основными проблемами в философии Платона являются онтокосмологическая, познавательно-методологическая, социально-политическая, этическая.

Онтологическая парадигма сводится к пониманию мира и бытия. В объяснении реальности Платон исходит из признания мира идей и мира вещей. От Платона начинается как бы раздвоение мира на материальный и духовный, это распространяется и на человека – тело и душа. Платон является основоположником объективного идеализма, он отрицал все, что утверждали материалисты. Истинный мир, бытие – это мир идей, это мир идеальных сущностей. Платон утверждает примат общего над единичным. Каждый предмет есть лишь отблеск общего. Мир вещей это только тень, несовершенная копия мира идей. Чувственные вещи непрерывно возникают и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего прочного и истинного. Подлинная сущность мира вещей, их причины – бестелесные внечувственные формы, постигаемые умом – идеи, эйдос. Идеи вечны, неизменны, неделимы, бесконечны. Они существуют до вещей и являются причиной вещей. Между миром идей как истинное бытие и небытие (материя как таковая) находится мир чувственно воспринимаемых вещей, видимый мир.

Если И.Кант считал Платона отцом всякой мистики в философии, то Гегель был более высокого мнения о нем. Он отмечал, что подобно тому, как Фалес был творцом философии природы, Сократ – моральной философии так Платон был творцом третьей науки, относящейся к философии, - диалектики. Древние считали это величайшей его заслугой1. В диалогах Платона встречаем массу классических образцов древнегреческой диалектики, как например, взаимоотношение единого и многого, конечного и бесконечного. Диалектика Платона исходит из тождества противоположностей: бытие предполагает небытие, единое – многое, покой – движение, тождество – различие. Разделами диалектического метода являются познание, рассуждение, вера, уподобление. Платон называл диалектикой логический метод, с помощью которого на основе анализа и синтеза понятий происходит познание истинно сущего – идей. Диалектик тот, кто может ставить вопросы и давать правильные ответы на них. Диалектика, по мнению Платона, является как бы оглавлением наук, стоит наверху и что никакая другая наука, по справедливости, не может стоять выше её, ею должны заканчиваться все науки2.

Своеобразна гносеологическая парадигма Платона. Он делает четкое разделение познания и мнения, познания рационального и чувственного. Предметом чувственного познания является видимый мир, мир вещей. Чувственное познание дает нам не знание, а мнение (докса). Истинное познание – это рациональное познание, которое имеет своим предметом мир идей, это непосредственное, интуитивное познание в основе которой находится теория воспоминаний (анамнезис).

Душа, по Платону, вечна и бессмертна, после смерти тела (темницы души) душа попадает в мир чистых идей, созерцает их, потом перевоплощается в другое тело. Поэтому познание есть воспоминание того, что душа созерцала в мире чистых идей. Высшие формы научного знания – математика и диалектика. Истинное знание доступно не всем и не выразимо письменно, в понятиях. Доступное только философу истинное знание есть восприятие целого в гармоническом единстве его частей, мистический синтез мысли, чувства, мифа и логоса, есть стремление души в мир идей. Познание необходимо для правильного образа жизни и воспитания.

Душа человека бестелесна и бессмертна. Она состоит из трех частей: разум, воля и благородные желания и низшая часть – влечения и чувственность. Люди отличаются, друг от друга тем, какая часть души преобладает у них. Те, у которых преобладает разум, являются философами, они могут созерцать красоту и гармонию идей, они могут быть правителями. А те, у которых преобладают воля, смелость, мужество – это воины и стражники. Низшая часть души преобладает у работников физического труда.

Платон формулирует концепцию идеального государства – это схема утопического государства, в котором функционирование общества подчинена строгому государственному контролю. Оно основывается на перечисленные выше трех сословиях – работники, воины и правители. Каждый должен четко выполнять свои обязанности в зависимости от своих способностей. Управляют государством умные люди - философы, воины обеспечивают общественный порядок, а работники производят материальные блага. Философы и воины не должны быть обременены частной собственностью. Все граждане идеального государство вместе отдыхают, едят. Все жены и дети общие. В этом государстве действует хорошо продуманная система воспитания. Ближе всего к идеальному государству является аристократическая республика. Худшими формами правления – демократия, тирания, диктатура.

В этике Платон учит о четырех благах: мудрость, смелость, умеренность и справедливость. Мудрость связана с разумной частью души, она присуще правителям и философам. Мужество связано с волей и свойственна воинам. Умеренность ассоциируется с чувствующей частью души и характерна для основной массе работников. Гармоническое сочетание этих трех добродетелей образует справедливость. Последняя является свойством государства, регламентирует взаимоотношения людей.

В эстетике Платон сформулировал идею красоты, прекрасного, наметил социальные функции искусства. Однако искусство им недооценивалось, поскольку это копия с копии. Вещи, природа есть копия идей, поэтому нет смысла изображать конкретную вазу, лошадь, женщину, а надо сразу переходить к общему, идеальному. Прекрасное понимается Платоном с позиции примата общего над единичным. Познание прекрасного начинается с выделения красивого в отдельных вещах. На основе этих наблюдений возникает представление о прекрасном. Затем человек открывает прекрасное в других явлениях, в результате чего его представление о прекрасном расширяется, становится более общим. В ходе дальнейшего познания он снова сталкивается с новыми прекрасными явлениями и опять меняет свое представление о прекрасном. И так продолжается до тех пор, пока человек не достигнет знания всеобщего, знания прекрасного самого по себе. Единственный вид искусства, который признавал Платон - это музыка.

б) Общая характеристика философии Аристотеля. Выдающийся древнегреческий философ Аристотель (384-322гг. до н.э.) родился в г. Стагире (Македония), был учеником Платона и слушателем его академии. После смерти Платона покинул его академию, став воспитателем Александра Македонского. Когда ему было около 50 лет вернулся в Афинах. Основал свою собственную школу – Ликей. Является создателем самой обширной научной системы из существовавших в античности. Написал более 150 научных трудов. Из них наиболее значимые – «Органон», «Метафизика», «Физика», «О душе», «Никомахова этика», «Политика», «Экономика», «Риторика», «Поэтика» и др.

Аристотель впервые начал выделение философии из единой науки в самостоятельную область, которая имеет свой предмет - изучение сущности мира, соотношение бытия и сознания. Его философия строится на иных (материалистических) принципах. Поэтому он критикует Платона за допущение мира идей, что эти идеи Платон оторвал от существующей объективной реальности. Аристотель показывает, что концепция Платона о мире идей не способствует пониманию реального бытия, но, скорее, наоборот, его затемняет, а с точки зрения логики эта теория во многих отношениях спорна.

Аристотель считает, что объективно существует материальный мир, а идеи есть их сущность. Материальный мир первичен, однако это не идентично понятию материи. Материя – это материал из которого создаются вещи. Конкретные вещи есть сочетание материи и формы. Материя пассивна, форма – активное начало. Форма предшествует материи во времени. Возникновение вещей есть «оформление» материи, процесс в котором участвуют четыре вида причин: материальная, формальная, производящая и целевая. Например, архитектор строит дом, в этом случае материал – это материя, план дома – это форма, архитектор – это производящая причина, а законченное здание – это цель. Неподвижным перводвигателем и формой всех форм выступает Бог.

Познание Аристотель понимает как отражение. Первым уровнем он считает чувственное познание. При его посредстве мы познаем конкретное бытие, первые сущности, единичное. Но большее значение он придает познанию общих закономерностей. Постижение общего является привилегией разума. Познание есть развивающийся процесс, переход от простейших чувственных отражений к предельным абстракциям. Научное познание есть вершина познания. Научное познание (эпистеме) отличается от мнения (докса). Аристотель считал, что ошибки в человеческом познании связаны не с восприятием, а с абстрактным мышлением, с процессом образования понятий, суждений и умозаключений. Внес огромный вклад в развитии многих наук.

Аристотель разрабатывает учение о человеке. По его мнению, человек по природе своей – существо политическое (зоон политикон)1. Человек состоит из души и тела. Душа понимается как организующая форма, которая дает смысл и направленность жизни. Душой обладают все живые существа. Выделяются три вида души: растительная, животная и разумная. Человек разумное существо, этим он отличается от животных. Человек предназначен для жизни сообща, в коллективе, только в обществе могут формироваться его нравственные качества.

В биологии он дал первую классификацию видов. В медицине Аристотель развивал гуморальную идею Гиппократа (о роли четырех жидкостей организма – крови, слизи, желтой желчи и черной желчи). Интересны его выводы о структуре и функции органов, о здоровье, врачебном искусстве. Последнее есть знание о содействии здоровью и о том, какой образ жизни вести. Врачу надо изучать как здоровье, так и жидкости организма, с которыми здоровье связано. Аристотель высказал гениальную догадку об инфекционных заболеваниях: «Почему от некоторых болезней заболевают, когда соприкасаются с больным, а от соприкосновения со здоровым никто не выздоравливает? Почему, когда соприкасаются с чахоточными или страдающим чесоткой, то воспринимают их болезнь, а от соприкосновения с больными водянкой или апоплексией никто никогда не заболевает?».

Понятия государства и общества Аристотель по сути отождествляет. Он отмечал, что всякое государство – продукт естественного возникновения и что оно уподобляется в этом отношении первичным общениям – семье и селению2. Государство Аристотель понимает как сообщество общин, а общину – как развитую семью. Поэтому во многих случаях формы организации семьи он переносит на государство. Сущность государства Аристотель видит в политическом сообществе людей, которые соединились для достижения определенного блага. Существуют три хорошие и три плохие формы государственного правления, последние возникают как деформация хороших. Хорошими он считает монархию, аристократию и политею. К плохим относится тирания, олигархия и демократия. Задачами государства Аристотель считал предотвращение чрезмерного накопления имущества граждан, чрезмерного роста политической власти личности и удержание рабов в повиновении. Он отвергал спекулятивное «идеальное государство» Платона. Идеальным Аристотель считает такое государство, которое обеспечивает максимально возможную меру счастливой жизни для наибольшего числа рабовладельцев. Рабов и свободную бедноту он считает политическими бесправными.

Аристотель является основателем формальной логики с её принципами и законами. Но логику он понимал не как отдельную науку, а как орудие (инструмент) познания. Логика для него - это наука о доказательствах, формах мышления, применяемых в познании. Аристотель сформулировал законы мышления – закон тождества, противоречия и исключенного третьего. Большой вклад он внес в создании теории категорического силлогизма.

Внес Аристотель определенный вклад и в развитии эстетики. Как известно, Платон из всех видов искусства признавал только музыку, противопоставлял искусство и познание. Искусство, согласно Аристотелю, воспроизводит действительность, используя творческие возможности. Самым важным видом искусства является трагедия, которая путем катарсиса очищает человека и облагораживает его чувства.

 

Поздняя классика или римско-эллинистическая философия просуществовала с Ш в. до н.э. до VI в.н.э. Это период распада и разложения рабовладельческого общества, период, когда достигает кульминации кризис греческих свободных полисов. Экономический и политический упадок Греции, закат роли полисов отражается и в греческой философии. Усилия, направленные на познание объективного мира (философия Аристотеля), активное участие в политической жизни, которые проявились у греческих философов, постепенно замещаются индивидуализмом, этизированием и морализированием, либо скептицизмом и агностицизмом. Со временем интерес к философскому мышлению вообще резко падает. Приходит период мистики, религиозно-философского синкретизма, христианской философии. В римско-эллинистической философии выделяют три периода:

- ранний эллинизм (скептицизм, эпикуреизм, стоицизм) – 3 в. до н.э.- 1 в.н.э;

- средний эллинизм (стоический платонизм, поздние стоики и поздний платонизм) – 1-2 в. н.э.;

- поздний эллинизм (неоплатонизм) – 3- 6 в. н.э.

а) Эпикуреизм – философская школа, основанная в 306 г. до н.э. Эпикуром (341-270 гг. до н.э.) в предместьях Афин. Представителями школы были Метродор, Гермарх, Полистрат, Филодем, Лукреций. Главное его учение – этика. Высшим благом Эпикур признавал блаженство, наслаждение (с гр. Hedone). Оно состоит в удовлетворении естественных потребностей и в достижении душевного равновесия – спокойствия души (атараксия) и тем самым и счастья (эвдемонии).

Эпикур считал, что философия – это учение о мудрости, а мудрость есть нравственный образ жизни. Философская система Эпикура направлена на обоснование идеи о возможности и необходимости достижения индивидуумом счастливой жизни. Эти моральные требования он считал естественными, вытекающими из человеческой сущности. Эпикуреизму не повезло в смысле его адекватного понимания. Часто его рассматривали упрощенно, как теорию ничем не сдерживаемых телесных наслаждений. Это, а также атеистическая основа эпикуреизма, вызвали неприязнь и критику со стороны стоиков, скептиков и других философов эпохи эллинизма. На самом же деле наслаждение, о котором говорили эпикурейцы, было умеренным настроением души, полным благородного спокойствия и умозрительной уравновешенности. Философия для эпикурейцев – это деятельность, посредством которого приводит человека к счастливой жизни.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 814; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.