Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Натурфилософия Ренессанса




Гуманистическая проблема

Это проблема человека и его место в мире, единство его физического и духовного облика. Данными вопросами занимались писатели, поэты, художники, публицисты, такие как Данте Алигери (1265-1321), Ф. Петрарка (1304-1374), Дж. Боккаччо (1313-1375), М. Фичино (1433-1499), Лоренцио Валла (1407-1457), Помпонацци (1462-1525), Пико де ла Мирандола (1463-1494), Мишель Монтень (1533-1592) и др. Гуманисты развивали мысли о свободе и достоинстве человека, о самоценности земной жизни, критиковали пороки и недостатки существующего общества. Они считали, что схоластическая философия непригодна для жизненного наставления. Общество должно воспитывать нового, совершенного человека, способного к добродетельным поступкам. Это воспитание реализовывается в процессе образования и упорного труда, при изучении гуманитарных дисциплин – грамматики, риторики, философии, этики, литературы, трудов общественных и церковных деятелей, философов античности. Причем изучение трудов Платона, Аристотеля, Эпикура и др. должно быть освобождено от налета схоластики и томизма. Гуманисты обосновывают борьбу со схоластикой и клерикализмом, выражавшейся в резко критическом отношении к профессиональным служителям католической церкви.

Натурфилософская проблематика в эту эпоху носила пантеистический характер. Разработкой естественнонаучной картины мира занимались Н. Кузанский (1401-1464), Н. Коперник (1473-1543), Бернардино Телезио (1509-1583), Дж. Бруно (1548-1600), Г. Галилей (1564-1642), Леонардо да Винчи (1452-1519), Парацельс (1493-1541), Андреас Везалий (1514-1564). Они обосновывали материалистический взгляд на мир, стремились отделить философию от теологии. Создание новой картины мира и обращение к изучению природы связаны с развитием производства, мореплаванием, географическими открытиями.

Б. Телезио основывает в Неаполе академию для опытного изучения природы. Задачей философии, считает он, является не познание бога, а исследование реальной природы. Он отвергает упование на высшие авторитеты. Философские и научные выводы должны опираться на непосредственное восприятие и опыт, на собственный разум.

Н. Кузанский был священнослужителем, богословом, но имел новаторские для того времени философские взгляды.Разрабатывая традиционную для того времени проблему отношения бога и мира, решает её по-новому. Он сближает бога с природой, приписывая последней божественные атрибуты, отрицает существование различия между богом и его творением. Мир един, а бог и окружающий мир – одно и тоже. Единое (бог) и бесконечное (его творение) относятся между собой как минимум и максимум (противоположности). Важнейшим выводом Кузанского является учение о противоположностях. Человек представляет собой противоположность, он как телесное существо конечен и бесконечен в стремлениях своего духа. С идеей уподобления человека богу связано его учение о совпадении противоположностей.

В боге совпадают конечное и бесконечное, центр и периферия. Бог – это бесконечный максимум, а мир, природа – ограниченный максимум, вселенная бесконечна. Кузанский преодолевает креационистскую теорию о сотворении мира из ничего. Веру он ставит выше разума, причем имеется в виду вера не столько в её богословском, сколько в философско-гносеологическом смысле. С веры начинается всякое понимание. Разум направляется верой, а вера раскрывается разумом. Познаваемость мира реализуется на фоне непознаваемости бога. Проблема познаваемости у Кузанского формулируется как проблема веры и разума.

Н. Коперник разгромил геоцентрическую систему Аристотеля-Птолемея, согласно которой Земля есть центр нашего космоса и богоизбранной планетой. Идея геоцентризма вполне гармонировала с обыденным опытом, со здравым смыслом. Н. Коперник формулирует гелиоцентрическую систему, согласно которой Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. Идея гелиоцентризма оказалась весьма плодотворной, так как стимулировала преодоление чувственной видимости обыденного сознания и представление о конечности космоса1.

Д. Бруно обосновывает единство и бесконечность космоса, его несотворимость и неуничтожимость. Наша солнечная система лишь одна из множества подобных систем. Земля не может быть центром космоса, так как в мире нет ни центра, ни границ. Первоосновой мира является единая материя, которая есть неразвернутая причина всего существующего, субстанциальной возможностью всего конкретного. Природа - это бог в вещах, божественная сила, скрытая в них. Проблему веры и разума Бруно решал в духе их полного разделения, не допуская никакого вмешательства в истины философии и науки со стороны носителей религиозного знания. По его мнению, вера требуется для наставления грубых народов, которые должны быть управляемы, в то время как философия адресована не простому народу, а только мудрецам, способных понять наши рассуждения. За эти идеи и пантеизм Бруно был сожжен на костре инквизицией в 1600 г.

Большую роль в развитии науки и философии сыграл Г. Галилей. Он заложил основы классической механики, имеет ряд открытий в астрономии, был сторонником опытного изучения природы. Галилей полагал, что математика и механика лежат в основе всех наук. Он считал, что книга природы написана математическим языком, чтобы её расшифровать, нужно применять математические методы. До Галилея эти методы не применялись в конкретных науках. Галилей считал, что математику можно использовать в конкретных исследованиях, если с её помощью создать идеальные (математические) модели. Его заслуга также в том, что он предложил идею эксперимента, ввел метод количественного анализа, опытно-индуктивный и абстрактно-дедуктивный способы исследования природы.

Г. Галилей начал свое образование на медицинском факультете Пизанского университета, но не окончил этот факультет. Увлеченность математикой и механикой привело к тому, что он перешел на другой факультет во Флоренции. Но исследовательский дух в области медицины не покидало его. Вместе с врачами-физиологами участвовал в создании и использовании микроскопа, пульсометра и других приборов, сыгравших большую роль в развитии медицины. Способствовал развитию экспериментов в медицине, что дало толчок становлению многих направлений этой науки. Галилей использовал свои знания в математике и механике для изучения биохимических процессов в организме человека, в изучении кровообращения, процессов дыхания, пищеварения. Главное обвинение инквизиции против Галилея было в том, что своими работами в области медицины он ниспровергал учение церкви о душе и человеческом теле как вместилище души.

Леонардо да Винчи – знаменитый итальянский художник, инженер и философ. Придавал большое значение связи науки и практики. «Влюбленные в практику без науки – словно кормчий, ступающий на корабль без руля и компаса; он никогда не уверен, куда плывет; всегда практика должна быть воздвигнута на хорошей теории. Наука – полководец, а практика – солдаты»1. Интересны его высказывания о медицине. «Надобно понять, что такое человек, что такое жизнь, что такое здоровье, и как равновесие, согласие стихий, его поддерживает, а их раздор его разрушает и губит. Медицина есть восстановление согласия стихий, утративших взаимное равновесие; болезнь есть нестроение стихий, соединенных в живом организме»2.

Андреас Везалий осуществил переворот в философии и медицине. В 23 года он защищает диссертацию на степень доктора медицины, а через два года начинает преподавать в Падуанском университете анатомию. Он материалистически интерпретировал происхождение мира, в центре которого ставил человека. Везалий опроверг взгляды древнеримского врача Галена (130-200), которые просуществовали в медицине более тысячи лет. Свои труды по физиологии и анатомии Гален написал, опираясь на исследования животных. Везалий формулирует свои выводы на основе многочисленных анатомических экспериментов (вскрытие трупов). Издал знаменитую для своего времени книгу «О строении человеческого тела» (1543). В ней дал научное описание строения всех органов и систем, которая гораздо больше соответствовала реальности. Задолго до Ч. Дарвина высказал мысль о взаимосвязи структуры и функции органов. Указал на многочисленные ошибки своих предшественников, в.т. числе и Галена.

Парацельс был не только врачом, но и биологом, алхимиком, философом, борцом против схоластики. Главная универсальная наука для него является медицина, источником и опорой которой является теология, философия, астрономия и алхимия. Философии придавал большое значение, видел в ней источник более совершенного познания, доказывал, что опыт является основным средством познания. Он считал, что всякая вещь содержит в себе жизненную силу, в которой спрятан ключ к природе, и тот кто познает его, тот обретет способ магически воздействовать на природу и преобразовывать её. Искусство врачевания зависит от усвоения этого способа. Это значит, что воздействуя на одну вещь, мы можем повлиять на другие вещи. Заслуга Парацельса в том, что он освободил медицину от суеверий и мистики, соединил медицину с химией, вводит ряд химических веществ в медицинскую практику. Пытался понять процессы, происходящие в организме, например, химические процессы (то, чем занимается современная биохимия).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.