Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Французский материализм ХУШ века




Французский материализм – новая ступень в развитии материалистической философии. Для материализма этого периода характерно гуманизм, борьба с клерикализмом, связь с социальными проблемами, энциклопедизм и просветительство. Философия ХУШ века развивалась как философия просвещения через статьи в энциклопедиях и словарях, в полемических изданиях, где комментировались научные и философские идеи.

Просветительство - международное течение, оно не было лишь политическим или лишь философским явлением. Оптимизм Просвещения был обусловлен тем, что оно выражало умонастроение поднимающейся и крепнущей буржуазии. Просветительство объединяло прогрессивно мыслящих людей, было направлено против феодального устройства общества, боролись против религиозных предрассудков и суеверий, за свободу мышления, верили в научно-технический прогресс и выступали за распространение знаний. И. Кант определял просветительство как способность жить своим собственным умом, пользоваться разумом без управления со стороны1. Представителями просветительства были Вольтер (1694-1778), Ж.Ж. Руссо (1712-1778), Монтескье (1689-1775), Д. Дидро (1713-1784) и др.

Главная проблема просвещения – это проблема человека, его отношения с обществом. Представители Просвещения считали, что человек по своей природе кроток и доброжелателен. Руссо утверждал, что только извращение и ограничение цивилизацией природного начала в человеке ведет к несправедливости и злу. Просветители пытались решить противоречие между индивидуальным человеком, который руководствуется только своими интересами и «человеком вообще» – носитель разума и справедливости. Однако носителем разума и справедливости является не индивидуальный человек, который заражен эгоистическими интересами, а именно «человек вообще», идеальный представитель рода, получивший у Канта название «трансцендентального субъекта». Монтескье в своей работе «О духе законов» пытается найти такие принципы социального устройства, которые гарантировали бы определенную социальную устойчивость и формировали предпосылки для развития социальных добродетелей. Вольтер критически анализирует философию Декарта и Лейбница и считает, что она является духовным оружием в борьбе со всем неразумным, устаревшим социальным устройством. Ж.Ж. Руссо формулирует теорию социального договора, согласно которой государство и социальные институты являются результатом согласия людей для ограничения эгоистических интересов и вражды между людьми. В социальном договоре человек теряет собственную свободу и неограниченное право на все, но приобретает гражданскую свободу, которая является превыше всего.

Материализм этого периода представлен философами Д. Дидро, П. Гольбах (1723-1789), К. Гельвеций (1715-1771), Ж. Ламетри (1709-1751), Ж. Робине (1735-1820). Э. Кондильяк (1715-1780). Они придали материализму современную форму, говорят не о субстанции или природе вообще, а о материи, которая имеет атрибутивные характеристики – движение, пространство и время. Французские материалисты дают гносеологическое определение материи – что материя это все то, что воздействует на нас и производит ощущения (Гольбах), материя определяется в соотношением с сознанием. Мир не только материален и существует сам по себе, объективно, но представляет собой целостность, систему (Гольбах «Система природы»), высшие формы которого являются результатом эволюции, исторического развития.

Французские материалисты развивают дальше диалектику и более четко применяют её принципы при анализе природы и человека, более ясно и четко формулируют противоположность между материализмом и идеализмом, дают аргументированную критику субъективному идеализму. Значительно развивали эстетику, её категории и материалистическое понимание прекрасного. В искусстве развивают критический реализм.

Самая важная характеристика французского материализма ХУШ века – это его атеистическая направленность и критика религии. Тем не менее материализм этого периода носил механистический, метафизический характер. Ж. Ламетри в своей работе «Человек – машина» интерпретирует человека как механизм, опираясь на принципы механики, полагая, что изучение механики тела человека будут способствовать раскрытию его сущности, специфики его мыслительной деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 809; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.