Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика современной философии




Существуют несколько мнений относительно начала современной философии. Некоторые считают, что современная философия является неклассической философией и начинается она после немецкой классической философии. Другие принимают за начало современной философии конец прошлого – начало нынешнего столетия. Третьи – середина нашего столетия. Различие мнений связано с тем, во-первых, что нельзя проводить строгую временную границу. Во-вторых, в современной философии некоторые философские течения (томизм, кантианство, гегельянство) возникли раньше, но имеют новое проявление. И, в-третьих, большинство течений современной философии (позитивизм, экзистенциализм, неоспиритуализм, философия жизни и др.) имеют свои предпосылки в пределах середины прошлого столетия. Более точным можно считать точку зрения принимающая начало современной философии вторую половину прошлого века.

Классическая философия рассматривала мир как единую рациональную систему с позиции субъект-объектной парадигмы. Ее представители допускали, что разум способен познать мир, верили в прогресс науки, выдвигали требование познать мир, чтобы разумно его преобразовать, допускали, что познание свойственно каждому индивиду. Но уже во взглядах А. Шопенгауэра, Ф. Ницше и их последователей возник определенный скептицизм, убеждение, что познание и постижение истины доступны не каждому индивиду, что мир не является рациональной единой системой, что прогресс наук привел к страшным последствиям для человечества.

Современная зарубежная философия является в целом неклассической философией. На её становление и развитие оказали влияние особенности политических систем, науки, религии, искусства, техники современного общества. Для современной эпохи характерно не только интеграция, кооперация и глобализация общественно-политической и экономической жизни, но и взаимопереплетение культурных традиций, взаимообогащение духовного опыта народов. Поэтому проблемы и противоречия современной эпохи наложили свой отпечаток на развитие современной философии. Она представляется крайне разнородным течением, имеет своеобразную динамику, характеризуется новой проблематикой, новыми тенденциями и одновременно в новом свете ставит традиционные проблемы. Современная философия – это смесь различных течений, а сами течения не выступают в чистом виде. Течения в современной западной философии не выделяются по одному какому-либо принципу, логическому основанию. Позитивизм, прагматизм, неотомизм – это по сути учения, другие выделяются по именам: философская антропология, франкфуртская школа и т.д.

Современная философия понимается как логический анализ науки, как рефлексия личностных переживаний, как образ объективного мира, как антропология, как метафизика. Другими словами современная философия представляет собой множество направлений, течений, систем проявляющие определенное развитие.

Философия не развивается линейно. В современной философии ставятся ряд проблем, имеющие общечеловеческий характер: мир и место человека в нем, сущность человека и его предназначение, индивид и человечество, судьба человеческой цивилизации, единство и множество культур, глобальные проблемы и выживание человечества и др. Но необходимо отметить различие между какой-то проблемой и её интерпретацией в философских системах, это не одно и тоже. Для современной западной философии характерно:

Крутой поворот в сторону лингвистических проблем в результате чего общение и язык рассматриваются основами бытия, познания и деятельности;

Рассмотрение конечного человеческого существования как основной точки отсчета бытия и попытка воссоздать целостную картину мира, отталкиваясь от этой точки отсчета;

Анализ смысла знаний и действий как ключевой проблемы познания и деятельности;

Интерпретация техники как важнейшую область современной жизни (культ научно-технического разума;

Рассмотрение логики и науковедения в центре философских размышлений. На основе рефлексии они пытаются стать метафилософией и сосредотачиваются на формальных условиях рациональности и деятельности;

Тенденция к мистицизму и иррационализму. Кризис духовности, норм и принципов морали, которые периодически имеет место в обществе, ведет к распространению мистических и иррационалистических течений. В ХХ веке получили широкое распространение теория психотрансмутации Г.И. Гюрджиева, мистический космизм Е. Блаватской, неохристианство Д. Мережковского, духовного возрождения Кейзерлинга и др.

Сциентизм и антисциентизм. Классическая философия основывалась в определенной мере на науку, исповедывала гносеологический оптимизм. Научное мышление было эталоном, моделью философского мышления. В современной философии отходят от этого принципа. Сциентизм возникает как следствие НТР и является некритической абсолютизацией науки, верой в том, что наука может решить абсолютно все социальные проблемы. К сциентизму относится неопозитивизм, критический рационализм, неореализм, постпозитивизм и др. Антисциентизм, наоборот, подвергает критике науку и технику и ставит под сомнение их возможность обеспечения социального прогресса. Требует ограничения социальной экспансии науки и уравнения её с другими формами общественного сознания – религией, моралью, искусством и т.д. К антисциентизму относится экзистенциализм, философская антропология, философско-религиозные течения.

Каково должно быть наше отношение к современной западной философии? До недавнего времени некоторые руководствовались марксистской парадигмой, согласно которой современная западная философия является отражением общего кризиса капитализма и в ней преобладают идеалистические течения. Если быть объективным, то идея общего кризиса капитализма не подтвердилась и всю западную философию нельзя свести только к идеалистическим школам. Любая истинная философия представляет собой духовную квинтэссенцию своей эпохи, является специфическим способом мышления. Поэтому чем больше типов и способов мышления, тем лучше для духовного и социального развития человечества. Следовательно, наше отношение к современной западной философии должно быть объективным, критическим, должны выделить соответствующую проблематику, её роль и место в духовной жизни.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 997; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.