КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность римско-эллинистической философии 2 страница
б) Стоицизм – философская школа, основанная Зеноном из Китиона в Ш в. до н.э. Представителями этой школы были Клеанф, Хрисипп, Сенека и император Марк Аврелий. Стоики считали философию своего рода тренировкой ума, упражнение в мудрости. Поэтому основным содержанием и методом стоиков была логика. Физика считалась философией природы, а этика – философией жизни. Стоики критикуют эпикуреизм и считают, что злоупотребление удовольствиями ведет к противоположному эффекту – к неприятностям. Цель жизни – жить в соответствии с законами природы и блага. Человек должен подчиняться космическим законам и не желать того, что не в его возможности. Для стоиков идеал мудреца – это человек, поднявшийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещенности, знанию, добродетели, это человек – достигший невозмутимого спокойствия и терпимости. Счастье состоит в том, чтобы не желать никакого счастья. Стоики утверждали, что судьба господствует во всем, что судьба ведет того, кто ей добровольно подчиняется, и тащит того, кто неразумно ей сопротивляется. Этика стоицизма есть сознательный отказ от всего и примирение с судьбой. Она отвлекает внимание человека от проблем внешнего мира и ориентирует на внутренний мир. Только в себе человек может найти единственную поддержку. в) Скептицизм – довольно распространенная философская школа, возникла в конце четвертого века до н.э. Скептицизм основан Пирроном (365-275 до н.э), представителями были Энезидем, Тимон, Секст Эмпирик. Они ставили под сомнение правильность любого познания. К скептицизму вели идеи об изменчивом характере всех вещей (принцип Гераклита – все течет, все изменяется), об относительности воспринятых вещей, отсутствие единого достаточного критерия, который оправдывал выбор их двух противоположных суждений. Древние греки заметили противоречие между изменчивыми вещами, кажущиеся воспринятые чувствами и неизменный характер бытия, установленный разумом. Вещи поэтому не могут быть познаны. Ни чувственное, ни рациональное познание не дает нам истинное знание. Сомнение рождается из суждений, поскольку об одной и той же вещи мы можем высказать разные суждения. Поэтому о вещах нельзя высказывать никаких суждений, следовательно, нужно воздержаться от любых суждений. А это ведет к невозмутимому спокойствию (атараксия) и отсутствию страданий (апатейа). Пиррон говорил, что философ тот, кто стремится к счастью, но счастье состоит только в невозмутимости и отсутствии страданий. Энезидем сформулировал десять принципов (троп) основывающие скептицизм. Это аргументы против суждений о реальности: что вещи изменчивы, что одни и те же вещи могут вызвать разные эффекты, что люди различны и об одной и той же вещи могут высказать разные суждения, что органы чувств человека тоже различны, что вещи воспринимаются в зависимости от состояния человека и т.д. г) Неоплатонизм – последнее цельное философское направление, возникшее в период античности (П в. до н.э. и Ш – У вв. н.э.). Основателем был Плотин (205 – 270). Неоплатонизм формируется в той же самой социальной обстановке, что и христианство. Подобно остальным иррационалистическим философским направлениям поздней античности, неоплатонизм в определенной мере есть проявление отказа от рационализма предшествующей философии. Он является специфической рефлексией социальной безысходности и прогрессирующего разложения социальных отношений, на которых основывалась Римская империя. Плотин считал, что основой мира является сверхчувственный, сверхъестественный, надразумный божественный принцип – Единое. Природа, по Плотину, сотворена так, что через материю (тьму) проникает божественный принцип (свет). Он создает определенную градацию существования от высшего (настоящего, истинного) к самым низшим, подчиненным. На вершине этой градации стоит божественный принцип Единое, далее идет ум (божественная душа), душа, а ниже – природа. Душа является переходом от божественного к материальному. Акцент на духовное (благо) ведет к подавлении всего телесного и материального (зла), это аскетизм. Единственное познание есть познание божественного принципа. Последний не может быть постигнут ни умственным, ни рациональным путем. Единственным способом приближения к божественному принципу Плотин считает экстаз, который достигается лишь духовным усилием – душевным сосредоточением и подавлением всего телесного. К четырем добродетелям Платона (мудрость, смелость, умеренность и справедливость) Плотин добавляет ещё три христианских добродетелей – веру, надежду и любовь. Идеи Плотина способствовали сближению философии с религией, послужили основой для христианства, оказали воздействие на развитие христианской и исламской теологии. Литература Аристотель. Метафизика. Соч. в 4 т. М., 1975. Асмус В. Ф. Античная философия. М., 1976. Богомолов В.С. Античная философия. М., 1988. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. Лосев А. Ф. Античный космос и современная наука. М., 1993. Платон. Соч. в 3 т. М., 1971. Плотин. О бессмертии души // Вопросы философии 1994. № 3. Рассел Б. История западной философии. М., 1993. Сенека. Нравственные письма к Луцилию. Кемерово, 1986. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М., 1997. Filosofia în concepţii şi personalităţi. Redactor ştiinţific d.h.ş.f., prof.univ. Teodor N.Ţîrdea. Chişinău, 1995 Ţîrdea Teodor N. Filosofie şi Bioetică: istorie, personalităţi, paradigme. Chişinău, 2000
5.1. Особенность средневековой философии
Средневековая философия занимает целое тысячелетие – от IV - V веков до XIV – XV вв. Это период падения Римской империи и становления феодализма. Понятие средневековья в разные регионы мира различное, европейское средневековье не совпадает с восточным. На Востоке оно продолжалось ещё 2 – 3 века по сравнению с Европой. Рабовладельческое общество исчерпало свои возможности развиваться прогрессивно, достигнув вершины развития в первом веке нашей эры в Римской империи. Византия, арабский и западноевропейский мир развиваются на развалинах Римской империи. Переход к феодализму представляет собой картину глубокого упадка культуры, техники, хозяйства. Кризис рабовладельческого общества сопровождался усилением эксплуатации. Все попытки изменить существующие общественные условия терпели поражения, оставалось верить и надеяться на чудо, на помощь бога. Эту веру принесло новое религиозное течение - христианство, которая обратилась ко всем людям как равными перед богом. Христианство возникло на основе иудейской религии, самой монотеистической из всех религий античности. Первоначально христианство становилось как движение недовольных масс, вольноотпущенников и свободной бедноты. Оно выражало протест угнетенных и одновременно давало им иллюзорное утешение – надежду на лучшее будущее в посмертной жизни. Постепенно к христианству приходят и состоятельные слои римского общества из рядов аристократии, богачи, купцы, владельцы ремесленных мастерских. До недавнего времени средневековье рассматривалось как абсолютное господство схоластики, религиозного мракобесия. Однако период средневековья многогранный, сложный и противоречивый этап в развитии цивилизации. Средние века неоднозначны, они оставили нам великолепную архитектуру, искусство ювелиров, живопись. Для средневековой философии характерно: Генеральная религиозная основа и направленность – теоцентризм. В центре философии стоит учение о боге.Религиозность основывается на монотеизме, в то время как в античности существовало политеизм (многобожье), каждый населенный пункт, профессия имели своего бога, боги были обычным явлением и находились среди людей и природы. В средние века осуществляется переход к единому и сильному богу, который возвышается над природой. Это имело и социальное значение: единый бог на небе и феодал на земле. Доминирование религии и церкви (а с ХI века католическая церковь создает военно-религиозные отряды, которые огнем и мечем, вносили веру и боролись с «неверными») привело к тому, что любой вопрос рассматривался сквозь призму религии, соотносился с богом и учением церкви. Важным в средневековой философии является идея креационизма – сотворения мира и человека. Мир состоит как бы из двух частей – естественный, природный и сверхъестественный, божественный мир. Истинным является божественный мир. Идея творения является основой средневековой онтологии, а идея откровения – фундаментом учения о познании. Человек также имеет двойственную природу – он образ и подобие бога, а с другой стороны он разумное животное, греховное существо, раб своих страстей и желаний. Из теоцентризма и креационизма вытекает символизм и аллегоризм в понимании мира. Религиозное мировоззрение обязывало видеть во всех вещах и процессах мудрость и творчество бога. Например, болезнь понималось не как реальный патологический процесс, а как испытание или наказание человека. Задача философа состояла в том, чтобы расшифровать, разъяснять священные догматы. Средневековая философия носит ретроспективный характер. Главным авторитетом является древность. Чем древнее, тем авторитетнее, отсюда схоластичность. Высшим авторитетом считаются священные писания, библия как свод всех истин и сочинения отцов церкви. В средневековой философии максимально исключается субъективность из процесса творчества. Творчество рассматривается как боговдохновление, заслуги субъекта, индивидуальности игнорируется. Считалось, что не художник рисует, а бог рукой художника создает произведение искусства. Многие творения великих мастеров остались анонимны. Мы не знаем авторов многих икон, скульптур, церквей и других произведений искусств. Средневековая философия носит характер проповеди, поучения. 5.2. Византийская философия Средневековая философия существует как совокупность идей и концепций, которые условно могут быть названы как византийская, арабская, еврейская и западноевропейская философия. Византия была восточной частью римской империи, избежала нападения варваров и развивалась своеобразно. В византийской философиипродолжают развиваться античные традиции. Главное направление было неоплатонизм – систематизированная и переработанная доктрина Платона об умопостигаемых идеях как самостоятельные сущности и истинное бытие. Главными представителями неоплатонизма были Плотин (205-270), Ямвлих (245-330), Прокл (412-485). Согласно неоплатонизму, мир представляет собой иерархическую систему со многими ступенями, где низшая ступень существует благодаря более высокой. Высшая ступень – Единое, которая является непознаваемой и причиной всех вещей. Вторая ступень – Ум, представляет собой умопостигаемые идеи и порождены единым. Третья ступень – Душа, которая распределена всем живым организмам и является источником движения, чувств. Самая низшая ступень составляют материальные тела, которые получают форму от души. Материя, как субстрат конкретно-чувственных вещей, инертна и пассивна. Единое посредством эманации пронизывает (как свет) все сферы, включая материю и материальные тела. Другими представителями византийской средневековой философии были Псевдо-Дионисий Ареопагит (У век), Иоанн Дамаскин (УП век), Михаил Пселл (Х1 век). Для византийской христианской философии характерны две тенденции – этико-мистическая и рационально-догматическая.
5.3. Еврейская философия Средневековая еврейская философияразвивается параллельно с христианской и исламской. Главное содержание этой философии - неоплатонизм и аристотелизм. В своем развитии она испытала влияние мистических элементов иудейского учения каббала, которые аллегорически интерпретировали Ветхий Завет. Представителем еврейской философии был Ибн Гебироль (1020-1057) – крупнейший философ и поэт. Многие его сочинения потерялись, сохранились «Улучшение качества души», «Источник жизни», «Королевская корона». Материю он рассматривал как субстанцию не только телесного, но и духовного. «Первая материя, носительница всего, едина, ибо она объединяет в себе и материи чувственных вещей, и материи умопостигаемых вещей, так что все они становятся одной материей»1. Материя оказывается непосредственным истечением сущности бога. Он развивает теорию божественной эманации. Развивая теорию универсальной материи, Ибн Гебироль пытался преодолеть споры между Дунс Скотом (и францисканцами) и Ф. Аквинским (и доминиканцами). Другой представитель средневековой еврейской философии - Мозес Маймонид (1135-1204), был придворным врачом Султана Салах-ад-дина. Главное его произведение «Наставник колеблющихся». В ней он обосновывает иудаизм с помощью философии Аристотеля, пытается примирить веру и разум, соединить кабалистику с рационалистической философией Аристотеля. Когда возникает противоречия между разумом и верой, преимущество должно иметь разум. В произведении «Молитва врача» обосновывает роль разума в познании мира: «Дай мне силу воли и способности для расширения этих знаний, ибо нет предела знанию, и завтра станет известно то, что еще неизвестно сегодня».
5.4. Арабская средневековая философия Арабская философиявозникает в арабо-язычных странах. Это философия созданная арабами, а также народами Ближнего и Среднего Востока, находившимися под культурным и часто политическим влиянием арабов (персы, евреи, узбеки, таджики, азербайджанцы и др.). Все эти мыслители писали на арабском языке, превратившейся подобно латинскому языку в Западной Европе в язык религии, философии и науки этих народов. Ислам явился той идеологией, которая сплачивала отдельные разрозненные арабские племена в более крупные объединения, на базе которых образовывались государства. После объединения кочевых племен под знаменем ислама формируется Арабский халифат, который был крупнее Римской империи, и простирался от Туркестана до Испании. Существовали и несколько культурных центров в Мекке, Багдаде, Кордове. Арабская средневековая философия в своем развитии прошла два этапа: VII – IX вв. – период зарождения арабской философии и IX – XV вв. – период усвоения арабской философией древнегреческой философии, превращение арабской философии в арабо-греческую. Основными направлениями арабской философии периода зарождения были: школа мутакаллимов, школа мутазилитов и суфизм. Мутакаллимы были сторонниками радикального ислама, философски обосновывали религиозные догмы ислама и фактически играли роль арабо-исламских схоластов. Мутазилиты также были исламскими философами, но ряд положений их учения носил относительно материалистический и рационалистический характер. Они отвергали многие догмы (недоказуемые «исходные» истины) ислама о происхождении мира, человека, пытались объяснить многие проблемы с позиций рационализма и материализма. Представители суфизма считали высшим благом для человека добровольное отрешение от окружающего мира, аскетизм, уход в себя, созерцание, мистику. В IX веке начался новый этап арабской философии, который характеризовался усилением влияния материалистических идей. Это стало возможным в результате открытий в области медицины и естественных наук. Философия, искусство и наука на Западе в это время почти не развивались. Объясняется это тем, что был низкий уровень способа производства, имело место разрыв с традициями античности и полное подчинение интересам феодальной церкви. Поэтому европейская наука и культура намного отставало от арабской. Благодаря арабским мыслителям наука и культура в арабских странах превосходило европейскую по объему, по проблематике и интересам. Почти до ХШ века здесь сильно развивается тригонометрия, алгебра, оптика, психология, астрономия, химия, география, зоология, ботаника, медицина. Арабская философия была мостиком между древнегреческой философией и европейской схоластической философией. В ней получает дальнейшее развитие идеи Платона и неоплатонизма, философские концепции Аристотеля относительно естественных наук и логики. Заимствование идей европейской философии, особенно древнегреческой, вело к превращению арабской философии в арабо-европейскую (точнее арабо-греческую). Главным представителем арабской философии был врач Аль Кинди (800-879) – переводчик и комментатор Аристотеля. Жил и работал в Басре и Багдаде. Аль Кинди написал более двухсот работ, посвященных философии, логике, этике, математике, астрономии, медицине, музыке, оптике, метеорологии, химии и т.д. Он сделал первый шаг по европеизации арабской философии. Ему принадлежит заслуга открытия древнегреческой философии для арабов, в частности Аристотеля. Под влиянием идей Аристотеля в арабскую философию пришли многие материалистические идеи, понятие категорий, логика, учение о познании. Аль Кинди выдвинул революционную для своего времени идею о познаваемости мира человеческим разумом, что только разум может быть источником и эталоном познания. «Единичные, материальные вещи поддаются чувственному восприятию. Что же касается родов и видов, то они не поддаются чувственному восприятию и не могут служить предметом чувственного познания, но они поддаются восприятию той из сил совершенной, то есть человеческой души, которая называется человеческим разумом»1. Сформулировал теорию познания состоящей их трех ступеней. Первая ступень – это логика и математика, вторая ступень – естественные науки, третья ступень – философские обобщения. Был борцом за развитие медицины и философии на свободных принципах, без ограничений. Философия Аль Кинди значительно опережала эпоху и была непонятна его современникам. Философ подвергался преследованиям, а его произведения уничтожались. Однако именно Аль Кинди заложил традицию аристотелизма в арабской философии и создал предпосылки для её превращения в одну из самых прогрессивных в Европе и Азии (по сравнению со средневековой схоластикой). Другой представитель арабской философии Аль Фараби (870-950) – последователь и систематизатор Аристотеля, получил прозвище «второй учитель» (после Аристотеля). Пытался адаптировать философию Аристотеля к арабским условиям. Возникновение мира объясняет в духе неоплатоновской «эманации» – умножение бытия, в результате чего возникают земные стихии – люди, животные, растения. Цель человеческой деятельности – счастье, которого можно достигнуть лишь при помощи разумного познания. Аль Фараби полагал, что душа не может существовать раньше тела, как это утверждает Платон; точно также она не может переселяться из одного тела в другое, как это утверждают сторонники учения о переселении душ. Все происходит по необходимости и справедливости. Так, например, от того, хорошо ли следит человек за здоровьем своей плоти, зависит приход в его тело болезни2. Аль Фараби придерживался организматического взгляда на общество, которое он отождествлял с государством. Общество – тот же человеческий организм. Известен не только в арабском мире врач Ибн Сина (980-1037) – латинизированное имя Авиценна. Таджик по национальности, родился под Бухарой. Он был ученым энциклопедистом. Авиценна был не только врачом, но и крупным естествоиспытателем, математиком, философом, поэтом, представителем восточного аристотелизма. Он пытался отделить философию от религии. В то время как многие его современники считали их неразрывно связанными и видели роль философии в обосновании положений и догм ислама, Авиценна определял философию как науку об абсолютном бытии, которая состоит из трех частей: физика – учение о природе, логика – теория о методах познания природы и человека, метафизика – теория о познании бытия. Актуальны и сегодня такие сочинения Авиценны как «Канон медицины», «Книга исцеления», «Книга знания», «Книга указаний и исцелений». Это по сути медицинская энциклопедия, где описаны предупреждение болезней, их диагностика и принципы лечения. Здесь можно выделить такие разделы как анатомия, физиология, хирургия, фармация, что характеризует Авиценну как ученого медика. Как наблюдательный врач придавал значение влиянию внешней среды на здоровье человека. Высказал предположение о наличие невидимых возбудителей, являющихся причиной лихорадочных заболеваний, что эти возбудители передаются через воду и воздух. Выступил против предрассудков астрологов и мистиков. Авиценна признает существование материи как нечто несотворимое, вечное и бесконечное. Особое внимание он уделяет развитию логических форм мышления. Если Авиценна был патриархом философии и науки на арабском востоке, то такой же фигурой на западе был Ибн Рушд (Аверроэс) (1126-1198). Он известен как комментатор Аристотеля, написал «О первом двигателе», «Рассуждение о разуме», «Опровержение опровержения», «О согласии религии и философии». Ибн Рушд утверждал, что материальный мир вечен, бесконечен, отвергал роль бога в качестве создателя материи, развивал теорию познания. Он доказывал, что движение есть самостоятельное свойство материи, придерживался принципа детерминизма. Философия аверроизма получила широкое распространение в Европе и противостояла католицизму и схоластике. Она была материалистичной по своей сути и возникла как синтез передовой арабской философии и систематизированного и творчески переработанного учения Аристотеля. К средневековой арабской философии относится и Аль Газали (1059-1111) – представитель скептицизма и мистицизма. Выступал против атеистических и натуралистических концепций Фараби и Ибн-Сины. Он утверждал, что философия должна содействовать развитию религии, что мир создан всемогущим Богом.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 691; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |