Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Очень-очень вкусный пирог 2 страница




Хозяйственно-бытовой труд детей младших групп по со­держанию представляет собой помощь взрослому в проти­рании мебели, расстановке игрушек, стирке мелких пред­метов, уборке снега на участке, украшении участка и т.п. В процессе такого труда воспитатель формирует у детей умение сосредоточивать внимание на одном занятии, до­водить с помощью взрослого дело до конца. Очень важны положительная оценка, похвала.

Дети среднего и старшего дошкольного возраста способ­ны к более разнообразному хозяйственно-бытовому труду и меньше нуждаются в помощи взрослого. Они могут зани­маться уборкой групповой комнаты (протирать пыль, мыть игрушки, расставлять легкую мебель), участка (сгребать снег, убирать листья); принимать участие в приготовлении пищи (салатов, винегрета, изделий из теста), в труде по ре­монту книг, игрушек, одежды.

Постепенно дети приобретают самостоятельность и в этом виде труда. Воспитатель использует методы показа, объяснения, обсуждения процесса труда и результатов, оценки, обучения отдельным способам выполнения трудо­вых операций (как отжимать тряпочку, чтобы вода не ли­лась за рукава, и т. п.). Важно формировать у дошкольни­ков представление о значении хозяйственно-бытового тру­да для всех и лично для каждого. Именно этот труд дает возможность показать ребенку, что он сам может сделать красивым и приятным то окружение, в котором живет. Воспитатель всегда обращает внимание детей на эту сто­рону. Если каждый из нас будет заботиться о том, чтобы вокруг было красиво, то не сможет бросить бумажку на пол и уж, конечно, не станет рисовать на стене или в лифте. Только тот, кто не любит свой дом, может так поступать. Таким образом воспитывается умение замечать непорядок и без напоминаний взрослого устранять его.

Современный бытовой труд облегчает техника. Есть она и в дошкольном учреждении (пылесос, механическая щетка для мытья окон и др.). Дома в семьях многих детей есть стиральная и посудомоечная машины, микроволно­вая печь и др. Ребенок видит, как такой техникой пользу­ются взрослые. Полезно и детей приучать пользоваться бытовыми машинами. Дома ребенок может чистить пы­лесосом ковер на полу, наблюдать за работой стиральной машины. Нужно только обязательно познакомить детей с правилами безопасности и стараться не оставлять их один на один с техникой. Но под наблюдением взрослого и вме­сте с ним ребенок может, пользуясь техникой, заниматься хозяйственно-бытовым трудом.

Практика показывает, что к старшему дошкольному возрасту у некоторых детей пропадает интерес к этому виду труда. Причина заключается в том, что ребенок уже овла­дел необходимыми навыками. Дети выполняют все, что от них требуется: моют игрушки, убирают постели и т.д., но делают это уже без интереса. Содержание хозяйственно- бытового труда может быть усложнено за счет расширения круга обязанностей или введения нового объекта для при­менения уже отработанных навыков (вытирать пыль не только в шкафу для игрушек, как это было всегда, но и на подоконнике, на мебели в спальне).

Навыки хозяйственно-бытового труда, приобретенные детьми в дошкольном учреждении, переносятся в семью и наоборот.

В особый вид труда выделяется труд в природе. Содер­жанием такого труда являются уход за растениями и жи­вотными, выращивание овощей на огороде, озеленение уча­стка, участие в чистке аквариума и др. Труд в природе бла­готворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает ос­новы экологического образования.

В младших группах внимание детей привлекают к расте­ниям и животным. Воспитатель организует наблюдения за животными и при этом старается поддерживать интерес малышей. Вместе со взрослым и под его руководством ре­бенок ухаживает за живыми объектами.

Обязанности детей старшего дошкольного возраста зна­чительно шире. И это понятно. Ребенок уже больше умеет, больше знает.

Труд в природе имеет свои особенности. Остановимся на них подробнее.

Результатом этого труда может быть материальный про­дукт (выращенные ребенком овощи, посаженное им дерев­це и др.). Это сближает детский труд с производительным трудом взрослых.

Труд в природе чаще всего имеет отсроченный резуль­тат: посеяли семена и лишь через некоторое время смог­ли наблюдать результат в виде всходов, а затем и пло­дов. Эта особенность помогает воспитывать выдержку, терпение.

Ухаживая за животными, выращивая растения, ребенок всегда имеет дело с живыми объектами. Поэтому нужны особая осторожность, бережное отношение, ответствен­ность. Отсутствие этих факторов может привести к гибели живого.

Труд в природе дает возможность одновременно разви­вать познавательные интересы. Дети наблюдают за ростом и развитием живых объектов, узнают об особенностях не­которых растений и животных, экспериментируют, позна­вая неживую природу.

Этот вид труда дает детям возможность доставлять ра­дость другим людям (угощать выращенными плодами, да­рить цветы).

Таким образом, труд в природе способствует не только трудовому воспитанию, но и нравственному, эстетическо­му, умственному, физическому развитию.

Ручной и художественный труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстети­ческих потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мыш­цы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивос­ти, умению доводить начатое до конца. Результатами свое­го труда дети радуют других людей, создавая для них по­дарки. Художественный труд в дошкольном учреждении представлен в двух направлениях: дети изготовляют подел­ки и учатся украшать своими изделиями помещение груп­пы к праздникам, оформлять выставки и т. п.

Отдельные элементы ручного и художественного труда можно вводить уже в младших группах. При этом участие взрослого обязательно. Точнее говоря, дети помогают взрослому в создании поделок. И хотя активность детей этого возраста минимальна, но приобщение к такому инте­ресному труду очень полезно. Малыш видит, как в руках воспитателя простая палочка вдруг превращается в куклу, а шарик - в голову смешного клоуна. Это «волшебство» завораживает детей, восхищает и побуждает к собственной деятельности.

Применительно к дошкольному возрасту можно гово­рить и о зарождении умственного труда. Любой труд ха­рактеризуется усилием, направленным на достижение ре­зультата. Результат же, как мы говорили выше, может быть материализованным (изготовленный ребенком предмет, выращенное растение), может быть представленным через улучшение качества (постиранное кукольное белье, почи­щенная клетка птицы), а может и выступать в виде логи­ческого решения какой-то задачи (математической, житей­ской, собственное «открытие» ребенка, полученное в ре­зультате обдумывания, и др.). Последний и есть результат умственного труда. Воспитатель приучает детей «думать прежде, чем сделать», объяснять для себя и других ход сво­их мыслей, делать выводы и умозаключения и, наконец, получать удовлетворение от самостоятельно найденного решения («додумался»). Умственный труд сопровождает (должен и может сопровождать) любой другой вид дет­ского труда, если мы хотим, чтобы он выполнялся созна­тельно. Необходимо воспитывать у детей интерес и ува­жение к умственному труду, показывать его значение для людей и для конкретного ребенка. В работе с детьми по­могают рассказы об ученых, изобретателях (подробнее этот вопрос рассматривается в рамках курса «Методика ознакомления детей с социальной действительностью»). Умственный труд ребенка имеет все структурные компо­ненты трудовой деятельности: мотив, цель, процесс, ре­зультат. Осуществляется он как в ходе учебной деятель­ности, так и в повседневной жизни. Как и любой другой вид труда, он имеет свои формы организации.

Содержание труда реализуется в разных формах органи­зации. В науке разработаны и в практику внедрены разные Формы органи- Ф°РМЫ организации труда детей до- зации труда школьного возраста: поручения, дежурства,

общий, совместный, коллективный труд. Поручения. Это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие. Поручение яв­ляется первой формой организации трудовой деятельнос­ти. Исследованию данной формы были посвящены иссле­дования В.Г.Нечаевой, А.Д.Шатовой (1974).

Трудовые поручения по форме организации могут быть индивидуальными, подгрупповыми, общими; по продолжи­тельности - кратковременными или длительными, посто­янными или одноразовыми; по содержанию - соответство­вать видам труда.

Посредством поручений можно решать задачи не толь­ко трудового воспитания, но и нравственного, физическо­го, умственного и эстетического.

Выполнение трудовых поручений вполне доступно де­тям 2-3лет. Они с удовольствием откликаются на просьбы взрослого: «Положи ложку сюда», «Давай поищем твои тапочки. Вот они, возьми их, будем надевать». В дошколь­ном учреждении воспитатель привлекает детей к элемен­тарному хозяйственно-бытовому труду через отдельные поручения. Воспитатель не только просит ребенка что-то сделать, но сразу же при необходимости дает совет, как, каким способом лучше выполнить поручение: «Поддержи лейку другой рукой, чтобы вода не выливалась. Молодец. А теперь немного нагнись над грядкой, чтобы не испачкать­ся, и поливай эти красивые цветы. Они тебе скажут спаси­бо, когда попьют водички». В этом примере заключены и поручение, и объяснение способа, и, что очень важно для малышей, поэтапная положительная оценка.

Важно, чтобы поручения выполняли все дети. Поэтому воспитателю надо вести учет, кому и какое поручение он давал, как ребенок реагировал на поручение, тщательно ли выполнял. Как правило, маленькие дети с удовольствием берутся за любое дело. Их «трудовые интересы» пока еще не сформировались. Поэтому их легко привлекать к труду. Нужно только, чтобы поручения были доступными и по­нятными по мотиву и способу выполнения.

Поручения в младших группах используются для под­держания интереса к труду, желания трудиться; для обуче­ния трудовым умениям и навыкам, для формирования у детей уверенности в своих силах и способностях; для удов­летворения потребности в общении со взрослым; для под­готовки к другим формам организации труда.

Воспитатель предлагает детям через отдельные поруче­ния оказывать друг другу помощь, услуги («Отодвинь стуль­чик, чтобы Наташе легче было пройти к игрушкам», «По­могите друг другу засучить рукава» и т. п.). Так дети привы­кают понимать общественную направленность выполняемых поручений и овладевают способами доброжелательных вза­имоотношений. Они также учатся доводить дело до конца, видеть результаты своих трудовых усилий.


Трудовые поручения в старших группах более сложны и по содержанию, и по выполнению, и по степени ответствен­ности за результат. Наряду с поручениями, предполагающи­ми одно действие, есть такие, которые включают несколько взаимосвязанных действий (подобрать материал для ручно­го труда, разложить его на столы; помыть кисточки, поста­вить на место краски и чашечки и др.). Очень важно, что по­ручения дают возможность воспитывать у ребенка чувство ответственности. Например, труд в природе предполагает заботу о живых существах. Плохой, недобросовестный уход может навредить растению или животному. Воспитатель объясняет это детям, давая поручение («Поливай осторож­но, не лей воду на корень, он может сгнить», «Не забудь по­кормить рыбок, птиц, они не могут терпеть голод»). Детям старшего дошкольного возраста можно давать поручения с явно выраженной нравственной направленностью («Пойди в младшую группу, пригласи малышей к нам на праздник», «Помоги Саше - он упал и испачкался»).

В старших группах воспитатель дает детям общие (для 5-6 человек) поручения. Например, он предлагает перене­сти игрушки с участка в помещение группы или наоборот. Дети должны уметь согласовать свои действия, знать пос­ледовательность выполнения работы, самостоятельно оце­нивать качество выполнения. Конечно, не всегда дошколь­ники могут самостоятельно справиться с таким сложным заданием. В таких случаях воспитатель тактично и нена­вязчиво оказывает помощь. Здесь важны и показ, и предло­жение, и совместное обсуждение процесса выполнения по­ручения и, конечно, результатов труда.

В старших группах можно давать поручения с отсрочен­ным результатом («Сегодня мы посеем траву, чтобы к праз­днику она проросла и украсила нашу группу. Мы будем каждый день поливать ее, и тогда она вырастет сочной и красивой»). Поручения могут быть индивидуальными, но направленными на общий результат (нарисовать дома ри­сунок на тему «Моя семья», а потом сделать в детском саду выставку всех работ).

Очень важно для будущих школьников научиться само­стоятельно продумывать организацию своего труда, пос­ледовательность выполнения поручений. Воспитатель мо­жет очень тактично помочь советом, подсказкой, но обяза­тельно при этом показать, что ребенок и сам в состоянии продумать, как будет выполнять поручение, с чего начнет, какие материалы и инструменты ему понадобятся, где он их возьмет и куда поставит после окончания работы. Об­ращается внимание на добросовестность, аккуратность выполнения, доведение дела до конца. Особенно высоко воспитатель оценивает проявление творчества, выдумки, желание доставить радость другим.

В старшем возрасте уже довольно четко проявляется дифференцированный интерес детей к тому или иному виду труда. Одни поручения ребенок выполняет с удовольстви­ем, другие - не принимает или выполняет небрежно, нео­хотно. Как же быть? С одной стороны, осуществляя лично- стно-орнентированный подход к воспитанию, важно учи­тывать индивидуальные интересы. Вместе с тем в дошколь­ном возрасте следует приучить детей выполнять любое нуж­ное дело с удовольствием, добросовестно. Часто бывает, что воспитатель поручает одним и тем же детям одно и то же дело, потому что уверен, что они хорошо справятся с порученным (Саше можно спокойно поручить пойти в ме­тодический кабинет и попросить у методиста материал к занятию. Он не остановится по пути у окна, чтобы полю­боваться на дождь, попросит вежливо и все принесет в це­лости и сохранности; Нина лучше всех протрет пыль в шка­фу для игрушек и т. п.). Вот таким образом и происходит «специализация». Воспитателю так спокойнее. А дети, при­выкнув к выполнению однотипных поручений, уже и не пре­тендуют на разнообразие. Конечно, хорошо, когда на ребен­ка можно положиться в каком-то деле. Это формирует у него уверенность в себе, чувство собственного достоинства, спо­собность к самооценке. Но ведь в жизни ему придется вы­полнять и такие дела, которые не очень нравятся, но необхо­димы. Поэтому следует воспитывать чувство долга, пони­мание необходимости своего участия в труде и умение охотно браться за каждое дело. «Глаза боятся, а руки делают», «Лиха беда начало», «Не ошибается тот, кто ничего не делает» - так, поддерживая, подбадривая ребенка, воспитатель учит его трудиться с желанием. Важно также, чтобы детям нрави­лось быть умелыми. Педагог не пропускает возможности подчеркнуть преимущество перед остальными тех людей, которые не боятся никакого труда и все делают хорошо. «Мастер золотые руки», «народный умелец» - эти эпитеты должны быть знакомы детям и в отношении взрослых лю­дей, и в отношении их самих.

Задание

Изучите статью А. Д. Шатовой в книге «Воспитание дошкольни­ков в труде» (М., 1985) и разработайте содержание поручений для вашей возрастной группы по предложенной ею схеме.

Дежурства. Дежурства как форма организации труда детей впервые была исследована З.Н.Борисовой (1953). Этим автором были разработаны содержание этой формы труда и методика руководства деятельностью детей. Поз­же данную проблему исследовала Г. Н. Година.

Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей сте­пени, чем в поручении, выделяются общественная направ­ленность труда, реальная, практическая забота нескольких (одного) детей о других, поэтому данная форма способству­ет развитию ответственности, гуманного, заботливого от­ношения к людям и природе.

В дошкольной практике уже стали традиционными де­журства по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям (если требуется большая подготовительная рабо­та по обеспечению всех детей материалами и инструмента­ми). Эта форма организации труда вводится во второй млад­шей группе в конце второго полугодия. До тех пор воспи­татель привлекает детей к помощи няне, когда она накрывает столы к еде. Или воспитатель дает поручения, связанные с подготовкой к занятию или уходом за растени­ями, животными.

Начиная с 3 лет дети уже способны выполнить несколько взаимосвязанных действий, направленных на решение одной задачи (накрыть на стол). Вначале воспитатель «дежурит» с двумя детьми и каждому дает лишь одно поручение, напри­мер, Мише предлагает расставить хлебницы на тех двух сто­лах, а Юле - на этих. Затем задание усложняется: один ребе­нок должен на всех столах расставить хлебницы, а другой - разложить ложки. И наконец, один ребенок расставляет на столах все, что нужно: хлебницы, салфетки, чашки, раскла­дывает приборы. И лишь научившись всему этому, дети ос­ваивают умения согласовывать свои действия, договаривать­ся, распределять обязанности самостоятельно. Трудно «при­вязать» каждый из описанных этапов работы с детьми к конкретному возрасту - все зависит от уровня развития у детей навыков совместной деятельности, трудовых навыков, а также систематичности данного труда в их практике. Но важно соблюдать эту последовательность и своевременно пе­реводить детей с одной ступеньки трудности на другую.

Воспитатель обращает внимание на темп и качество вы­полнения работы. Особенно он ценит проявления творче­ства, стремление ребенка доставить своим трудом радость другим детям. Иногда воспитатель или няня подсказывает дежурным, как проявить внимание к товарищу («Сегодня у Люды день рождения, поставьте ей эту красивую чашку», «Давайте подумаем, чем мы сегодня обрадуем детей, - по­ставим цветы или разложим новые салфетки?», «Давайте сегодня расставим столы по-другому, чтобы все видели друг друга» и т.п.); поощряет желание дежурных придумать что- то интересное и приятное для всех.

Дежурство по подготовке к занятиям требует сосредо­точенности. Поскольку содержание этого дежурства не так постоянно, как дежурство по столовой, следует помогать детям, напоминать, что должно быть на столах при рисо­вании карандашами, красками, лепке, конструировании. Когда работа завершена, воспитатель предлагает дежурным проверить, все ли на месте.

Дежурство в уголке природы должно быть организовано так, чтобы в течение всего дня дети чувствовали ответствен­ность за живые объекты (JI. Г. Нисканен). Если они выпол­нят все дела (покормят рыбок, польют цветы, почистят клетку и т.д.) утром, то потом уже им не надо будет уделять внима­ние живым существам и растениям. Поэтому лучше, чтобы воспитатель помогал детям распределять обязанности на весь день: рыбок можно покормить с утра, а растения можно по­лить и позже. Кроме того, дежурный должен понимать, что нужно «поговорить» и с попугаем, и с рыбками, и с растени­ями. Ведь они живые и для них важны внимание и ласковое слово. Так у дошкольников будут формироваться потреб­ность заботиться о природе, чувство ответственности за ее сохранность.

Дежурство способствует систематичности включения детей в труд. Следует только отмечать кто, где и когда де­журил. В группе устраивается доска дежурств (ее можно оформлять по-разному, в зависимости от фантазии и уме­ний воспитателя и родителей), которая должна быть понят­на и детям, чтобы каждый знал о своих обязанностях.

Продолжительность дежурств бывает разной в зависимо­сти от вида труда, возраста детей, воспитательной цели. Это может быть разовое дежурство (на одно занятие), дневное, т. е. в течение дня дежурство по столовой или в уголке при­роды, 2-3-дневное (в редких случаях). В конце дежурства полезно обсуждать с детьми качество выполненной работы. Обсуждение можно проводить как только с дежурными, так и в присутствии и с участием всех детей. Такие обсуждения полезны при введении нового вида дежурств, а также в слу­чаях особенно интересного выполнения детьми своих обя­занностей. Если же были допущены какие-либо промахи, целесообразнее обсудить это только с дежурившими.

Иногда воспитатели увлекаются данной формой орга­низации труда и необоснованно расширяют ее виды. На­пример, устраивают дежурства по раздевалке, по спальне, по подготовке к выходу на прогулку и т.п. Этого делать не следует. Подобного рода деятельность превращается в кон­троль одних детей за поведением других. Наносится вред моральному развитию дошкольников, утрачивается основ­ной смысл дежурств - забота о других.

Общий, совместный, коллективный труд. Если поруче­ния и дежурства стали систематическими, постоянными формами организации труда в группе и дети достигли оп­ределенных успехов, становится возможным перейти к бо­лее сложной форме - общему, совместному, коллективно­му труду. Эта форма организации труда исследовалась Р.С.Буре, Д.В.Сергеевой, В.Ф.Кушиной, С.А.Козловой, JI. В. Крайневой и др.

Данная форма организации труда детей прежде всего способствует решению задач нравственного воспитания. Уже приобретенные трудовые навыки и умения лишь зак­репляются, а обучение новым осуществляется, как и преж­де, индивидуально. Воспитатель не может вводить в содер­жание общего труда то, что дети еще не умеют делать. На­пример, если дети не владеют умением правильно мыть игрушки, включать эту работу в общую деятельность нельзя, так как у воспитателя не будет возможности для ин­дивидуального обучения.

Общий, совместный и особенно коллективный труд со­здает благоприятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг дру­гу, устанавливать единый темп работы и т.д.

А теперь разберемся в терминах. Что же такое общий, совместный, коллективный труд? Не являются ли эти опре­деления синонимами? Что объединяет понятия «общий», «совместный», «коллективный» и чем они отличаются друг от друга?

Объединяет общий, совместный и коллективный труд общественно направленная цель детской деятельности. Это значит, что результатом труда всегда является польза для всех. Уборка помещения, участка, оформление групповой комнаты к празднику и др. - все это нужно не кому-то од­ному из участников труда, а им всем.

Различия же заключаются в условиях для закрепления и воспитания коллективных взаимоотношений. Общий труд предполагает такую организацию детей, при кото­рой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно. Например, воспитатель предлагает детям навести порядок в помещении группы и распределяет обязанности: «Саша и Сережа, вы сложите строительный материал в коробки. Наташа и Лена, надень­те на кукол чистые платья. Мы с Димой и Олей будем про­тирать стульчики» и т.д. После окончания работы он об­ращает внимание детей на то, что каждый трудился хоро­шо и вот результат - в комнате стало чисто и красиво. При подобной форме организации работы каждый ребенок имеет свой участок и отвечает только за себя. Даже если одинаковое задание дается двум детям, все равно каждый выполняет его отдельно.

Совместный труд предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы других. Цель, как и в общем труде, - единая.

Р. С. Буре предлагает при такой форме организации рас­пределять детей на звенья. Каждое звено имеет свое трудо­вое задание, а внутри звена дети работают «цепочкой»: один снимает игрушки с полки и ставит на стол, другой их моет, третий протирает, четвертый снова помещает на полку. Качество и скорость работы одного ребенка влияют на те же показатели работы другого. При такой форме органи­зации повышается чувство ответственности за общее дело. Между детьми устанавливаются деловые взаимоотношения. Разрыв в цепочке происходит, если кто-то нарушает общий темп работы. И тогда дети начинают самостоятельно регу­лировать взаимодействие.

Наконец, коллективной можно назвать такую форму орга­низации труда, при которой дети наряду с трудовыми реша­ют и нравственные задачи: договариваются о разделении тру­да, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей, совместной работы. При этом воспита­тель заранее планирует ситуации, которые будут «провоци­ровать» детей к установлению взаимоотношений. Он не до­пускает случайных объединений детей, а продумывает их (ря­дом с кем поставить работать Зину, которая любит отвлекаться; какое задание лучше дать Юре - он не умеет работать быстро, хотя и выполняет все качественно; у Коли нужно воспитывать умение и желание помогать другим; кому поручить относительно новый для детей участок работы и т.п.). Коллективная форма потому и называется коллектив­ной, что она способствует целенаправленному воспитанию коллективных взаимоотношений.

Итак, не каждый общий и даже не каждый совместный труд - коллективный. Но каждый коллективный труд - об­щий и совместный. Важно, чтобы воспитатель хорошо это осознавал и знал, как организовывать действительно кол­лективный труд детей. К сожалению, в практике часто об­щий труд принимается за коллективный. А задача воспи­тания коллективизма если и решается, то это происходит в силу случайно возникающих, а не заранее продуманных педагогом ситуаций, в результате снижается воспитываю­щий потенциал такой важной формы организации труда дошкольников. А между тем коллективный труд воспиты­вает чувство локтя, защищенность, взаимопонимание, со­здает положительный эмоциональный настрой - то, что А. С. Макаренко называл «мажором» в коллективе.

Общий труд возможен уже в средней группе дошколь­ного учреждения, совместный и коллективный - в старшей и подготовительной к школе.

Поддержанию интереса детей к коллективному труду способствует осознанное принятие его мотива и цели. Тра­диционно коллективный труд организуется один раз в не­делю. Как правило, это уборка групповой комнаты или труд в природе. Формулировка цели всегда одна и та же - убе­рем в группе, чтобы было чисто и красиво. Сама по себе цель, конечно, достойная, но дети к ней привыкают, и она теряет для них привлекательность.

Возможен другой подход. На каждый месяц воспитатель определяет одну доминирующую цель. Ее выбор может быть связан с сезонными и общественными явлениями. Цель собственно труда подчиняется цели нравственной, социаль­ной. Например:

сентябрь - сбор урожая, осенние работы на участке, заготовка природного материала для поделок. Помощь в такой же работе ма­лышам и всему детскому саду;

октябрь - подготовка к празднику «День рождения группы»: раз­мещение игрушек, изготовление пособий, уборка и оформление по­мещения группы, изготовление подарков для гостей;

ноябрь - подготовка к празднику «Мой род, моя семья». Орга­низация работы в «мастерской добрых дел», совместная с родите­лями подготовка праздничного угощения, организация выставки ри­сунков, изготовление поделок;

декабрь - подготовка к Новому году. Изготовление елочных ук­рашений, подарков, карнавальных костюмов, уборка помещения к празднику;

январь - работа на зимнем участке: расчистка снега, изго­товление цветного льда, помощь в том же малышам.

Этот пример иллюстрирует, как намечать привлекатель­ную для детей цель, для реализации которой наряду с дру­гой деятельностью нужен и труд, причем наиболее подхо­дит коллективная форма труда. Жизнь детей в группе при­обретает для них эмоциональную значимость и смысл.

Следует подчеркнуть, что выделение на определенный отрезок времени общественно значимой цели труда не ис­ключает ни другого содержания, ни иных форм организа­ции. Дети продолжают дежурить, выполнять поручения, в индивидуальной форме обучаться трудовым навыкам.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста мо­жет быть эффективно при определенных условиях. Рассмот-

Условия воспи- Рим их

тания дошколь- Для того чтобы дети трудились с удо- ннков в твуде вольствием, необходимо создавать эмо- ционально-положительную атмосферу. Когда ребенок видит, что взрослые трудятся с удовольстви­ем, не «ропщут» на трудности, радуются удаче, результату, ему хочется трудиться так же. Важно, чтобы сам процесс труда доставлял детям радость. Для этого хорошо исполь­зовать музыку. Во время труда, не требующего большой умственной нагрузки, воспитатель включает магнитофон, проигрыватель с любимыми песнями детей или со спокой­ной красивой мелодией (если дети заняты ручным трудом), или с веселой бодрой музыкой (если идет уборка группо­вой комнаты перед праздником). Музыка не должна зву­чать громко. Она должна быть фоном для создания хоро­шего настроения. К сожалению, воспитатели недооценива­ют этот важный фактор при организации труда детей.

Эмоциональный накал повышается, когда вместе с деть­ми трудятся взрослые, особенно родители. Поэтому пригла­шение родителей для участия в уборке помещения, озелене­нии участка, изготовлении елочных игрушек и маскарадных костюмов всегда желательно. И совсем необязательно, что­бы всякий раз приходили родители всех детей. Важно, что­бы каждый ребенок знал, что и его мама и папа когда-то будут трудиться вместе с ним.

Хорошую эмоциональную атмосферу создают и обсуж­дение результатов труда, вручение наград. Награда за труд может быть моральной, но может быть и материализован­ной. Например, все, кто очень хорошо трудился, получают значок «Золотые руки», кто по своей инициативе помогал товарищам - значок «Кому помочь?» и т. п. Воспитатель может вместе с детьми придумать и сделать множество по­добных наград. Наградой для всех может быть и общее чае­питие. Красиво расставленные и сервированные столы, цве­ты и вкусные булочки, которые «специально для нас испекла повар Татьяна Михайловна» создадут атмосферу праздника.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.