Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Очень-очень вкусный пирог 3 страница




Условием, обеспечивающим воспитательный успех тру­довой деятельности, является организация материальной среды и трудового оборудования. Существуют определен­ные требования к трудовому оборудованию - к их разме­ру, материалу, окраске - и к организации труда дошколь­ников. Следовать требованиям обязательно, так как это является гарантией здоровья детей, а иногда и жизни (см. приложение в кн.: Нравственно-трудовое воспитание де­тей в детском саду/Под ред. Р. С. Буре. - М., 1987). С точ­ки зрения нравственного воспитания правильный подбор оборудования также важен. Это обстоятельство способ­ствует более четкой организации труда, своевременному включению в труд. Оборудования должно хватать для всех детей. Конечно, можно сказать ребенку: «Подожди, сей­час Сережа покопает, а потом отдаст лопату тебе. И ты будешь копать». Но лучше, чтобы воспитатель заранее отбирал нужное количество оборудования, а если его мало, продумывал, чем будут заниматься остальные дети. Неорганизованность расхолаживает детей и снижает ин­терес к труду. Надо, если это возможно, использовать бытовую технику. Прежде чем дети начнут применять обо­рудование, следует обучить их соответствующим спосо­бам и приемам: дать возможность подержать в руках, даже обыграть, затем показать способ действия. И только пос­ле этого объявлять о начале работы.

Очень важно учитывать нагрузку, которую может испы­тать ребенок, выполняя трудовые задания. Опасно перегру­жать детей. Недопустимо, чтобы ребенок поднимал слиш­ком тяжелые для него ведра с водой, песком, долго и много копал, продолжительный отрезок времени находился в од­ной позе и т. п. Утомление не только снижает интерес к тру­ду, но и вредит здоровью. Однако плохо и обратное, когда ребенку предлагаются слишком легкие для него задания или дают «детские» инструменты, такие, которые пригодны только для самых маленьких или игрушечные и не подхо­дят для серьезной работы.

Условием, поддерживающим у детей желание трудить­ся, является учет индивидуальных интересов, склонностей к тому или иному виду труда. Этот вопрос всегда был и оста­ется предметом дискуссий для специалистов. Нужно ли при­нимать во внимание интересы детей, ведь важно научить их любой труд выполнять охотно и с интересом? Ответ на этот вопрос может быть разным в зависимости от исход­ной методологической позиции. Если мы реализуем лич- ностно-ориентированную модель воспитания, то учитывать интересы детей обязательно. Правда, при этом нужно по­казывать ребенку преимущество, которым обладает чело­век, умеющий многое и не отказывающийся от любого тру­да. Нельзя насильно заставлять ребенка работать. Тонкость воспитательных воздействий как раз и заключается в уме­нии педагога создавать такие условия, в которых он сам захочет работать.

Трудом нельзя наказывать. Это правило ввел еще А. С. Макаренко, но оно не утратило актуальности и сегодня.

Труд для дошкольника - полезная и важная деятель­ность. Она оказывает влияние на общее развитие ребенка: на познавательную сферу, волевое, эмоциональное разви­тие; способствует воспитанию эстетических чувств, нрав­ственных качеств, влияет на развитие самооценки.

Исследования в отечественной науке последних лет (А.Д.Шатова) свидетельствуют, что трудовое воспитание служит фундаментом для формирования основ экономичес­кого воспитания. Об экономическом воспитании дошколь­ников в прежние времена речи не было. И лишь в последнее десятилетие встал вопрос о том, что современный человек должен обладать экономическим мышлением, деловыми ка­чествами, способностью к предпринимательству. Эти требо­вания общества сделали проблему экономического воспи­тания актуальной уже и применительно к дошкольному воз­расту. Ребенок с малых лет соприкасается с экономическими категориями, такими, как деньги, вещи, труд, стоимость. В разработанной А.Д.Шатовой программе выделено четыре раздела, вокруг которых автор группирует содержание зна­ний и методическую работу с детьми: «Труд-продукт», «Рек­лама», «Деньги», «Полезные навыки и привычки в быту». В процессе работы по формированию у детей экономичес­кого образа мышления уточняют представление о том, что в основе благополучия жизни человека лежит труд. Чело­век своим трудом создает вещи не только для себя, но и для всех. Создавая что-то, люди получают за свою работу день­ги, чтобы на эти деньги покупать необходимые вещи, сде­ланные рпя них другими людьми.

Указанная выше программа построена на нескольких важных теоретических положениях, связанных с развити­ем личности ребенка: всякая личность развивается в дея­тельности; базовой деятельностью человечества является труд; сущность экономического воспитания заключается в формировании разумных потребностей и бережного отно­шения к окружающей природе и миру вещей.

Программа «Дошкольник и экономика» ориентирова­на на старший дошкольный возраст, но работу по форми­рованию основ экономического образа мышления можно и нужно начинать значительно раньше. На первом ее этапе социальный опыт ребенка обогащают примерами, харак­теризующими отношение к миру: взрослый учит не пачкать одежду, не ломать игрушки, не выбрасывать продукты. Обу­чение осуществляется не посредством этических бесед, а в повседневной жизни, в конкретных ситуациях. Важно, что­бы так же, на конкретных примерах, взрослый учил детей исправлять ситуацию: «Поломалась игрушка? Это плохо, но мы ее можем с тобой починить, а потом ты больше не будешь дергать мишку за лапу, правда?»; «Испачкалось платье? Жаль, но мы его постираем. Девочка всегда долж­на быть чистой и аккуратной» и т.п. Взрослый при этом решает сразу несколько задач: подчеркивает необходимость бережного отношения к вещам и показывает ребенку спо­соб такого отношения; вселяет в него уверенность в своих силах, внушает, что трудом можно исправить случившее­ся. Уже в младшем возрасте дети могут видеть (если взрос­лый привлекает к этому их внимание), как родители береж­но относятся к воде, электричеству: «Давай выключим в этой комнате свет, там же сейчас никого нет» и т. п. Так, еще до начала систематического, осознанного приобрете­ния знаний об экономической стороне действительности у малыша складываются представления о нормах и правилах отношения к миру. Чем больше единичных примеров нако­пится в опыте ребенка, тем больше у него будет материала для обобщения и выводов, когда он станет постарше.

Серьезная проблема - воспитание разумных потребнос­тей. Она связана с нравственным, волевым, умственным, трудовым и экономическим развитием личности. Чем стар­ше становится ребенок, тем больше он видит предметов, вещей, которые ему нравятся, которые он хотел бы иметь. И перед взрослыми, прежде всего перед родителями, бабуш­ками, дедушками, стоит задача - научить ребенка ограни­чению своих желаний. Надо, чтобы ограничение было ра­зумным и осознавалось ребенком постепенно. Не стоит ка­тегорично заявлять: «Мы сейчас зайдем в магазин, ни о чем меня не проси, у меня нет денег». Результат получается об­ратный - ведь запретный плод всегда сладок. Лучше при­учать малыша к разумному подходу: «Мы купим то, что тебе действительно необходимо, не стоит покупать случай­ные, плохие вещи». Можно иногда устраивать день поку­пок. Предварительно надо сказать ребенку, сколько денег можно будет потратить и вместе с ним определить, какие покупки будут сделаны.

Связь между трудом, деньгами и возможностью удовлет­ворять свои потребности дети могут усваивать и через соб­ственные игры. Так, в старших группах можно иногда про­водить игру «магазин». В магазине будут «продаваться» сде­ланные детьми вещи. Платить за вещи можно «детсадовской валютой» - изготовленными детьми деньгами. Можно при­думать деньгам название (ведь в каждой стране деньги на­зываются по-разному), например «садики». Дети изготав­ливают (дома или в детском саду) поделки, игрушки, рису­ют картины. Качество товара должно быть высоким. Воспитатель принимает его и выплачивает изготовителям определенную сумму. Потом всё выставляют в витринах магазина, и дети сами определяют и рассчитывают, что они могут купить сейчас или сколько нужно еще заработать. Дети с большим интересом участвуют в этой игре и посте­пенно начинают осознавать зависимость между качеством и стоимостью, вложенным трудом и возможностью удов­летворять свои потребности.

Экономическое воспитание - новая область в воспита­нии наших детей, особенно дошкольников. В его теории и практике еще много противоречий и нерешенных вопро­сов. Но актуальность такого воспитания бесспорна. Она вызвана требованиями времени.

Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств: собственной трудовой деятельнос- Р ти детей, ознакомления с трудом взрос-

воРгоДв™пи™ *Ь1*> художественных средств, дошкольников Собственная трудовая деятельность де- теи является необходимым средством трудового воспитания. Это естественно. Нельзя научиться чему-либо, не делая этого. Как можно сформировать у ре­бенка умение трудиться вне трудовой деятельности? Одна­ко в практике можно встретиться с такими фактами, когда воспитатель решает задачи трудового воспитания не в тру­де, а в игре. Например, планируя игру в парикмахерскую, воспитатель пишет: «Формировать у детей умение пользо­ваться расческой, аккуратно причесываться». В данной за­писи сразу две педагогические ошибки. Во-первых, воспи­татель не знает природы и особенностей детской игры: в игре ребенок действует «как будто» - он как будто приче­сывается, как будто делает красивую прическу. Игра исход­но появилась из потребности ребенка выполнять трудовые действия взрослых, которые в реальной жизни ему недо­ступны. Если же он начнет делать все всерьез - игра пропа­дет. Во-вторых, всякое «формирование умений» всегда тре­бует показа, объяснения, упражнений, повторений. Мож­но ли это делать в процессе игры? Конечно, нет.

Трудовая деятельность является ведущим средством тру­дового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным тру­довым умениям и навыкам, добиваются результата, удовлет­воряют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых. С помощью этого средства решаются прикладные, практические задачи трудового воспитания.

Ознакомление с трудом взрослых. Это средство позво­ляет расширить представления ребенка о содержании дея­тельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду. Таким образом, ознакомление с тру­дом взрослых направлено на решение интеллектуально- нравственных задач трудового воспитания. В дошкольной педагогике существует несколько разных подходов к про­блеме ознакомления детей с трудом взрослых. Одни авто­ры (В.И.Логинова, М.В.Крулехт) считают, что ребенка нужно знакомить с процессом труда взрослых, рассказы­вать о создании разных продуктов труда. В результате у детей будет формироваться представление о содержатель­ной части трудовой деятельности взрослых, станет воспи­тываться уважение к труду. Другие авторы (С. А. Козлова, А.Ш. Шахманова) полагают, что нужно знакомить дош­кольников с человеком-тружеником, с его отношением к труду, формировать представление о том, что профессия появляется в ответ на потребность людей в ней - врач ну­жен, чтобы лечить людей, учитель - чтобы учить детей. Ознакомление же с процессом труда должно служить фо­ном, содержанием, на котором можно конкретизировать деятельность человека.

Когда ознакомление с трудом взрослых рассматривает­ся как средство трудового воспитания дошкольников, воз­можен как первый, так и второй подход. Когда решается группа задач, связанная с обучением конкретным трудовым навыкам, можно опираться на первый подход. В том слу­чае, когда решается вторая группа задач трудового воспи­тания, связанных с формированием отношения к труду и нравственных качеств личности, более адекватен второй подход.

Рассматриваемое средство воспитатель может использо­вать как пример для подражания, образец, на который ребе­нок будет ориентироваться. Однако, знакомясь с трудом взрослых, ребенок может столкнуться не только с положи­тельным, но и с негативным отношением к труду, с недобро­совестностью и ее последствиями. Подобные случаи педа­гог может использовать для формирования у детей представ­ления о необходимости ответственного отношения к труду.

Важно обращать внимание детей на творческое отноше­ние взрослых к своему труду (подробно работа по данному разделу воспитания рассматривается в рамках курса «Мето­дика ознакомления детей с социальной действительностью»).

Художественные средства: художественная литература, музыка, изобразительное искусство. С помощью данной груп­пы средств у детей формируются представления о содержа­нии труда, об отношении людей к труду, о том, как оценива­ют окружающие труд других людей и др. Эти средства слу­жат для воспитания нравственных чувств и отношений.

Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека тру­диться, слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривая картину о труде. И тем не менее, именно с помощью худо­жественных средств можно вызвать у детей интерес к тру­ду, желание быть похожим на тех, кто трудится, понять важ­ность и общественную значимость труда людей.

В работе с детьми каждодневно воспитатель использует пословицы и поговорки. Эти «жемчужины народной муд­рости» помогают ему в лаконичной форме похвалить и под­бодрить ребенка («Маленький, да удаленький», «Глаза бо­ятся, руки делают»), высказать отношение к лени («У ло­дыря Федорки всегда отговорки», «Труд кормит, а лень портит», «Ленивые руки чужие труды любят», «Умелые руки не знают скуки»), подчеркнуть важность труда («Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож», «Хочешь есть калачи, не лежи на печи»). Пословица не вос­принимается ребенком как нотация, и поэтому она эффек­тивнее как средство воспитания.

Моральная ценность труда утверждается и в сказках. Во многих народных сказках положительный герой, как правило, трудолюбив, готов помочь другому и поэтому в конце концов вознаграждается любовью, богатством, при­знанием.

В авторских художественных произведениях отражено отношение к труду как важной деятельности человека («Кем быть?» В. Маяковского, «А что у вас?» С. Михалкова), по­казан процесс труда («Как печатали вашу книгу» С. Мар­шака, «Про чай», «Как вата на кусте растет» А.Ивича и др.), рассказывается об отношении человека к труду, люб­ви к своей профессии, самоотверженности и добросовест­ности («Какие они, полярники» А. Членова, «Сквозь буран» И. Винокурова). Важна и энциклопедическая литература, из которой дети узнают и о происхождении разных профессий, и о процессе изготовления вещей, предметов, и о знамени­тых людях, чей труд оказал влияние на прогресс человече­ства. С помощью художественного произведения можно сде­лать обобщение о пользе труда, взаимосвязи и взаимопомо­щи людей разных профессий. Вот, например, стихотворение Ю. Тувима «Все для всех»:

Каменщик строит жилища, Платье - работа портного. Но ведь портному работать Негде без теплого крова! Каменщик был бы раздетым, Если б умелые руки Вовремя не смастерили Фартук, и куртку, и брюки. Пекарь сапожнику к сроку Сшить сапоги поручает. Ну, а сапожник без хлеба Много ль нашьет, наточает? Стало быть, так и выходит: Все, что мы делаем, нужно. Значит, давайте трудиться Честно, усердно и дружно.

Читая детям художественные произведения о труде, вос­питатель решает сразу несколько важных обучающих и вос­питательных задач: дети узнают о разных профессиях, у них появляется интерес к еще одной стороне деятельности взрос­лого человека, формируется отношение к ней, по крупицам складывается образ, к которому ребенок начинает стремить­ся, создавая себя. Правда, это может произойти лишь при условии, если воспитатель использует художественную ли­тературу как средство решения педагогических задач, сам убежден в важности труда и наличии в личности качеств человека-труженика, является для детей примером в этом и умеет сочетать чтение художественных произведений с орга­низацией собственной трудовой деятельности и деятельно­сти детей.

Средством воспитания детей выступают и произведения изобразительного искусства. Рассматривая картины масте­ров-художников, дети не только видят процесс труда, но, что более важно, проникаются настроением картины. В одном случае - это радость, эмоциональный подъем («Хлеб» Т. Яблонской), в другом - тихая, спокойная пере­дышка («Ужин трактористов» А.Пластова), наслаждение своим трудом («Кружевница» В.Тропинина). Но труд не всегда легок и прост. Дети должны знать это, чтобы на­учиться относиться к людям, которые трудятся, с уважени­ем, сочувствием. Поэтому со старшими дошкольниками можно рассматривать и такие картины великих мастеров, как, например, «Кочегар» Н. Ярошенко или «Ремонтные ра­боты на железной дороге» К. Савицкого и др. Воспитатель может порекомендовать родителям сходить с детьми в кар­тинную галерею или посмотреть репродукции дома и по­беседовать о содержании картин со своим ребенком.

К группе художественных средств трудового воспитания относятся диа- и видеофильмы, слайды. К сожалению, осо­бенно в последние годы, мало создается таких средств на тему труда людей. Однако в прежние годы их было доста­точно и они не утратили своей актуальности. Так, напри­мер, диафильм «Как трудятся колхозники в разное время года» несовременен лишь словом «колхозники», все же ос­тальное - содержание труда, его процесс вполне современ­ны и диафильм можно показывать детям и проводить по нему беседу о труде людей в сельском хозяйстве.


Помогает воспитанию желания трудиться музыка. В опыте наших болгарских коллег уже давно используется музыка как сопровождение труда детей. Магнитофонные записи можно использовать и в группе, и на участке. Му­зыка повышает настроение, придает работе определенный ритм. Под музыку физический труд становится легче и при­ятнее. Ее полезно использовать во время коллективной уборки групповой комнаты, во время ручного труда, труда на пришкольном участке. Дети могут тихонько подпевать исполнителю. Хорошо, если и воспитатель вместе с детьми тихонечко поет спокойную песню и работает. Конечно, это возможно в тех случаях, когда не идет прямое обучение тру­довым действиям.

Все названные художественные средства эффективны в педагогическом процессе, если используются систематичес­ки, во взаимосвязи друг с другом и с организацией трудо­вой деятельности дошкольников.


Раздел третий




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.