Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

С другими областями научного знания. История методики музыкального воспитания детей с пробле­мами, коррекционной ритмики убедительно показывает




ВОСПИТАНИЯ, КОРРЕКЦИОННОЙ РИТМИКИ

СВЯЗЬ МЕТОДИКИ МУЗЫКАЛЬНОГО

История методики музыкального воспитания детей с пробле­мами, коррекционной ритмики убедительно показывает, что их развитие как области научного знания зависит от развития куль­туры общества и тесным образом взаимодействует с рядом науч­ных знаний, обусловливающих их развитие.

Методика и ритмика взаимосвязаны с эстетикой, культуроло­гией, музыкознанием, которые являются их методологической ос­новой. Знания в этой области дают представления о закономерно­стях развития музыкального искусства, его месте в социальной, духовной жизни человека обеспечивают понимание сущности вос­питательной, познавательной, регулятивной и других функций искусства. Без этой основы нельзя осознать возможности и осо­бенности корригирующей и катарсистической функций музыкаль­ного искусства и его музыкально-ритмического направления, раз­работки методики в аспекте использования в специальном обра­зовании. Эти же знания помогают определить содержательную и дидактическую стороны музыкального воспитания и коррекци­онной ритмики детей с проблемами.

Тесная связь методики музыкального воспитания детей с про­блемами и коррекционной ритмики с физиологией, невропатоло­гией, психиатрией и другими клиническими дисциплинами помо­гает понять особенности высшей нервной деятельности, законо­мерности физиологических процессов, своеобразие психики ре­бенка с различными вариантами нарушений. Знания о клинико-психологических особенностях детей позволяют дидактически пра­вильно выстроить коррекционно-развивающий и психотерапев­тический процесс воздействия средствами музыкального искус­ства и движений.

В решении многих вопросов методика и ритмика опираются на общую, возрастную и специальную психологию. Знания закономер­ностей генезиса психики нормально развивающихся детей и осо­бенностей психического развития детей с проблемами помогают разработать диагностические подходы музыкального воспитания, осуществить процесс обучения, воспитания и коррекции посред­ством музыки и движений.

Методика музыкального воспитания и коррекционная ритми­ка ориентируются на основные теоретические положения специ­альной психологии: об особенностях биологического и социаль­ного в развитии, о единой линии развития нормального и ано­мального ребенка, о соотношении первичных и вторичных де­фектов, об общих и специфических закономерностях аномально­го развития, о возможности коррекции и компенсации отклоне­ний в развитии, о зоне актуального и «зоне ближайшего разви­тия». Знание особенностей психического развития детей с про­блемами ориентирует на необходимость соблюдения ряда психо­логических условий обучения и воспитания детей данной катего­рии, дает возможность определить конкретные пути и эффектив­ные технологии коррекционной работы средствами музыки и дви­жений, тем самым обеспечивая компенсацию отклонений в раз­витии детей.

Методика музыкального воспитания и коррекционная ритми­ка как области педагогической науки подчиняются закономерно­стям общей специальной педагогики, артпедагогики, используя их Дидактические принципы в обучении и воспитании средствами

Музыки.

Основой взаимодействия методики с педагогическими наука-Ми являются теоретические положения известных психологов и педагогов П.П.Блонского, Л.С.Выготского, А.В.Запорожца А. Н.Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Н.А. Ветлугиной и др., показавших, что основным смыслом обучения и воспитания является фор­мирование личности ребенка, которое осуществляется с учетом возрастных закономерностей развития и с опорой на ведущую деятельность.

Гуманизация педагогического процесса выдвигает задачу способствовать всеми возможными способами развитию ребенка с проблемами, считая его субъектом воспитания. Основываясь на личностно-ориентированном и деятельностном подходах в коррекционной работе с детьми средствами музыки, методика рас­сматривает отношения в системе «педагог—ребенок» как установление диалога и сотрудничества, создание условий для активизации его творческих проявлений.

Методика и ритмика объединены с социальной педагогикой общностью целей и задач. Конечным результатом коррекционно-развивающего музыкального и ритмического воспитания, как в социальной педагогике, выступает социальная адаптация ребенка с проблемами в развитии. При этом важное место в социальной среде отводится культурно-досуговой деятельности, где ребенок с проблемами также может себя выражать определенным обра­зом, поскольку среда досугового общения рассматривается как поле для духовного формирования личности, ее активности, ини­циативы и творческих проявлений.

Интегративные процессы, происходящие в разных областях знаний, в частности в медицине, а также в искусстве и образовании обусловливают взаимосвязь музыкального, пластического, танце­вально-двигательного искусства с изобразительным искусством и литературой. Это позволяет в коррекционно-развивающем и музыкотерапевтическом процессе использовать образовательные технологии, построенные на интеграции нескольких видов искусства (музыки, движения, изобразительного искусства и литерату­ры). Комплексное воздействие искусств дает еще больший эффект в формировании духовного начала ребенка с проблемами. Мы толь­ко обозначили области знаний, с которыми взаимодействует ме­тодика музыкального воспитания детей с проблемами и коррекционная ритмика.

Задания для самостоятельной работы

1. Дайте краткий исторический обзор использования музыки в практике лечения и коррекции.

2. Охарактеризуйте применение музыкального искусства в лечебных и коррекционных целях в работе с детьми с проблемами в развитии.

3. Расскажите, кто из видных отечественных ученых, медиков использовал музыкальное искусство в лечебных и образовательных Учреждениях.

4. раскройте основные понятия методики музыкального воспитания коррекционной ритмики, цели и задачи музыкального воспитания и коррекционной ритмики.

5. Покажите взаимодействие методики музыкального воспитания и коррекционной ритмики с другими областями научного знания.

Литература

Абрамян Д. Н. Общепсихологические основы художественного творчества. - М., 1995.

Андреев Л. Л. Место искусства в познании мира. — М., 1980.

Античная музыкальная эстетика. — М., 1960.

Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. — М., 1980.

Бехтерев В.М. Избранные произведения. — М., 1958.

Каган М. С. Морфология искусства. — Л.; М., 1972.

Клизовдкий А. И. О красоте и искусстве // Основы миропонимания новой эпохи: В 3 т. — Рига, 1991. — Т. 2.

Медведева Е.А., Левченко И. Ю., Комисарова Л., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. — М., 2001.

Межуев В. М. Культура как проблема философии // Культура. Человек и картина мира. — М., 1987.

Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Воз­рождения. — М., 1966.

Теплое Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания // Известия АПН РСФСР. - 1947. - Вып. 11.

Теплое Б. М. Психология музыкальных способностей // Избр. труды: В2т.-М., 1985.-Т. 1.

Раздел II

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1746; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.