КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основы делового общения в культурно-досуговой деятельности 2 страница
В культурно-досуговой деятельности сложилась определенная классификация методик: общая методика, типовые методики и частные методики. Все они функционируют по своим законам, вбирая в себя все наиболее общее и существенное в построении технологического процесса. Закономерности методик тесно связаны с законами развития культурных процессов. Квалификация специалистов учреждений культуры зависит от знания этих закономерностей, от умения творчески их применять. К закономерностям методики культурно-досуговой деятельности можно отнести: неразрывную связь социальных и культурологических задач; соответствие содержания и формы; последовательность при подготовке и проведении программ от идеи до замысла и определения формы; активнодеятельностный подход в создании программы: активизация аудитории; постоянная смена эмоциональных состояний; постепенное вовлечение во все более сложную деятельность участников программы; единство и взаимопереход субъекта и объекта; соединение в культурно-досуговой деятельности развивающих, рекреационных и гедонистических функций. § 1. Общая характеристика содержания форм, средств и методов культурно-досуговой деятельности В методической литературе употребляются понятия "общая методика" и "частная методика". Под общей методикой понимается система знаний о средствах, формах и методах, применяемых учреждениями культуры. Частной методикой называют совокупность средств, форм и методов, используемых при решении отдельных задач, стоящих перед учреждениями культуры. Деление методики на общую и частную сложилось в процессе ее развития как особой области знания и практического действия. Такое деление позволяет работникам культуры более систематизированно осваивать знания и совершенствовать навыки. При подготовке культурно-досуговой программы технологический процесс осуществляют организаторы, имеющие надлежащую методическую подготовку, знающие и общие основы методики и частные приемы, методические навыки организации отдельных программ, и творческие работники - методисты, знающие основы драматургии и режиссуры. Методика деятельности учреждений культуры находится в функциональной зависимости от решаемых ими задач. Содержание культурно-досуговой деятельности можно идентифицировать с понятием ценности. Каждый человек может пользоваться лишь теми ценностями, которые имеются в его обществе. Поэтому ценности жизни отдельного человека в основе своей суть ценности окружающей его общественной жизни. Эти ценности условно делятся на ценности материальные, социально-политические и духовные. Через содержание культурно-досуговой деятельности удовлетворяются духовные, потребности и интересы населения. Содержание обусловливается задачами, решаемыми учреждениями культуры по развитию личности. Это формирование цельной и стройной системы философских, экономических и социально-политических взглядов, повышение общекультурного и научно-технического уровня, трудовое и эстетическое воспитание граждан. В содержании культурно-досуговой деятельности находят отражение изменения обстановки в стране и за рубежом, реформы жизни общества. Организационно-методической основой содержания деятельности учреждений культуры является система государственных и общественных праздников и обрядов. Они определяют содержание деятельности на каждый период времени (год, квартал, месяц, день). Деятельное участие в определении содержания деятельности принимает актив учреждения культуры, который хорошо знает интересы, потребности и особенности потенциальной аудитории. Содержание всегда облекается в ту или иную форму. Форма есть организация, структура содержания. Содержание и форма в деятельности учреждения культуры отражаются в планах работы, репертуаре демонстрируемых кинофильмов, коллективов художественной самодеятельности, программах вечеров, тематике лекций, сценариях праздников или обрядов и т.д. Содержание реализуется через функции и принципы культурно-досуговой деятельности. Оно раскрывает проблему, обеспечивает решение задач, являясь одним из основных условий эффективности деятельности учреждений культуры. Содержание культурно-досуговой деятельности, как бы оно ни было умело определено и воплощено в соответствующие формы, останется мертвым капиталом, если не будет донесено до посетителей учреждения культуры. Вот почему большое значение имеет вопрос о способах реализации содержания или, иначе говоря, о путях доведения его до потребителя. Средства - один из важных компонентов культурно-досуговой деятельности. Их назначение - быть "механизмом" доведения содержания деятельности учреждений культуры до населения. Средства культурно-досуговой деятельности - это пути (каналы) или способы передачи содержания (идей, научных взглядов, событий, фактов, образов художественных произведений, жизненных примеров) в целях оказания влияния на сознание, чувства и волю посетителей учреждения культуры. В методике культурно-досуговой деятельности средствами называют инструменты, с помощью которых раскрывается содержание. Они подразделяются на устные средства (живое слово, сценическая речь), печатные средства (газеты, журналы, политическая литература, научная литература); кино, радио, телевидение; художественная литература; искусство и самодеятельное творчество (драматическое, хоровое, музыкальное, хореографическое, живопись); технические средства. Приведенная классификация средств культурно-досуговой деятельности носит в известной степени условный характер. Так, например, кино - это вид искусства, но оно может быть отнесено и к техническим средствам. Нередко к техническим средствам относят радио и телевидение, и в этом есть определенный смысл. Многозначно понятие печати. Одно значение имеет книга как вид печати и другое - книга как художественное произведение. Средства следует рассматривать только как способы передачи содержания. В практической деятельности учреждений культуры особенно широко применяются: живое слово, кино, искусство всех видов и жанров, технические средства, то есть те средства, которые придают деятельности учреждений культуры особую эмоциональную окраску. Каждое средство служит носителем (передатчиком) того или иного содержания. В зависимости от характера содержания и назначения выбирается определенное средство или, чаще, набор средств. Арсенал средств культурно-досуговой деятельности разнообразен. Кадры должны уметь в каждом конкретном случае выбрать и использовать те из них, которые дадут наибольший эффект, будут наиболее действенными, обеспечат наилучшее выполнение задачи. К числу важнейших компонентов методики культурно-досуговой деятельности относятся и формы деятельности учреждений культуры, или программы. Формы работы - один из необходимых элементов функционирования учреждения культуры, компонент культурно-досуговой деятельности. Термин "форма" употребляется в различных смыслах. Форма (вообще) - устройство, структура, внешнее выражение чего-либо, система организации чего-либо. Форма является одной из философских категорий, рассматриваемых в неразрывной связи с содержанием. Форма - организация, структура содержания, его выражение. Форма не может существовать изолированно от содержания. Понятие формы применительно к деятельности учреждений культуры также может иметь различное значение. Прежде всего форма является выражением содержания культурно-досуговой деятельности. Под формой понимают также структурное оформление отдельных документов (форма плана, форма сметы доходов и расходов, форма статистического отчета о деятельности учреждения культуры, форма афиши и т.п.) и, наконец, формами называют способы организации культурно-досуговой деятельности. Под формами - программами культурно-досуговой деятельности следует понимать способы и приемы организации людей в учреждении культуры, по месту жительства в целях доведения до них определенного содержания. В зависимости от характера аудитории и средств воздействия формы культурно-досуговой деятельности делятся на массовые, групповые и индивидуальные. Формы - программы культурно-досуговой деятельности - не существуют сами по себе. Их выбор обусловливается содержанием и средствами. По отношению к содержанию форма-программа носит зависимый характер. Каждое средство воздействия требует соответствующих форм организации людей. Отмечая зависимость форм - программ культурно-досуговой деятельности - от содержания и средств воздействия, следует иметь в виду, что выбор форм и их правильное использование, в свою очередь, имеют большое значение. Формы-программы обладают известной самостоятельностью, они могут оказать и оказывают обратное влияние на содержание деятельности. От выбора форм часто зависит результат деятельности. В неразрывной связи с формами-программами находятся методы культурно-досуговой деятельности. Вопрос о методах - это вопрос о том, как повысить действенность деятельности учреждения культуры, как лучше донести содержание до посетителей, как сделать его более убедительным и воспринимаемым аудиторией. Определений понятия "метод" много, но во всех есть нечто общее: метод - это способ, прием, путь решения какой-либо задачи. Обобщая различные определения, подчеркивая в них наиболее типичное, можно сказать, что метод - это путь к познанию; образ действия; определенным образом упорядоченная деятельность. Методами культурно-досуговой деятельности принято называть способы, приемы, образы действий по использованию средств воздействия на аудиторию. Методы и средства воздействия тесно взаимосвязаны. Одно из средств воздействия - радио, которое является носителем, передатчиком определенного содержания. Выражением содержания здесь будет программа радиопередачи, конкретный текст. Но текст, информацию можно донести по-разному - просто прочитать или дать в виде театрализованного представления. Способы, приемы использования, в данном случае радио, следует называть методами. Методы культурно-досуговой деятельности, как и формы, всегда связаны с содержанием, определяются целями, которые ставятся перед специалистами. В культурно-досуговой деятельности имеется три родовых метода: метод иллюстрирования, метод театрализации и методы игры. Все остальные методы привнесены в нее извне. Наряду с термином "метод" употребляется термин "методический прием". Каждый метод представляет собой определенную систему приемов. Иными словами, каждый метод - это совокупность приемов, объединенных общностью задачи и единым подходом к их решению. Прием - это элемент, деталь метода, вспомогательное средство. Каждый из методов применяется с помощью различных приемов. Прием по отношению к данному методу при решении других, более частных задач может стать методом со своими приемами его применения. В деятельности учреждений культуры методические приемы используются как самостоятельные методы и, в свою очередь, реализуются с помощью определенных методических приемов. Так, использование в ходе лекции фрагмента из кинофильма - это методический прием, прослушивание магнитофонной записи на семинаре - тоже методический прием. Вопрос о методах культурно-досуговой деятельности - сложный. Дать их четкую классификацию очень трудно, да и вряд ли в этом есть практическая необходимость. Важно уяснить сущность понятия " метод", зависимость методов от содержания работы, необходимость творческого подхода к выбору методов и приемов в деятельности учреждений культуры, которыми накоплен большой опыт использования различных средств, форм и методов в зависимости от обстановки и решаемых задач. Специалисту необходимо овладеть ими, научиться их творчески применять. Профессиональное мастерство специалиста учреждения культуры состоит в том, чтобы из всего многообразия средств, форм и методов выбрать те, которые в каждом конкретном случае дадут возможность наилучшим образом решить стоящие задачи. В одном случае это будет тематический вечер, в другом - лекция, в третьем - концерт художественной самодеятельности и т.д. Нужны поиски новых, более эффективных сочетаний содержания, форм, методов и средств с целью вызвать у людей интерес, привлечь их в учреждение культуры. § 2. Типовые методики в деятельности учреждений культуры Рассматривать методики культурно-досуговой деятельности в современных условиях чрезвычайно сложно. Поэтому наиболее целесообразно этот вопрос рассматривать с точки зрения технологии. Этот подход наиболее универсален, так как дает возможность культурно-досуговую деятельность разложить на три основные составляющие: информационно-просветительную, художественно-публицистическую и культурно-развлекательную деятельность. Эти составляющие взаимосвязаны, тем не менее каждая из них имеет и свою специфику, свои преимущественные родовые методы подготовки и проведения культурно-досуговых программ. Все три типа деятельности имеют не только общие структурные компоненты, но и свою специфику в формах, средствах и методах, что и позволяет говорить о типовых методиках. Информационно-просветительная деятельность базируется на современных информационных технологиях и функционально обеспечивает наиболее объемные в творческом отношении художественно-публицистическую и культурно-развлекательную деятельность. Понятие "информация" в буквальном смысле означает "сообщение", "изложение". Информация - это не все знание, которым располагает человечество, а лишь та его часть, которая используется для ориентирования, для активного действия. Информационно-просветительная деятельность учреждений культуры имеет присущие только ей формы, методы и выразительные средства, умелое использование которых помогает посетителям данного учреждения проникнуть в суть проблемы. Средствами, формами и методами информационно-просветительной деятельности учреждения культуры информируют, просвещают, разъясняют, помогают людям на практике удовлетворить их насущные потребности в знаниях. Структурные компоненты информационно-просветительной деятельности учреждения культуры условно можно разделить на общие: субъект, объект, содержание, средства, коммуникация, управление и видовые: экономика, политика, право, эстетика и т.д. Поэтому учреждения культуры через информационно-просветительную деятельность, используя активность людей, могут вести с ними диалог, готовить программы по злободневным проблемам. Термин "художественно-публицистическая деятельность" произошел от широко используемого в научной литературе термина "художественно-массовая работа". Художественно-массовая работа рассматривалась как область деятельности учреждений культуры, в организации которой соединялись средства пропаганды, агитации и искусства. Степень их взаимодействия определялась формами художественно-массовой работы от простейших в иллюстрированных художественно-пропагандистских мероприятиях, проводимых в клубном учреждении, до сложных, синтезированных в театрализованных праздниках, шествиях и манифестациях. В современных условиях художественно-массовую работу следует называть "художественно-публицистическая деятельность". Она отличается от информационно-просветительной тем, что в основе ее методики лежит поиск художественного образа и реального, конкретного события. Художественно-публицистическая деятельность призвана практически помочь процессу осознания мира личностью за счет воздействия на ее интеллектуальную и эмоциональную сферы. Культурно-развлекательная деятельность также является специфическим типом культурно-досуговой деятельности. Она отличается более активным, динамичным характером и свободным типом поведения посетителей учреждения культуры. Для культурно-развлекательной программы необходим высокий уровень включенности аудитории и демократичности общения, что способствует созданию непринужденной атмосферы. Культурно-развлекательная деятельность способна удовлетворить разнообразные духовные потребности посетителей учреждений культуры на основе получения удовольствия. Поэтому она позволяет снять психологические стрессы, перегрузки, переутомление. Каковы механизмы функционирования информационно-просветительной, художественно-публицистической и культурно-развлекательной деятельности учреждений культуры? Перед информационно-просветительным типом деятельности стоит задача удовлетворения потребности человека в получении информации, но она не сводится лишь к передаче определенной суммы знаний и ее донесению до аудитории, а предлагает их слияние с имеющимися у человека знаниями, с его собственным жизненным опытом, формирование у него убеждений. Преимущество и сила методики ин формационно-просветительного воздействия заключаются в том, что полученная в стенах учреждения культуры информация (знания, нормы, ценности) в процессе усвоения людьми корректируются, становятся их собственностью. Существует много различных видов информации: социальная, политическая, научная, художественная, техническая, экономическая и т.д., которые связаны с пониманием и действуют на сознание человека, то есть на его рациональное начало. Если информация эмоционально окрашена, то она может сначала действовать на эмоции. В методике информационно-просветительной деятельности учреждений культуры содержание тесно взаимодействует с социальными, психологическими и педагогическими процессами. Их взаимодействие и определяет специфику методики информационно-просветительной деятельности учреждений культуры. Она воплощается в формах, непосредственно несущих научные знания: лекции, беседы, доклады, кинолектории, просветительные кружки и школы, в которых преобладает содержательная сторона. В другую группу можно включить те формы, где содержание дополняется средствами художественной выразительности: устные журналы, устные альманахи, чтения, культурно-художественные бригады, клубные объединения, народные университеты. Широкое использование в устном выступлении приемов ораторского искусства, возможностей голоса, мимики, жестов позволяет усилить смысловое содержание информации и т.д. Поэтому "живое слово" - более оперативный путь донесения до слушателей фактов, их комментариев, чем сообщение с плохо выраженной формой подачи материала. Изучение мотивов посещения людьми информационно-просветительных программ в учреждениях культуры позволяет полнее использовать потенциальные возможности этой методики. Например, во Дворце культуры железнодорожников г. Брянска регулярно проходит выпуск устного журнала "Наш телетайп". Его назначение - оперативно информировать железнодорожников об актуальных проблемах железнодорожного транспорта и конкретно местной дороги. "Телетайп" выходит два раза в месяц. Его проводят два-три человека: сменяя друг друга, они сообщают о различных фактах, событиях местной производственной и культурной жизни, комментируют их, тесно связывая с проблематикой общественной жизни страны. "Телетайп" быстро завоевал популярность, вышел из стен учреждения культуры в трудовые коллективы. Анализ практики показывает, что чем активнее человек воспринимает информацию, а приобретаемые знания соотносит с практикой, творчески их перерабатывает, тем скорее они становятся руководством к действию. Поэтому методика информационно-просветительной деятельности строится с учетом законов восприятия личностью окружающего мира. Естественно, что учреждения культуры не могут составить конкуренцию в оперативности средствам массовой информации: телевидению, радио, печати, да в этом и нет необходимости. Наоборот, имея возможность непосредственного общения с аудиторией, прямого контакта с ней, оценивая ее реакцию, специалисты учреждений культуры дополняют средства массовой информации квалифицированными комментариями событий с учетом интересов конкретной аудитории. Создание атмосферы взаимного доверия и доброжелательности непременное условие успеха всех информационно-просветительных программ. Каждая аудитория, к которой обращена информация, характеризуется определенным состоянием сознания: жизненными ориентациями, интересами, наконец, мотивами посещения учреждения культуры. Знание аудитории - непременное условие успеха информационно-просветительской деятельности. Другим условием эффективности информации является ее достоверность. Любое искажение правды травмирует людей, приводит к утрате доверия к учреждению культуры. Поэтому при подготовке и проведении информационно-просветительных программ специалисты учреждений культуры опираются на достоверные источники получения информации. Отбор фактов - основа каждого сообщения. Специалисты учреждений культуры не ставят целью установление новых истин. Соответственно и фактические данные имеют здесь свое функциональное назначение: факт ценен как раз своей конкретностью, единичностью. Хорошим подспорьем для специалиста, занимающегося информационно-просветительной деятельностью, является документальная литература: очерки, письма, дневники, мемуары, автобиографии. Своеобразие нашего времени состоит в том, что исторический документ получил самостоятельное эстетическое значение. Усвоение факта для литературы никогда не было проблемой: факт был и, наверное, будет ее главным источником, но теперь этот источник стал ценен для нас и сам по себе. Интерес к историческому документу, как и к живому факту текущей жизни, предопределил необычайную популярность мемуарного жанра. Особой привлекательностью "первофакта", документа объясняются такие получившие распространение формы информационно-просветительной деятельности, как пресс-конференция, интервью, репортаж. Использование документа в этих формах несет большой интеллектуальный и эмоциональный заряд. Наглядность подачи материала, доказательность мыслей, идей, преподносимых слушателю, зрителю, являются важнейшим показателем профессионального мастерства специалиста учреждения культуры. Ведущим, родовым методом информационно-просветительной деятельности является иллюстрирование, которое позволяет активизировать мышление, включить память, вызвать в сознании определенные ассоциации. Следует иметь в виду, что новые формы информационно-просветительной деятельности учреждений культуры основаны на самых различных видах иллюстрирования: предметном (экскурсии, использование в качестве иллюстраций растений, животных, образцов горных пород, строительных и других материалов), изобразительном (картины, фотографии, модели, муляжи), образном (по памяти). Иллюстративность (показ) сама по себе предполагает активность воспринимающего. Видеть - это не просто созерцать, но и понимать видимое. Наглядность сообщает правильное направление мышлению, активизирует его, развивает воображение и делает знания более обстоятельными. Иллюстративность способствует лучшему запоминанию и сознательному усвоению материала, так как вызывает у человека различные ассоциации, которые помогают ему запомнить и впоследствии додумать и более глубоко осмыслить все увиденное и услышанное. В конечном счете восприятие, память, активное внимание и знания - необходимые условия мышления: когда мы думаем, мы сосредоточиваемся на чем-либо, что является темой нашего мышления, а свое содержание мышление берет из опыта, своего или усвоенного чужого. Значит, чтобы привлечь внимание к подготовленной информационно-просветительной программе, специалисту учреждения культуры необходимо так организовать материал, чтобы активизировать мысль человека, возбудить его чувства. По уровню, силе восприятия аудиторией программы можно судить, насколько она удалась, какой резонанс вызвала в общественном мнении. Вот почему специалисты учреждений культуры должны со всей ответственностью относиться к выбору форм и методов информационно-просветительной деятельности, ибо это направление работы учреждений культуры ориентировано не только на распространение знаний, но и на развитие у посетителей активности, способности формировать общественное мнение. Учреждение культуры как система сохраняет свою целостность и устойчивость благодаря способности собирать, обрабатывать и использовать информацию о потребностях, интересах, вкусах потенциальной аудитории. Есть немало интересных примеров того, как содержательная, качественная сторона используемых в настоящее время методов и форм полностью соответствуют единству содержания и формы. Без соблюдения этого условия никакие технологические ухищрения, какими бы изобретательными они ни были, не смогут обеспечить функционирование подлинной информационно-просветительной деятельности. Итак, методика информационно-просветительной деятельности учреждений культуры одновременно решает две задачи: несет людям знания и вырабатывает личное отношение к полученным знаниям, формирует убеждения. Методика художественно-публицистической деятельности учреждений культуры пронизывает всю их деятельность и обладает наибольшим воздействием на аудиторию за счет эмоциональной силы искусства. Эмоциональное воздействие на зрителей и слушателей здесь достигается выразительной силой подачи материала, образностью, художественностью. Методика художественно-публицистической деятельности сохраняет общие черты, присущие культурно-досуговой деятельности в целом: полифункциональность, активность, комплексность, самодеятельность, творчество, инициативу и т.д. Но наряду с общими чертами как особый тип методика художественно-публицистической деятельности имеет и свою специфику: - возможность применения многообразных средств воздействия, способных одновременно охватить большую массу людей; - использование социально-психологических механизмов воздействия и восприятия; - конкретизация художественно-публицистической деятельности, использующей реальные и художественные образы; В основе методики художественно-публицистической деятельности лежит драматургия высокого уровня, особенностями которой являются: фактологичность, многообразие содержательных и эмоциональных выразительных средств воздействия. Их разнообразие значительно богаче, чем в театре или кино. Основной вид драматургии - сценарий. Его характеристики: целостность будущей программы, взаимная согласованность всех эпизодов; поиск обобщенности, типичность в раскрытии образа события, жизненного факта; новизна тематики, содержания, применения художественных средств, композиционного решения, форм и методов воздействия. Использование различных видов и приемов монтажа усиливает восприятие материала. Специфические черты имеет драматургия художественно-публицистических программ: использование художественного материала из всех видов искусства или поиски оригинального художественного образа; реализация в программе документального материала; соблюдение оптимального соотношения художественного и документального материала; оценка событий, фактов, выявляющая четкую авторскую позицию; активный характер драматургии художественно-публицистических программ. Важно помнить, что использование художественного и документального материала вызывает необходимость применения в драматургии художественно-публицистических программ метода монтажа, который позволяет располагать этот материал в соответствии с основными законами аристотелевской драмы (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и развязка). Еще один закон в драматургии художественно-публицистических программ - гармоническое единство, целостность всего происходящего, работающего на художественный образ. В сценарии программы - подробной литературной разработке его содержания - излагаются мельчайшие детали будущего действия, создается модель программы. В сценарии программы все разнохарактерные эпизоды необходимо соединить единым композиционно-целостностым содержанием, что позволит всесторонне раскрыть идею, полно изложить содержание, наполнить его эмоциональным зарядом и, наконец, облегчить восприятие материала через нарастание контрастности и связанности. Добиться этого возможно лишь при овладении родовым методом драматургии культурно-досуговых программ - монтажа. С помощью этого метода можно создать оригинальное художественно-публицистическое произведение, соединив различные элементы в единую логическую композицию, подчиненную общему драматургическому замыслу. Особенно важно помнить, что сценарий понятие синтетическое, соединяющее воедино работу драматурга, режиссера, менеджера и актива. Часто в учреждениях культуры драматург и режиссер выступают в одном лице. Режиссура в художественно-публицистической деятельности является основным компонентом технологического процесса воплощения сценария. Художественное кредо режиссера определяется его эстетическим идеалом, творческими методами, материальными и творческими возможностями учреждения культуры. Режиссура художественно-публицистических программ дело коллективное. Режиссер не только обеспечивает себя активом, но и создает условия для творчества своих коллег - художника, композитора, хореографа и др. Основным творческим методом в художественно-публицистических программах является метод театрализации. Однако применяется он, как правило, совместно с иллюстрированием и игрой. При подготовке художественно-публицистической программы создается инициативная группа, которая обсуждает общий замысел и примерную структуру, уточняет тему, намечает сроки и место ее проведения; определяет состав потенциальной аудитории, конкретизирует жанр и приемы подачи содержания. В этот период в сознании режиссера уже выкристаллизовывается предварительный вариант творческого замысла художественно-публицистической программы. Режиссерский замысел - это проект постановки, эквивалентный драматургическому материалу. Уточнение режиссерского замысла происходит одновременно с корректировкой сценария. Этот процесс можно сформулировать следующим образом: идея - практика - идея. Режиссерский замысел апробируется на репетициях, под влиянием художественных устремлений активистов и участников программы он может видоизменяться.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2023; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |