Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Родовые методы культурно-досуговой деятельности




В каждой науке ее структурные элементы рассматриваются с точки зрения рода, вида, типа, формы деятельности. По своему строению методика культурно-досуговой деятельности представляет целост­ную систему знаний, которую характеризуют: логическая зависимость одних элементов от других, целей и задач; содержания и формы; средств и методов; методического обеспечения процесса, знания ауди­тории, актива и т.д. В этой цепи методы занимают центральное место, ибо они обеспечивают создание формы, соответствующей содержанию.

Поэтому профессиональное мастерство специалиста - менедже­ра-постановщика культурно-досуговых программ и определяется уровнем овладения им родовых методов, рожденных природой клуба, парка культуры и отдыха, Дома или Дворца культуры. Профессио­нальное мастерство специалиста культурно-досуговой деятельности проявляется в том, что, несмотря на обилие факторов, оказывающих влияние на личность, он умеет находить наиболее оптимальные, при­емлемые способы ее включения в процесс культурно-досуговой дея­тельности, удовлетворяющей духовные потребности на основе интере­са. Сделать это в культурно-досуговой деятельности помогают универ­сальные, природные для разных организационно-педагогических усло­вий методы, представляющие собой определенные закономерности, устойчивые и надежные правила функционирования технологического процесса.

Поскольку у каждой личности свои мотивы посещения учреждений культуры, то этот компонент изучался с привлечением методов из дру­гих наук: социологии, психологии, педагогики. Отсюда, специфичен ме­ханизм действия прямых и обратных связей между посетителем, спе­циалистом и активом. Но в условиях свободного выбора вида деятель­ности и формы проведения досуга следует учитывать не только психологические особенности личности, проявляющиеся в познавательном, творческом и коммерческом видах деятельности, но и культурологиче­ские. Поэтому здесь необходимо использование сущностных методов в культурно-досуговой деятельности, вытекающих из ее природы.

Теоретическому обоснованию ведущего творческого метода всегда придавалось большое значение. Основой каждого родового метода культурно-досуговой деятельности послужили изученные на практике законы органической природы учреждения культуры. Достоинство каж­дого из них в том, что в них нет ничего придуманного, не проверенного многолетней практикой. Здесь прямая аналогия с открытием творческо­го метода К.С. Станиславским, названным "системой". "Система" - при­надлежит самой нашей органической природе, как духовной, так и фи­зической. Мы родились с этой способностью к творчеству, с этой "системой" внутри себя. Творчество - наша естественная потребность, и, казалось бы, иначе, как правило, по "системе", мы не должны бы бы­ли уметь творить. Но, к удивлению, выходя на сцену, мы теряем то, что дано природой. Законы искусства - законы природы... "Система" их вос­станавливает, приводит человеческую природу к норме.

Родовые методы культурно-досуговой деятельности являются все­объемлющими и включают в себя как элементы "внешней", так и "внутренней" культуры. Следовательно, выбрать метод при подготовке и проведении культурно-досуговой программы возможно только при анализе всех компонентов и элементов технологического процесса.

Для того чтобы создать культурно-досуговую программу недоста­точно только хорошо разбираться в законах ее драматургического по­строения. Необходимо понимать, точно знать потенциальные возмож­ности каждого выразительного средства, уметь использовать возмож­ности методов монтажа, иллюстрирования, театрализации и игры. С помощью этих методов и различных выразительных средств создается программа, в которой решается актуальная социально- педагогическая и психологическая задача. Методы иллюстрирования, театрализации и игры способны самостоятельно осуществить художественное решение культурно-досуговой программы, ибо с их помощью она из проекта пе­реходит в реальную конструкцию.

Как отмечалось, конструкция культурно-досуговой программы на­чинает формироваться с драматургического замысла. Поэтому первым родовым методом методики культурно-досуговой деятельности спра­ведливо называют монтаж. В каждом виде культурно-досуговой программы специалисты используют монтаж при разработке сценария. В каждом сценарии используется документальный материал, отрывки из различных литературных произведений, которые необходимо соеди­нить в определенном порядке. Чередование фактов, событий, явлений и их сопоставление неизбежно требуют монтажной организации мате­риала.

Художественный монтаж, во-первых, выражает мысль художника (драматурга), его идею, его видение мира; во-вторых, является творче­ским методом, что, в свою очередь, требует художественной подготовки специалистов; в-третьих, необходим определенный уровень граждан­ственности, жизненного опыта. Без овладения методикой монтажа не­возможно обеспечить художественность культурно-досуговой програм­мы. Менеджер-постановщик (сценарист), моделируя свою творческую программу, использует законы монтажа: музыкальной драматургии; кинофотовидеоматериалов; литературных, документальных материа­лов; фрагментов из сценических постановок.

Монтаж бывает конструктивным и ассоциативным. В каждом ви­де монтажа существует много приемов. Наиболее распространенные из них: контрастности, параллелизма, стыка, уподобления, одновре­менности, лейтмотива, сопоставления, аналогии, метафоры, ги­перболы, сатиры; хронологический прием исторических событий.

Огромное влияние на развитие метода монтажа оказало наследие В. Яхонтова, который был не только актером, но и одним из крупней­ших, талантливейших чтецов. Он первым обосновал и широко исполь­зовал принцип контрастного построения программы: чередование сти­хов и прозы,стихов и документа.

Метод монтажа позволяет сопоставить противоположности и кон­траст, где и рождается ощущение действия. Такое ощущение рождает не только смысловая, но и ритмическая контрастность. "Именно резкие грани, резкие ритмические различия приводят к богатству красок и сое­диняют в новое цельное произведение, где грани каждого элемента сверкают, несут свое эмоциональное содержание, работают на общую задачу".

В настоящее время художественный процесс в учреждениях куль­туры приобретает "многомерную конфигурацию", особую сложность, неоднозначность и противоречивость многих его тенденций, значитель­ный "поисковый разброс", затрудняющий видение общей перспективы развития. Метод монтажа пронизывает всю деятельность учреждений культуры, органично соединяя информацию, искусство и публицистику, превращая их в эффективный инструмент эмоционального воздействия на аудиторию.

Художественность, которая появляется в культурно-досуговой программе в виде образной совокупности элементов различных видов искусства (музыки, поэзии, прозы кинофильма и т.п.), вносимых мето­дами монтажа, позволяет художественно "насытить" содержание и форму, соподчинив все используемые выразительные средства.

Если метод монтажа является родовым и видовым для драматур­гии -культурно-досуговых программ, то методы иллюстрирования, теат­рализации и игры являются родовыми и видовыми для режиссуры.

Методы иллюстрирования, театрализации и игры соединяют стихи, песни, фрагмент из кинофильмов, факты, документы в соответствии с темой и творческим замыслом постановщиков. Во всех случаях важно определить с позиции философской категории "меры" количество и по­рядок использования различных художественно-выразительных средств, составляющих конструкцию культурно-досуговой программы.

Выбор режиссером-постановщиком метода иллюстрирования, те­атрализации или игры зависит от правильно найденного соотношения между содержанием и формой культурно-досуговой программы.

Иллюстрирование, театрализация и игра как способы реализации режиссером драматургической организации материала имеют различ­ную природу и специфические особенности. Однако они едины в своем предназначении - добиться достижения цели, а также активизировать аудиторию, создать необходимые условия для включения и поддержа­ния внимания у каждого из присутствующих.

А теперь остановимся поподробнее на каждом из методов. Суть метода иллюстрирования состоит в особой организации содержания информационного материала с помощью показа в какой либо форме. Говоря о методе иллюстрирования, следует иметь в виду, что он за счет синтеза различных эмоционально-выразительных средств осу­ществляет дополнение к информации, делая ее зримой. Во всех слу­чаях в рамках однородного по содержанию информационно-развивающего материала, его иллюстрирование (показ) средствами ис­кусства создает художественную форму, обладающую большой силой эмоционального воздействия. При этом иллюстрирование не просто вносит элемент художественности в содержание культурно-досуговой программы, а раскрывает, развивает, углубляет, конкретизирует тему. Одна и та же тема может быть проиллюстрирована по разному с учетом разнообразных художественных выразительных средств.

Предпочтение методу иллюстрирования режиссер-постановщик отдает в зависимости от типа программы, ее формы, характера аудито­рии.

По своей природе метод иллюстрирования соответствует типу информационно-просветительных программ, а в художественно-публицистических и культурно-развлекательных программах он может использоваться в качестве дополнительного метода. На практике сло­жились два вида иллюстрирования: художественное и наглядное. На­пример, в лекции, которая является и методом распространения знаний и формой культурно-досуговой деятельности, используется метод ил­люстрирования в виде книжных выставок, фотостендов или экспозиций репродукций, художественного чтения, музыки, показа фрагментов из научно-популярных и документальных кинофильмов.

Привнесение с помощью метода иллюстрирования элемента худо­жественности в информационно-просветительную программу позволяет создать такую сценическую композицию, в которой документы, доку­ментальные кадры, фотографии в соединении с художественными об­разами - поэтическими, хореографическими, музыкальными - достигают эмоционального эффекта огромной силы.

Суть метода театрализации в современных досуговых про­граммах состоит в соединении звуков, цвета, мелодии в про­странстве и времени, раскрывающих образ в разных вариациях, про­нося их через единое "сквозное действие", которое объединяет и подчиняет себе все используемые компоненты по законам сценария.

Следовательно, метод театрализации предстает не как один из методов в культурно-досуговых программах, используемый во всех ее вариантах, а как сложный творческий метод, наиболее близко стоящий к театру, имеющий глубокое социально-психологическое обоснование.

Метод театрализации в силу двойственности своей функции спо­собствует превращению культурно-досуговой программы в бифункцио­нальную утилитарно-художественную форму, в которой "первая и основная функция (то есть сила, вызывающая их к жизни) есть функция дидактическая, педагогическая, информационная, пропагандистская, агитационная, а художественный смысл и эстетическое наслаждение "прикладываются" здесь... к этой внеэстетической, жизненно-практической, коммуникативной функции". Именно благодаря своей социально-педагогической и художественной бифункциональности те­атрализация и выступает одновременно как социальная художественная обработка жизненного материала и особая организация поведения и действия личности в условиях досуга.

Метод театрализации наиболее органичен художественно-публицистическому типу программ, так как он призван прежде всего создать зрелищно-активную ситуацию, при которой каждый присут­ствующий будет уже не просто пассивным созерцателем, а активно реагирующим зрителем. В такой ситуации человек вместе с другими людьми проникается общим настроением, его увлекает единый порыв, коллективное устремление и действие.

И, наконец, следующий родовой метод культурно-досуговой дея­тельности - игра. Игра также имеет свою теорию, это и метод, и форма. Принято считать, что исходным, определяющим в игре является то, что участник игры создает себе мнимую ситуацию вместо реальной и дей­ствует в ней, выполняя определенную роль, сообразно тем собствен­ным знаниям, умениям и навыкам, которые он при этом придает окру­жающим предметам.

Переход действия в воображаемую ситуацию особенно характерен для развития игры в специфических формах культурно-досуговой дея­тельности. Игра здесь рассматривается как продукт развития, притом опережающего потребности практической жизни, как действие изнутри созревших функций, рождающихся во взаимоотношениях с окружаю­щим миром.

Для культурно-досуговой деятельности важно то, что игра напол­няется сюжетным содержанием, принимает новые специфические формы и черты. При этом сложность сюжетного содержания и, главное, совершенство игры позволяют личности подняться на более высокий уровень развития. Да и само воплощение в действии личностных ка­честв придает игре особый характер, игра становится искусством.

Потребность личности в игровом поведении, способность "входить в игровой режим обусловлены особым видением мира и связаны с си­лой творчески-преобразующей деятельности. Поэтому умение играть - это показатель культуры как личности, так и общества в целом.

Играющий человек стремится к творчеству, к раскрытию собствен­ного социокультурного потенциала, развивает игровое самосознание. Это становится возможным при обеспечении условий для развития личности, поскольку игровое поведение личности обладает потенциа­лом двух возможностей: возможностью проявления своей индивиду­альности и возможностью социализирующей. Это значит, что движущей силой игры является ситуация противоречия: регламентируемые традицией социокультурные ценности и неповторимо индивидуальный способ их освоения.

Для понимания сущности потенциала игровой культуры личности, возможности проявления этого потенциала в условиях культурно-досуговой программы необходимо обратить внимание на выделенность, особенность игровой культуры в общем потоке человеческой жизнедеятельности.

Поэтому, игровая культура личности проявляется в наличии соб­ственного социокультурного потенциала, основу которого составляют творчески преобразующие умения личности владеть творческой инициативой, принимать нестандартные игровые решения, эмоцио­нально-волевого саморегулирования.

В культурно-досуговой программе ориентированность на игровую культуру личности означает наличие у участника игры определенных умений и способностей, где перечисленные умения и способности представляются как одно целое. В условиях культурно-досуговой про­граммы важное значение приобретает игровое самосознание, то есть придание игре творчески-преобразующего характера. Способность че­ловека распространить свое сознание на будущее - есть игра, фанта­зия, творчество. Три эти понятия неразрывно переплетаются друг с дру­гом, когда идет речь об игровой деятельности человека.

Метод игры в культурно-досуговой программе наиболее удачно сочетает в себе информационно-логическое и информационно-образное начала, синтезирующие просвещение, педагогику, искусство и творчество, обладающие необыкновенной силой воздействия на мысли и чувства человека.

Для того, чтобы игра прошла успешно, следует неукоснительно со­блюдать следующие правила: никогда не подсмеивайтесь над неудач­ными действиями игроков или, что еще хуже, какими-то их недостатка­ми; не сокрушайтесь по поводу чьего-либо проигрыша, руководствуясь принципом "важна не победа, а участие"; надо стремиться корректно вывести человека из игры, если он мешает, ускорить, замедлить, оста­новить действие, если оно пошло не по тому руслу; наличие ведущего, который отмечает реакцию участников игры, сопровождая коммента­риями, шутками, веселыми репликами, следит за точным соблюдением правил. При этом ведущему нельзя забывать, что в игре участвуют не все, и чтобы остальным не стало скучно, необходимо постоянно осве­щать для них ход игры, не затягивать игровое действие.

В принципе, каждое игровое театрализованное действие отличают эмоциональная реакция, активный отклик на событие, дающие человеку возможность персонификации. Каждая игровая ситуация ставит лич­ность в положение участника, а не зрителя театрализованного дей­ствия.

Задача режиссера-постановщика состоит в том, чтобы найти в за­мысле такое образно-игровое действие, которое при режиссерском во­площении вызвало бы ассоциации, имеющие под собой реальную основу в прошлом.

Метод игры в практической деятельности учреждений культуры трансформируется в форму культурно-досуговой деятельности, или, точнее, игровые программы. Игровые программы представляют собой набор конкретных игр. Когда они несложны структурно, с ограниченным количеством возможных исполнителей, то они позволяют в наибольшей мере строить ход действия в импровизационном плане. Степень подго­товки таких программ значительно проще других.

Существуют комплексные игровые программы, где игры использу­ются как одно из средств выразительности и чередуются с музыкой, танцами, конкурсами и т.д., что содействует межличностному общению, вовлечению участников в происходящее действие, снижению устало­сти.

К комплексным формам относится коллективная театрализованная игра, которая может подниматься до уровня искусства, потому что в ней сочетаются, с одной стороны, выполнение правил внутреннего само­ограничения, самоопределения, а с другой стороны, создание художе­ственного произведения, эстетически воздействующего как на иг­рающих, так и на зрителей.

Опираясь на импровизационно-творческий характер игрового дей­ствия, надо рассматривать его как одно из важнейших средств овладе­ния различными жизненными ситуациями, как возможный путь обуче­ния типам поведения, воспитания культуры, эмоций. Именно поэтому игровое действие не может носить беспочвенный характер, а обяза­тельно должно опираться на социальный опыт конкретной ситуативной общности.

И наконец, сюжетно-тематические игровые программы, где игры выступают ведущим выразительным средством, подчиняя себе все остальное. Содержание данных программ тематически и сюжетно объ­единено игровой ситуацией. Сюжет позволяет логически оправданно выстроить относительно самостоятельные игровые эпизоды, в резуль­тате чего программа приобретает стройность, законченность.

Значит, игра это:

- возможность применения многообразных средств интеллектуаль­но-эмоционального воздействия, способных одновременно увлечь большое количество людей;

- адекватное использование социально-психологических механиз­мов воздействия на аудиторию и восприятия ею содержания;

- конкретизация культурно-досуговой деятельности, использующей реальные и художественные образы, позволяющей многократно уси­ливать эмоциональное воздействие;

- влияние способов, форм, механизмов обратного воздействия че­рез характер мотивации практической деятельности человека.

Технология проведения игры следующая: отбор участников, фор­мирование команд; завязка - изложение правил игры; основное дей­ствие - побуждение, стимул к игре; управление игровым действием; во­влечение играющих участников в игру; организация игрового финала. Кульминация - достижение игровой цели. Финал - чествование победи­телей игры.

Выбор игры для конкретной формы культурно-досуговой деятель­ности зависит от цели, возрастных особенностей участников игры, ко­личества участников, условий проведения игры, места проведения игры, наличия игрового инвентаря.

Текст объяснения правил должен быть кратким и логичным: назва­ние игры, цель игры, роли и место расположения играющих, ход игры, правила. Можно использовать прием показа отдельных моментов игры. В качестве демонстрантов игры могут выступать игровые персонажи.

Некоторые игры требуют выделения из среды играющих водящего. Для этого можно использовать прием приглашения или жребия, но наи­более интересный прием, с педагогической точки зрения, - выдвижение водящего коллективом играющих.

Определение результатов игры имеет большее воспитательное значение, поэтому организаторам необходимо продумать характер объявления результатов игры. В настоящее время все большей попу­лярностью пользуются те формы культурно-досуговой деятельности, которые осуществляются на фольклорно-игровых традициях, содержа­щих синтез забав, игр, обрядов и церемоний с современными спортив­но-техническими видами спорта.

Основные этапы организации программы на фольклорно-игровых традициях:

- создание оргкомитета конкурса, куда могут войти представители
государственных, общественных организаций и неформальных объ­единений; оргкомитет разрабатывает основные положения программы, в которые входят: цели и задачи, состав участников, время и место проведения, ответственные за финансирование и решение оргвопро-сов; основные этапы программы, требования к командам-участникам; состав жюри, система оценок этапов конкурса; порядок награждения победителей;

- распространение положения о проведении программы;

- предварительный этап: жеребьевка команд участниц конкурса; составление графика предварительных соревнований и конкурсов;

- подготовка программы: место проведения конкурса; ярмарки; иг­ровых аттракционов; медицинского обслуживания; охраны обществен­ного порядка; формирование режиссерско-постановочной группы; со­ставление плана проведения репетиций коллективов художественной самодеятельности.

- проведение программы: встреча команд участниц; открытие; при­ветствие членов организационного комитета, гостей, участников конкур­са; художественное представление (или концертное выступление).

Безусловно, психология зрителя периодически меняется, и та эмо­ция, которая вызывалась ранее определенными художественными при­емами, сегодня теми же приемами сценического искусства вызвана быть не может. Поэтому закономерно, что и выразительные средства, используемые в построении информационно-просветительных, худо­жественно-публицистических и культурно-развлекательных про­грамм сегодняшнего дня, должны соответствовать всевозрастающим духовным потребностям населения.

Кроме того, специалисту культурно-досуговой деятельности необ­ходимо помнить следующие основополагающие принципы: соответ­ствие идейного содержания форме программы; сочетание логического и эмоционального в моделировании культурно-досуговых программ; ком­плексное использование художественно-выразительных средств раз­личных видов искусства, в зависимости от характера культурно-досуговой деятельности.

Глава четвертая. Сценарно-режиссерские осно­вы технологии культурно-досуговой деятель­ности

В данной главе рассматривается один из важнейших компонентов технологического процесса - драматургия. Особая значимость этого компонента состоит в том, что именно здесь начинается зарождение проекта культурно-досуговой программы. Осознание проекта культурно-досуговой программы появляется на уровне разума, который ставит цель. Побудительным мотивом здесь служит конфликт, то есть проти­воречие между заявленной потребностью, желанием и фактическим их неудовлетворительным состоянием. Осознание противоречия и форми­рует проблему, которая может совпадать с названием культурно- досу­говои программы. Здесь и осознается основополагающий элемент тех­нологического процесса - цель, которая выражает смысл предполагае­мого действия и начинает ее формирование. Далее цель конструктивно нологического процесса - цель, которая выражает смысл предполагае­мого действия и начинает ее формирование. Далее цель конструктивно детализируется как структурная система и наполняется определенным содержанием. Построение культурно-досуговой программы происходит по законам литературного замысла как идеального проектирования.

Понять механизм построения сценария культурно-досуговой про­граммы значит научиться программировать действие, режиссерски управлять им, сознательно его строить. Поскольку драматургия первич­на, а режиссура вторична, то сценарист получает возможность ре­шающего мнения в проектировании программы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 5079; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.