КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Творческие аспекты обучения драматургии культурно-досуговых программ
В настоящее время методические центры не в состоянии полностью обеспечить сценариями учреждения культуры. Как показывает жизнь, каждому региону и каждому району необходимы сценарные разработки популярных культурно-досуговых программ, отображающие запросы именно этой общности или трудового коллектива. Поэтому остро встает проблема подготовки сценаристов для учреждений культуры. Основу каждого сценария культурно-досуговой программы составляют: сюжет, образное решение, материал. Для того чтобы выстроить сюжетно-событийный ряд, надо знать общие законы драматургии, а чтобы найти образное решение, необходимо иметь художественное воображение и фактологический материал (документальный и художественный) и все это "соединить" вместе в единое целое. Основными направлениями формирования основ сценарного мастерства специалиста учреждения культуры являются: - развитие творческой наблюдательности, необходимой для накопления и отбора жизненного материала, на основе которого строится драматургическая структура будущего сценария; - формирование драматургической логики (понятийного мышления) на основе общей теории драмы, нужной в сценарной работе для выстраивания сюжетной и событийной последовательности; формирование навыков и умений литературного оформления продукта сценарной работы; - воспитание художественного воображения (образного мышления), необходимого в сценарном творчестве. Плодотворность этих направлений, развивающих основы сценарного мастерства у специалиста культурно-досуговой деятельности, обусловливается прежде всего их скоординированностью, согласованностью, взаимоотнесенностью и одновременностью, что возможно развить с помощью игрового метода. Помимо игрового метода в обучении сценарному мастерству, эффективным является метод действенного анализа, сформулированный К.С. Станиславским. Он состоит из двух частей: - первая - анализ физическим действием, естественный, реальный эксперимент, когда дается сознательный толчок к действию, и на этом этапе включается подсознательная сфера; - вторая - аналитический анализ - "разведка умом" или мысленный эксперимент, когда сознанию предоставляется важная роль - функция отбора. Игровые методы в процессе формирования сценарных навыков и стимулирования сценарного творчества очень близки по своей природе распространенным сейчас методам активного обучения, деловым играм, проблемным ситуациям и т.п., и в то же время им присущи черты социально-психологического и художественно-творческого тренинга. Сценарные игры - это проигрывание определенного задания, упражнения, либо формирующего сценарные навыки и умения, либо выполняющего конкретное сценарное задание (поиски сюжета сценария, замысла, образного решения, а также работа по монтажу, стихосложению и т.д.). Они представляются одним из наиболее мобильных инструментов превращения теоретических положений драматургии в элемент сценарной практики. Педагогическая задача игры определяет, чему именно надо обучить ее участника. Сценарные игры дают возможность пользоваться различными игровыми методиками. Это может быть коллективное общение, которое включает следующие основные игровые упражнения: сюжетно- и ситуационно-ролевая игра (сценарный этюд), или проигрывание заданной сюжетной структуры: "коллективные импровизации"; "поиск замысла"; "мозговая атака". Эффективен и метод интенсификации процесса группового поиска сценарного замысла, образного решения, хода, приема в сценарии культурно-досуговой программы. "Сценарная эстафета" - это упражнение, целью которого является логичное построение композиции событийного ряда сценария; "монтаж" - упражнение на формирование монтажного мышления, "буриме" -упражнение на развитие навыков стихосложения, творческий дневник, летопись и т.д. Овладеть азбукой сценарного мастерства помогает и такое упражнение, как сценарный этюд. Сценарный этюд (сюжетно - или ситуационно-ролевая игра) - это проигрывание тех или иных обстоятельств, часто взятых из жизни, небольшого отрезка сценического существования, созданного воображением - "если бы". И это "если бы" питается живым чувством обучаемого. Сценарный этюд - событийный эпизод, поэтому он существует в действии, в развитии. Часто об этюде говорят: "малая драматургия". Для специалистов учреждений культуры сценарное пространство не только подмостки учреждения культуры, но и городская площадь, танцевальная площадка, кузов грузовика, улица, то есть то, где возможно публичное существование в драматургическом действе. И для того, чтобы написать сценарий, где есть все, присущее драматургии: событие, действие, конфликт и т.д., надо это все "понять, т. е. "почувствовать", проиграть, "поактерствовать", в самом лучшем смысле этого слова. Все это способствует формированию наблюдательности, осмыслению жизненных позиций, пополнению личного опыта будущего специалиста. Несомненно, что на практике специалисту учреждения культуры не придется "проигрывать" массовые представления на стадионах, в парках и т.д. по методу "физических действий", но у него останется навык анализа материала действием, умение мысленно проектировать ситуацию с исходным материалом. Безусловно, теоретическое осмысление - необходимый аспект любого творческого процесса. Именно в сценарных играх будущий специалист может почувствовать и осознать всей своей творческой природой теоретические понятия драматургии культурно-досуговой деятельности. Следовательно, сюжетно-ролевая игра дает возможность перенести теоретическое знание законов драматургии на практику сценарного творчества, способствует воспитанию навыков и умений сценарного мастерства. Очень важное место в процессе обучения занимают коллективные импровизации. Значение этого метода возрастает еще и потому, что на практике специалист учреждения культуры может широко использовать его в работе с творческим активом. Говоря о методике развития творческих способностей, необходимо подчеркнуть, что именно здесь особенно важен творческий коллективный поиск, когда предложения одних будят творческое воображение других. У каждого человека свой жизненный опыт и своя эмоциональная память, образные видения, представления. Это все личный материал (багаж) для сценарного творчества. Но если соединить опыт нескольких человек, можно увеличить творческий потенциал в геометрической прогрессии. Возможность импровизационного коллективного драматургического творчества предусматривал и К.С. Станиславский, который считал, что "можно играть не написанную пьесу. Давайте сделаем пробу. Мною задумана пьеса, я расскажу вам фабулу по эпизодам, а вы сыграете ее. Я будут следить за тем, что вы будете говорить и делать экспромтом, и наиболее удачное запишу". В коллективных импровизациях участники чувствуют себя раскованно. Это объясняется эффектом коллективного соучастия. Когда нет "зрителя" - все участники. Поиски замысла (мозговой штурм), метод коллективной импровизации разработки замысла сценария достаточно эффективны и проверены неоднократно. Цель упражнения направлена на поиски художественного замысла культурно-досуговой программы. Как сам педагог, так и участвующие в "мозговой атаке", исходят из предположения, что среди большого числа идей имеется по крайней мере несколько хороших. Проведение "мозговой атаки", в отличие от традиционного коллективного обсуждения, проходит по определенным правилам, которые в зависимости от типа "атаки" могут быть различными. Прямая "мозговая атака" предусматривает формулирование вводных данных: четких предлагаемых обстоятельств, исходной ситуации, степень региональности и масштабности предполагаемой культурно-досуговой программы, форму реализации и т.д. На начальном этапе следует определить форму культурно-досуговой программы, которая в ходе упражнения будет являться условием жанра. Вводные данные могут задаваться как самим преподавателем, так и группой обучаемых. В некоторых случаях организатор "мозговой атаки" заранее намечает меры по управлению работой группы, назначая "контролера", удерживающего внимание членов группы на сформулированной задаче; "аниматоров", то есть тех, кто стимулирует творческий процесс; "генераторов", в задачу которых входит выдвижение нетрадиционных идей; "модераторов", следящих за тем, чтобы полемический задор участников не выходил за рамки допустимого; "селекторов", которые оценивают и отбирают выдвинутые "генераторами" предложения (иногда в течение нескольких занятий). Ставится задача не только определить возможные исходные обстоятельства в поиске сценарного замысла культурно-досуговой программы, но также достичь единства взглядов по поводу достоинства и недостатков, выдвинутых предложений и выработать коллективное генеральное направление в процессе поиска замысла. Можно проводить обсуждение в несколько туров, причем в каждом последующем от участников требуется получить более согласованный ответ, мнение. Можно разделить группу и на подгруппы (4-6 человек), каждая из которых продолжит поиск замысла со своими вводными данными, которые дифференцируются по форме и региональной принадлежности будущей программы. Очень большое значение в методике упражнения "поиски замысла" имеет психолого-педагогический момент: создаваемая во время работы атмосфера коллективного творческого поиска, стимулирующая активность участников. Однако необходимо отметить, что коллективная работа имеет и свои отрицательные стороны. В ходе ее сильнее проявляется давление устоявшихся стереотипов, сложившихся у участвующих. И здесь задачей преподавателя и направляемого им "селектора" является строгий отбор и оценка выдвигаемых предложений - идей и ненавязчивое курирование всего процесса поиска замысла. Например, в ходе упражнения "поиск замысла" был найден интересный ход эпизодов театрализованного праздника, посвященного разгрому нашими войсками фашистских захватчиков под городом Истра Московской области. Площадь в г. Истре, где задумано было провести это театрализованное представление, покрыта бетонными типовыми квадратными плитами и кажется неудобной для сценического действия. Но вот в ходе "мозговой атаки" инициативной группе было предложено исходить из предпосылки, что плиты не мешают, а наоборот, являются составной частью сценарного замысла. Стали моментально возникать всевозможные идеи. В процессе поиска замысла оказалось, что именно квадраты помогают всему действию. Появился эпизод шахматной баталии, где влетающие на площадь с песней дети с баночками разноцветных красок в руках, разрисовав каждый свой квадратик (заранее размеченный контурами), разбегаются, и перед участниками и гостями праздника открывается разноцветное панно - мозаичная карта нашей страны с текстом приветствия всех участников праздника. Квадраты были использованы постановщиком и как разметка (на некоторых были нарисованы незаметные зрителю номера) для массовых перестроений и мизансцен. В течение последующих дней жители Истры ходили любоваться разрисованной центральной площадью, грустя, когда дождь смывал краски. Так рождаются неординарные замыслы. В сценарные игры входит и упражнение - сценарная эстафета, суть которого заключается в том, что участникам дается тема, направление основного действия, жанр и т.д. И они поочередно, передавая друг другу нить рассказа, поддерживая и подхватывая вырисовывающуюся нить сюжета, выстраивают событийный ряд сценария. Это упражнение развивает драматургическую логику, фантазию и воображение. Ход эстафеты курирует преподаватель, останавливая и поправляя участников в тех моментах, когда ход повествования уходит от сквозного драматургического действия. Особо следует подчеркнуть: для того, чтобы подобранный материал был стройным произведением, важно отработать "мостики" от одного эпизода к другому. Удачный стык, или "мостик", создает ощущение целостности двух совершенно разных элементов - песни и кинокадра, музыки и романтического фрагмента, сливает воедино художественную иллюстрацию и документальное выступление. В результате этого происходит творческая работа по осмыслению возможной логики расположения фактов, где иногда соединяются диаметрально противоположные вещи. Активным методом формирования творческой личности сценариста является творческий дневник. Это его своеобразная личная летопись, его сценарная копилка, фиксирующая динамику его профессионального становления. Указанные упражнения не исчерпывают методики развития сценарного творчества. Есть еще целая группа упражнений на развитие внимания, на творческое самочувствие, творческую смелость и т.д., некоторые из них носят характер аутогенной тренировки. Итак, в процессе развития умений и навыков сценарного мастерства будущего специалиста культурно-досуговой деятельности решаются следующие художественно-творческие задачи: - раскрепощение творческой природы будущего специалиста; - развитие общих художественно-творческих способностей: воображение, фантазия, творческая наблюдательность; - формирование общих художественных способностей и специфического сценарно-режиссерского, понятийно-драматургического мышления; - развитие умений и навыков, необходимых для полноценной сценарной деятельности при создании культурно-досуговых программ.
Глава пятая. Режиссерские основы культурно-досуговой деятельности
В данной главе рассматривается режиссерское искусство творческой организации основных элементов культурно-досуговой программы как единого, гармонического целостного произведения. На фундаменте классической режиссуры, ее законов и понятий раскрываются характерные особенности режиссуры культурно-досуговых программ различных видов. Процесс создания культурно-досуговой программы имеет собственную методику, определенные этапы и последовательность. Уникальность и неповторимость сценарного материала, условия постановки программы, творческие возможности исполнителей каждый раз обязывают режиссера-постановщика культурно-досуговой программы искать, находить и воплощать свой режиссерский замысел. §1. Понятие "режиссура" В буквальном смысле слово "режиссер" (от французского глагола "управлять") - это распорядитель. В середине прошлого века понятие "режиссер" большего и не предполагало. Пьесу разучивали и разыгрывали артисты, режиссер же следил, чтобы костюмы, реквизиторы, гримеры, осветители хорошо и вовремя обслуживали артистов. Толковый словарь В.И. Даля гласит: "Режиссер - управляющий актерами, назначающий, что давать и что ставить, назначающий на роли". Режиссер - от латинского "управляю", профессия режиссер - профессия XX века. До этого подобной специальности не знала ни одна эпоха. Хотя театр испокон веков, еще с античных времен, был управляем: всегда кто-то стоял во главе его, всегда кто-то направлял его жизнь. В словаре Брокгауза и Ефрона (1699 г.) есть следующее определение понятия "режиссер": "Режиссер - лицо, руководящее актерами, играющее представлениями, определяющее репертуар, распределяющее роли, ведающее костюмами, декорациями". На русской сцене эпоха режиссера всерьез началась в 1898 г., когда актер-любитель Станиславский и литератор Немирович-Данченко решили создать художественный общедоступный театр. О встрече этих двух людей в "Славянском базаре" сейчас знает весь мир. Но история русского театра начинается гораздо раньше. В XIX веке Гоголь и Островский закладывали на сцене (русской) основы режиссерского искусства, которое продолжили К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко. Дело драматурга - написать хорошую пьесу, дело актера - хорошо исполнить роль в этой пьесе, а уж дело режиссера - хорошо поставить ее. Ведь профессия режиссера - смелая профессиональная во всех отношениях постановка спектакля. При художественной одаренности, при организаторском таланте всеобъемлющий ум дает право режиссеру занять первое место во главе театра. Управление театром начинается с управления актерами. Для этого режиссер должен обладать разносторонними и глубокими знаниями человека, знанием личности актера, его внутреннего мира, психологии. Человековедение - создание на сцене жизни человеческого духа - это и есть назначение театрального искусства. Режиссер все элементы (актерскую игру, декорации, музыку, свет, грим, костюмы) согласует между собой и связывает в единое целое. Каково же назначение режиссера? В чем суть профессии? Что он делает на репетиции? Актеры играют, это понятно, а что он? Он выбирает освещение, выбирает и назначает исполнителей, приглашает художника, композитора, чтобы представить тем, кто в зале, новую реальность. Художественную. Вначале - одни слова. Актеры читают их по тетрадке. Потом персонажи начинают узнавать друг друга, приглядываться друг к другу и пристраиваться. Слова и отношения наполняются смыслом и чувством. Возникает действие. Воображаемая жизнь превращается в жизнь всамделишную, из плоти и крови. Воссоздавая реальность, режиссер "берет" в дело все: приметы времени, его ритм и цвет, но прежде всего идеи времени. Он может их принимать или отвергать, воспевать или иронизировать, плакать над жизнью или утверждать ее, его страсть, его мысли, соединившись с мыслями и чувствами всех создателей спектакля, впервые открываются на репетициях. Репетиции - минуты свободного творчества, свободного "думания". Как выразился Питер Брук: "Репетировать - это думать вслух". Режиссер - это не только тот, кто умеет разобраться в пьесе, посоветовать актерам, как ее играть, кто умеет расположить их на сцене, в декорациях. Режиссер - это тот, кто умеет наблюдать жизнь и обладает максимальным количеством знаний во всех областях, помимо своих профессионально-театральных. Иногда эти знания являются результатом его работы над какой-нибудь темой, но лучше их накапливать "впрок". Нужно приучить себя наблюдать и до поры до времени складывать на полочку подсознания. Потом они сослужат режиссеру огромную службу. "Режиссер в наше время - обязательно мыслитель, психолог, дипломат, педагог, в нем гармонически должны сочетаться одержимость, вдохновение и расчет, он толкователь и организатор воплощения своего замысла, и это вероятно самая трудная профессия в мире. Режиссер должен уметь играть на человеческой душе. Знать колебания, которые позволяют ему руководить душой артиста, и с ним вместе, "через него", находить отклик в душах зрителей. Режиссер -это точка пересечения времени, поэтической идеи и искусства актера, то есть зрителя, автора и актера. Это призма, собирающая в один фокус все компоненты театрального искусства. Собирая все лучи, преломляя их, призма становится источником радуги. Театр всегда должен приносить людям радость познания мира. Театр, лишенный высоких принципов, для меня не театр, я не хочу ему служить, не верю, что он нужен людям, не верю, что у него есть перспективы"58. Режиссерское искусство заключается в творческой организации всех элементов спектакля с целью создания единого, гармонического целостного художественного произведения. Этой цели режиссер достигает на основе своего творческого замысла, осуществляя руководство творческой деятельностью всех участников коллективной работы над сценическим воплощением. Режиссер должен уметь раскрыть пьесу, истолковать ее, объяснить актерам, рассказать, показать, если это нужно,,,тот или иной образ, действие, сцену, подсказать пути к осуществлений замысла, к воплощению той или иной идеи сценической задачи. Предсказать, что может выйти из той или иной наметки, как воспримет такое-то решение зрительный зал, к чему могут привести те или иные ошибки актера. Приказать, то есть добиться осуществления своего замысла, проявлять волю, настойчивость в сложном деле организации спектакля. Задача искусства - совершенствовать человека, строить человека, сделать его счастливым в тех обстоятельствах, в которых он живет. Очеловечивать человека. Любое творение - страстный порыв к истине, гражданский и художественный поиск. Режиссер живет и мыслит этими страстями, развивая темы и мотивы авторских построений, и порывов гнева и ярости, стойкости и храбрости, веря в идеалы. Он прочеркивает ритмы конфликтов, питает их своими режиссерскими фантазиями и решениями, вводит в спектакль напряженную речь метафор и аллегорий, режиссер не может быть бесстрастным или беспристрастным. Режиссер не может равнодушно смотреть на прекрасное или уродливое, все его способности, знания, опыт должны служить одной цели - утверждать новое, прекрасное в нашей жизни. Воспеть человечность и красоту. Нести зрителю свои идеалы, заражать своим энтузиазмом, верой, любовью и ненавистью, он должен пропускать через свое "Я". "Я думаю". "Я чувствую". "Я понимаю". Режиссуре научить нельзя. Научиться можно. На подступах к осмыслению профессии. Что такое дилетантизм, ремесленничество, профессионализм? Изучаем определение В.И. Немировича-Данченко: "Режиссер - существо трехликое. Режиссер - толкователь, он же показывающий, как играть, так что его можно назвать режиссером - актером, или режиссером - педагогом. Режиссер - зеркало, отражающее индивидуальные качества актера. Режиссер - организатор всего спектакля"59. Проблема взаимоотношений режиссера и актера сложна и трудна. Можно читать десятки лекций на эту тему, но они не приведут ни к чему, если у режиссера нет особого "чувства актера", когда человека берут за руки и осторожно и терпеливо ведут его туда, куда нужно, и человек не испытывает насилия со стороны режиссера, но и не имеет возможности уклониться от замысла режиссера, чувствуя его как свой собственный. Говоря о режиссерском решении, нельзя не вспомнить учение В.И. Немировича-Данченко о "Трех правдах": правде жизненной, социальной и театральной. Эти "три правды" тесно связаны друг с другом и в своем единстве взаимодействия и взаимопроникновении призваны создавать социальную правду - правду изображаемой действительности, игнорируя ее жизненную правду, социальная правда в этом случае прозвучит как голая абстракция, как схема и окажется неубедительной. Жизненная же правда, взятая вне социальной, родит искусство мелкое, поверхностное, примитивно-натуралистическое. Но обе правды - жизненная и социальная не могут раскрыться, если они в своем единстве не найдут для себя яркой театральной формы и не превратятся таким образом в театральную правду. Эта театральная правда, или форма будущего спектакля, по учению Вахтангова, осуществима под воздействием трех факторов: 1. Самой пьесы со всеми особенностями ее содержания и формы. 2. Того общественно-исторического момента, когда ставится пьеса (фактор современности). 3. Того коллектива, который ставит данную пьесу (с его творческими взглядами, традициями, возрастом участников, профессиональными навыками, степенью и особенностями мастерства). В основу профессии режиссера основоположники отечественного театра положили учение об этике. Поэтому К.С. Станиславский создает учение об этике, без которого немыслима система, невозможно коллективное творчество. Этика - это не только моральный кодекс поведения актеров и режиссеров в работе, но одновременно и условие для их развития, пути художественного формирования и технологического вооружения. Все, что включается великим режиссером в понятие "этика", является как бы гигиеной творческого процесса актера. Этика - учение о творческой дисциплине, это художественные нормы, при которых формируется актер и без которых немыслимо коллективное творчество. Этика - учение о нравственности. Она вырабатывает правильные нравственные устои, которые помогают оберегать человеческую душу от растления и регулируют взаимоотношения отдельных людей и целых государств между собой. Артист наравне со всеми гражданами обязан знать законы общественной этики и подчиняться им. Артистическая этика - узкопрофильная этика сценических деятелей. У нее основы те же, что и у общественной этики, но они должны быть приспособлены к условиям искусства. Эти условия разнообразны и сложны. Первое: коллективность работы - драматург, режиссер, артисты, художник и прочие сценические деятели. Каждый из них, взятый в отдельности, самостоятельный творец в отведенной для него области искусства, взятые вместе, они связаны между собой законами художественной гармонии и общей для всех конечной целью творчества. Чтобы урегулировать между собой работу многих творцов и сберечь свободу каждого из них в отдельности, необходимы нравственные начала, создающие уважение к чужому творчеству, поддерживающие товарищеский дух в общей работе, сберегающие свою и чужую свободу творчества и умеряющие эгоизм и дурные инстинкты каждого из коллективных работников в отдельности. Эти нравственные начала создает артистическая этика, приспособленная к условиям нашего искусства. Условия коллективного творчества представляют собой ряд требований к сценическим деятелям. Один из них - чисто художественного, а другие - профессионального или ремесленного характера. Художественные требования при коллективной работе вытекают прежде всего из психологии и из физиологии творчества, поэтому прежде всего артистическая этика должна сообразовываться с природой, характером и свойствами творческой воли и таланта. Творческой воле и таланту свойственны страстность и увлечение, стремление к творческому действию, и поэтому первая задача артистической этики заключается в устранении причины, охлаждающей страстность, увлечение и стремление к творческой цели, а также препятствий, мешающих действию творческого таланта. В большинстве случаев эти препятствия создают сами сценические деятели, не понимая психологии и физиологии творчества, задач нашего искусства, частью же из эгоизма, неуважения чужого творчества, нестойкости нравственных принципов. "Если Вы не испытали чувство восхищения и преклонения перед красотой природы и человека, если не плакали и не возмущались при столкновении с низостью, несправедливостью и наглостью, если Вы не знаете, что такое мука бессонных ночей, когда одолевают сомнения в собственной правоте и преследует совесть за каждый ошибочный шаг в жизни и искусстве, Вы не можете быть настоящим художником. Бегите от "сухарей" и схоластов. Искусство - это подвиг. В "тихой заводи" не родилось ни одно подлинно художественное произведение. Режиссер должен убеждать и увлекать людей. Циник никогда не поверит в то, что можно построить атмосферу доброжелательства, внедрить в театре высокие эстетические начала. Он "негодяйски" объясняет все самые лучшие порывы своих товарищей. Скепсис и цинизм где-то рядом, скепсис - это подступы к цинизму, переходная форма цинизма. Циник ко всему в жизни равнодушен, ему на все наплевать. А ведь сила и глубина художника прежде всего определяются тем, насколько сильно в нем находит отклик жизнь людей. Духовное и нравственное значение искусства в жизни человека обязывает актера и режиссера быть прогрессивной личностью своего времени, создающего образ "героя нашего времени", естественно, он воспитывает в себе основные черты характера, присущие этому герою: интеллект, духовность, нравственную чистоту, чувство коллектива и, наконец, волю к активному действию. Эти черты невозможно механически воспроизвести на сцене. Актер воспитывает их как гражданин, как художник. Без воли нет актера. Искусство - это прежде всего большой труд и цепь преодоления бесконечных трудностей, и режиссер должен научиться трудное сделать привычным, привычное - легким и легкое - прекрасным. Без активной мысли, без воли невозможен творческий процесс. Творить в коллективе - это особо трудная специфика, но в тоже время и особая радость для художника. В умении актера и режиссера найти общий язык с товарищами по работе - залог не только культурной обстановки для работы всего коллектива, бережного отношения к своим и чужим нервам во время репетиции, но в этом залог их собственного интенсивного творческого роста. Самое существенное и определяющее в творчестве - идейный посыл, направленность. Этому придется учиться всю жизнь - развивать воображение, дисциплинировать волю, чтобы определить сверхзадачу, опирающуюся на авторскую, но выражающую суть режиссерских устремлений. Сверхзадача - сверхцель - ради чего, во имя чего? Главный двигатель и путеводитель. Постоянно думать о сверхзадаче жизни и сверяться с ней. С "если бы" начинается творчество. "Если бы" рождает действие. Действие не началось - искусства нет. Действие в искусстве играет такую же роль, как слово в литературе, звук в музыке, цвет в живописи. Бессловесное действие создает искусство пантомимы, действие куклы создает искусство кукольного театра. Если певец воплощает содержание не только пением, но еще и действием, то он не только певец, но и актер. Если танцор воплощает содержание не только танцем, но и своими действиями - он не только танцор, он актер (Шаляпин, Уланова и др.). Академический ход творчества направляется от текста к уму, от ума - к предлагаемым обстоятельствам, от предполагаемых обстоятельств - к подтексту, от подтекста - к чувству (эмоции), от эмоции - к задаче, к хотению (воле), от хотения - к действию, воплощающему как словесно, так и иными средствами подтекст пьесы й";роли. Мыслить, действовать и чувствовать по тем же законам, 'по которым существует каждый человек в реальной жизни, ибо в жизни правда - то, что есть, что существует, что, наверное, знает человек? На дцене правда то, чего нет в действительности, но что могло бы случиться. При этом, магическое "если бы" и верно воспринятые, предлагаемые обстоятельства помогут почувствовать и создать сценическую правду и веру. Оправдывать свои поступки и действия своими "если бы". Правда неотделима от веры, а вера от правды. Каждый момент пребывания на сцене должен быть санкционирован верой в правду переживаемого чувства и в правду производимых действий. Поверить. Оправдать. Совместить. Соотнести. Присвоить. Верно определив сверхзадачу, ощущаем дефицит методологический: как существовать на сцене, представлять, играть, переживать, изображать, показывать себя или абстрактный характер, характерность? Необходимо единство. Метод. Испытываем открытие на себе. Необходимо действовать, а не иллюстрировать. Нужна правда и вера. Необходим систематический тренинг двигателей психической жизни: ума, воли, чувства. На своих маленьких сценических опытах приходим к открытию: без характера обойтись можно, без действия нельзя. Организация действия - одна из главных задач режиссера. Умение обострять предлагаемые обстоятельства и воплощать их в яркой и интересной форме. Определение точной и верной задачи в создавшемся положении: с чем бороться, за что бороться, какими средствами бороться, во имя чего? Нужно уметь действовать на любую тему. Действие - это средство воздействия. "Если ты хочешь узнать человека -заставь его действовать. Поведение - это зеркало, в котором каждый показывает свой лик." (Гете). Учимся действовать. Выстраиваем поведение. Отыскиваем наиболее точные глаголы. Осознаем на опытах о необходимости цели, необходимости воли для ее достижения. Открываем для себя истину: не нервами на нервы, а душой на душу. Итак, действие - это волевой акт, направленный на достижение цели. Чтобы начать действовать, надо этого захотеть. Действие, будучи материалом актерского искусства, является носителем всего, что составляет актерскую игру, ибо в действии объединяются в единое целое мысль, чувство, воображение и физическое поведение актера-образа. Действие - возбудитель чувств. Цель действия заключается в стремлении изменить явление, предмет, на который оно направлено, так или иначе переделать его. Действие должно быть эффективным, логичным и продуктивным. Поняв настоящую цель творческого стремления, все двигатели и элементы бросаются по пути, начатому автором и режиссером, к общей конечной, главной цели - сверхзадаче. Это действенное внутреннее стремление через всю пьесу двигателей психической жизни называется сквозным действием. Станиславский внутреннее действие (линию психической жизни, проходящую к конечной цели во имя сверхзадачи) называл сквозным действием. Линия сквозного действия соединяет воедино, пронизывает, точно нить разрозненные бусы, все элементы и направляет их к сверхзадаче. Таким образом, для самого артиста сквозное действие является прямым продолжением линий стремления двигателей психической жизни, берущих свое начало от ума, воли и чувства творящего артиста. Театр - не текст, а действо! Сложное совпадение и не совпадение человеческих индивидуальностей, воли, характеров, голосов, зрительных образов и внутренних страстей, из которых рождается или не рождается нечто. Изучаем и пытаемся организовать в своих пробах пусть не большую, простейшую историю, в которой бы непременно что-то случилось. Произошло событие, действенный факт, нарушивший ход действия. Какие бывают события? Что такое фабула, сюжет, кульминация? Развязка? Характеристика исходного, основного, главного события? Что такое событийный ряд? Это - непрерывность логического движения эпизодов пьесы от исходного события к главному, к кульминации, к развязке. Тема? Жизненный вопрос или проблема, которая рассматривается в произведении. Главный объект изображения. Идея - воплощенная эстетически авторская мысль, отражающая определенную концепцию человека. Идея - вывод, который делает автор, его точка зрения на то, что он изображает. Если определение идеи это взгляд со стороны, сверхзадача - проникновение в самую суть жизни персонажей. Чтобы стать сверхзадачей, идея должна быть переведена в план жизни персонажа, в неодолимое желание человека. Сверхзадача и сквозное действие - главная жизненная суть, артерия, нерв, пульс пьесы... Сверхзадача (хотение), сквозное действие (стремление) и выполнение его (действие) создают творческий процесс переживания. Чрезвычайно существенным в режиссуре является умение определить, выстроить и выразить предлагаемые обстоятельства. Это фабула пьесы, ее факты, события, эпоха, время и место, где происходит действие, условия жизни, наше понимание пьесы, мизансцены, замысел, сценография, костюмы, освещение, шумы и з%уки и т. д. Словом, все, что предлагается актерам для творчества, во что они должны поверить, присвоить. Это одно из главных положений системы. Все это способствует рождению художественного образа. В художественном образе органически слито эмоциональное и интеллектуальное отношение художника к миру. В каждом виде искусства художественный образ имеет особую структуру, обусловленную, с одной стороны, особенностями выражаемого в нем духовного содержания, а с другой - характером материала, в котором содержание это воплощается. Многомасштабность значения художественного образа одно из свидетельств того, что в искусстве все имеет художественно-образный характер. Иными словами, художественный образ: в архитектуре - статичен, в литературе - динамичен; в живописи - изобразителен; в музыке - интонационен. В одних жанрах художественный образ предстает в образе человека, в других - как образ природы, в третьих - вещи, в четвертых - соединяет представление человеческого действия и среды, в которой оно развертывается. Во всех случаях способом восприятия художественного образа становится не одно только созерцание, но и переживание. Переживание как раз и свидетельствует, что воспринимаемое зрителем, читателем, слушателем произведение имеет отношение к искусству, является художественным произведением. Художественный образ имеет разные масштабы: 1. Микрообраз - мельчайшая единица художественной ткани (метафоры, сравнения, мелодические попевки в музыке). 2. Макрообраз - персонаж в романе, пьесе, кинофильме, музыкальная тема в симфонии или образ действия - сюжетный ход, композиционно-ритмическая структура произведения. 3. Образ произведения искусства в целом - описываемого события в повести, в спектакле, образ природы в картине. 4. Мегаобраз мира и человека в мире - иногда так можно рассматривать все творчество художника. И наконец, последняя основа режиссерской работы. Мизансцена -язык режиссера. Важнейшим средством режиссерского замысла является мизансцена. Вернее - цепь мизансцен. Поэтому режиссерское искусство часто называют искусством мизансценирования. Мизансцена (от французского) - расположение актеров на сцене в тот или иной момент спектакля, способ достижения художественного впечатления. Мизансцена - пластический и звуковой образ, в центре которого находится живой действующий человек. Цвет, свет и музыка - дополнительные, а слово и движение - основные ее компоненты. В языке мизансцены имеется свой "текст", "подтекст", свой "первый план" и свой "второй". Мизансцены бывают статические, динамические, кольцевые, диагональные и т.д. Художественный образ способствует поиску композиции спектакля (это его построение, структура, соотношение частей) - это гармония целого. Создание спектакля - это создание художественного целого. Композиция обусловливается содержанием художественного произведения, характером и назначением и в чем-то определяет его восприятие. Законы композиции, их проявление связаны с видом искусства, с идеей. Основные законы композиции - повтор, контраст, модуляция (повторение какой-то темы при объединении частей, в мизансцене, например, прием режиссера). Контраст - создание частей, по контрасту -светлая атмосфера, а совершаются трагические события и т.д. Модуляция - разработка, варьирование темы. Композиция завершает сложное единство и цельность. Следовательно, режиссура - это искусство создания целостного театрального произведения, которое любой драматический материал воспринимает как импульс к самостоятельному сценическому творчеству. Режиссура - это искусство авторское. В процессе режиссерского творчества создается новое произведение нового искусства - театральный спектакль, действо. Разумеется, происходит это в союзе, в сотворчестве и соавторстве искусства с другими великими искусствами, которые служат театру. Искусство драмы (драматургия) - искусство актера, художника и зрителя! "Что же такое театр, где эта могущественная драма облекает с головы до ног в новое могущество, где она вступает в союз со всеми искусствами, призывает их на свою помощь и берет у них все средства, все оружие?" Должно быть, каждое время по-своему отвечает на этот романтический вопрос такого глубокого и тонкого ценителя театрального искусства как В.Г. Белинский. В современном театральном искусстве "союз драмы со всеми искусствами" осуществляется волей, талантом и профессионализмом режиссера. Собственно творческая организация этого союза или самостоятельная художественная комбинация театральных средств - и есть профессиональная обязанность режиссера и предмет его искусства. Очевидно, что по масштабу проделываемой работы режиссер - чрезвычайная функция современного театрального организма, орган его жизнеобеспечения, его центральная нервная система. Искусство режиссуры тончайшее, единственно возможное в каждом отдельном случае соединение между собой всех "что", всех "кто" vi всех "как" театрального процесса. Режиссура - это связь людей, характеров, судеб на сцене, художественная ее природа проявляет себя е сценическом действии, смысл которого выходит далеко за пределы буквального содержания изображаемых событий, суммы поступков действующих лиц и реализуется в движущемся, развивающемся образе спектакля. "Что" и "как" в режиссуре - это взаимоотношения автора и режиссера (с эпохой, средой, социальными обстоятельствами), режиссера и актера, режиссера и времени, в котором он живет и ставит данный спектакль. Режиссер ответствен и за соединение всех художественных структур спектакля, и это, быть может, самое главное - за сопряжение театра с жизнью.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2125; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |