Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Музыкальные жанры в культурно-досуговых программах




Вопросы для самопроверки

1. Понятие "музыкальное оформление" культурно-досуговой программы.

2. Музыка каких жанров и форм включается в культурно-досуговые программы?

Раздел II. Технология культурно-досуговой деятельности

3. Какова классификация музыки в культурно-досуговых программах?

4. Дайте характеристику музыкального пролога.

5. Что такое музыкальный эпизод?

6. Охарактеризуйте понятие "вставной музыкальный номер".

7. Какую роль в культурно-досуговых программах выпол­няют музыкальные финалы?

8. Перечислите функции музыки в культурно-досуговых программах.

9. Роль музыки как носителя конфликта в культурно-досуговой программе.

 

Рекомендуемая литература

1. Глумов А.Н. Музыка в русском драматическом театре.

- М.: Искусство, 1952.

2. Козюренко Ю. Основы звукорежиссуры в театре. - М.: Искусство, 1975.

3. Морголин Л.М. Музыка в театральном представлении.

-М.:Сов. Россия, 1981.

4. Медушевский В. В. О закономерностях и средствах ху­дожественного воздействия музыки. - М.: Музыка, 1976.

5. Морозова Г. В. Понятие темпо-ритма сценического действия. - М.: Плакат, 1968.

6. Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М.: Гумани­тарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.

8. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. -Л., 1981.

 

Жанр (от французского - род, вид) - понятие, выработанное для обозначения внутривидовых подразделений искусства, ибо он вопло­щает черты эпохи, образа жизни и поведения людей. Каждая историче­ская эпоха рождает свою жанровую систему, а в совокупности жанров обнаруживается художественный облик эпохи.

Поскольку жанры сложились внутри всех видов искусства, это по­нятие имеет эстетический характер.

Каждый жанр отличается совокупностью относительно устойчивых художественных средств, играющих роль его своеобразных опознава­тельных признаков. Они носят производный характер, поскольку обус­ловлены характерным для каждого жанра преимущественным объектом отражения.

Жанр связан со всеми сторонами образной структуры искусства и прежде всего с темой, сюжетом, композицией. Отдельные элементы жанра (его внешние, материальные признаки) могут быть отнесены к художественной форме, но в целом он воплощает единство содержания и формы.

Жанрообразующие признаки играют в различных видах искусства свою специфическую роль. В художественной литературе принадлеж­ность к тому или иному жанру (повесть, роман, "рассказ, ода, поэма) определяется прежде всего познавательными и идейно-оценочными фактами, в изобразительном искусстве решающую роль играет объект изображения (портрет, натюрморт, бытовая картина), в музыке - способ исполнения (вокальные, вокально-инструментальные, инструменталь­ные), исполнительский состав (сольные, ансамблевые, оркестровые, хоровые) и ориентация на аудиторию (симфонические, камерные, эс­традные и др. жанры).

Таким образом, классификация жанров в музыке определяется жанрообразующими признаками. Оттого, какие признаки будут взяты за основу, такова будет в каждом конкретном случае и жанровая класси­фикация.

Обобщая сказанное, можно констатировать, что жанры в музыке -это различные виды и роды музыкального творчества, сложившиеся исторически в зависимости от содержания и художественно-выразительных средств, социально-бытового назначения и исполни­тельского состава, условий исполнения и восприятия.

Музыкальные жанры чаще всего делят на три большие группы - во­кальная (пение с инструментальным сопровождением или без него), ин­струментальная и вокально-инструментальная. Признаком, взятым за основу такой классификации, является способ исполнения, а основа­нием служит то обстоятельство, что в вокальной и инструментальной музыке разные возможности для раскрытия содержания. Вокальные жанры связаны со словом (романс, песня), в то время как идейно-эстетическое содержание инструментального произведения (соната, симфония) выражается только в музыкальных звуках. Промежуточной группой выступают жанры вокально-инструментальной музыки (кантата, оратория), объединяющей возможности вокала и инструментальной му­зыки.

При всем положительном представленная классификация не яв­ляется универсальной. Так, если песня, романс, симфония, соната, та­нец, кантата и оратория вне всяких сомнений вписываются в ту или иную группу жанров, то с оперой, мюзиклом, опереттой и балетом дела обстоят иначе. В частности, исходя из вышеприведенной классифика­ции оперу, оперетту и мюзикл следовало бы включить в вокально-инструментальный жанр, а балет - в инструментальный жанр музыки (что и делают многие авторы пособий по культуре и искусству).

Однако вряд ли справедливым было бы нивелировать в опере, оперетте, мюзикле и балете такой важнейший специфический класси­фикационный признак как драматургическое действие. Думается, что названные виды искусства следует объединить в отдельную жанровую группу (музыкально-драматургический жанр), а основанием для такого объединения может являться большое драматургическое действие, ха­рактерное и для оперы, и для оперетты, и для мюзикла, и для балета. В общем виде схема классификации музыкальных жанров может быть представлена следующим образом:

Вокальный, вокально-инструментальный, инструментальный и му­зыкально-драматургический жанры включают: народную музыку - пе­сенную, танцевальную и инструментальную; популярную эстрадную и поп-музыку (легкую танцевальную, лирико-романтические песни, джаз, рок и др.); камерную музыку, предназначенную для сольного или ансам­блевого исполнения; симфоническую музыку для симфонических орке­стров; хоровую музыку для больших хоровых коллективов; крупные формы (музыкально-драматургические произведен^, предназначен­ные для исполнения на большой сцене. Обратимся 'к характеристике вышеназванных музыкальных жанров.

Жанры вокальной музыки. Вокальная музыка - музыка, предназна­ченная для пения. Произведения для голоса различаются: по исполни­тельскому составу - сольные, ансамблевые, хоровые; по наличию или отсутствию инструментального сопровождения; по музыкальному скла­ду: одноголосые, гомофонно-гармонические или полифонические.

Вокальная музыка - самый древний вид музыкального искусства. Еще в первобытном обществе появились простейшие формы вокальной музыки, связанные с условиями жизни первобытного человека. Это бы­ли пастушеские зовы, охотничьи или военные кличи, разнообразные восклицания и выкрики, объединяющие людей в процессе труда (на их основе впоследствии возникли трудовые, колыбельные песни, песни-причитания, песни-плачи). С тех пор музыкальное искусство прошло долгий путь развития, сформировались новые средства выражения. Но, вместе с тем, продолжают жить жанры вокальной музыки древнейшего происхождения. Таким вечным жанром вокальной музыки является пес­ня.

Песня - это наиболее простой и распространенный жанр вокальной музыки, объединяющий поэтический текст с музыкой. Музыкальная форма песни связана со структурой и содержанием поэтического текста. Самая распространенная - куплетная форма.

Жанровая классификация песни может производиться по разным признакам: словесного и музыкального содержания (песни патриотиче­ские, лирические, сатирические, туристические, маршевые, танцеваль­ные и т.д.), социального функционирования (обрядовые, крестьянские, городские, детские, бытовые, военно-строевые и др.). Песня - это и ин­струментальные произведения напевного склада (например "Песни без слов" Ф. Мендельсона, написанные для фортепиано). Общим для таких произведений являются напевность, выразительность и законченность мелодии. Различаются песни с выраженной авторской индивидуаль­ностью (авторская песня) и не имеющие (либо утратившие) ее, напри­мер, народная песня.

В силу того, что народные песни складывались столетиями, пере­ходя от одного поколения к другому, они проходили строжайший отбор, в процессе которого отшлифовывались средства выразительности. Как правило, для народной песни характерны глубокое содержание и крат­кая, лаконичная форма выражения. В народной песне каждый звук ве­сом, значителен и осознан. В русском народно-песенном творчестве по­степенно складывались качества, ставшие характерными для всей классической русской музыки, в частности, широта и распевность мело­дии. Народная песня является источником национального своеобразия в музыке. Творчество многих величайших композиторов имеет тесную органическую связь с народной музыкой (Н. Римский-Корсаков, М. Глин­ка и др.).

Песня может быть составной частью какого-либо крупного музы­кального произведения, например кантаты или оперы. В русской клас­сической опере часто встречаются случаи использования народной песни для передачи душевного состояния оперного персонажа (например в "Хованщине" М. Мусоргского, "Иване Сусанине" М. Глинки, "Снегурочке" Н. Римского-Корсакова).

Другим жанром вокальной музыки является романс. Романс - ка­мерное лирическое произведение для голоса с инструментом (фортепиано, гитара, арфа и др.). Романсы подразделяются на отдель­ные жанровые разновидности: балладу, элегию, баркаролу и др. Слово "романс" - испанского происхождения. Первоначально оно обозначало песню на романском, то есть испанском, языке. Песни эти по содержа­нию и характеру были очень близки народному эпосу. Позднее роман­сом стали называть песни любовного, шуточно-сатирического содержа­ния. В Россию этот термин пришел из Франции. Романсом считалось вокальное произведение, написанное на французский текст, а произве­дения с русским текстом называли в ХУШ веке "российскими песнями". С течением времени термином "романс" стали обозначать вокальное произведение более сложной формы и с обязательным инструменталь­ным сопровождением.

Романс отличается от песни прежде всего более тесной связью му­зыки с поэтическим текстом. Передается не только общее содержание текста, но и отдельные поэтические образы. В романсах аккомпанемент часто играет такую же роль, как и вокальная партия, в аккомпанементе развивается мелодия романса. Например, в романсе П. Чайковского "Колыбельная песня" на слова поэта А. Майкова мелодия проста, на­певна и сердечна, она выражает чувства нежности и спокойствия. Но фортепианное сопровождение сложнее, в нем самостоятельно прохо­дит мелодическое и интонационное развитие, полнее раскрывающее поэтический образ. Разница музыкальной трактовки поэтического текста в песне видна при сравнении романса П. Чайковского "Песня цыганки" с популярной песней "Мой костер", написанной на слова поэта Я. Полон­ского. В песне "Мой костер" мелодия передает общее настроение про­щания и грусти, в романсе П. Чайковского это же настроение дается бо­лее выразительно и разнообразно: в нем воплощается эмоциональный облик цыганки, чему соответствуют характерные мелодико-интонационные обороты.

Романс отличается от песни и более сложным развернутым по­строением, и глубоким содержанием. Так, в романсе-фантазии А. Дар­гомыжского "Свадьба" композитор воплощает тему протеста против ханжества и предрассудков современного ему общества и утверждает право человека на свободу чувств.

Следовательно, являясь одним из основных жанров вокальной ка­мерной музыки (написанной для небольшого состава исполнителей -соло, дуэта, трио), романс не только тонко передает душевный мир че­ловека, но и выражает разнообразные события общественной жизни и истории народа.

Жанры инструментальной музыки. Инструментальная музыка (музыка, предназначенная для исполнения на каком-либо инструменте или группе инструментов) исторически возникла позже вокальной, но между песенной и инструментальной музыкой существует тесная связь.

К основным жанрам инструментальной музыки относят танец, сонату и симфонию.

Танцевальная музыка - в широком смысле - музыка для сопровож­дения танца, а также производная от нее категория музыкальных произ­ведений, не предназначенных для танцев и имеющих самостоятельную художественную ценность, в узком смысле - легкая музыка, сопровож­дающая популярные бытовые танцы (вальс, фокстрот, полька, самбо, танго, лезгинка, чардаш и др.).

С древности танец был связан с различными сторонами жизни лю­дей. В танцах, сопровождаемых музыкой, выражались эмоциональные состояния человека (радость, печаль, торжество) и события его жизни. Народная танцевальная музыка несложна, она включает одну или две простые мелодии, которые многократно повторяются. Из этих простей­ших танцевальных наигрышей впоследствии возникли многие жанры танцевальной музыки, предназначенные для концертного исполнения: вальсы, мазурки и полонезы Ф. Шопена, симфонические произведения ("Камаринская" и "Вальс-фантазия" М. Глинки, "Славянские танцы" А. Дворжака), балетная музыка (П. Чайковского, А. Глазунова).

В силу того, что танцевальная музыка имела прикладную функцию (сопровождала танец), ее особенностями являются ритмическая чет­кость и повторяемость мелодии. Прежде всего ритм отличает один та­нец от другого (польку от вальса, вальс от мазурки, блюз от танго и т.д.). Но и мелодия в танце очень существенна, в ней ярко выражается на­циональное своеобразие. "Народ, проведший горделивую и бранную жизнь, выражает ту гордость в своем танце; у народа беспечного и вольного та же безграничная воля и поэтическое самозабвение отра­жаются в танцах; народ климата пламенного оставил в своем нацио­нальном танце ту же страсть и ревность", - писал Н.В. Гоголь64.

Соната принадлежит к классической инструментальной музыке и представляет собой циклическое (многочастное) произведение, со­стоящее из самостоятельных, но объединенных общей идеей частей. К таким произведениям классической инструментальной музыки, кроме сонаты, относятся симфония и концерт. Отличаются они тем, что пред­назначены для разного состава исполнителей: симфония для оркестра, концерт - для солирующего инструмента (скрипка, фортепиано, орган, аккордеон и др.) в сопровождении оркестра. Соната пишется для испол­нения, как правило, на одном или двух инструментах.

Построение сонаты таково. Первая часть в сонате (экспозиция) -быстрая, активная. В ней передаются как явления действительности, так и внутренний мир человека, его переживания, противоречия харак­тера. Вторая часть сонаты (разработка) контрастна первой - медленная, певучая. Музыкальный образ в ней обычно выражает лирическое раз­мышление. Третья часть (реприза) передает торжественное или празд­ничное настроение, исполняется в быстром темпе. Соната воплощает большое и глубокое содержание.

Симфония. Значительным достижением музыкального творчества являются произведения для симфонического оркестра. Исполняются они, как правило, для большой аудитории. Среди других музыкальных жанров большая симфоническая музыка стоит как бы первой среди равных. Она насыщена наиболее глубоким содержанием и является "владычицей музыкального царства". Никто из великих людей не прохо­дил мимо содержащегося в ней бесконечного, неисчерпаемого бо­гатства чувств и идей, мимо того высокого наслаждения, которое дает человеку ее знание и понимание.65

Симфоническая музыка охватывает произведения самого разнооб­разного содержания: симфонии, увертюры, концерты, симфонические поэмы, рапсодии. По глубине и многоплановости содержания особое место в симфонической музыке занимает симфония, которая во многом сходна с сонатой. Как и соната, симфония состоит из ряда самостоя­тельных и контрастирующих частей. Но отличается б!1а от сонаты более значительными размерами и тем, что исполняется симфоническим ор­кестром. Лучшие симфонии мирового музыкального искусства отражают широкий круг жизненных явлений: борьбу личности за свободу челове­чества (симфонии Бетховена), глубину и сложность духовного мира че­ловека (симфонии П. Чайковского), природу (П. Чайковский, Л. Бетхо­вен), народные празднества (финалы симфоний П. Чайковского), рево­люционные события, освободительную борьбу народов (симфонии Д. Шостаковича).

Симфоническая музыка XX века представлена именами классиков: Д. Шостаковича, Я. Сибелиуса, И. Стравинского, Н. Мясковского, С. Прокофьева, А. Хачатуряна, А. Шнитке, Р. Щедрина, Г. Галицина, О. Тактакишвили.

Жанры вокально-инструментальной музыки. Кантата и оратория представляют собой жанры, которые исполняются певцами-солистами, хором и оркестром. В них раскрываются темы гражданские, историче­ские, героические.

Кантата - произведение торжественного или лиро-эпического склада. Ей присущ небольшой размер и однородность содержания (выражается одна тема).

Оратория пишется на героико-драматический сюжет, произведе­ние большого масштаба, композиционно развернутое. Оратория заро­дилась практически одновременно с оперой и кантатой и имеет некото­рое сходство с ними. В отличие от оперы в оратории большее значение имеет не само действие, а рассказ о нем. По сравнению с кантатой ора­тория крупнее по масштабу, отличается более развитым сюжетом.

Кантата центральное место занимала в творчестве И.С. Баха, к со­чинениям которого термин "кантата" был применен издателями Бахов-ского общества, а не самим композитором (И.-С. Бах называл многие свои церковные кантаты "концертами", "мотетами", "диалогами"). В сво­их сочинениях Бах синтезировал черты светской и церковной кантаты, а также концерта и мотета. По образному богатству и разнообразию ком­позиционных решений его кантаты - вершинные достижения жанра. В России первые кантаты были созданы в ХУШ веке. В XIX веке к этому жанру обращались П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, М. Балакирев, А. Глазунов, однако кантата не играла первостепенной роли в их твор­честве. Выдающимися образцами жанра являются кантаты "Иоанн Да-маскин" и "По прочтении псалма" С. Танеева.

К высшим достижениям оратории принадлежат оратории Г. Генде­ля ("Саул", "Израиль в Египте", "Мессия", "Самсон" и др.), отличающиеся исключительно широтой образного и смыслового содержания, богат­ством композиционных и жанровых решений. У Генделя вырабатывает­ся масштабная трехчастная структура оратории. Генделевские орато­рии оказали заметное воздействие на произведения И. Гайдна (его ора­тории "Сотворение мира" и "Времена года" также являются вершинами в развитии жанра).

В русской музыке XV111 - XIX веков оратория представлена еди­ничными произведениями ("Минин и Пожарский" или "Освобождение Москвы" С.А. Дегтярева, "Вавилонское столпотворение" А.Г. Рубин­штейна). Ораториальность присуща многим русским операм XIX - XX веков (отдельные сцены и акты "Руслана и Людмилы", "Князя Игоря", "Сказания о невидимом граде Китеже").

В конце 30-х годов XX столетия были созданы такие значительные произведения, как кантата С. Прокофьева "Александр Невский", симфо­ния - кантата Ю. Шапорина "На поле Куликовом" и оратория Ж. Коваля

"Емельян Пугачев". Кантата С. Прокофьева посвящена героическому прошлому русского народа. Она была написана в качестве музыкально­го сопровождения к кинофильму "Александр Невский". В ней семь частей, каждая из которых - музыкальная картина, отражающая опреде­ленное событие. Хор из четвертой части - "Вставайте, люди русские" звучит гимном мужеству и силе русского народа, призывом к борьбе.

В годы Великой Отечественной войны были созданы оратории и кантаты, посвященные героической борьбе за независимость Родины, например "Сказание о битве за русскую землю" Ю. Шапорина. В после­военный период тематика ораторий и кантат изменилась: мирный труд стал темой ораторий Д. Шостаковича ("Песнь о лесах") и А. Арутюняна ("Кантата о Родине"). Теме борьбы за мир посвящена оратория С. Про­кофьева "На страже мира".

Музыкально-драматургический жанр объединил такие виды ис­кусства, как оперу, оперетту, мюзикл и балет, специфику которых мы последовательно рассмотрим.

Опера - это музыкально-драматургическое произведение, осно­ванное на синтезе слова, сценического действия и музыки. Возникла она в Италии на рубеже XVI и XV11 веков. Первоначально называлась "драма на музыке". Сам же термин "опера" появился в середине XV11 века. Импульсом к созданию оперы послужила ренессанская идея вос­крешения древнегреческой трагедии, выдвинутая, группой ученых-гуманистов, писателей и музыкантов. Ч,

В работе композитора над оперой выделяются следующие этапы: выбор сюжета, составление общего музыкально-драматического плана, на основе которого пишется сценарий. Сценарий перерабатывается в либретто, по которому композитор сочиняет музыку.

Чаще всего либретто создается на основе литературного произве­дения: "Евгений Онегин", "Пиковая дама" - оперы П. Чайковского, "Борис Годунов" - М. Мусоргского, "Война и мир" - С. Прокофьева, "Леди Макбет Мценского уезда" - Д. Шостаковича. Иногда бывает и так, что идейно-смысловой акцент, роль действующих лиц изменяются по сравнению с литературным первоисточником.

В либретто, которое является драматургической основой оперы, учитываются будущая музыкальная композиция, соотношение арий, ан­самблей, хоров. Опера представляет собой музыкально-драматургическое произведение с общим идейно-художественным и музыкально-композиционным замыслом. Вокальные партии в опере строятся в жанровых формах, характерных вообще для вокальной му-

Раздел II. Технология кулътурно-досуговой деятельности

зыки: песня, баллада, романс, ария, каватина (разновидность арии), ариетта, ариозо.

В русской классической опере музыкальные характеристики осно­вывались прежде всего на вокально-речевом выражении. Основопо­ложник русской национальной оперы М. Глинка строил вокальные пар­тии с учетом интонационных особенностей живого русского языка и ла-доинтонационных основ русской народной песни. В вокальных партиях Глинка применил жанры народной музыки. Все эти средства помогают правдивому раскрытию сложных человеческих характеров.

Русские композиторы-реалисты рассматривали оперу как музы­кально-драматургическое произведение, в котором действуют не только отдельные персонажи, но и народные массы. В русских операх народ стал выступать действующим лицом: например, массовые народные сцены в опере М. Мусоргского "Борис Годунов" - "У Василия Блаженно­го" и "Сцена под Кронами". В таких операх наряду с сольным пением большая роль отводится хоровому пению. Это одна из особенностей русской оперной школы.

В опере велика роль оркестра, развитие драматического действия и пение немыслимы без него, оркестр не заменяет пение, он выполняет свои, очень существенные функции. Пение и оркестр - это разные, но взаимосвязанные средства выражения музыкальных образов.

Состав оркестра в опере тот же, что и в симфоническом оркестре, но оркестровая партия подчиняется сценической целесообразности -раскрытию образов оперных персонажей. Оркестр сопровождает пение, углубляя и обогащая многообразными инструментальными тембрами сценический образ. Например, ария Ленского "Куда, куда вы удали­лись?" (из оперы П. Чайковского "Евгений Онегин") представляет собой печальное размышление юноши о смерти, о забвении. В оркестровой партии звучит флейта, ее светлый, легкий воздушный тембр создает впечатление восхода солнца, утреннего света, воплощающего юноше­ские надежды на счастье. Одновременно виолончель ведет скорбную мелодию в унисон с голосом певца. Оркестровыми средствами компо­зитор характеризует обстановку, конкретную сценическую ситуацию, передает, усиливая и дополняя, переживания героев.

В оркестровой партии раскрывается основной конфликт, основная идея оперы. Это достигается, в частности, тем, что в вокальной и орке­стровой партии проходит одна музыкальная тема, которая, пронизывая оперу, объединяет все оперные сцены. Например, в опере М. Глинки "Иван Сусанин" заключительный хор "Славься" мелодически связан о предшествующими этапами оперного действия, пятая картина оперы

"Евгений Онегин" - сцена дуэли начинается с проведения в оркестре темы "Что день грядущий мне готовит?" (ария Ленского) и заканчивается звучанием этой темы в оркестре, но уже в более трагическом тоне.

Русская классическая оперная школа дает огромное число приме­ров различных типов опер (жанровые разновидности оперы).

Опера - сказка: "Снегурочка", "Кащей бессмертный", "Сказка о царе Салтане", "Золотой петушок" - оперы Н. Римского-Корсакова. В операх-сказках много картин с музыкально-изобразительными эпизодами, но нет драматически-контрастных образов, напряженных, трагических му­зыкальных характеристик. Опера - былина (эпико-фантастического ха­рактера) "Садко" Н. Римского-Корсакова. Историко-бытовая опера "Иван Сусанин" М. Глинки, "Борис Годунов", "Хованщина" М. Мусоргского, "Царская невеста" Н. Римского-Корсакова. Музыкально-драматическое развитие в таких операх напряженное, стремительно ведущее сцениче­ское действие к кульминации и затем - к развязке.

Следующая разновидность музыкально-драматургического жанра - оперетта, в переводе с итальянского означает "малая опера". В отли­чие от оперы, в оперетте сочетаются не только вокальная и инструмен­тальная музыка, танец, балет, но и элементы эстрадного искусства. Основу музыкальной драматургии оперетты обычно составляют куплет­ная песня и танец. Как правило, кульминация каждой сцены связана с популярным в данное время и в данной стране танцем, нередко опре­деляющим собой всю музыкальную атмосферу спектакля. Хотя в опе­ретте используются типичные для оперы формы (ария, дуэт, ансамбль, хор), они обычно более просты и выдержаны в песенно-танцевальном характере. Музыкально-вокальные и хореографические номера служат в оперетте для развития действия, утверждений идеи произведения, музыка несет смысловую нагрузку. Это отличает оперетту от водевиля и других разновидностей музыкальной комедии и драмы, где музыка вы­полняет вспомогательную роль.

До середины XIX века термин "оперетта" обозначал небольшие оперы. Истоки оперетты восходят к традиции музыкально-комедийных спектаклей, ее предшественники - комическая опера, оперные пародии, французский водевиль, австрийский и немецкий зингшпиль. Как само­стоятельный жанр оперетта сложилась в 1850-е годы во Франции. В 1860-е года появилась австрийская (венская), в 1870-е годы - англий­ская, в 1880-е годы - американская оперетта. Во Франции получил раз­витие преимущественно пародийный тип оперетты - в творчестве Ф. Эрве и Ж. Оффенбаха. Последний поднял театральную пародию на уровень острой социальной сатиры ("Орфей в аду", 1858 г.). Ироническая злободневная оперетта была создана в 70-90-е годы XIX века в Великобритании (А. Салливен). Во второй половине XIX века во Фран­ции Е. Оффенбах, Ф. Эрве, Ш. Декок, Р. Планкет, Э. Одран и в Австрии И. Штраус - сын Ф. Зуппе, К. Миллекер, К. Целлер отказываются от па­родии и создают произведения на бытовые, лирико-романтические сю­жеты. На рубеже Х1Х-ХХ веков в Великобритании оперетта сблизилась с мюзик-холлом, во Франции - с фарсовым театром, став чисто развлека­тельным зрелищем. В австрийской так называемой новой оперетте, в которую Ф. Легар и И. Кальман ввели венгерские мелодии, в начале XX века наступил период нового подъема и международного признания. Композиторы этого направления создали оперетту-мелодраму буфф. В 1920-30-е годы в венской оперетте стали преобладать развлекательные музыкальные фарсы, появились театральные штампы. Начиная с 1920-х годов в оперетте США утвердился новый вид музыкального театра - мюзикл66.

В переводе с английского "мюзикл" означает "музыкальная коме­дия". В современной теории музыкального искусства под мюзиклом по­нимается музыкально-сценическое представление, в котором исполь­зуются разнообразные выразительные средства эстрадной и бытовой музыки, хореографического, драматического и оперного искусства. В отличие от оперетты имеет сквозную пластическую драматургию, вклю­чает вокально-хореографические ансамбли, может быть не только ко­медией, но и драмой.

В отличие от рассмотренных выше жанров, балет - вид драматур­гического искусства, содержание которого выражается в музыкально-хореографических образах. Музыка балета, создаваемая на основе ба­летного либретто с учетом хореографического решения, дает хорео­графии эмоционально-образную и метроритмическую основу. Нередко хореографические решения возникали после сочинения музыки. На протяжении истории взаимодействие балетной музыки и хореографии претерпело значительные изменения.

Термин "балет" возник в Италии в конце XVI века для обозначения танцевального эпизода в опере, передающего определенное настрое­ние или объединенного единым действием. Выделение балета в само­стоятельный вид искусства произошло позднее. В первых французских балетах ("Комедийный балет королевы", 1581 г. и др.) музыкальную основу составляли бытовавшие тогда народные и придворные танцы,

входившие в старинную сюиту. Балетная музыка занимала значитель­ное место в творчестве крупнейших композиторов ХУП-ХУШ веков -Люлли, Г. Перселла, Г. Генделя, Ж. Рамо, в произведениях которых предпринята попытка ее драматизации. Реформа балетного театра, связанная с деятельностью балетмейстера Клевера, утвердила ак­тивную роль музыки как программы, определяющей движения и дей­ствия танцовщика, драматизация балетного спектакля требовала эмо­циональных выразительных музыкальных образов ("Дон Жуан" К. Глю­ка, 1861 и др.).

В конце XVIII - начале XIX веков наряду со становлением симфони­ческих и оперных жанров происходило развитие музыки балета. Одна из первых попыток симфонизации музыкального сопровождения к бале­ту - "Творения Прометея" Л. Бетховена (1801). Романтическое направ­ление в балете утвердили "Жизель" (1841), "Корсар" (1656), А. Адана, "Коппелия" Л. Делиба (1870) и др.

Среди первых советских балетов - "Красный мак" Р. Глиэра (1927), "Золотой век" Д. Шостаковича (1930). Большая роль в создании балет­ного репертуара 30-40-х годов принадлежит Б. Асафьеву - автору бале­та "Пламя Парижа" (1932), "Бахчисарайский фонтан" (1934). Значитель­но обогатили балетную музыку произведения, основанные на нацио­нальном фольклоре - "Сердце гор" А. Баланчивадзе (1938), "Гаяне " А. Хачатуряна (1942). Этапными для развития балета явились произведе­ния С. Прокофьева, определившие дальнейшее утверждение в балет­ной музыке принципов симфонизации и конфликтной драматургии: "Ромео и Джульетта" (1938) - одна из вершин мирового музыкального искусства, "Золушка" (1945), "Сказ о каменном цветке (1954). Вы­дающимся достижением балетной музыки стал балет "Спартак" А. Ха­чатуряна (1956).

В заключение следует отметить следующее: при использовании в культурно-досуговых программах музыки необходимо учитывать ее специфику. Она состоит в высокой художественной ассоциативности, торжественности и пафосности музыкальных произведений музыкаль­но-драматургического жанра.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 4198; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.