КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы для самопроверки. 1. Что понимается под терминами популярная, популярная эстрадная и поп-музыка?
1. Что понимается под терминами "популярная", "популярная эстрадная" и "поп-музыка"? 2. Дайте музыкально-теоретическую характеристику первым формам коммерческой поп-музыки - шлягеру и рок-н-роллу. 3. Перечислите основные течения в рок-музыке и причины, объединяющие их в одно явление - рок-музыку. 4. Назовите основные этапы формирования и развития отечественной рок-музыки. 5. Каковы истоки джаза и его специфика?
Рекомендуемая литература 1. Саркитов Н.Д., Божко К.В. Рок-музыка: сущность, проблемы. - М.: Знание, 1989. 2. КуртисДж. Популярная музыка и электроника. - Чикаго, 1984. 3. БакстонД. Рок музыка и звезды. -Луис, 1983. 4. Гроссман Л. Социальная история рок-музыки. - Нью-Йорк, 1976. 5. Музыкальный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1990.
§ 4. Классическая музыка в культурно-досуговой программе Сегодня музыка является неотъемлемой частью всех культурно-досуговых программ. Кроме того, здесь часто используется синтез музыки с изобразительным искусством. В творчестве, например, известного литовского музыканта и живописца Микалоюса Чюрлениса музыка и живопись шли параллельно, синтез этих видов искусства носил опосредованный, неявно выраженный характер, законы,музыкальной формы находили своеобразную реализацию в живописных полотнах "Соната солнца", "Соната весны", "Фуга". Известны попытки "перевода" музыкальных произведений в изобразительный ряд, возник даже специальный термин "музыкальная графика". История свидетельствует и о других примерах взаимодействия искусства живописи и музыки. Например, музыка М. Мусоргского "Картинки с выставки" создана по рисункам Ф. Гартмана, С. Рахманинова " Остров мертвых" - по картине А. Беклина. Некоторые композиторы в качестве идейно-тематической программы избирали скульптурные или архитектурные произведения. В этом отношении показательны фортепианные пьесы Ф. Листа "Часовня Телля" и "Мыслитель" из цикла "Годы странствий". Заслуживает внимания творческий эксперимент, который не так давно проводился в стенах московского Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, где проходили циклы музыкальных вечеров, в организации которых длительное время принимал участие С.Т. Рихтер -выдающийся пианист, большой знаток и любитель живописи. В прошедших циклах концертов "Зимние вечера" принимали участие и известные зарубежные музыканты-исполнители, и инструментальные ансамбли: звучала музыка, редко исполняемая и широко известная, различных исторических эпох и народов. В залах музея были выставлены живописные полотна, созвучные содержанию и настроению концертных программ. Они выполняли функцию эмоционального настроя, создания неповторимой, творческой атмосферы и для исполнителей, и для слушателей. В этом отношении концерты незабываемы, не имеют аналога в широкой практике филармонических концертов. По-другому взаимодействовали музыка и живопись на концертах пианиста Л. Чижика, автора и исполнителя джазовых импровизаций. Перед ним ставились небольшие полотна французских художников-импрессионистов, и он создавал на их темы музыкальные импровизации, давал свое музыкальное видение этих произведений, а слушатели присутствовали при творческом акте рождения музыки, вызванной к жизни живописью. Формы синтеза изобразительных искусств и музыки могут быть чрезвычайно своеобразными. Но все они в той или иной степени будут расширять и обогащать художественные возможности и музыки, и изобразительного искусства. Наибольший интерес к музыке в драматическом театре и в теоретическом, и в практическом отношении проявили выдающиеся режиссеры XX века - Станиславский, Таиров, Мейерхольд. Правда, надо заметить, что их отношение к музыке не было одинаковым, как, впрочем, широко известны их расхождения и во взглядах на природу театрального искусства в целом. К.С. Станиславский переместил оркестр за сцену, отказался от крупных музыкальных эпизодов (увертюр, симфонических антрактов), был противником использования в театре музыки, непосредственно не мотивированной действием (исключение составляли сказочно-фантастические пьесы), не был он и сторонником привлечения для музыкального оформления спектаклей композиторов, считая, что вполне можно обойтись методом компиляции, подбора уже известных музыкальных произведений. Особое предпочтение в этом плане он отдавал народной песне, использованию народных инструментов с неожиданной тембровой окраской. У Мейерхольда и Таирова музыка в спектакле выполняла одну из формообразующих функций. Режиссер скрупулезно разрабатывал музыкальный план развития спектакля и передавал его композитору, требуя точного выполнения. Мейерхольд широко использовал условную и мотивированную музыку, созданную специально для данного спектакля, а иногда обращался к классическим образцам и элементам фольклора. Он был одним из первых режиссеров, кто использовал музыку по контрасту со сценическим действием. Ему не были чужды ни иллюстрации, ни драматургический контрапункт. Проблема музыкального оформления спектакля волновала, безусловно, не только режиссеров, но и композиторов. Если И. Сац на практическом уровне закладывал основы развития музыки драматического театра, то в теоретическом ключе это сделал С. Прокофьев, выработав определенные требования к музыкальному оформлению театрального действия. Среди них он выделял доходчивость, малотемность и многократную повторяемость. Взаимодействие драматического театра и музыки не однонаправленно: если музыка воздействует на развитие сценического искусства, то и искусство драмы определенным образом находит свое отражение в музыке. Композитор, работающий в театре, должен знать и чувствовать специфику ведущего искусства, то есть театра. Там, где режиссер и композитор находят друг друга, рождаются незабываемые спектакли. Музыка драматического театра отличается от киномузыки в той степени, в какой природа сценического искусства_ртличается от природы кинематографа. Театр хотя и испытывает влияние технических достижений киноискусства, все-таки менее дй'намичен. Музыкальный элемент здесь требует определенных временных рамок, более широких, чем в кино. Сам спектакль нельзя назвать в строгом смысле слова музыкальным, но без музыки он бы не состоялся как явление сценического искусства. А теперь о музыке на телевидении. Думается, что специфика музыки малого экрана ближе всего к киномузыке. Этому есть объективные предпосылки, берущие свое начало в общности эстетической природы названных видов художественного творчества. Исходя из этого в некоторых случаях можно даже поставить знак равенства между законами развития киномузыки и музыки телефильмов. Но несомненно, что использование музыкального элемента в художественных формах телевидения имеет и качественную определенность, идущую от специфики малого экрана, повествовательного принципа построения художественного образа, так называемой сериальности, широкого использования крупного плана, камерно-интимного способа восприятия и т.д. Развитие телевизионного кинематографа с очевидностью показало, что в лучших отечественных многосерийных телефильмах последней четверти XX века - "Адъютант его превосходительства", "Вечный зов", "Семнадцать мгновений весны", "Долгая дорога в дюнах" и многих других - особое художественно-выразительное значение приобретает лейтмотив. Известно, что появление и развитие лейтмотива связано прежде всего с оперным искусством, затем он получил применение в кинематографе, и, наконец, в новом качестве на телевидении. Музыкальный лейтмотив в больших сериалах выполняет как бы двойную функцию: раскрытия главной идеи в содержательном аспекте и интеграции - объединения отдельных серий ъ единое художественное целое на уровне формы. Показателен в этом плане поиск М. Таривердиевым музыкального решения известного всем телевизионного сериала "Семнадцать мгновений весны". Первоначально, по замыслу композитора, музыка сериала должна была быть достаточно многообразной и включать тему ностальгии, тему мгновений как символа безвозвратно уходящего времени, а вместе с ним и жизни, тему успокоения, легкий, без трагизма, мотив дороги, музыкальную атмосферу быта того времени плюс в каждой серии новая песня, несущая в себе основную ее идею. Но в результате от всего этого многообразия остались только две главные темы - мгновений и далекой Родины. Именно эти две темы стали лейтмотивами всего драматического действия. И надо отдать должное мастерству композитора, которое в немалой степени определило заслуженный успех фильма. Не менее важное значение имеет лейтмотив и в телефильме "Долгая дорога в дюнах". На всем протяжении повествования о трудной судьбе главных героев звучит прекрасная инструментальная мелодия Р. Паулса, в которой переплелись в единое целое чувства любви и тревоги, тоски, ожидания и надежды. В каждой новой серии музыка лейтмотива остается, на первый взгляд, прежней, но в то же время в ней появляется нечто новое, она обрастает множеством ассоциаций, новыми оттенками ощущений и чувств. Вначале музыка свежа и неизвестна, а в конце она близка и легко узнаваема. Телевидение - многожанровое искусство, где особое место занимают музыкальные жанры. Современный балет в лице телевидения обрел прекрасного союзника. Не случайно именно содружество искусства малого экрана и современной хореографии привело к возникновению в 90-е годы нового жанра телебалета, который во многом своим развитием обязан режиссеру А. Белинскому и балетмейстерам Д. Брян-цеву и В. Васильеву. Одно упоминание их работ вызывает множество ассоциаций: "Галатея", "Старое танго", "Жиголо и Жиголетта", "Анюта", "Страницы биографий", "Дом у дороги" и др. Все эти работы отличаются высоким художественным вкусом, профессиональным мастерством, новаторством и прекрасной музыкой. Наряду с телебалетом в последние десятилетия XX века появляются телеопера и телеоперетта. И, наконец, для любителей современной и классической музыки телевидение предлагает массу телевизионных музыкальных передач. Сегодня наиболее популярными из них представляются: "Угадай мелодию", "Утренняя звезда", "Утренняя почта", "Диск-канал", "Музыкальный момент", а также телеканал ТВ центр, по которому транслируется музыка фактически всех современных жанров. Не проходит и года, как телевидение представляет на обозрение зрителей другие музыкальные программы, способные, возможно, в большей степени, чем предыдущие, удовлетворять те или иные музыкально-эстетические запросы людей. Если на телевидении музыка использовалась с момента его создания, то в киноискусство музыка пришла не сразу, но хронологически раньше звука. Происходит дифференциация музыкального материала на эмоциональной основе на драматургическую, спокойную, созерцательную, танцевальную, лирическую, героико-патриотическую и т.д. Музыка вводилась как своеобразный эмоциональный усилитель зрительных впечатлений и поэтому должна была соответствовать отдельным кадрам и эпизодам кинофильма. Распространение компилятивного метода музыкального сопровождения связано с приходом в кинематограф, на смену шарманкам и оркестринам, музыкантов-исполнителей, ансамблей и оркестров. Это следует расценивать как определенный прогресс. Живой человек, музыкант, заменил бездушную примитивную машину. Но со временем музыкально-художественная Компиляция перестала удовлетворять даже немой кинематограф, так как сковывала динамическое развитие киносюжета. Требовалось более свободное обращение с музыкальным материалом. В некоторой степени проблема была решена использованием музыкальной импровизации72. Так как музыка рождалась в процессе демонстрации фильма, то в ней прослушивалась субъективная оценка импровизатором-музыкантом происходящего на экране действия. Музыкальная импровизация в кино явилась значительным шагом в превращении элемента музыки в органическую часть единого кинемато- 11 Импровизация - тип музицирования, при котором процесс сочинения музыки происходит во время ее исполнения. Импровизационный метод основывается на свободной интерпретации ранее знакомого музыкального материала. графического целого. Она стала тем своеобразным мостиком, который связал прежний метод компиляции с качественно новым методом композиции, так как именно импровизация сочетала в себе элементы того и другого. В ней подчас довольно популярное музыкальное произведение излагалось совершенно неожиданно, оригинальным образом. Вместе с тем, недостатком этого метода было то, что качество музыкального сопровождения зависело от творческой активности и одаренности музыканта-импровизатора. Нередко музыканты-иллюстраторы создавали музыку вне зависимости от драматургического замысла режиссера-постановщика. Это приводило, в свою очередь, к разрушению логики всего фильма, неадекватной интерпретации изобразительного ряда. В тех же случаях, когда музыкантами-иллюстраторами работали талантливые мастера, например, такие, как Д. Кабалевский, Д. Шостакович, создавались оригинальные в музыкальном отношении фильмы. В них функции музыки не сводились к поверхностной иллюстрации, а несли существенную содержательную нагрузку. Следовательно, классическая музыка может быть широко использована в культурно-досуговых программах.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1263; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |