Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политические партии, общественно-политические организации и движения в политической жизни общества




Идея правового государства, т.е. государства, осуществляющего свою деятельность на основе закона, возникла еще на ранних этапах развития цивилизации. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) подчеркивали важность господства закона в жизни народа, общества, государства. Аристотель писал: “Там, где отсутствует власть закона, нет места и какой-либо форме государственного строя. Закон должен властвовать над всем…”[51].

Правовое и социальное государство

 

Правовое и социальное государство по своей сути представляют две диалектически взаимосвязанные дополняющие друг друга стороны современного цивилизованного государства: правовую и социальную. Вместе с тем принято выделять каждое из этих понятий для более глубокого осмысления сущности и социального предназначения государства.

Концепция правового государства в своих основных чертах сложилась в Новое время, особенно в эпоху Просвещения, в работах Дж.Локка, Ш.-Л.Монтескье, И.Канта, Т.Джефферсона и других теоретиков либерализма. Сам термин "правовое государство" окончательно утвердился в трудах немецких юристов XIX в. Т.К.Велькера, Р.фон Моля и др.

Правовое государство - это всеохватывающая политическая организация общества, основанная на верховенстве закона, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина и последовательного ограничения государственной власти в целях недопустимости злоупотребления с ее стороны. Правовое государство обладает рядом отличительных признаков.

Правовое государство предполагает существование гражданского общества и рассматривается как средство обеспечения условий для нормальной жизнедеятельности гражданского общества путем разрешения общих проблем государственной властью. Для правового государства типичен принцип, предполагающий политического плюрализма предполагает наличие в обществе различных социально-политических сил, действующих в соответствии с конституцией страны и другими правовыми актами и обеспечивающих реализацию многообразных потребностей и интересов различных социальных групп и образований. Правовое государство обеспечивает реальность прав и свобод граждан. Реальное обеспечение прав и свобод граждан достигается путем создания механизма их всесторонней защищенности, установления гражданской, административной и уголовной ответственности за их нарушение. В правовом государстве устанавливается взаимная ответственность государства и личности. Данный принцип выражает нравственные начала в отношениях между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее осуществления. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную имеет целью исключить монополизацию власти в одних руках и обеспечить соответствие всей системы публичной власти требованиям права и их

 

последовательного соблюдения. Верховенство закона устанавливает господство закона во всех сферах общественной жизни. Вся общественная деятельность осуществляется в соответствии с законами, любая попытка государственного органа или должностного лица выйти за пределы права и поставить себя над людьми расценивается как правонарушение. Суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета означает, что именно народ является конечным источником власти, государственный же суверенитет носит представительный характер.

Правовое государство представляет собой самодостаточный механизм, регулирующий отправление государственной власти в обществе и отличается от других типов государств тем, что само себя ограничивает рядом постоянных норм, которые оно в собственных интересах решается соблюдать. В правовом государстве создается и функционирует такая система, при которой компетенция гражданина и права человека являются первичными, не требующими обоснования, а возможность отправления функций государственной властью является вторичной, производной. Право и закон играют приоритетную роль в том случае, когда они выступают мерой свободы всех членов общества и если действующие законы реально служат интересам граждан и государства, а их реализация является воплощением справедливости.

Создатели концепции правового государства полагали, что обеспечение каждому негативной свободы (свободы от ограничений) и поощрение конкуренции пойдут на пользу всем, сделают частную собственность доступной для каждого, максимизируют индивидуальную ответственность и инициативу и приведут в конечном счете к всеобщему благополучию. Однако этого не произошло. Провозглашенные в правовом государстве индивидуальная свобода, равноправие и невмешательство государства в дела гражданского общества не препятствовали монополизации экономики и ее периодическим кризисам, жестокой эксплуатации, обострению социального неравенства и классовой борьбы. Глубокое фактическое неравенство обесценивало формальное равноправие граждан, превращало использование конституционных прав в привилегию имущих классов.

Конструктивным ответом на несовершенство правового государства в его классическом либеральном варианте явились теория и практика социального государства. Социальное государство - это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, а в идеале - примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности в обществе. Деятельность такого государства направлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Оно сглаживает имущественное и иное социальное неравенство, помогает слабым и обездоленным, заботится о предоставлении каждому работы или иного источника существования, о сохранении мира в обществе.

Социальные государства возникли в наиболее развитых странах Европы и Северной Америки в 70-е гг. XX в. на основе быстрого развития рыночного хозяйства, конкуренции, индивидуальной предприимчивости и ответственности. В этих государствах значительная доля государственного бюджета, формируемого за счет высоких налогов (в некоторых государствах уровень налогообложения достигает 50 %), идет на социальные нужды. Подобное возможно только в тех государствах, в которых достигнут достаточно высокий уровень жизни населения, и там, где расходы государства прозрачны и обоснованы, а граждане (подданные) в связи с этим согласны платить высокие налоги.

Общепризнанными характеристиками современного социального государства являются: развитая система страховых социальных отчислений и высокий уровень налогов, формирующих бюджет, высокие размеры отчислений на социальную сферу; развитая система услуг и социальных служб для всех групп населения; развитая правовая система, обеспечивающая разделение властей, реализация функций каждой ветви власти, нормативно-правовую основу социальной жизни.

Идея социального государства была выдвинута немецким ученым Лоренцем фон Штайном во второй пол. XIX в. По его мнению, социальное государство “обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого”. В 1930 г. немецкий ученый Герман Геллер ввел понятие “социальное правовое государство”, соединив социальный и правовой аспекты вместе.

В западной политологии выделяют три основных типа социального государства: консервативный, либеральный и социал-демократический. Разграничение этих типов осуществляется на основе оценки масштаба защиты населения и прежде всего, его уязвимых и бедных социальных групп, от стихийных рыночных сил, удельного веса ассигнований на страхование, пенсионное обеспечение, медицинскую страховку и иные социальные нужды, масштабов гарантий и обеспечения полной занятости населения и других показателей.

Современное социальное государство понимается как государство, в котором социальные проблемы имеют приоритетный характер. Наряду с экономической, культурной и образовательной политикой, современное государство обязано проводить целенаправленную социальную политику. К основным видам деятельности по реализации социальной политики государства можно отнести: правотворческую деятельность законодательных органов, организационно-управленческую, финансово-экономическую, прогностическую и другую деятельность исполнительных органов, контролирующую, надзорную деятельность судебных органов, связанные с социальной сферой, а также совместную деятельность каждой из ветвей власти с социально-профессиональными и другими объединениями граждан[52].

Деятельность современного социального государства весьма разнообразна. Оно занимается перераспределением национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения, политикой занятости и охраной прав работников на предприятиях, созданием специальных фондов для решения социальных проблем общества и отдельных граждан, социальным страхованием, пенсионным обеспечением, поддержкой семьи и материнства, заботой о безработных, престарелых, молодежи, развитием доступного для всех образования, здравоохранения, культуры и т.д.

Конституция нашей страны определяет Российскую Федерацию как социальное государство. В соответствии с ней, его политика которого «направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный размер минимальной оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» (ст. 7). В то же время, в ст. 1 Конституции Российское государство определяется как правовое, в котором каждый гражданин обязан строго и неукоснительно соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации. Заявляется, что высшей ценностью российского государства является человек, его жизнь, свобода, честь и достоинство, личная безопасность и другие, естественные и неотчуждаемые права[53].

 

* *

*

 

Возникновение государства связано с процессом общественного разделения труда, экономической и социальной дифференциацией общества на поздних фазах родоплеменного строя. Сложность и многомерность сущности, структуры и функций государства позволяют определить его как основной политический институт общества.

Государство, представляя собой особый инструмент, с помощью которого осуществляется политическая власть, и регулируются общественные отношения, занимает в политической системе центральное место. Государство активно взаимодействует с другими социально-политическими институтами, выступает в качестве главного регулятора политической инфраструктуры. Остальные участники политического процесса должны в той или иной степени соотносить свою деятельность с проводимой государством политикой.

 

Контрольные вопросы

 

1. Почему государство является наиболее важным политическим институтом общества?

2. Сравните основные концепции происхождения, объяснения природы и сущности государства и выделите те из них, в которых имеются элементы преемственности и развития.

3. Дайте определение понятия «государства» и перечислите его признаки как социального института.

4. Перечислите основания, по которым классифицируются современные государства. Чем федерация отличается от унитарного государства?

5. Перечислите основные ценности и принципы правового государства.

6. Назовите основные цели и функции социального государства. Какие предпосылки необходимы для формирования социального государства?

 

7.Каковы особенности деятельности и функционирования ОВД в правовом и социальном государстве?

 

Литература

 

Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. Соч.: В 2 т. - М.: Мысль, 1991., т. 2.

Гомеров И.Н. Государство и государственная власть. – М.: Юкза, 2002.

Коржихина Т.П., Семин А.С. Правовое государство: концепции и реальность. – М., 1995.

Ленин В.И. О государстве. Полн. собр. соч., т. 39.

Платон. Государство. Законы. Политика. - М.: Мысль, 1997.

Романенко В.Б. Государство в политической системе российского общества. М., 2005.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21.

 

Глава VIII.

Одной из закономерностей общественной жизни является формирование устойчивых объединений людей для реализации своих интересов при помощи институтов государственной власти. Эта закономерность обусловлена практической невозможностью отдельных индивидов эффективно воздействовать на государство и добиваться реакции с его стороны на их требования. Возможность объединения людей в группы, юридически оформлена и закреплена во Всеобщей декларации прав человека, в конституциях современных демократических государств, в которых создание общественных объединений признано неотъемлемым правом каждого человека и гражданина. В Российской Федерации право людей на создание общественных объединений зафиксировано в ст. 30 Конституции страны, в Федеральном законе «Об общественных объединениях».

Объединения людей в политической сфере общественных отношений являются самостоятельными субъектами политики, представляют один из элементов механизма взаимосвязи государства и гражданского общества. В современных условиях они являются не только посредником во взаимоотношениях власти и общества, но и средством контроля над государством со стороны гражданского общества. Изучение и осмысление места и роли социальных объединений в политической сфере общества позволяют глубже понять технологию политического властвования, совокупность условий и факторов, влияющих на организацию, осуществление и эффективность государственной власти.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 699; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.