КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политические партии и партийные системы
Объединения людей в политической сфере, по сравнению с другими социальными объединениями, обладают значительной спецификой. Эта специфика обусловлена тем, что организация совместной деятельности людей в этой сфере связана с завоеванием, удержанием и использованием политической и, прежде всего, государственной власти, в личных и групповых интересах. Общественно-политические объединения – это организованные способы и формы взаимоотношений, взаимодействия и деятельности людей, обеспечивающие реализацию их интересов и целей посредством государственной власти. Общественно-политические объединения создаются для выражения, защиты и реализации политических интересов определенных социальных групп при помощи государственной власти. Отличительными признаками общественно-политических объединений являются: организованность, добровольный и самодеятельный характер; наличие политической цели деятельности; иерархия и разделение функций между членами объединения; формализация межличностных и межгрупповых взаимоотношений; наличие норм и правил, регулирующих отношения членов объединения. В политической жизни общества действует широкое разнообразие социальных объединений. В зависимости от уровня их организованности, содержания, устойчивости связей и отношений между членами объединения, целей и задач деятельности, общественно-политические объединения подразделяются на следующие основные виды: политические партии; общественно-политические организации; общественно-политические движения; группы давления, лоббистские группы; политические клубы и кружки; заговорщицкие, террористические организации. Ведущее место среди общественно-политических объединений принадлежит политическим партиям. Понятие «партия» происходит от лат. pars, parties – часть, группа. Исторически этот термин использовался для обозначения групп граждан, которые представляли интересы определенной части населения страны и стремились с целью реализации этих интересов бороться за государственную власть, или влиять на нее. В современной политологической литературе используются различные определения понятия «политическая партия». Наиболее распространенные из них: это группа людей, придерживающихся одной и той же идеологической доктрины (Б. Констан); это организация, выражающая интересы определенного класса (К. Маркс, В. Ленин); это организация, действующая в системе государства, институт публичной власти (М. Дюверже); это политическая группа, участвующая в выборах и способная вследствие этого провести своих кандидатов в государственные учреждения (Дж. Сартори); это организация, которая нацелена на открытое завоевание ее представителями государственных позиций (К. Джанда); это организованная сила, обеспечивающая объединение граждан для борьбы за участие в органах власти, или ориентацию властей на осуществление их требований (Кермонн); это институт, призванный выражать интересы и требования отдельных лиц и групп, организовывать их на борьбу за государственные должности (Д. Еродер). Кроме политологических определений, в конституциях и других нормативно-правовых актах государств, имеются юридические определения понятия «политическая партия»[54]. В них регламентируются политический статус и функции партий, возможности, которыми они располагают по сравнению с другими политическими институтами - правительством, парламентом, судами и т.д. На основе обобщения и систематизации различных дефиниций, а также с учетом современной политической практики, можно определить, что политическая партия – это добровольный идеологический и организационный союз наиболее активных представителей тех, или иных социальных слоев и групп общества, создаваемый для борьбы за завоевание и использование государственной власти в целях реализации собственных интересов, интересов своих сторонников и союзников. По сути, политическая партия – это совокупность организованных и скоординированных взаимоотношений и связей определенной группы людей по поводу государственной власти. Политические партии как массовые общественно-политические объединения относительно молодой институт властных отношений. Однако, как союз, группа людей, борющихся за государственную власть или за влияние на нее в целях реализации своих интересов, они имеют давнюю историю. Первые политические группировки возникли еще в древней Греции и в древнем Риме. Это были сравнительно немногочисленные и узкие по составу объединения людей, которые в основном выражали не столько интересы различных социальных групп, сколько интересы жителей различных регионов и различных течений внутри класса рабовладельцев. Подобного рода политические группировки существовали и в средние века. Современные же политические партии, действующие в массовой среде, оформились в Европе во второй половине XIX века. Исходной причиной их зарождения, формирования и институционализации стало приобщение широких кругов населения к политике в процессе первых буржуазных революций. Под влиянием этих революций и вызванных ими преобразований в политической жизни в XVI –XVII веках в передовых европейских странах начали складываться аристократические котерии (кружки), объединяющие немногочисленных представителей политической элиты. В последующем, появились политические клубы, которые представляли более высокую форму политических объединений. В них к политической деятельности стали привлекаться не только люди, пользующиеся влиянием в политике, но и в других сферах общественной жизни. К середине XIX века, в связи с повсеместным распространением на европейском континенте избирательного права, организационным оформлением рабочего движения и усилением классовой борьбы, формируются массовые политические партии. Они ориентируются на рекрутирование как можно большего числа членов, поиск широкой социальной поддержки, обеспечение широкого влияния в обществе, использование разнообразного арсенала средств политической борьбы. Первой массовой политической партией было основанное в 1861 году Либеральное товарищество регистрации выборов в Англии. В 1863 году, под руководством Ф. Лассаля, возникла первая массовая рабочая партия – Всеобщий немецкий рабочий союз. К концу XIX века массовые политические партии (в основном социал-демократические) формируются в большинстве стран Европы. Формирование и деятельность массовых политических партий во второй половине XIX – начале ХХ веков осуществлялись по классовому принципу, на основе четкого отличия в стратегии и тактике деятельности партий различных классов. Но дальнейшее социальное развитие, практика политической борьбы показали, что для завоевания, удержания и реализации государственной власти партиям необходимо учитывать интересы не только «своего» класса, социального слоя, но и широких народных масс. В результате, к середине ХХ века, на смену строго классовым партиям стали приходить так называемые «общенародные» партии, или, по терминологии западных политологов «партии для всех»[55], которые стремятся, хотя и формально, выражать интересы различных социальных групп. Формирование политических партий в России приходится на конец XIX – начало ХХ веков. В этот период возникают партии анархистов, эсеров, социал-демократов, кадетов, трудовиков, октябристов и др., построенные, как и в Европе, по социально-классовому принципу. В политической жизни России, в отдельные периоды первой четверти ХХ века, по разным оценкам, существовало до 87 партий.[56] После Октябрьской революции 1917 года, большинство образовавшихся в России политических партий распалось. С начала 20-х годов ХХ века в стране начала складываться и в дальнейшем утвердилась тоталитарная политическая система с монопольным господством единственной политической партии (РКП (б), ВКП (б), КПСС). И только во второй половине 80-х – начале 90-х годов ХХ века в нашей стране вновь начала складываться многопартийность. Политические партии представляют собой неотъемлемый элемент общественно-политической жизни всех современных стран мира, политический институт, выполняющий важную роль в системе политико-властных отношений, механизме организации и осуществления политической власти. Как политический институт и высшая разновидность общественно-политических объединений, они значительно отличаются от других институциональных субъектов политики, обладают совокупностью свойственных только им признаков. Главный отличительный признак политической партии – стремление к завоеванию и осуществлению государственной власти. Для политических партий, в отличие от других общественно-политических объединений, которые пытаются воздействовать на власть, оставаясь вне её сферы, борьба за завоевание государственной власти и её осуществление, является основной целью деятельности. Кроме этого, отличительными признаками политической партии являются: наличие определенной идеологии и мировосприятия; долговременность действия, полномасштабность, наличие системы устойчивых местных организаций; иерархичность, централизованное руководство, разделение функций между членами; наличие отношений власти, партийной дисциплины; наличие формализованных правил и норм, регулирующих отношения в партии и ее деятельность. Перечисленные признаки политической партии характеризуют ее как стабильное, высокоорганизованное общественно-политическое объединение с разветвленной структурой и жестко формализованной организацией деятельности, ориентированной на получение и удержание государственной власти при широкой социальной поддержке. В процессе партогенеза сложилась структура политических партий. Организационную структуру партий составляют: высший представительный орган партии – съезд, конференция, рада и т.п.; рабочие органы партии – центральный комитет, секретариат, политсовет; местные партийные организации; средства массовой информации. По статусу и положению в партийной иерархии выделяются партийный лидер или группа лидеров, вместе с ближайшим окружением, партийный аппарат («партийные функционеры»), партийные активисты, пассивные члены партии и сторонники партии. Сторонники современных партий и голосующие на выборах за выдвинутых партиями кандидатов составляют электорат партии. Те социальные группы и слои, которые образуют основную массу электората составляют социальную базу партии. В период острой социально-политической борьбы политическими партиями могут создаваться военизированные организации (отряды). Часто элементами структуры политических партий называют создаваемые ими молодежные и женские организации. Политические партии, функционирующие в системе социальных отношений, являясь институциональными субъектами политики, выполняют разнообразные функции. Объем, характер и значимость этих функций могут варьироваться в зависимости от положения партий в политической системе общества, их социально-политического статуса. В научной и учебной литературе существуют различные подходы к раскрытию и характеристике функций политических партий, определению их содержания[57]. В общем плане функции политических партий, в зависимости от направленности, можно разделить на две группы: внешние и внутренние. Внешние функции – это функции, которые политическая партия выполняет по отношению к окружающей ее социально-политической среде. К ним относятся: изучение, аккумулирование, выражение и защита интересов социальных групп и слоев; определение приоритетов и целей социально-политического развития, политического курса страны, их разъяснение и пропаганда; борьба за государственную власть, ее осуществление и укрепление на основе программных партийных установок; сплочение и консолидация социально-политических сил общества, являющихся ее сторонниками и союзниками; социально-политическое просвещение широких народных масс, разъяснение им ситуации в обществе; политическое воспитание (социализация граждан); установление и поддержание контактов и взаимодействия с другими общественно-политическими объединениями; обеспечение взаимосвязи гражданского общества и государства; подготовка и выдвижение кадров для государственных органов, других социальных институтов и организаций; работа с молодежью. Внутренние функции политической партии направлены на укрепление и совершенствование ее внутрипартийной жизни, повышение эффективности политической деятельности. Такими функциями являются: разработка партийной идеологии и программных документов; выработка ценностей и норм, регулирующих деятельность партии, оптимизацию ее внутрипартийной структуры, отношения между членами; поддержание внутрипартийного единства и партийной дисциплины; пополнение партии новыми членами; финансовое обеспечение партийной деятельности и его оптимизация; подбор и расстановка кадров внутри партии; организационно-мобилизационная внутрипартийная работа. При осуществлении и реализации функций политические партии используют различные средства, приемы и методы действий, взаимодействуют с другими политическими институтами и социально-политическими силами. Существующее и функционирующее в общественной жизни широкое разнообразие политических партий находит отражение в их классификации. В зависимости от избранного критерия (основания) выделяются определённые типы политических партий. Классической считается типология партий, предложенная в 50-е годы ХХ века французским политологом М. Дюверже[58]. Беря за основание организационную структуру партий, он подразделяет их на кадровые и массовые. Позднее М. Дюверже выделил и третий тип партий – непрямые партии. Кадровые партии, по его мнению, изначально формировались из комитетов избирателей и парламентских фракций. В современных условиях они характеризуются сравнительной немногочисленностью, свободным членством и объединяют преимущественно профессиональных политиков и элиту большого бизнеса. Их деятельность ориентирована, в основном на организацию выборов. Сегодня большинство кадровых партий – это европейские либеральные и консервативные партии, республиканская и демократическая партии США. Массовые партии отличаются многочисленностью, организованностью и дисциплиной. Как правило, они имеют постоянное членство, большое значение в их деятельности уделяется разработке идеологии, обеспечению общности взглядов членов партии. К массовым партиям относятся социалистические, коммунистические, национал-социалистические и некоторые другие партии. Непрямые партии – это партии с коллективным членством различных общественных организаций. Польский ученый Е. Вятр классифицировал политические партии в зависимости от их социальной базы. По этому основанию, он подразделял их на партии классовые (рабочие, буржуазные), партии межклассовые (буржуазно-помещичьи, рабоче-крестьянские и т.п.), партии классовоподобных слоев и групп (популистские, трайболистские (племенные), национальные). Кроме этих оснований, для классификации политических партий используются и другие. Так, по доминирующим в партиях идеологическим ценностям и ориентирам на средства их достижения, они подразделяются на радикальные, реформистские, консервативные, прогрессивные, реакционные. По месту, занимаемому в политической системе общества, выделяются доминирующие, авторитетные, маловлиятельные, правящие, оппозиционные, легальные, нелегальные политические партии. В зависимости от отношения членов партии к своим лидерам, бывают харизматические, традиционные и рациональные политические партии. Существуют и иные типы политических партий[59]. Каждая политическая партия в реальной жизни может относиться к различным типам. Общественная практика XIX – начала ХХI веков свидетельствует, что современное общество не может эффективно функционировать и развиваться без политических партий. Они являются необходимой частью политической жизни, находятся в разнообразных взаимоотношениях и взаимосвязях между собой и другими субъектами политики, активно включены в общий социальный процесс. Политические партии, функционирующие в обществе, образуют партийную систему, оказывающую существенное влияние на организацию и осуществление государственной власти в обществе, ее эффективность. Партийная система – это совокупность политических партий и межпартийных связей, сложившихся и функционирующих в политической жизни общества, в механизме организации и осуществления государственной власти. В современных условиях существуют различные типы партийных систем. Наиболее распространенным критерием их классификации является количество партий, функционирующих в политической жизни общества. В соответствии с ним выделяются одно-, двух и многопартийная системы. Однопартийная система означает, что политическая жизнь общества определяется одной партией, обладающей монополией на государственную власть. Функционирование других политических партий и партийных групп допускается, но их участие в политическом процессе носит формальный, декоративный характер. Ярким примером однопартийной системы является партийные системы в бывшем СССР, а в настоящее время на Кубе, в КНДР, Китае. Однопартийная система складывается, как правило, при тоталитарных или жестко централизованных авторитарных политических режимах. Двухпартийная система характеризуется тем, что в обществе существует две сильные политические партии, ведущие между собой борьбу за государственную власть и периодически сменяющие друг друга на вершине власти. Другие политические партии в борьбе за власть либо объединяются с одной из этих партий в коалицию, союз, либо занимаются просветительской деятельностью, а иногда проводят на выборах небольшое количество своих кандидатов в депутаты парламента. Современная двухпартийная система может быть как совершенной, так и несовершенной. Совершенная двухпартийная система – это система, где каждая из ведущих политических партий в обществе может одержать победу на выборах без поддержки других маловлиятельных партий и союза с ними. Подобная партийная система сложилась в Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и других странах. Несовершенная двухпартийная система проявляется в том, что прийти к власти крупные политические партии могут только в союзе, коалиции с мелкими партиями. Несовершенная двухпартийная система существует, например, в Германии, Швеции. Двухпартийная система обеспечивает альтернативность политического процесса, противоборство официальной и оппозиционно-критической линии в политике, стабильность политической системы общества. Многопартийной считается система, состоящая из трех и более равновлиятельных в обществе политических партий, представляющих интересы различных социальных групп и имеющих примерно одинаковые возможности в борьбе за завоевание и осуществление государственной власти. При этом, для обеспечения успехов в политической борьбе, партии часто образуют коалиции и блоки, заключают межпартийные союзы. Многопартийная система в современных
условиях может быть как не поляризованной, так и поляризованной, а также системой с доминирующей (господствующей) партией. Не поляризованная партийная система состоит, как правило, из множества равных по общественному влиянию мелких партий, характеризуется организационно-политической раздробленностью, отсутствием ярко-выраженных идейно-политических полюсов. Такая система имеет место в Бельгии, Дании, Нидерландах, Финляндии, некоторых странах Латинской Америки. Поляризованная партийная система представляет собой такую систему, в которой образуются группы партий, противостоящие друг другу в политическом процессе. Эти группы формируются вокруг 2-3-х влиятельных партий на основе определенных идейно-политических ценностей, позиций и действий, единых общественно-политических ориентиров. Чаще всего, встречаются устойчивые политические блоки «правых», «левых» партий и соответствующие им коалиции, хотя не редко возникают и другие партийные «полюса». В качестве примера поляризованной многопартийной системы, можно привести партийные системы Италии и Франции. Многопартийная система с доминирующей партией – это система, в которой среди образующих ее партий одной из них по различным обстоятельствам (победа на выборах, социальная база, численность и т.д.) принадлежит ведущая роль. Эта роль позволяет ей оказывать существенное влияние на деятельность других политических партий и субъектов политики, на политический курс государства. Многопартийные системы с доминирующей партией функционируют в Японии, Испании, Норвегии, Индии. Многопартийная система больше чем другие партийные системы отвечает принципам политического плюрализма, характеризуется разнообразием идеологий. Кроме одно, - двух и многопартийной систем, в политологической литературе выделяются и другие типы партийной системы, например, полутора и двух с половиной партийные системы. По характеру межпартийных отношений выделяются конкурентная и неконкурентная, а по устойчивости партийной структуры и межпартийных отношений неустойчивая (переходная) и стабильная партийные системы. Формирование и функционирование того, или иного типа партийной системы зависят от стабильности социальной структуры общества, активности граждан и развития их политической культуры, типа политического режима, содержания и характера электорального процесса. А эффективность и социальная значимость партийной системы определяются тем, на сколько государственные органы проявляют внимание к потребностям и нуждам населения, учитывают при принятии политических решений интересы различных классов и слоев общества. Политические партии и партийные системы современного общества характеризуются спецификой своей организации и функционирования, обусловленной социально-политической средой их существования. Строительство, развитие и функционирование политических партий и партийной системы в современной России осуществляются в условиях глубоких социально-экономических, политических и духовно-нравственных преобразований и изменений, происходящих в российском обществе с конца 80-х годов ХХ века. Под их влиянием в политической жизни России была разрушена однопартийная
система, подорвано монопольное господство КПСС, произошел ее распад. Формально-юридический простор для активизации отечественного партийного строительства открыло закрепленное в ст. 13 п. 3 Конституции Российской Федерации положение: «В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность». В 90-е годы прошлого века в российском обществе возникло большое количество партий, начала складываться многопартийность. Характерными особенностями формирования и развития политических партий и многопартийности в России стали их неустойчивость, противоречивость, упадок и распад старых и возникновение новых политических партий, их противостояние, перманентная идейно-политическая трансформация, образование и распад разного рода межпартийных блоков и коалиций, особая лояльность одних и жесткая оппозиция других политических партий к сложившемуся политическому режиму. В последнее десятилетие прошлого века в России были периоды, когда по разным подсчетам в политической жизни действовало более 80-ти политических партий[60]. Кроме 2-3-х (Наш Дом Россия, КПРФ, ЛДПР и др.), это были в основном мелкие, маловлиятельные политические партии, со слабой социальной базой, созданные под лидера, под выборы. Большинство образовавшихся российских партий не имело четко проработанных программных документов, устойчивых политико-идеологических ценностей, ориентировалось на текущие политические цели, частные политические интересы, не выполняли роль представителей и защитников интересов своих сторонников и союзников в органах государственной власти. Политические партии отличались широким спектром идеологических и идейно-политических ориентаций, частой их сменой, слабо влияли на политическую жизнь общества. Партийные фракции в Государственной Думе были крайне неустойчивы, практически не являлись институтом представительства интересов. От 30 до 50% депутатов Государственной Думы созывов 1993, 1995 и 1999 годов меняли свои политико-идеологические пристрастия и партийную принадлежность, переходили из одной партийной фракции в другую[61]. Определенная стабилизация экономической и социально-политической обстановки в российском обществе в начале ХХI, принятие в 2001 году Федерального Закона «О политических партиях» и другие факторы вызвали в последнее время некоторые положительные тенденции в функционировании и развитии политических партий и многопартийности в России. Усилился процесс объединения и интеграции мелких политических партий, активизировалась институционализация отдельных партий как самостоятельных субъектов политики, возрастает их роль как элементов гражданского общества, выразителей различных социальных интересов. Укрепляются межпартийные связи, происходит упорядочение и структурирование политических партий на пути формирования национальной модели российской многопартийности, наиболее полно отвечающей политическим традициям российского общества, его современному состоянию и перспективам развития. Из возможных вариантов развития российской многопартийности, по мнению отечественных ученых и известных политиков, наиболее вероятны: многопартийная система с доминирующей партией – «партией власти»; бипартийная система с двумя доминирующими партиями родственной или близкой ориентации, которые периодически сменяют друг друга у власти; многопартийная конкурентная система, где отдельные организационно и идейно сложившиеся партии образуют блоки и коалиции для участия в выборах и работы в законодательных и исполнительных органах государственной власти. Укрепление политических партий, формирование устойчивой партийной системы в России являются «эликсиром» жизнеспособности российского общества, его демократизации и стабильности, повышения эффективности российской государственной власти. Политические партии и партийные системы взаимосвязаны со всеми другими институтами общества, в том числе и с силовыми структурами государства, к которым относятся ОВД.На практике, учитывая особую роль силовых структур в системе политико-властных отношений, в борьбе за завоевание, использование и удержание государственной власти, существуют три основные модели отношений силовых структур и политических партий: плюралистическая партизация силовых структур; полная или жесткая департизация силовых структур; частичная департизация силовых структур. Модель «плюралистической департизации силовых структур» допускает партийную пропаганду в силовых структурах, создание в них партийных организаций. В современных условиях, такая модель отношений политических партий и силовых структур практически не существует. Модель «полной или жесткой департизации силовых структур» предполагает максимальную их изоляцию от влияния политических партий. Не допускаются создание в силовых структурах партийных организаций, партийная пропаганда и агитация, политические права военнослужащих и сотрудников ограничиваются. Эта модель распространена в странах с переходными политическими системами, в периоды трансформации политических режимов. Модель «частичной департизации силовых структур» заключается в том, что полный запрет на создание в них партийных организаций, ведение партийной пропаганды и агитации, сочетается с предоставлением военнослужащим и сотрудникам определенных политических прав и свобод как гражданам страны, права на установление контактов с политическими партиями во внеслужебное время. Такая модель отношений силовых структур и политических партий существует в большинстве современных демократических стран, в том числе и в России. Взаимоотношения силовых структур и политических партий в любом обществе регулируются Конституцией страны, другими законами и нормативно-правовыми актами государства. Политические партии выполняют важную роль в политической жизни общества, механизме организации и функционирования государственной власти, во взаимоотношениях государства и гражданского общества. В политическом процессе они тесно взаимодействуют с общественно-политическими организациями и движениями, деятельность которых в современных условиях оказывает все возрастающее влияние на политику и государственную власть.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 909; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |