Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы государства




Типология государств

 

При типологии государств необходимо помнить, что одинаковых государств в мире не существует, а есть схожие в тех, или иных характеристиках. Объединение в одну группу несколько государств по тем, или иным признакам, не означает, что между ними нет некоторых различий.

Давая историческую оценку государственности как таковой, можно сказать, что в разные исторические периоды в различных регионах существовали те или иные типы государства. Так, в античном обществе преобладающим типами государств были восточные деспотии (Вавилон, Египет, Персия, Китай) и демократические республики (Греция, Рим). В то же время, демократическая республика в Афинах существенно отличалась от аристократической республики в Древнем Риме. Характерными формами государственного правления в средневековых обществах были монархии и городские республики.

Средневековые монархии подразделялись на ранние, отличавшиеся слабой государственной властью (империя франков времен Карла Великого – VIII – IX вв.), сословно-представительные, в которых власть монарха была ограничена тем, или иным сословно-территориальным представительством (во Франции – Генеральными Штатами, в Англии – парламентом, в России – Земскими Соборами), абсолютистские, которые характеризовались ослаблением или полной утратой роли сословно-представительных органов, усилением власти монархе, сосредотачивающего в своих руках всю полноту власти (классический пример абсолютизма - Франция XVII в. времен Людовика XIV). Одновременно с монархиями в эпоху Средневековья существовали и городские республики (Венеция, Генуя, Великий Новгород, Псков).

Для периода Нового Времени характерны конституционная монархия и республика. Однако следует отделять либеральное буржуазное государство периода “свободного”, промышленного развития капитализма XIX века от социально ориентированного государства XX в. (в марксистской литературе капиталистическое государство XX века в развитых странах называется империалистическим). В то же время XX век дал примеры государств с тоталитарными политическими режимами (фашистский или нацистский режим в Италии и Германии, сталинский режим в СССР).

 

  Основания классификации Типы государств
1. Преобладающие функции Военно-полицейское
Правовое
Социальное
2. Классовая природа Рабовладельческое
Феодальное
Буржуазное
Социалистическое
3. Субъект высшей власти Автократическое
Олигархическое
Демократическое
4. Политический режим Авторитарное
Тоталитарное
Демократическое
5. Способ организации высшей власти (форма правления) Монархия Абсолютистская    
Ограниченная (конституционная) Дуалистическая
Парламентарная
Республика Парламентская
Президентская
Смешанная
6. Административно-государственное устройство Унитарное Централизованное и децентрализованное
Национальное и многонациональное
Федеративное Административное (территориальное)
Национальное
Конфедерация Межгосударственный союз
Содружество
Сообщество
7. Соотношение государства и религии Светское
Клерикальное
Теократическое

 

Остановимся на некоторых типах более подробнее.

По социально-экономической, классовой природе выделяют рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое государства. Первые три типа – это эксплуататорские государства, а последний – переходный тип от капиталистического государства к коммунистическому общественному самоуправлению.

Рабовладельческое государство в большинстве стран являлось исторически первым типом государства, возникшим в результате расслоения общества на классы. Экономическую основу рабовладельческого государства составляла частная собственность на средства производства и социально – экономическое бесправие рабов. В условиях рабовладельческого строя впервые в истории развития человечества в наиболее резкой форме проявилось полное, ничем не ограниченное господство одного класса - рабовладельцев и полное бесправие другого класса - рабов.

Феодальный тип государства исторически, как правило, приходит на смену рабовладельческому типу. Феодальное государство возникало либо путем постепенного разложения рабовладельческого строя и зарождения в его недрах зачатков феодального строя, либо в результате развития и затем разложения первобытно-общинного строя и возникновения на его основе феодального. Последнее характерно для развития государственности у восточных и западных славян, которые миновали рабовладение.

Процесс возникновения феодального строя и в том и в другом случае состоял в образовании, с одной стороны, крупного землевладения и превращении светской и духовной знати в класс феодалов – собственников земли, а с другой - в разложении сельской общины и превращении крестьян-общинников и несвободных граждан в крепостных крестьян, которые в отличие от рабов имели свое небольшое хозяйство, обладали правом личной собственности на некоторые сельскохозяйственные орудия, но были закреплены за землей своего феодала и платили ему феодальную ренту.

Буржуазное государство возникло в ходе буржуазных революций, предпосылки которых создавались в недрах феодального общества: зарождающиеся капиталистические производственные отношения и класс буржуазии вступали в неразрешимые противоречия с феодальным строем, тормозившим прогрессивное развитие общества. Экономической основой буржуазного государства является частная собственность на наиболее значимые орудия труда и средства производства. Частная собственность объявляется священной и неприкосновенной.

По мере развития экономики изменяются и представления о роли буржуазного государства. В XIX в. буржуазное государство стремилось не вмешиваться в дела экономики. Сегодня же влияние государства на деятельность предприятий и корпораций ограничивается преимущественно дифференциа­цией налоговой политики и целенаправленным размещением выгодных государственных заказов. Повышая налоговые ставки на ту часть прибыли, которая предназначается на личное потребление предпринимателя, и снижая на ту ее часть, которая идет на расширение производства и заработную плату наемным работникам, государство стимулирует экономический рост и не допускает дисбаланса между спросом и предложением, нарушение которого является главной причиной экономических кризисов. Размещая среди фирм и корпораций выгодные заказы, государство обеспечивает ускоренное развитие отдельных сфер хозяйства, гарантируя при этом реализацию таких программ, как космические, военные, социальные и т.д. С этими изменениями роли государства в регулировании экономических отношений связана идея о "государстве благоденствия" или так называемом социальном государстве, в котором должна проводиться политика полной занятости, обеспечиваться гарантированный уровень жизни, уменьшаться различия в зарплате и т.д. Эти идеи нигде не были реализованы в полной мере и отражают лишь тенденции государственной социальной политики на Западе.

Социалистическое государство возникает не в ходе эволюции буржуазного государства, а в результате социалистической революции. В своем становлении и развитии социалистическое государство проходит несколько этапов. В соответствии с марксистко-ленинской теорией и теорией научного коммунизма такими этапами являются: а) диктатура пролетариа­та; б) собственно социалистическое государство; в) общенародное государство. Экономическую основу социалистического государства составляет общенародная собственность на средства производства. Элементами политической системы, например, советского социалистического общества были (согласно Конституции СССР 1977 г.) Коммунистическая партия Советского Союза (“руководящая и направляющая сила советского общества, ядро его политической системы, государственных и общественных организаций”), Советы народных депутатов (“народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР”), общественные и молодежные организации (профсоюзы, ВЛКСМ, пионерская организация им. В.И. Ленина, Всесоюзное общество “Знание”, Всесоюзное общество изобретателей и рационализаторов, ДОСААФ и т.д.). Конституция СССР 1977 г. характеризовала Советское государство как государство рабочих, крестьян и интеллигенции, юридически закрепляла утверждение новой социальной общности людей – советского народа, которая отражала национальное единство трудящихся Советской страны и являлась более высокой ступенью консолидации советского общества, по сравнению с классовой. Конституция СССР подчеркивала особую роль КПСС в государственной жизни (ст. 6): “Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма”.

В последние годы в отечественной литературе предложена классификация государств в зависимости от того, каким образом осуществляется в них политическая власть, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры. С учетом этого основания, выделяются три типа госу­дарства: монократическое (единовластное), сегментарное (сме­шанное) и поликратическое (многовластное)[50].

Для монократического государства главным является принцип единовластия. Полнота государственной власти может находиться в руках одного лица (абсолютного монарха, фюрера в фашистской Германии и т.п.), либо принадлежать узкому кругу лиц (военно-револю­ционному совету, после очередного переворота в Конго, совету семи эмиров в ОАЭ).

Поликратическое государство является прямой противоположностью монократического. Здесь существует разделение властей, преобла­дают демократические методы управления, связанные с регу­лярными выборами. Данная тип предполагает политический и идеологический плюрализм, светский характер государства.

Сегментарное государство - является промежуточная межу моно- и поликратическим. В таком государстве предполагается разделение ветвей государственной власти, их ролей по управлению обществом, но не имеется системы «сдержек и противовесов». Решающая роль принадле­жит исполнительной власти, роль судов традиционно слаба, а парламента ограничена. Права человека и гражданина провозглашаются, но они систематически нару­шаются государственными органами, в государственном режиме преобладают авторитарные методы управления.

В зависимости от способа организации верховной государственной власти и порядка ее образования государства подразделяются на монархию и республику.

Монархия (от греч. monarchia - единовластие) - государство, в котором верховная государственная власть сосредоточена в руках главы государства - монарха и передается по наследству. В целом приблизительно шес­тая часть государств современного мира - монархии, если учитывать и те государ­ства - члены Британского Содружества, где британский монарх считается главой государства и представлен генерал-губернато­ром (например, в Австралии, Канаде, на Ямайке и др.). Главными отличительными признаками монархии являются передача власти по наследству и бессрочность правления. Исключением из таких признаков служит Ма­лайзия, где король переизбирается раз в пять лет из среды девяти султанов, и ОАЭ, где существует «коллективная монархия» (пол­номочия главы государства, а также законодательного органа принадлежат совету эмиров, состоящему из семи человек).

Монархии делятся на абсолютистские и конституционные. Абсолютистская монархия характеризуется высокой степенью централизации государственной власти в одних руках, неограниченной, никому не подотчетной властью монарха. В на­стоящее время абсолютистские монархии уже стали уделом истории (абсолютистская монархия во Франции в XVII – XVIII вв., в России XVIII – XIX вв.). Однако, в некоторых странах конституции не предусматривают избра­ние парламентов, а полнота власти сосредоточивается в руках монарха (Оман, Кувейт, Саудовская Аравия, Катар, Объединенные Арабские Эмираты). Большинство современных полуабсолютистских монархий являются теократически­ми, т.е. глава государства является одновременно и духовным лидером. При конституционной монархии имеет место распределение верховной власти между монархом и выборным органом - парламентом. Конституционная монархия может быть парламентарной и дуалистической. Парламентарная монархия – это такое государство, в котором законодательная власть полностью принадлежит парламенту, исполнительная - правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед парламентом, а монарх выполняет представительные функции, а также формально утверждает состав прави­тельства и подписывает законы, принятые парламентом (Великобритания, Бельгия, Дания, Норвегия, Швеция, Испания, Нидерланды, Люксембург, Япония и др.). В дуалистической монархии разделение государственной власти между монархом и парламентом имеет формально-юридический характер. Исполнительная власть принадлежит монарху, а законодательная - парламенту, однако, последний фактически также подчиняется монарху (Монако, Марокко, Иордания, Непал, Бруней, Бутан, Лесото, Свазиленд – формально были недавно преобразованы в парламентарные, но фактически еще остаются дуалистическими).

Республика (лат. res publica – общественное дело) - государство, в котором власть принадлежит избранным на определенный срок органам власти. В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчет­но и подконтрольно, различают парламентские, президентские и смешанные республики. В парламентской республике, в центре политической системы находится парламент, ему принадлежит верховная власть, он формирует правительство и контролирует его (Италия, ФРГ, Болгария, Венгрия, Индия и т.д.). В президентской республике, президент обладает широкими властными полномочиями (США, Бразилия, Мексика, Египет, Сирия и т.д.). Он формирует правительство, которое ему подотчетно, может наложить вето на законы, принимаемые парламентом. Судебная власть способна реально контролировать деятельность законодательной и исполнительной власти, но представители высшей судебной власти назначаются парламентом по представлению президента. Существуют и суперпрезидентскиереспублики (некоторые страны Латинской Америки, Сирия), где президент, опираю­щийся на армию, является единовластной фигурой. Создавались президентско-монократические республики с пожизненными пре­зидентами (Гвинея, Заир, Тунис и др.). В странах, где вся власть принадлежит военному (революционному) совету, формируются милитаристско-президентские республики. Возникают также смешанные республики, которые создаются с целью преодоления недостатков президентской и парламент­ской республик и соединения их преимуществ (Австрия, Финляндия, Ирландия, Португалия, Польша, Франция и др.).

В зависимости от административно-террирториально устройства, взаимоотношений между центральными и региональными органами власти бывают унитарное, федеративное и конфедеративное государства. Унитарное государство - государство, на территории которого действуют единые высшие органы государственной власти и управления, конституция, законодательство и судебная система (Великобритания, Франция, Венгрия, Италия, Монголия, Испания, Финляндия и др.). В свою очередь по степени централизации унитарные государства делятся на централизованные (мелкие государства Азии и Африки) и децентрализованные(Великобритания, Франция и др.). В первом случае во главе местных органов власти стоят назначенные центром чиновники. Во втором случае существует определенная самостоятельность местных выборных органов власти в решении региональных вопросов. Унитарное государство может быть национальным(Франция, Эстония, Япония) и многонациональным (Китай, Афганистан). Национальное – это государство, образованное на исторически сложившейся территории проживания той или иной нации и воплощающее независимость, суверенитет данной нации. Здесь государственные границы совпадают с этническими. В некоторых унитар­ных государствах выделяются автономные образования (Аландские острова в Финляндии, Гренландия в Дании, Иракский Курди­стан, различные автономные районы, округа и уезды в Китае и т.д.) Унитарное государство, не имеющее автономных образо­ваний, называется простым (Болгария, Польша и др.), а с авто­номией (одной или несколькими) - сложным.

Федеративное государство - это союзное государство, состоящее из нескольких государственных формирований, каждое из которых обладает собственной компетенцией и определенной самостоятельностью. В федеративных государствах существуют, как правило, две системы законодательной, исполнительной и судебной властей - федеральная и субъектов федерации, присутствует определенная степень политической самостоятельности субъектов федерации. В современном мире существуют примерно 25 федеративных государств. Различаются федерации, созданные на основе добровольного союза, путем объеди­нения ранее самостоятельных государственных образований (США, Швейцария, Танзания, ОАЭ и др.), и федерации, создан­ные «сверху», актами государственных органов, обычно консти­туциями, реже - законами, разделяющими территорию страны на субъекты федерации (Индия, Пакистан и др.) Первые обычно называются договорными, а вторые – конституционными. Вместе с тем, не­редко федерации формировались как на основе добровольного союза государств, так и нормативно – правовых актов. В результате многие федерации являются договорно-конституционными (Рос­сия, Югославия, Мексика и др.). Некоторые федерации создаются с учетом национального признака, а при создании других, его не учитывают. К числу национально-территориаль­ных федераций относился СССР, Югославия, Чехословакия, ныне – Бельгия, Российская Федерация. Территориальными федерациями являются США, Бразилия, Мек­сика, ОАЭ и др. Существуют симметричные и асимметричные федерации. В симметричных федера­циях все их составные части являются субъектами с одинаковым конституционно-правовым положением (Австралия, Германия и др.). В асимметричных федерациях объем полномочий разных штатов неодинаков (например, Индия), а если штаты равноправ­ны, то в составе федерации могут быть другие части (федеральные территории, федеральные округа, федеральные владения, ас­социированные штаты, имеющие иное правовое положение, чем субъекты федерации (например, США).

Конфедерация представляет собой союз суверенных государств, образованный для совместного решения политических, экономических или военных задач. Как правило, конфедерация не имеет единых органов власти и управления, единого бюджета, единого гражданства. Конфедерация нередко является промежуточным звеном на пути создания федерации (например, конфедерация Швейцарский союз (1815-1848 гг.) трансформировалась в федерацию), а иногда распадается (Австро-Венгрия). В настоящее время признаки конфедерации имеются в Содружестве Независимых Государств (СНГ). Разновидностями конфедерации являются: межгосударственные союзы - классические конфедерации, образованные из независимых государств; содружества - объединения государств, которые обрели суверенитет, но не в состоянии существовать самостоятельно в силу экономической зависимости друг от друга (СНГ); сообщества государств - переходная форма государственных союзов, в основе которых лежат межгосударственные договоры. Целью сообщества чаще всего является подъем экономического потенциала путем отмены таможенных, визовых и других экономических барьеров (Евросоюз, Союз Россия – Беларусь).

По соотношению государства и церкви выделяют светское, клерикальное и теократическое государства. Светское государство – это государство, в котором не существует официальной признанной государственной религии и ни одно из вероисповеданий не признается обязательным или предпочтительным. Абсолютное большинство государств в начале XXI в. являются светскими. В клерикальном государстве религия через установленные законодательством институты оказывает влияние на государственную политику. В этих государствах одно из религиозных течений признается официальным. Институт государственной (официальной) религии существует в Норвегии, Дании, Исландии (лютеранство), Испании, Парагвае (католицизм), Израиле (иудаизм), Греции (православие). В Великобритании главой государства (монархом) может быть только лицо, принадлежащее к англиканской протестантской церкви, в Швеции – к лютеранской, в Сирии – лицо, исповедующее ислам. К теократическим государствам относятся такие, в которых государственная власть принадлежит религиозной иерархии (Ватикан).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.