Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политическая власть как социальный феномен




Политическая власть

Власть как явление общественной жизни теснейшим образом связана с многообразными процессами, происходящими во всех сферах жизнедеятельности общества. Фактически все социальные проблемы разрешаются не сами по себе, а предполагают то или иное участие власти. Властные отношения пронизывают весь общественный организм. Борьба за обладание ею является важной составляющей истории человечества. Видное место в ней принадлежит борьбе за власть политическую. Это связано с тем, что именно политическая власть способна наиболее решительным образом воздействовать на все происходящее в обществе, обеспечивать достижение поставленных целей, определять судьбу, как отдельного человека, так и целых народов. Следовательно, познание сущности политической власти, механизма властвования открывает возможность выяснить их роль в социальном организме и определить, в конечном счете, направленность всех общественных процессов

 

Важнейшими атрибутами общества являются управление и власть. Управление как всеобщее свойство материи служит в социальных системах для поддержания стабильности, координации взаимодействия элементов и регулирование отношений с внешней средой. Отличительной особенностью управления в обществе стало возникновение наряду со спонтанными процессами саморегуляции процессов сознательного регулирования общественных отношений. Поэтому под управлением в обществе чаще всего понимают сознательное целенаправленные воздействия на общественную систему в целом или на ее элементы для обеспечения ее сохранности как таковой и оптимального развития. Социальное управление выполняет функции принятия решений, организации и контроля их выполнения. При этом возникает специализация относительно небольшой группы на выполнении преимущественно управленческих функций. В основе такой специализации лежит психологическое доминирование с личностными установками на достижение господства, способность подчинять себе людей, добиваться исполнения принятых решений. Социальное неравенство, воплощая в себе отношения доминирования и зависимости, закрепляет руководящие и исполнительские роли. Так возникает социальный феномен власти.

Власть пронизывает все сферы общественной жизнедеятельности. Выделяют экономическую, социальную, политическую, духовную разновидности власти. Довольно продолжительное время человечество обходилось без власти политической. Причинами, обусловившими появление в жизни общества таких социальных феноменов, как политическая власть и политика являются приватизация общинно-родовой собственности и вызванная ей социальная дифференциация и стратификация.

Как известно, на первых этапах социального развития особенно остро стоял вопрос о выживании общества, сохранении социума и человека как биологического вида. Собственно, самоорганизация индивидов в сообщество - это способ самосохранения, как отдельного человека, так и человечества в целом. Лишь с развитием экономики первобытного общества люди смогли относительно обезопасить себя от голодной смерти или всеобщей бедности. Условием этого явилось получение прибавочного продукта, который, в отличие от необходимого продукта, мог направляться не на поддержание повседневной жизни, а на развитие общества. Однако прибавочный продукт рассматривался некоторыми членами общества не как основа общего благосостояния, а как средство для достижения личного благополучия. Таким образом, прибавочный продукт превратился в добычу, присвоение которой оспаривается различными людьми и группами, стремящимися к его накоплению в частном порядке. В результате борьбы за него появились победители и побежденные, и в обществе возникла социальная дифференциация между теми, кто обладает властью и престижем, и теми, кто подчинен им[32]. Постоянно возрастающее противоречие между имущими и неимущими привело к необходимости защищать имущественные интересы господствующих социальных групп, осуществлять управление в обществе, исходя из приоритетных установок власть имущих. Со временем в обществе образуется специфический социальный слой, специализирующийся на обслуживании интересов господствующей (властвующей) верхушки - элиты. Возникает государство как специфический социальный институт, который в качестве своей главной функции имеет управление. В процессе образования государства происходит политизация власти и управления. Возникают политическая власть и политика.

В политологии для раскрытия сущности власти находят применение различные методологические подходы для объяснения этого социального феномена: бихевиористский, телеологический, инструменталистский, структуралистский, конфликтологический, нормативистский, психологический, теологический и др.[33] Все они могут применяться для изучения политической власти. Классическое социологическое определение власти дал немецкий социолог и политолог Макс Вебер в работе «Хозяйство и общество»: «Власть означает любую возможность проводить внутри данных социальных отношений собственную волю вопреки сопротивлению, независимо от того, на чем такая возможность основана»[34].

Веберовское определение власти дает возможность зафиксировать ряд важных положений, характеризующих сущность власти политической.

Во-первых, политическая власть связана с проведением «собственной воли». В политической сфере - это проведение собственной политической воли, т.е. воли, предполагающей использование государства или влияния на него. Само понятие «воля» достаточно многозначно[35]. Это - и свобода в проявлении чего-нибудь (например, свобода участия или неучастия в политической жизни, свобода политического выбора или отказа от него, свобода поступать в соответствии с законами или нарушать их и т.п.), и способность осуществлять свои желания, достигать поставленные перед собой цели (например, добиваться законного избрания на пост президента или просто получить скандальную известность в качестве непримиримого оппозиционера к любому правительству). Воля может проявляться и в форме пожелания или требования: воля народа - закон, что предполагает необходимость считаться с волей избирателей. Нередко воля понимается как власть, возможность распоряжаться, тогда говорят о «царской воле» или «воле мировой закулисы» и т.п. В отличие от обыденного понимания воли в науке особо отмечается тот факт, что проявление воли всегда связано с необходимостью удовлетворения различных потребностей, прежде всего, жизненно важных, особенно когда налицо дефицит средств их удовлетворения. В политике это связывается с достижением целей, отвечающих интересам социальной группы, стоящей на вершине общественной пирамиды, и (или) интересам всего общества.

Проведение воли есть акт предъявления своих позиций или намерений по тем или иным вопросам как обладающих преимуществом и первоочередностью по сравнению с другими и обеспечения своего варианта решения любой социальной проблемы. Естественно, что эти позиции, намерения и варианты решений оспариваются другими носителями воли. Поэтому речь идет, в том числе о соотнесении воли как определенной силы, которой обладают члены сообщества или их организованные группы. Выявление соотношения воли приводит к подчинению воли одних воле других. За исключением довольно редкого в политической истории случая консенсуса, на основе установленного соотношения возникают отношения господства и подчинения. Они предполагают, что проведение политической воли господствующих социальных групп происходит путем ее навязывания.

Во-вторых, в определении власти, данном М. Вебером, подчеркивается, что для проведения собственной воли используется любая возможность, «независимо от того, на чем такая возможность основана». Изначально возможности властвования были связаны с наличием физической силы или способности влиять на духовную жизнь людей. В политике эти возможности могут базироваться на экономической зависимости. Достаточно вспомнить многомиллиардные вложения в президентские избирательные кампании в США, у нас в России, в других странах, чтобы понять, что такого рода «вложения капитала» требуют впоследствии от народного избранника «отработки» затраченных на обеспечение его победы денег. То же самое касается и других деятелей представительной демократии. Конечно, их зависимость не всегда носит абсолютный характер. Однако она может дополняться зависимостью психологической. Ярким примером последней может служить приверженность политическому лидеру, безграничная вера в его непогрешимость и правильность избранного им политического курса, принятых решений. Психологическая зависимость от средств массовой коммуникации дает возможность тиражировать политические взгляды и оценки, влиять на политическое поведение масс. Признание различий социальных статусов по вертикали также представляет собой один из видов психологической зависимости, позволяющей выполнять социальные роли господства и управления, с одной стороны, и подчинения и исполнения - с другой. Возможность проводить свою политическую волю может основываться на существующей в обществе традиции подчинения, на умении убеждать народ в необходимости тех или иных действий, использовать политическую хитрость и обман. Важную роль в обеспечении возможности властвования играет способность угрожать применением силы и само применение силы (в том числе, а нередко и в первую очередь, вооруженного насилия).

Политическая власть и политическое властвование предполагают наличие у тех, кто их осуществляет, определенных средств и способностей. В этом смысле в современной политологии говорят об источниках и ресурсах власти. К ним относят: экономические - материальные ценности, собственность, деньги; социальные - социальный статус, способность его повышения и занятия определенного места в политической элите общества; информационные, в том числе духовно-идеологические, знания и информация, средства их получения и распространения, а также способность производить духовные и политические ценности и внедрять их в сознание народа; силовые - оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные для этого люди; организационные - наличие организации, заинтересованной и способной добиваться достижения поставленных целей.

В качестве источников названные факторы определяют генезис политической власти, в качестве же ресурсов они представляют собой все то, что может быть мобилизовано, привлечено для осуществления властвования.

В-третьих, проведение собственной политической воли происходит «внутри данных социальных отношений». Это означает, что в различных типах социальных отношений, в различных обществах будет иметь место специфика форм, методов, темпов, привлекаемых средств для достижения политических целей. И хотя власть предполагает использование любой возможности для решения стоящих перед ней задач, она имеет и определенные ограничения, которые устанавливают ей традиции, общественная нравственность, закон. Правда, власть нередко считает себя ничем не связанной и с легкостью преодолевает и традицию, и нравственность, и закон.

В-четвертых, понимание политической власти связано с тем, что воля господствующих сил проводится «вопреки сопротивлению» подвластных. Сопротивление власти, противодействие ей имеют под собой веские причины. Среди них выделяются следующие. Во-первых, непризнание большинством «права» на власть и управление за субъектами, их осуществляющими - нелегитимность власти (в этом случае могут оспариваться и не выполняться любые решения властных структур). Во-вторых, безальтернативность принятых властью решений относительно варианта и перспектив развития общества, важнейших проблем внутренней и внешней политики, жестко предписываемого политического поведения, когда массой осознается нетерпимость существующего положения вещей. В-третьих, внедрение новаций, политическая модернизация, будь то революция или реформирование всего общества, все, что, так или иначе, нарушает традицию, привычный ход жизни. В-четвертых, несоответствие политики важнейшим потребностям большинства членов общества (в качестве таковой выступают так называемые непопулярные меры правительства, сокращение расходов государства на социальную сферу, ведение агрессивной войны, участие в международных военных конфликтах и т.п.).

Сопротивление власти может происходить в разных формах. Различными социальными категориями населения применяются как общие, так и специфические способы противодействия властям. Это и не использование существующих нормативных актов (например, отсутствие судебной практики), и забастовки с политическими требованиями, и саботаж, и гражданское неповиновение, и бунт, и вооруженный мятеж, и т.п. Работая на дестабилизацию общественно-политической обстановки, дестабилизацию власти, стоящие вне закона политические экстремистские группировки организуют заговоры, террористические акты, ведут другую подрывную деятельность. Задача власти в этих условиях - преодолеть сопротивление недовольных. Для этого у нее имеются необходимые ресурсы и средства. Вместе с тем нельзя не отметить и тот факт, что в современную эпоху в политическую практику постепенно внедряются различные механизмы, способствующие снижению уровня противостояния власть имущих и управляемых, находят применение процедуры импичмента президента, роспуска представительных органов власти, отставки правительства. Для придания политической власти своего рода «дизайна» нарабатывается опыт построения правового государства.

Наиболее полно сущность политической власти проявляется в ее функциях. Основными среди них являются: выработка стратегии управления обществом; разработка и принятие решений по основным направлениям развития общества; оперативное управление и регулирование общественных процессов; контроль важнейших параметров стабильности общественно-политической системы и направленности развития общества; установление и поддержание отношений с государствами и народами других стран.

Выполнение этих функций является возможным благодаря определенной организации властных отношений. Форма включения людей и организаций во властные отношения зависит от их социального и политического статусов. Поэтому властные отношения всегда построены вертикально, так как именно по этой линии сверху вниз осуществляется прохождение команд, руководящих распоряжений, стратегических политических установок и решений. Они фиксируют господствующее положение одних и подчиненное - других. Это - отношения субъекта и объекта властвования.

Политическая власть существует в двух разновидностях: государственная и негосударственная (власть политических партий, других политических объединений граждан и политических движений). Их выделение связано с практикой распределения властных атрибутов и соответствующих компетенций.

Государственная власть - это политическая власть, конституционно и организационно оформленная в государстве. К ее чертам обычно относят: всеобщность и общеобязательность, обладание законодательной функцией, аппаратом принуждения и др. По объему и значению выполняемых функций государственная власть выступает как концентрированное выражение политической власти. Она наиболее полно и непосредственно решает главные задачи политической власти - поддержание общественно-полити­чес­кой стабильности и определенной направленности развития общества. Государству принадлежит право принятия окончательного решения и организации его реализации в масштабе всего общества или его отдельной части, в зависимости от потребности.

Государственная власть распределяется по вертикали и горизонтали. Вертикаль составляют различные уровни, соподчинение которых образует иерархию власти. Горизонталь представлена разделением государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Между ними устанавливаются отношения согласования и координации. При этом особенно важно, чтобы в государстве три ветви власти были включены и в отношения по вертикали, подчинялись закону и действовали в соответствии с ним. Распределение политической власти позволяет рационализировать и оптимизировать отношения власти, сделать их адекватными существующей системе общественных отношений, а политику эффективной.

Негосударственная политическая власть распространяется только на членов, участников общественно-политических объединений и движений, выполняет внутреннюю нормотворческую функцию. Она способна оказывать влияние на значительную часть населения, ее политическое поведение, а также влиять на государственную власть и добиваться от нее принятия необходимых решений.

Таким образом, политическая власть в обобщенном виде представляет собой проведение (осуществление) своей воли определенными субъектами, способными добиваться такого поведения других людей, которое соответствует интересам данных субъектов, позволяет достигать им своих целей, а также решать общественно значимые задачи, используя государство или влияние на него.

 

2. Легитимность политической власти

Развитие политической жизни, функционирование политической системы общества зависят от множества факторов как внутреннего, так и внешнего планов. Борьба за власть и обладание ею, так или иначе, затрагивают все сферы общественной жизнедеятельности, каждого гражданина, включая его в отношения власти и подчинения. При этом в сфере политики различными ее субъектами - социальными (нация, народ, социальная группа, корпоративная группа) и институциональными (государство, его органы, общественно-политические объединения) - выражаются, представляются и отстаиваются разнообразные интересы, требующие своей реализации. Естественно, что субъекты политической власти получают определенные преимущества для реализации своих собственных коренных интересов. В любую историческую эпоху, в любом обществе и при любом политическом режиме властвующие субъекты первым по значению политическим интересом признают интерес в сохранении и закреплении своего положения.

Часто говорят о том, что власть «сладка». При этом подразумевается, что «сладость» не исчерпывается только возможностью распоряжаться другими, но открывает широкий простор для удовлетворения всех своих вожделений. В благополучном, т.е. относительно стабильном обществе, обеспечивающем всем своим членам уровень жизни, достойный человека, властвующей элите достаточно легко и власть удержать, и решить свои социально-экономические проблемы. Другое дело в условиях общества, которое не обеспечивает всем своим членам достатка и возможности саморазвития личности. Здесь со всей остротой встает вопрос, как сделать так, чтобы перераспределение любого дефицита в пользу властной элиты признавалось основной массой населения и не приводило к социальным конфликтам и революционным взрывам, сменяющим политическую элиту. Ответ на него дает такая самоорганизация власти в государстве, при которой используются все возможные способы воздействия на человека, включенного в политические отношения.

Власть имущие рассматривают вопрос об эффективности своего правления через призму управляемости масс. При этом масса понимается как политическая не элита, т.е. подавляющее большинство граждан, делегировавших властные полномочия народа тем, кто от имени народа будет управлять им. Управляемость масс может быть охарактеризована с различных сторон и по разным критериям. Однако в любом случае приходится иметь дело с тремя основными группами населения, различающимися по их отношению к властным субъектам и их политике. Первую группу образуют люди, признающие данную политическую власть и подчиняющиеся ей; вторую - те, кто не признает существующую властвующую элиту и проводимую ею политику, но вынуждены подчиняться; третью группу составляют люди, не признающие власть и не подчиняющиеся ей. К работе с каждой из групп политическая власть подходит дифференцированно, учитывает ее особенности. При этом решается задача привлечь на свою сторону или сделать хотя бы индифферентной к своей политике основную часть населения, т.е. речь идет о придании власти и властвованию такого вида, который принимался бы большинством или не вызывал с его стороны активного сопротивления. Такое состояние власти и отношение к ней связаны с понятием легитимности.

Под легитимностью понимается признание управляемыми правомерности власти над ними и законности правления. Политическая власть является легитимной, если народ согласен с ней и твердо уверен в том, что представители власти с полным основанием занимают свои посты, что они вырабатывают и претворяют в жизнь свои решения путем законных процедур и что эти решения не выходят за рамки общепризнанных, законных государственных интересов. Там, где существует такое отношение народа к власти, правительству нужна лишь минимальная сила, чтобы бороться с нарушением законов, обеспечивающих политическую стабильность общества. Там, где легитимность власти не бесспорна, воцаряется беззаконие и возникает опасность революционных потрясений.

Следует различать два рода легитимности. Первый - когда власть признается законной ввиду того, что ее формирование и функционирование соответствуют существующим законам и опираются на них; второй - когда люди подчиняются власти, не соответствующей закону. Существуют и переходные варианты, вроде того, когда приход к власти осуществлялся законным путем, но затем властвующие игнорируют Закон и опираются на ситуативно-выгодные им трактовки определенных положений еще не отмененных установленным порядком законов и норм. Оба рода легитимности изучаются политологией. Представители же юридической науки, если только они не превратились в политиканов, никогда не признают в своей науке права на существование легитимности второго рода, т.е. той, которая не опирается на закон.

Тем не менее, политическая практика сплошь и рядом дает примеры легитимности второго рода, в том числе и в нашей стране. При этом действует закономерность: правовой нигилизм «верхов» порождает правовой нигилизм «низов». Чтобы избежать постоянной угрозы беспорядков и хаоса, властям требуется гарантия признания и выполнения принимаемых ими решений. Вера в законность режима обеспечивает такую гарантию и позволяет поддерживать его относительную стабильность.

По своему генезису легитимность бывает трех «идеальных типов». Их концепцию разработал в конце XIX - начале XX вв. Макс Вебер. В качестве первого «идеального типа» он выделял традиционную легитимность. Она опирается на совокупность обычаев, сила действия которых признана с незапамятных времен, а также на укоренившуюся в людях привычку придерживаться таких обычаев. Здесь решающую роль играет вера в необходимость придерживаться тех же принципов взаимоотношений с властью, которым следовали предыдущие поколения. Легитимность в данном случае предстает как верность традиции. Такой легитимностью обладает власть монарха. Например, в старой России легитимность власти императора основывалась, в том числе, и на апелляции к традиционному принципу наследования.

Второй «идеальный тип» легитимности - легитимность харизматическая. Она зиждется на исключительном доверии и преданности какой-либо политической фигуре, обладающей харизмой, т.е. необычайными качествами, которыми она как бы наделена «свыше». При этом «богоизбранность», гениальность, как подлинная, так и мнимая, не допускали в массовом сознании критического отношения к «избраннику судьбы». В условиях коренных переломов в развитии той или иной страны часто появлялись личности, которые, обладая обаянием, героизмом, решительностью, умением предвидеть ход развития событий, приобретали особого рода благоволение со стороны народа или большей его части, что придавало легитимный характер властвованию. Легитимность данного типа характерна для политических режимов, установленных Юлием Цезарем, Оливером Кромвелем, Наполеоном Бонапартом, В.И. Лениным, Мао Цзэ Дуном, Муаммаром аль Каддафи и другими политическими лидерами, обладавшими харизмой.

Третий «идеальный тип», согласно М. Веберу, - это рациональная или легальная легитимность. В отличие от первых двух типов она основывается не на вере или чувствах и эмоциях, а на разуме человека, людей. Предполагается добровольное признание установленных юридических норм, направленных на регулирование отношений управления и подчинения. При этом власть политической элиты легитимируется ее законными основаниями и действиями на основе законов. Важную сторону процесса легитимации здесь составляет наличие конституционного строя и механизмов контроля соблюдения конституции и процедур ее изменения.

В политической действительности наличие власти, которую можно было бы в строгом смысле слова отнести к тому или иному «идеальному типу» легитимности, встречается довольно редко. Легитимация происходит посредством переплетения всех трех типов при преобладании одного из них. При этом в истории развития государства наблюдается чередование «лидирующих» типов. Так, харизматическая легитимность сменяется легальной. Это происходит в связи с тем, что политический деятель, обладающий харизмой и получивший власть в свои руки, вынужден в интересах управления обращаться к профессионалам - бюрократии, чиновничеству. Их деятельность приводит, по словам М. Вебера, к рутинизации харизмы и утверждению легальной легитимности. Рутинизация выражается в утрате политиком не своих экстраординарных качеств, а способности масс воспринимать их в условиях повседневности. Кроме того, правящая элита, стремясь придать большую основательность своему правлению, обращается к традициям и стремится закрепиться у власти посредством передачи ее от поколения к поколению. Так проявляются черты легитимности традиционной.

Процесс легитимации власти включает в себя разнообразные виды деятельности, связанные со всеми областями жизни общества. Власть и в вопросе легитимности готова использовать все имеющиеся у нее средства Она добивается признания ее легитимной, используя для этого главные свои атрибуты: авторитет, право, насилие. В соответствии с ними выделяются три направления деятельности по легитимации.

Первое, что предпринимает правящая элита, - представляет свой собственный интерес как всеобщий. При этом применяется следующий прием: к действительно общему интересу, заключающемуся в поддержании в обществе порядка и стабильности на фоне экономического благосостояния, прибавляется частный интерес правящей политической группировки. В общественном сознании возникает иллюзия целостности, неразрывности общего интереса с частным интересом правящей элиты. Представление частного интереса как всеобщего включает: разработку собственной концепции развития политического процесса в стране, а также обоснование ее места и роли в мировой политике с точки зрения правящей элиты; разработку стратегии развития и системы мер по достижению общественно значимых целей; обоснование мероприятий, суть которых - в предоставлении приоритетов и привилегий тем субъектам политики, которые служат социальной базой, обеспечивающей поддержку власти предержащей. На определенных этапах правящая политическая группировка склонна отдавать предпочтение таким мероприятиям, которые создают режим наибольшего благоприятствования силам поддержки. В первую очередь это относится к переходным периодам между противоположным образом организованными типами общественно-политичес­ко­го устройства. Здесь проводится политика сознательного и целенаправленного укрепления экономических, политических и идеологических позиций правящей элиты и поддерживающих ее социальных сил, у которых образуется общий интерес, связанный с конкретной целью, формой и направлением развития страны. Так нарождается и функционирует диктатура.

Вопрос вопросов всякой политической власти - как соблюсти меру в сочетании собственных корпоративных интересов и амбиций со всеобщими интересами; как реализовать свой интерес и не довести при этом до «взрыва» недовольства? Обретя власть, каждый дает свой ответ на этот вопрос. И то, каков этот ответ, зависит от многих факторов: от общей политической обстановки и конкретной политической ситуации, от соотношения политических сил, от способности недовольных к долготерпению, а также от уровня образования, общей и политической культуры властей предержащих и т.д.

Второе направление легитимации власти - придание законообразности всем ее действиям. В правовом государстве это находит выражение в неуклонном следовании законам, закономерной отмене старых законов и принятии новых; в неправовом - в попрании норм права, неисполнении якобы устаревших законов, замене их противоречащими им подзаконными актами. При этом, попирая старый закон, власть требует неукоснительного исполнения рожденных ею новых законов.

Третье направление процесса легитимации власти - создание и использование системы принуждения, насилия. Большинство политологов склонны относить к средствам насилия лишь средства так называемого физического принуждения - репрессивные органы. Но существует и более широкая трактовка системы насилия. Она включает в себя кроме названных средства экономического, политико-правового, идеологического, морального, психологического насилия.

В зависимости от обстоятельств внутреннего и внешнего плана, состояния субъективного фактора в процессе легитимации на первый план могут выступать и усиливаться различные его стороны. Однако главное условие легитимации власти преимущественно связано с результатами ее функционирования. Поэтому лучшим и «простейшим» способом легитимации власти является проведение ей в жизнь такой политики, которая учитывала бы и сочетала интересы всех слоев общества и гарантировала достойные человека условия жизни. Но для такого способа легитимации власти необходимы достаточно высокий уровень экономического развития общества и социально-политическая стабильность. Как показывает опыт наиболее экономически развитых стран Запада, в таких условиях происходит снижение политической активности населения и властвующая элита чувствует себя достаточно комфортно. Аналогичное положение было характерно и для так называемых «застойных» лет в СССР. Правда, относительно невысокий уровень жизни населения здесь компенсировался идеологическими факторами, действие которых приводило к политической активности, не наносившей ущерба общественной стабильности. Целый ряд эмпирических исследований, проведенных американским политологом Р. Инглехартом при изучении связи легитимности и стабильности, позволил ему сделать вывод о том, что «длительное экономическое процветание может даровать законность режиму любого типа в промышленном обществе».

Поддержание легитимности не исчерпывается созданием ее материальных гарантий в сфере благосостояния нации; оно требует от власти значительных усилий не только в деле формирования «фронта союзников», но и «выведения из игры» наиболее агрессивных политических противников. Выбор вариантов того, как сделать людей послушными и нейтрализовать «неугодных» властителям участников политического процесса, довольно велик. При этом не многие политики склонны накладывать на свою деятельность нравственные ограничения, что не мешает им обвинять в безнравственности своих оппонентов. Для них главное - достижение цели, а цель оправдывает средства. Выдающийся итальянский ученый эпохи Возрождения Никколо Макиавелли писал по этому поводу: «О действиях всех людей, а особенно государей, с которых в суде не спросишь, заключают по результату, поэтому пусть государи стараются сохранить власть и одержать победу. Какие бы средства для этого ни употребить, их всегда сочтут достойными и одобрят, ибо чернь прельщается видимостью и успехом, в мире же нет ничего, кроме черни, и меньшинству в нем не остается места, когда за большинством стоит государство. Один из нынешних государей, которого воздержусь называть, только и делает, что проповедует мир и верность, на деле же тому и другому враг; но если бы он последовал тому, что проповедует, то давно лишился бы либо могущества, либо государства»[36].

Каким же образом действует власть в интересах сохранения и поддержания своей легитимности, а заодно и управляемости масс? Основные способы этого могут быть сведены к следующим.

1. «Напугать». Сюда относится создание чувств неуверенности и страха перед возможностью физического подавления, а иногда - уничтожения. Они вызываются наличием специальных органов насилия, призванных осуществлять принуждение в чистом виде. Чем разветвленнее их система, тем больше в политике правит не разум, а властвует страх. Чем не стабильнее политическая обстановка, тем сильнее тяготеют властители к применению физического насилия. При этом со всей актуальностью встает вопрос о мере принуждения и оправдании жестокости. «Жестокость, - писал Макиавелли, - применена хорошо в тех случаях - если позволительно дурное называть хорошим, - когда ее проявляют сразу и по соображениям безопасности, но не упорствуют в ней и по возможности обращают на благо подданных; и плохо применена в тех случаях, когда поначалу расправы совершаются редко, но со временем учащаются, а не становятся реже. Действуя первым способом, можно... с божьей и людской помощью удержать власть; действуя вторым, - невозможно»[37].

Применение насилия должно быть крайней мерой, к которой обращаются, использовав все иные. Недаром в народе говорят, что и дурак сможет управлять методом осадного положения. Следует учитывать и тот факт, что угроза применения физического насилия и его применение могут привести к снижению и даже утрате существующим режимом своей легитимности. С другой стороны, нельзя не отметить, что ни мировое сообщество в целом, ни отдельные страны не достигли еще такого уровня общественного и нравственного развития, который исключил бы применение насилия в той или иной степени, в той или иной форме. Констатация существующего положения вещей позволила М. Веберу сделать обобщающий вывод в отношении установления закономерной связи государства, легитимности и насилия. По его характеристике, государство - это «союз, который присваивает право на монополию легитимного насилия»[38].

Состояние неуверенности и страха может быть вызвано не только общественной демонстрацией средств физического насилия и их практическим применением, но и мерами, позволяющими лишать людей средств к существованию, уверенности в завтрашнем дне, угрозой лишения социального статуса, престижной должности, «доходного места» и т.п. Иногда может возникнуть иллюзия, что для поддержания легитимности достаточно удерживать управляемых в повиновении методом запугивания. Но должно быть ясно, что тот, кто собирается править подобным образом, будет все чаще видеть в глазах своего народа не покорность, не, тем более, уважение, а страх и ненависть. Конечно, встречаются политики и подобного рода. Они готовы править даже тогда, когда их власть нелегитимна. Их девиз: «Мы не хотим, чтобы нас любили, мы хотим, чтобы нам подчинялись!» Таков их выбор. И не следует удивляться, когда в ответ на насилие властителей по отношению к народу последует насилие по отношению к властителям. Чтобы избежать такой крайней формы развития событий, приходится прибегать к более «тонким» способам поддержания легитимности.

2. «Подкупить», приобщить, заинтересовать. Это может происходить и в виде выплат значительных денежных сумм, и в предоставлении привилегий и льгот, и в сохранении на службе в обмен на политическую лояльность, и в назначении на престижные руководящие должности, и т.д. Чем большее число социальных групп населения будет охвачено теми или иными видами вознаграждения, тем большую социальную базу поддержки обеспечат себе власти предержащие. «... Если государь, - отмечал Макиавелли, - пришел к власти с помощью народа, он должен стараться удержать его дружбу, что совсем не трудно, ибо народ требует только, чтобы его не угнетали. Но если государя привела к власти знать наперекор народу, то первый его долг - заручиться дружбой народа, что опять-таки нетрудно сделать, если взять народ под свою защиту. Люди же таковы, что, видя добро со стороны тех, от кого ждали зла, особенно привязываются к благодетелям, поэтому народ еще больше расположится к государю, чем, если бы сам привел его к власти»[39].

3. «Убедить». По-другому этот род деятельности в политологии называется «идеологической индоктринацией», а в обыденной жизни - «промыванием мозгов». Как известно, любая политическая сила, приходящая к власти, опираясь на средства массовой информации, манипулирует общественным сознанием, как на уровне политической идеологии, так и на уровне политической психологии и создает приемлемый для нее собственный имидж. Здесь применяются различные приемы воздействия на население. Например, официальная пропаганда часто апеллирует к ценностям (общечеловеческим, нравственным, демократическим и т.д.), к традициям политической жизни, насаждает иллюзии и мифы, в распространении которых заинтересован правящий класс. Ведется также работа по привитию массам определенных стереотипов мышления и поведения. Интересно, что в период так называемой «перестройки» широкое распространение получил призыв М.С. Горбачева отказаться от старых догм и стереотипов. При этом под разговоры о необходимости гласности, самостоятельности мышления и т.п. людям прививали новые стереотипы, делали их рабами новых догм.

Политическая демагогия как способ выживания в политике получила чрезвычайно широкое распространение. С ней рядом идут ложь, изворотливость, предательство, которым всегда находится объяснение и оправдание. Сегодня даже тот политик, который кажется безупречно честным, при изменении обстановки обнаруживает в себе искушенного макиавеллиста, готового нарушить данное слово. «А благовидный предлог нарушить обещание всегда найдется. Примеров тому множество... и всегда в выигрыше оказывался тот, кто имел лисью натуру. Однако натуру эту надо еще уметь прикрыть, надо быть изрядным обманщиком и лицемером, люди же так простодушны и так поглощены ближайшими нуждами, что обманывающий всегда найдет того, кто дает себя одурачить»[40].

История развития государств и политических систем свидетельствует о том, что все они сталкиваются с серьезными проблемами легитимности. Довольно частыми являются кризисы легитимности. Они связаны, как правило, с тем, что процесс общественного развития затрагивает социальные интересы различных слоев общества. Государство, выступая регулятором общественных отношений, может своей политикой не оправдать чаяния широких общественных слоев, их ожидания, касающиеся перемен в жизни.

Примером может послужить ситуация, сложившаяся в России. Ожиданиям близких положительных результатов проводимых преобразований для большинства населения страны не суждено было осуществиться. Это, как показали опубликованные данные социологических опросов, подорвало веру и в правильность избранного пути, и в компетентность политического руководства. Кризис доверия приобрел латентную форму, когда труднее всего предвидеть направление его дальнейшего развития. Он проявляется в низкой избирательной активности граждан, снижении доверия к различным институтам власти, чиновничеству, неверии в возможность отстоять свои интересы законным путем, росте экстремистских настроений. В обществе все более осознается необходимость корректировки политического курса. В этих условиях основы легитимности должны корректироваться, устанавливаться на новых основах. Мировой опыт решения этой проблемы позволил выделить главные средства, применяемые для этого. К ним относятся следующие: изменение законодательства и государственного управления в соответствии с новыми требованиями; создание такой политической системы, легитимность которой основана на традициях населения и поэтому не только более стабильна, но и косвенно влияет на поведение граждан; применение легальных мер обеспечения безопасности; опора на личные харизматические черты руководителя правительства; поддержание законности и правопорядка в государстве; успешное осуществление государственных программ и политики. Многому из перечисленного придается специальное значение Президентом. Это положительно оценивается большинством граждан, о чем свидетельствует мониторинг популярности главы государства.

 

* *

*

 

Власть как явление имманентно присуща обществу и потому является социальным феноменом. Политическая власть представляет собой одну из разновидностей власти социальной. Ее отличительным признаком выступает непосредственное отношение к государству, как особому социальному институту, его использованию для поддержания целостности общественной системы и достижению поставленных целей. Любая власть стремится быть легитимной, т.е. признаваемой и принимаемой большинством населения страны. При этом политическая практика дает примеры легитимности различным образом организованных и функционирующих политических систем. Легитимностью обладают не только системы власти, но и политические режимы - особые способы политического правления, которым отдается предпочтение населением различных стран.

 

Контрольные вопросы

1. Назовите главный признак власти.

2.Чем отличается политическая власть от других типов власти? Перечислите основные черты политической власти.

3.Каковы источники и ресурсы политической власти?

4. Как соотносятся политическая и государственная власть?

5.Что такое легитимность политической власти и в чем состоят ее отличия от законности?

6. Назовите идеальные типы легитимности, выделенные М. Вебером.

7.Перечислите основные направления и способы легитимации политической власти.

Литература

Власть в жизни и наука о власти: Словарь-справочник / под. общ. ред. В.Ф. Халипова. – М.: Витязь, 2004.

Грин Р. 48 законов власти. Пер. с англ. – М.: Рипор классик,2003.

Громыко А.А. Политическая власть. – М.: Общ-во «Знания РФ», 2000.

Конфисахор А.Г. Психология власти. Учебн. пособие. – СПб., 2001.

Ледяев В.Г. Власть: концептуальный анализ. – М.: РОССПЭН, 2001.

Луманн Н Власть. Пер. с нем. – М.: Праксис, 2001.

Полищук В.Д., Федорова А.Н. Легитимация политической власти в России: Полемические заметки. – Саратов, 1999.

 

 

Глава VI.

Политическая система общества

 

Общественная жизнь представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих явлений и процессов. Их взаимодействие и взаимовлияние не являются хаотичными и беспорядочными, а имеют системный, организованный характер. Это проявляется как в обществе в целом, так и в отдельных сферах его жизни, в том числе и в политической. В этой сфере политика и власть, политические интересы и отношения людей, их политическое поведение, как самостоятельные явления и процессы, не существуют изолированно, а находятся в тесном единстве, образуя систему, которую называют политической.

Функционирование политической системы является необходимым условием обеспечения социально-политической стабильности и прогресса общества, преодоления противоречий и кризисных явлений в его развитии. Теория политической системы составляет одну из центральных проблем политической науки. Ее творческое использование позволяет определять главные направления совершенствования и модернизации политической жизни общества, легитимации политического господства. Категория «политическая система» является сегодня одной из основных в политологии. Она характеризует механизм организации и функционирования политической власти в обществе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.099 сек.