КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предотвращения и урегулирования
Классификация политических конфликтов и механизм их Сущность, источники и содержание политического конфликта Политические конфликты Конфликт – постоянный спутник человека. Он сопровождает его буквально с первого до последнего дня жизни. Как остроумно выразился один из российских исследователей конфликта Д.Н. Фельдман, от конфликта можно отдохнуть только на необитаемом острове, будучи Робинзоном Крузо, да и то до появления Пятницы.[100] Современные общественные отношения характеризуются различными социальными столкновениями, порождаемыми религиозными, идеологическими, этническими, политическими и другими разногласиями между ними. Борьба и конфронтация между субъектами общественных отношений в начале ХХI века буквально пронизывают все сферы жизни. Они приобрели взаимопроникающий характер, оказывают огромное влияние на мировую цивилизацию, народы и государства, отдельные социальные группы и образования, каждого человека. Особенно опасными для судеб народов являются конфликты и кризисы в политической сфере общественной жизни. Они обусловлены природой политических отношений, как отношений по поводу власти, основанных на господстве одних и подчинении других, на преобладании одних людей и их интересов над другими. Теоретические и практические аспекты проблемы политических конфликтов и кризисов, как свидетельствуют события и факты в постсоветской России, в международных отношениях последних лет, имеют сегодня особую актуальность.
Термин "конфликт" происходит от латинского слова "conflictus" – т.е. столкновение. Основы теории социального конфликта заложены мыслителями древности, Средневековья и Нового времени. Современные концепции конфликта разработаны Дж.Гелбрейтом (США), Л.Козером (США), Р.Дарендорфом (Германия), К.Боулдингом (США) и др. учеными. В соответствии с ними, конфликт в общественной жизни представляет собой особую форму взаимодействия социальных сил, отдельных социальных групп или лиц по поводу достижения определённых целей. Это – столкновение и борьба между ними, направленные на подавление или исключение из системы социальных отношений противоборствующей стороны. Как форма взаимодействия социальных субъектов, конфликты характеризуется явно выраженной противоположностью интересов противоборствующих сторон, отсутствием коммуникаций между ними, неоднозначно и противоречиво воздействуют на общество. Важнейшей разновидностью социальных конфликтов являются политические конфликты. По своей сути, они представляют собой активное столкновение противоборствующих сил в сфере политики, наиболее жёсткую форму их взаимоотношений по поводу политического влияния в стране или на международной арене. Субъекты политики в процессе конфликтного взаимодействия соперничают, как правило, за завоевание и удержание власти, определённой политической роли в мире, изменение своего политического статуса в обществе, системе международных отношений, усиление давления на государственные органы, другие государства и их коалиции с целью реализации "своих" интересов, интересов сторонников и союзников. Политический конфликт – это столкновение и борьба социальных сил за политическое влияние и государственную власть в обществе, за достижение своих политических интересов и интересов союзников в том или ином регионе, или на международной арене. Политические конфликты имеют разнообразные источники возникновения и развития, присущую им природу.[101] Принято считать, что важнейшим источником политических конфликтов является несовпадение статусов субъектов политики в обществе, их потребностей и интересов, ролевых назначений и функций в системе политико-властных отношений. Этот источник политических конфликтов, обусловленный различными формами и аспектами общественных отношений, детерминирует противоречия между правящей политической элитой и контрэлитой, различными группами давления, между другими субъектами политики по широкому кругу проблем общественной жизни. Особый источник политических конфликтов составляют расхождения людей (их групп и объединений) в базовых ценностях и политических идеалах, в оценках исторических и актуальных событий, а также в других субъективно значимых представлениях о политической жизни. Эти расхождения наиболее часто возникают в тех странах, где сталкиваются качественно различные мнения о путях реформирования государственности, закладываются основы нового политического устройства общества, идет поиск путей выхода из социально - политического кризиса. Одним источником политических конфликтов являются самоидентификация граждан, осознание и понимание ими своей роли и места в социальной и политической системах. Это происходит в нестабильных, переходных обществах, где людям приходится адаптироваться к новой системе социально-политических отношений, привыкать к нетрадиционным для себя нормам взаимоотношений с властью, а также в тех странах, где складываются напряжённые отношения отдельных социальных групп с правящими структурами, что требует от них защиты своей культурной целостности и социального статуса, вызывает стремление повысить властный статус К источнику политических конфликтов относится также непонимание некоторыми социальными группами собственных долговременных интересов. Это характерно для тех, кто, обремененный повседневными насущными заботами, далек от политических процессов, пассивен, потерял веру в возможность влиять на положение дел в стране. Такие люди легко попадают в сети политических демагогов, которые манипулируют политическим поведение масс, в целях использования их для достижения политических интересов определенных элитарных групп. Источником политического конфликта может быть и групповой эгоизм партии, её фракции в парламенте страны, местных органах власти. Так, некоторые партийные фракции в Государственной Думе РФ в начале 90-х годов ХХ века поддержали "чубайсовскую модель" ваучерной приватизации, противоречащую интересам большинства граждан России. В результате, значительная часть россиян оказалась ограбленной, а государственные предприятия за бесценок были скуплены ловкими дельцами. Были заложены основы последующего глубочайшего социально-экономического кризиса, проложившего глубокую пропасть между российской властью и большинством народа. Названые и другие источники политических конфликтов порождают противоречия в отношениях между субъектами политической жизни, не являющимися еще по сути конфликтной ситуацией, но составляющие ее непосредственную предпосылку. Более того, многие из политических противоречий, в силу ряда обстоятельств, так и не перерастают в политический конфликт. Содержание и характер политических противоречий и их причин, классическими и современными политологическими школами трактуются по-разному. Так, классический марксизм исходил из того, что в основе политических конфликтов и политической борьбы лежат социально-классовые противоречия, противоречия между владельцами средств производства и наемными работниками. Теоретики либерализма Р.Дарендорф, М.Роджерс, Д.Дуглас и др. считают, что конфликты в политической сфере современного общества порождаются противоречиями между социальными группами, формируемыми на основе отношений господства и подчинения в различных сферах человеческой деятельности. В нормативно-ценностных концепциях (Л.Крисберг, О.Надлер, Р.Инглхарт и др.) политические конфликты рассматриваются как следствие противоречий, порождаемых в связи с невозможностью отразить все многообразие социальных интересов в системе принимаемых государством норм и законов. Психологические теории (З.Фрейд, Г.Лассуэл, Р.Литлл и др.) первопричиной политических конфликтов определяют противоречия между людьми, возникающие в связи с их природным стремлением к власти.При социологическом подходе (К.Лоренц, Р.Арди, Дж.Блейни) и др основой конфликта, в том числе и политического, считаются противоречия, возникающие вследствие неравенства людей в удовлетворении их базовых потребностей в пище, одежде, жилище, сохранении жизни. Определенное влияние на содержание и характер политических противоречий, борьбу политических сил в конкретном обществе нередко оказывают и международные факторы. Источники политических конфликтов и порождаемые ими противоречия, как первооснова столкновения политических и социальных сил, составляют природу, определяют характер возникновения и протекания конфликтных ситуаций в политической сфере. Конфликтные ситуации представляют собой систему взаимосвязанных социально-политических процессов и событий, разнообразных методов и приемов деятельности участников политической жизни. Все это в совокупности составляет
содержание политического конфликта, в котором отражаются специфические политические отношения двух и более субъектов по достижению своих политических целей, разрешению социально-политических противоречий между собой, динамика их взаимодействия. Содержание политического конфликта составляют его субъекты, предмет, интересы и цели противоборствующих сторон, процесс и динамика протекания конфликтной ситуации[102]. К субъектам политического конфликта относятся участники политических отношений различного уровня и масштаба. Это - отдельные личности, социальные группы (слои), классы, нации, формально организованные социальные институты (государства, партии, их коалиции, блоки и союзы и т.п.), неформальные объединения в виде политизированных социальных движений, экономических и политических групп давления и т.д. Вместе с тем, такое выделение субъектов политического конфликта является весьма условным. Политическая жизнь, особенно современная, настолько разнообразна и многопланова, что при определенных условиях представители одной социальной группы, класса, организации в политическом конфликте нередко становятся противниками. Подтверждением этому являются конфликтные политические ситуации в советской и постсоветской России (гражданская война 1918-1922 гг., события августа 1991 г., сентября- октября 1993 г.). Необходимым элементом политического конфликта считается его предмет, т. е. по поводу чего происходит столкновение политических сил. В самом общем виде предмет политического конфликта - это властные отношения в государстве, мировая политика, как часть системы международных отношений. Конкретизируя его, можно определить, что чаще всего столкновение политических сил происходит по поводу распределения государственной власти, типа политического режима, общественно-политического курса государства, его внутренней и внешней политики, национальных отношений, территории, государственного суверенитета, места и роли страны в международной жизни, их влияния на общественно-политические объединения, политического лидера и т.д. Важным элементом содержания политического конфликта являются интересы и цели его субъектов. Интересы субъектов политического конфликта отражают их отношение к существующему между ними противоречию и конечному результату его разрешения. Они представляют избирательное отношение субъектов конфликта к какому-либо политическому явлению, событию, процессу, политической деятельности, основанной на определенных мировоззренческих принципах, убеждениях и установках. Интересы, это та внутренне осознанная движущая сила социально-политического поведения, которая побуждает субъект к столкновению с противоборствующей стороной конкретным действием по достижению поставленных целей. На основе интересов формируются цели участников политических конфликта, которые представляют собой предвосхищение субъектами результата конфронтационных действий, прогнозирование последовательности его достижения. Субъекты, предмет политического конфликта, интересы и цели его участников, определяют процесс протекания конфликтной ситуации, содержание и характер взаимодействия противоборствующих сторон. В процессе протекания политического конфликта, выделяются три основные стадии (этапа), характеризующих динамику конфликтных ситуаций. Первая (латентная) стадия - зарождение конфликта. Особенность ее состоит в относительной скрытности, внешней незаметности для общества, практическом отсутствии влияния на социальное развитие. На этой стадии субъекты конфликта не предпринимают конкретных практических действий. Они осознают возникшее между ними социально-политическое противоречие и свои интересы по поводу его разрешения, определяют приоритетные цели предстоящей борьбы, ее стратегию и тактику, средства и методы, осуществляют поиск и привлечение союзников, анализируют и готовят общественное мнение, оценивают соотношение сил. Первая стадия играет особую роль в динамике политического конфликта. Это объясняется тем, что практические действия субъектов по подготовке к непосредственному конфликту определяют его дальнейший ход и развитие, возможные методы урегулирования конфликтной ситуации. Значимость латентной стадии заключается и в том, что в процессе зарождения конфликта может быть достигнуто "досрочное" его урегулирование. Это происходит тогда, когда одна или обе противоборствующие стороны осознают недостаточность имеющихся сил и средств для ведения борьбы, неблагоприятность сложившейся общественно-политической ситуации для достижения своих целей и т.п. Вторая стадия политического конфликта – развитие и эскалация конфликтной ситуации, столкновение и борьба противоположных сторон (т.е. собственно конфликт). Характерной чертой этой стадии является применение насилия, как специфической формы отношений между людьми, практическое использование силы противоборствующими сторонами. Применение насилия для разрешения противоречий в отношениях между политическими силами осуществляется конфликтующими сторонами в различных формах. Наиболее мягкими формами применения насилия, не имеющими значительных негативных общественных последствий, являются провокационные действия одной из сторон конфликта, демонстрация силы, угрозы ее применения. Нередко эффективно проведенные такие действия могут стать фактором разрешения конфликта, перевода его в стадию урегулирования. Таким образом был разрешен советско-американский конфликт вокруг Кубы в 1961 году, а также зарождавшийся вооруженный конфликт между КНР и СРВ в конце 70-х годов XX-го столетия (проведенные в пограничных с Китаем районах крупные учения Советских Вооруженных сил умерили агрессивные устремления китайской стороны). Конфликтные столкновения противоборствующих сторон могут осуществляться с применением так называемых "мирных" форм насилия, невооруженных насильственных действий. Это, с одной стороны, действия оппозиционных власти политических сил, негосударственных субъектов политики - демонстрации, забастовки, стачки, акции протеста, участники которых выдвигают политические лозунги и требуют их обязательного выполнения государственными органами, игнорирование политических компаний (выборы, референдумы), бойкотирование решений политических властей, использование негосударственных СМИ для дискредитации существующего политического режима, угрозы в его адрес и т.п., а с другой, формы и методы борьбы используемые государством, – принятие дискриминирующих противоположную сторону указов и постановлений, введение чрезвычайного положения, привлечение к уголовной и иной ответственности по политическим мотивам, преследование или запрет политических партий, усиление репрессивных мер, развертывание пропагандистских компаний через государственные СМИ, усиление цензуры, ограничение политических прав и свобод и т.п. Широко применялись и применяются "мирные" насильственные формы и методы борьбы различными политическими силами в годы перестройки в СССР в конце 80-х годов XX-го века и в современном российском обществе. При использовании "мирных" насильственных форм борьбы конфликтующие стороны, особенно государство, часто опираются на силовые структуры, в том числе ОВД. Высшей и наиболее острой формой насилия в политических конфликтах является военное насилие. Оно используется субъектами политического конфликта тогда, когда все другие формы воздействия на противоборствующую сторону не дали результата, хотя это не обязательно. Иногда военное насилие применяется сразу же после вступления конфликта во вторую стадию развития. Непосредственное применение военного насилия в конфликте начинается, как правило, с ограниченных военных действий, которые при известных обстоятельствах перерастают в борьбу более высокого уровня с использованием вооруженных сил и различных видов оружия. Примерами применения военного насилия в конфликтах являются все известные войны мирового, регионального и локального масштабов, расстрел Верховного Совета РСФСР в октябре 1993 года, война НАТО против Югославии в 1999 году, военное вторжение США и их союзников в Ирак в 2003году и т.д. Наряду с перечисленными формами насилия, для достижения поставленных целей в политических конфликтах противоборствующими сторонами все более широко используется такая его особая форма как терроризм[103]. Терроризм представляет собой применение, при полном игнорировании законов и общечеловеческих ценностей, крайних средств и актов насилия и запугивания по отношению к противоположной стороне. Исторически он использовался в политической борьбе практически всегда. С помощью терроризма, как в прошлом, так и в современных условиях, в политических конфликтах решаются различные по масштабам задачи: от провокации, достижения частных политических целей до полной ликвидации и уничтожения политического противника. Примерами политического терроризма является убийство русского императора Александра II-го, наследника австрийского престола Эрцгерцога Фердинанда, израильского премьер-министра Исхака Рабина, поджог рейхстага в 1933 году в Германии, "белый" и "красный" террор во время гражданской войны и в 20-30-х годах XX в. в Советской России, вторжение чеченских боевиков на территорию Дагестана в 1999 году и т.д. Вторая стадия является кульминацией в развитии политического конфликта. На этом этапе противоборствующие стороны с использованием различных форм и методов насилия стремятся достичь своих политических целей, обеспечить полную победу над противником. Третья стадия политического конфликта – его разрешение. Практика показывает, что разрешение политического конфликта может быть двух основных формах: свертывание, временное разрешение и окончательное разрешение конфликта. Временное разрешение политического конфликта означает его "замораживание" на определенном этапе конфликтной ситуации. Оно может наступить тогда, когда победитель или третья сторона на своих условиях навязывают решение одной или обеим соперничающим сторонам, а также когда одна из сторон или обе стороны прекращают практические действия в связи с нехваткой сил и средств для дальнейшей борьбы. В тоже время, временное разрешение конфликта означает лишь перемирие противоборствующих сторон, так как цели субъектов политической борьбы не достигнуты, а противоречия между ними остаются неразрешенными и при определенных обстоятельствах конфликт может развиваться вновь. Примерами временного разрешения политических конфликтов являются перемирие в Корее, действующее уже более 50-ти лет, абхазско-грузинские отношения, ситуация вокруг Нагорного Карабаха, в Приднестровье. Вторая форма разрешения политического конфликта – его окончательное разрешение. Оно подразумевает устранение, "ликвидацию" основного противоречия, породившего конфликт. Эта ситуация, при которой противоборствующие стороны устанавливают взаимоотношения, соответствующие их взглядам, позициям и целям. Политические цели субъектов конфликтов достигаются за счет баланса их политических интересов. Окончательное разрешение конфликта может быть достигнуто "физическим" или социальным уничтожением одной, или обеих противоборствующих сторон. Окончательно разрешилась, например, конфликтная ситуация между федеральной законодательной и федеральной исполнительной властями после расстрела здания Верховного Совета РСФСР в октябре 1993 года. Как временное, так и окончательное разрешение политического конфликта следует, как правило, после второй стадии его развития. Вместе с тем, политический конфликт, при определенных условиях, может быть разрешен и на первой, и в ходе второй стадии, минуя острые силовые формы взаимодействия конфликтующих сторон. Достигается это урегулированием конфликтной ситуации, которое представляет собой сознательные действия противоборствующих сторон, а возможно и третей стороны по достижению соглашения между субъектами конфликта, обеспечению баланса их политических интересов. Политический конфликт по своему содержанию, динамике протекания является сложным социальным явлением выполняющим в обществе определенные, весьма неоднозначные функции. С одной стороны, он ведет к дезинтеграции и дестабилизации общественных отношении (дестабилизирующая функция), неблагоприятно влияет на властные отношения и государственные структуры (функция дезорганизации власти), приводит к страданиям, а порой и гибели людей, материальному ущербу (разрушительная функция). А с другой – политический конфликт позволяет восстанавливать социально-политическую равновесие в обществе,его стабильность, способствует возобновлению мирного сотрудничества между конфликтующими сторонами (функция управления и социального регулирования). Благодаря конфликту, различные социальные силы лучше познают друг друга, складывающую ситуацию в обществе, лучше ориентируются в перспективах общественного развития (демонстративная, информационно-коммуникативная функция). Двойственный характер воздействия политических конфликтов на социальные отношения означают, что неконтролируемые конфликты практически всегда представляют потенциальную опасность для общества,могут дестабилизировать социальный мир. Поэтому крайне важно преодолевать и разрешать политические конфликты на ранних стадиях их развития. В решении этой сложной задачи большое значение имеет учет особенностей типов и видов конфликтов, эффективное использование механизма их урегулирования.
На практике существует широкое многообразие политических конфликтов. Их классификация осуществляется по различным основаниям. Прежде всего, в зависимости от содержания и масштаба политических отношений в рамках которых осуществляется противоборство, конфликты подразделяются на: внутриполитические и внешнеполитические (международные). Главным содержанием внутриполитического конфликта является борьба их субъектов за реализацию своих политических интересов, за политическое господство и власть той или иной стране, за использование ресурсов государственной власти, осуществление в общественно-политической практике тех, или иных идейно-политических установок и ориентиров. В отличие от внутриполитических, содержательную сторону внешнеполитических конфликтов составляют национально-государственные интересы суверенных государств, их союзов и коалиций, их статус и роль в системе международных отношений. Внутриполитические и внешнеполитические конфликты, в свою очередь, подразделяются на различные виды и уровни. Наиболее распространенным основанием для классификации внутриполитических конфликтов является состав участников, статус и характер формализованности субъектов конфликтных ситуаций. По этому основанию выделяются межличностные, межгрупповые, социально-корпоративные, социально-демографические, общегражданские политические конфликты. Особо острыми и напряженными являются классовые внутриполитические конфликты, возникающие между общественными классами с противоположными интересами. Эти конфликты, как правило, имеют антагонистический характер, и начинаясь с социально- демографического(а нередко с социально- корпоративного уровня) часто переходят на общегражданский. Классовая борьба, возникшая с
появлением частной собственности, сопровождала практически всю историю развития человечества. Однако, в процессе перехода мировой цивилизации от тоталитарных и авторитарных форм правления к демократическим, актуальность межклассовых политических конфликтов значительно снизилось. С межклассовыми конфликтами, конфронтационными отношениями между отдельными социальными группами, тесно связаны конфликты между политическими партиями, общественно-политическими организациями и движениями. В современных условиях в этих конфликтах преимущественно отстаиваются интересы классов, групп и слоев, составляющих социальную базу партий, общественно-политических организаций и движений. Борьба политических партий, общественно-политических объединений и движений преимущественно проходит на корпоративном уровне и не выходит за рамки конституционных норм, хотя и приобретает порой драматический характер. В конечном итоге, она ведется за лидерство в стране, за определенный статус в системе властных отношений. Особенно обостряются конфликты между политическими партиями, общественно политическими организациями и движениями в период избирательных компаний. Политическое противоборство между политическими партиями, общественно политическими организациями и движениями может также проходить по линии их различий в идеологических ценностях и общественно-политических ориентирах. Особым видом внутриполитических конфликтов, выделяемых по их субъектам, являются межнациональные, межэтнические конфликты. Исторический опыт свидетельствует, что в многонациональных странах они характеризуются особой интенсивностью и остротой борьбы, значительными социальными последствиями. Источником межнациональных конфликтов являются социально-политические и экономические противоречия, приобретающие в полиэтническом обществе национальную окраску. Национальный фактор часто используется в политических целях различными социальными группировками - как стоящими у власти, так и оппозиционными. Национализм, сепаратизм, шовинизм, проблемы накопившиеся в межнациональных отношениях и как следствие межнациональные конфликты крайне действенные и эффективные инструменты борьбы за власть. Они широко применялись и применяются в политической борьбе в 80-е годы прошлого столетия в СССР, в постсоветской России, других странах СНГ, во многих странах Африки, Средней и Центральной Азии. Внутриполитическими конфликтами являются и конфликты между отдельными ветвями государственной власти, между группировками и силами внутри властных структур. С учетом этого, выделяются конфликты между ветвями власти и внутриведомственные конфликты. Такие конфликты могут привести к дезорганизации власти, ее перераспределению и даже вооруженному противоборству, как это было в 1958 году во Франции и в 1993 году в России. Классификация внутриполитических конфликтов по составу участников, субъектам и степени их формализации является наиболее полной. Она в значительной степени отражает содержание и характер проявления политических конфликтных ситуаций внутри общества, их основные стороны и аспекты. Внешнеполитические (международные политические) конфликты, прежде всего, классифицируются по объему охватываемых ими проблем в системе международных отношений. На этом основании выделяются локальные, региональные и глобальные конфликты. Локальные политические конфликты представляют собой противоборство двух или нескольких государств по проблемам их двухсторонних отношений. Предметом регионального политического конфликта являются противоречия и разногласия в отношениях стран, или народов определенного географического региона. Глобальные политические конфликты это - столкновение сторон на основе разногласий и противоречий в системе международных отношений. Внешнеполитические конфликты классифицируются также в соответствии с их характером, целями и политическими доктринами противоборствующих сторон. На этой основе выделяются: конфликты между государствами (коалициями) различных социально-политических систем, имеющие целью ослабить или уничтожить противоположенную систему, навязать ей свой образ жизни; конфликты между государствами за политическое и экономическое господство в мире, регионе, по поводу их международного статуса и роли; межнациональные международные конфликты, предметом которых являются национальное освобождение или национальное порабощение; конфликты, основанные на территориальных противоречиях и разногласиях, направленные на захват чужих территорий, или освобождение своих территорий, ранее захваченных противоборствующей стороной; религиозные, конфессиональные международные конфликты и др. Внутриполитические и внешнеполитические конфликты подразделяются и на другие виды. Так, по степени и характеру их нормативной регуляции, бывают институциализированные (частично или полностью) и неинституциализированные конфликты. Эти виды характеризуют способность или не способность противоборствующих сторон подчиняться действующим правилам политической игры. С точки зрения публичности, выделяются открытые (явные, внешне выраженные и фиксируемые формы взаимодействия конфликтующих сторон) и закрытые (латентные) конфликты, где доминируют теневые приемы и способы разрешения политических разногласий. По времени конкурентного взаимодействия сторон, конфликты делятся на долговременные и кратковременные. Для классификации политических конфликтов могут использоваться и другие основания. Типы и виды политических конфликтов, обладая теми или иными свойствами и характеристиками, способны играть разнообразные роли в конкретных политических процессах, стимулируя отношения состязательности и сотрудничества, противодействия и согласования, примирения и непримиримости. Они тесно взаимосвязаны и взаимодействуют между собой, активно влияют друг на друга. Нередко политические конфликты взаимно переходят из одного вида в другой (внутриполитический конфликт в Афганистане в конце 70-х годов XX века перерос в международный, первая мировая война стала одним из факторов двух русских революций 1917 года и внутриполитических конфликтов в Венгрии и Германии), развиваются параллельно, что свидетельствует об их сложной и противоречивой природе и неоднозначности. Классификация политических конфликтов дает широкое представление об их многообразии. Вместе с тем, политические конфликты различаются и по интенсивности, уровню и масштабам противостояния конфликтующих сторон. В наиболее острых формах и с обширной зоной действия они перерастают в политические кризисы. Политический кризис - это высший по интенсивности действия, разнообразию используемых конфликтующими сторонами форм и методов борьбы период развития конфликта. Вслед за кризисом может наступить разрешение конфликта, либо его активизация и перерастание в хроническую форму, что со временем может привести к новым конфликтам и кризисам. В некоторых случаях, политический кризис предшествует политическому конфликту. Он представляет определенный предел в функционировании и развитии той, или иной политической системы (института). Это - политическая ситуация, в которой неприемлемы известные и используемые до сих пор формы и методы политической деятельности. С их помощью не могут быть удовлетворены существенные потребности и интересы индивидов и социальных групп. Политический конфликт и политический кризис взаимосвязанные и взаимопереходящие причинно-следственные явления. Политические кризисы столь же многообразны, как и политические конфликты. В их основе лежат конкретные причины, вызывающие кризисные ситуации. Главной причиной современных международных политических кризисов является крайнее обострение противоречий между государствами, их группами и союзами, ведущих к разрыву отношений между ними, конфронтации, "холодной" или "горячей" войне субъектов мировой политики на локальном, региональном или глобальном уровнях их взаимодействия. Ярким примером современного международного политического кризиса является израильско-палестинский кризис. Более широким разнообразием причин возникновения и видов характеризуются внутриполитические кризисы. Один из самых опасных из них - конституционный кризис. Он порождается несоответствием Конституции новому этапу в развитии страны, утратой ее легитимности, несогласием с ней большинства населения. Другая причина конституционных кризисов - государственный переворот, принудительная отмена действия прежней Конституции не устраивающей социально-политические силы, овладевшие государственной властью. В современной общественно-политической практике многих стран нередко возникают правительственные кризисы. Они связаны с потерей доверия, авторитета членами правительства, его главой или правительством в целом, выходом из правительства ряда министров, несогласных с его политикой. В развитых демократических странах такие кризисы не редкость. Своеобразным чемпионом в этом является Италия. После второй мировой войны стране пришлось пережить несколько десятков правительственных кризисов, причем в отдельные годы по два-три. Правительственные кризисы, обусловленные неэффективностью исполнительной власти в реформировании страны, ее неспособностью вывести общество из социально-экономического кризиса, неоднократно переживала Россия в 90-е годы прошлого столетия. Среди внутриполитических кризисов особо выделяется президентский кризис. Он заключается в выражении законодательной властью недоверия Президенту страны, объявлении ему импичмента т.е. привлечение к ответственности и отрешение от должности. В 1973 году, за причастность к "уотергейтскому делу" (прослушивание штаб - квартиры демократической партии США в отеле Уотергейт в период избирательной компании по выборам Президента) был объявлен импичмент Президенту США Р.Никсону, избранному от республиканской партии. Процедура импичмента Президента предусмотрена и в Конституции РФ. К внутриполитическим кризисам относятся и внутрипартийные кризисы. Они возникают в результате противоборства партий и фракций, их раскола и потери влияния в массах. Особенно серьезные последствия для общества имеет кризис правящей партии. Она теряет способность оказывать определяющее влияние на политику государства. Эта функция переходит зачастую к оппозиционной партии или блоку партий, что может привести к смене политического курса государства. Наиболее опасным для общества является социально-политический общенациональный кризис, который вырастает на почве острейших конфликтов между ветвями власти, между государством и большинством граждан. Его главные признаки - потеря государственными органами легитимности, массовые антиправительственные выступления населения. Причиной общенационального кризиса являются: неспособность властных структур управлять обществом, вывести его из кризиса, обеспечить торжество закона, безопасность личности, общества и государства. Общенациональный социально-политический кризис вплотную подводит страну к смене власти, изменению содержанию и характера ее эволюции, причем не всегда в прогрессивном направлении. Политические конфликты и кризисы в современных условиях - одно из средств разрешения социальных противоречий и общественных преобразований. Эффективная реализация ими своей положительной роли - фактора прогрессивного развития общественных отношений, в решающей степени связана со своевременным предотвращением и урегулированием конфликтных и кризисных ситуаций, минимизацией их негативных социальных последствий. Разрешение и урегулирование политических конфликтов и кризисов, как свидетельствует общественно-политическая практика, осуществляются на различных стадиях их развития, при помощи определенного механизма. Современный механизм разрешения политических конфликтов и кризисов представляет собой разнообразную по содержанию деятельность субъектов власти и гражданского общества, а также участников конфликта по предотвращению и урегулированию конфликтных и кризисных ситуаций.[104] К элементам механизма своевременного преодоления и разрешения политических конфликтов и кризисов, прежде всего, отнестись объективные предпосылки их урегулирования. Их квинтэссенцией служит социально-политическая стабильность общества, консенсус между основными социальными и политическими силами, их единство. Достигается это деятельностью субъектов власти и неформальных структур общества по формированию согласия между основными социально-политическими силами по поводу оценки прошлого, "правил игры в новой политической ситуации", характера существующего политического режима. Необходимы также примирение между "побежденными" и "победителями" в борьбе за власть, единство в оценках большинством граждан перспектив будущего страны. Кроме того, важное значение имеет готовность конфликтующих сторон идти на компромиссы, отказаться от идеологии мщения за прошлые притеснения. Важнейшим элементом механизма предотвращения и урегулирования политических конфликтов и кризисов являются нормы, правила и процедуры в системе государственного управления и власти, обеспечивающие регулирование общественных отношений в интересах большинства граждан, предотвращающие разрастание конфликтных и кризисных ситуаций. К таким нормам, правилам и процедурам следует отнести: законодательное закрепление гласности, плюрализма, права граждан отстаивать свои интересы в органах государства через систему представительной и прямой демократии; гарантированное равенство всех перед законом; реальное разделение властей и их полномочий; закрепленное законом право законодательной власти контролировать деятельность правительства, вплоть до права его отставки, импичмента президента. В современных демократических странах сложились и другие государственно оформленные процедуры и институты, облегчающие разрешение конфликтов между парламентскими фракциями, палатами парламента, правительством и парламентом. Это парламентские комитеты, где представлены основные фракции и группы, временно созданные комиссии парламента, парламентские слушания с участием экспертов, лидеров партий, парламентских фракций и комитетов, министров. Наряду с государственными нормами и правилами в структуру современного механизма предотвращения и разрешения политических конфликтов входят институты и процедуры гражданского общества. Они обеспечивают сопряжение интересов и требований отдельных социальных слоев и групп с интересами общества. К таким институтам относятся референдумы, собрания граждан, местное самоуправление, находящиеся в оппозиции к власти политические партии и движения, а также избирательные блоки, профсоюзы, клубы по интересам и т.д Особое место в механизме предотвращения и разрешения политических конфликтов и кризисов занимает технология урегулирования конфликтных и кризисных ситуаций, методы действия конфликтующих сторон по их примирению. Они строятся в соответствии со сложившейся общественно-политической обстановкой, особенностями политического конфликта или кризиса, степенью их развития, имеющимися ресурсами и возможностями. В самом общем виде технология предотвращения и разрешения политических конфликтов и кризисов включает: системный анализ предконфликтной ситуации; прогнозирование возможных вариантов эволюции конфликта, его последствий и поведения участников после разрешения конфликтной или кризисной ситуации; определение целей и способов предотвращения конфликта, кризиса; выбор варианта действия по разрешению конфликтной, кризисной ситуации; реализация избранного варианта действий. На каждом из этапов разрешения конфликтных и кризисных ситуаций их субъекты, институты власти и гражданского общества предпринимают конкретные действия и меры по наиболее оптимальному завершению политических конфликтов или кризисов. Важными и наиболее ответственными этапами в технологии урегулирования политических конфликтов и кризисов являются определение конфликтующими сторонами наиболее эффективных и рациональных для себя вариантов действий по разрешению конфликтных и кризисных ситуаций, обеспечение их реализации. Одним из общепринятых в современных условиях вариантов действия по урегулированию политических конфликтов и кризисов является оборонительный. Он предполагает уклонение одного из участников конфликта, кризиса от борьбы, игнорирование или отсутствие реакции с его стороны на действия противника и даже капитуляцию в интересах сохранения нормальных отношений, избежания крупных политических потерь. Надо иметь в виду, что такая тактика иногда может привести впоследствии к разрастанию конфликта, к еще большим трудностям в его преодолении. Следующий вариант действия конфликтующих сторон по разрешению политических конфликтов или кризисов - наступательный. Это упреждающие действия одного из субъектов конфликта, навязывание воли противоположной стороне на основе своего превосходства, ее социальное исключение или даже уничтожение. При выборе этого варианта действий субъекту конфликта, кризиса необходимо все тщательно взвесить, реально оценить свои силы, чтобы не потерпеть поражения, как это было в грузино-абхазском конфликте, когда в свое время наступательные действия грузинской армии привели к ее поражению, а конфликтная ситуация между Грузией и Абхазией значительно обострилась. Наиболее предпочтительным вариантом действия противоборствующих сторон по разрешению конфликтных и кризисных ситуаций, считается сотрудничество. Оно заключается в активном использовании переговоров, компромиссов, соглашений на основе взаимного уважения интересов сторон, признания их равенства, взаимного право "вето", взаимных уступок. Такие действия необходимы, чтобы избежать применения насилия. Они возможны, когда между конфликтующими сторонами имеется сфера совпадающих интересов, что позволяет им взаимодействовать и идти на компромиссы в ходе разрешения политического конфликта или кризиса. Наконец, разрешение политического конфликта может быть достигнуто привлечением его субъектами третьей стороны, посредника. Посредничество могут осуществлять общественные комиссии, представители законодательной или исполнительной власти, судебных органов, церкви, религиозных конфессий. В межгосударственных конфликтах в качестве посредников выступают третьи страны, Совет Безопасности ООН, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, миротворческие силы и т.п. Иные способы действий используются конфликтующими сторонами для преодоления общенационального политического кризиса. Один из них - революция, прямое или косвенное использование насилия для свержения обанкротившейся политической элиты, но стремящейся удержать в своих руках власть. Другой - контрреволюция, когда насильственными методами власть переходит в руки консервативных сил и происходит реставрация в подновленном виде прежнего политического режима. Типичным современным способом разрешения общенационального политического кризиса является также поэтапное устранение противоречий между конфликтующими сторонами. Оно достигается уходом в отставку парламента или правительства, проведением досрочных выборов в органы государственной власти, формированием нового состава правительства, осуществлением в системе государственной власти и управления структурных преобразований, проведением прогрессивных общественных реформ. Применение механизма предотвращения и разрешения политических конфликтов и кризисов субъектами государственной власти и гражданского общества, конфликтующими сторонами позволяет своевременно выявлять и устранять источники и причины конфликтных и кризисных ситуаций, не допускать их развития. С его помощью обеспечивается урегулирование политических конфликтов и кризисов на ранних стадиях их эволюции, минимизируются их негативные последствия для общества и мировой цивилизации. Создаются предпосылки для максимальной реализации и эффективного использования позитивного потенциала политических конфликтов и кризисов в интересах общественных преобразований. Проблема эффективного использования механизма преодоления и урегулирования конфликтных и кризисных ситуаций является актуальной и для современной России, так как в ней пока сохраняются противостояние и столкновения различных социальных и политических сил[105]. Социально-политическую конфликтность российского общества питают экономическая, финансовая и уголовная преступность, мошенничество, радикальное расслоение людей по доходам, правовая не урегулированность многих сфер общественной жизни, социальная и юридическая незащищенность большинства граждан, коррумпированность государственных чиновников, и борьба между элитами за государственную власть. В таких условиях нуждается в корректировке политический курс государства, стратегия реформ в интересах основных социальных групп и слоев общества. Необходимо формирование государственной власти, стоящей на страже закона и социальной справедливости, ориентирующейся на общенациональные интересы.
* * * Политические конфликты - объективное общественное явление. Они представляют собой столкновение социальных сил по поводу завоевания, удержания, реализации и перераспределения власти, политических статусов как внутри общества, так и на международной арене. Политические конфликты обусловлены определенными причинами, имеют свои источники, их основу составляют различного рода противоречия. Политические конфликты имеют свое содержание, динамику протекания. На каждом из этапов развития конфликтной ситуации субъекты политического конфликта действуют в соответствии с определенной стратегией и тактикой, обеспечивающими разрешение противоречий между ними, используют различные средства методы для достижения своих политических целей. Нередко в политическом противоборстве применяется военная сила, силовые структуры государства в т.ч. ОВД.
Политические конфликты оказывают как положительное, так и отрицательное воздействие на социальные отношения. По различным основаниям они классифицируются на виды и типы, имеющие свои особенности. Разрешение и урегулирование политических конфликтов достигаются при помощи конкретного механизма, обеспечивающего ограничение их негативных последствий, стабилизацию общества и создающего условия для его прогрессивного развития. Контрольные вопросы
1.Дайте определение понятия «политический конфликт»: Выделите его особенности как разновидности социального конфликта. 2.Выделите и раскройте основные источники политических конфликтов 3.Перечислите и охарактеризуйте элементы содержания политического конфликта. 4.Какие стадии выделяются в динамике политического конфликта? Что составляет их содержание? 5.Классифицируйте политические конфликты по различным основаниям. Дайте характеристику политическим кризисам. 6.Что составляет механизм предотвращения и урегулирования политических конфликтов и кризисов. 7.Каковы место и роль ОВД в политических конфликтах и кризисов.
Литература
Алякин А. А.Сущность, содержание и основные особенности развития политических конфликтов- М., 2004. Глухова А. В. Политические конфликты: основания, типология, динамика-М.: Эдиториал УРСС,2000. Коваленко Б. Н.,Пирогов А.И.,Рыжов О.А.Политическая конфликтология: Учебное пособие-М.;2002 Конфликтология. Учебник для вузов. Под. ред. В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. Лебедева М. М. Политическое урегулирование конфликтов: подходы, решения, технологии.- М.: Аспект Пресс,1997. Пронин Э.А. Социально-политические конфликты российской действительности: проблемы политико-правового регулирования.- М.:Социум,2002. Рыжов О. А. Политические конфликты современности- М.: ВУ, 1999.
Глава ХVI.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2684; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |