Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рождение детей и взаимодействие с ними. Стадия триады




Супружеская пара может быть не готова к появлению детей, и рождение нежеланного ребенка значительно усиливает проблемы его воспитания. Кроме того, люди, считавшие свой брак пробной попыткой, обнаруживают, что теперь расстаться им будет гораздо сложнее.

Перед супругами возникает необходимость снова перестраивать взаимоотношения (проблемы иерархии, близости и т.д.), которые только что стабилизировались на предыдущей стадии. Опять наступает время кризиса. Думали, что будет лучше, а стало все хуже. Сразу меняются структура семьи и межличностные дистанции. Стадия диады - близкая дистанция между супругами, но неустойчивая семейная структура. Стадия триады - появление ребенка увеличивает дистанцию между супругами, но при этом делает семейную структуру более устойчивой.

Во-первых, это структурный кризис семьи. Появление третьего «игрока» может привести к следующим трудностям. Часто у людей возникает чувство или ощущение, что они стали дальше друг от друга; мужчины ощущают себя одинокими, заброшенными, потому что женщина занимается либо своей беременностью, либо своим ребенком. Может возникнуть ревность нового типа, если один из супругов почувствует, что другой больше привязан к ребенку, чем к нему. Именно на этой стадии жизненного цикла больше всего измен. Пара теперь попытается решать проблемы через ребенка. Он может использоваться в качестве «козла отпущения», партнера в коалиции одного супруга против другого, примирителя в конфликтах, а иногда – единственного оправдания брака.

Иногда, напротив, рождение ребенка сокращает уже существующую дистанцию между супругами. Таким образом, ребенок автоматически формирует «треугольник» отношений, играя ключевую роль в контроле дистанции между родителями.

Рождение ребенка представляет собой факт объединения двух семей. Автоматически появление ребенка создает новые роли – бабушек и дедушек, дядей и тетей с обеих сторон. Брак, который в расширенной семье рассматривался как временный, с рождением ребенка часто признается свершившимся фактом и принимается. Следует отметить, что каждый новый ребенок изменяет общую ситуацию в семье.

Родители должны научиться справляться с множеством проблем, связанных с ребенком. Надо опять передоговариваться, потому что меняются функции и обязанности людей. При этом закон гомеостаза все равно работает. Перераспределение коснется не только вопросов выращивания и воспитания ребенка и помощи тому лицу, который это будет делать в большем объеме. Рождение и развитие ребенка оказывает глубокое влияние на жизненный уклад семьи, на сексуальные отношения, на появление новых родительских ролей.

Довольно важной проблемой этого периода является проблема дефицита самореализации у матери, поскольку именно у них кардинально меняется жизнь (работа, отдых, социальные отношения). А это влечет к появлению стресса и депрессии у матерей. Социализированные женщины, вынужденные теперь посвятить себя детям, склонны испытывать неудовлетворенность и зависть к активной жизни мужа, а также желание расширить контакты с миром взрослых, что естественно сказывается на их супружеских отношениях. Брак может начать разрушаться по мере того, как у жены будут возрастать требования относительно помощи по уходу за ребенком, а у мужа - ощущение, что жена и ребенок мешают его работе. Иногда возникает сверхвовлеченность матери в проблемы ребенка как способ компенсации недостаточно насыщенной жизни, а «вернуть любовь» обратно мужу, когда ребенок подрастет, она забывает. В результате страдают супружеские отношения,и брак распадается.

При появлении второго ребенка начинаются новые проблемы. Новорожденный выталкивает старшего из уютного домика родительской любви. В этот момент начинается ревность и соперничество детей и с этой новой проблемой тоже приходится справляться. Опять надо перераспределять роли, правила, обязанности: что кому, что когда, кто какие функции на себя берет. Форма соперничества детей в российских семьях приобретает драматические черты, потому что четких правил нет: как должны вести себя сиблинги. (О ролевых позициях сиблингов см. в гл. «Психологическая позиция ребенка»).

4. Семья школьника

Время поступления ребенка в школу может сопровождаться наступлением кризиса в семье. Несогласие родителей в том, как воспитывать ребенка, становится более явным, так как продукт их воспитательной деятельности оказывается объектом всеобщего обозрения.

Родители впервые задумываются над тем, что скоро ребенок вырастет и покинет их дом, а они останутся наедине друг с другом. Перед матерью встает вопрос о собственной жизни с особой остротой, если она не работала. Теперь ребенок не требует столько внимания, как раньше и перед матерью возникает проблема возвращения на работу. К этому времени женщина может в значительной степени дисквалифицироваться, и подобная перспектива снижает ее самооценку и делает уязвимой. Возможна и противоположная ситуация, когда возвращения жены на работу не хочет муж, из–за опасения потерять над ней контроль. Одной из распространенных проблем этого периода является школьная фобия у ребенка, которая возникает часто не из-за проблем в самой школе, а вследствие тревоги расставания, особенно когда мать депрессивна. Способы коммуникации семье к тому времени становятся стереотипными, а структура семьи пока не приспособлена к ситуациям пребывания ребенка вне дома.

Семья в этот период испытывает давление со стороны внешних систем – школы, соседей и пр. И семье приходится учиться общению с этими системами. Правила и границы семьи должны позволять контактировать с этими внесемейными системами для того, что ребенок приобретал собственный опыт завязывания отношений. И здесь снова меняются правила: Кто и как должен помогать ребенку с выполнением домашних заданий? Как реагировать на школьные оценки? Чего следует ожидать от ребенка в школе и дома? И от того, насколько удается «договорится» по этим и многим другим вопросам будет семья функциональна или дисфункциональна.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.