Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие семьи как системы




Н.П. Морозов. Как найти работу своей мечты. СПб.,ПИТЕР.2005.

Н.П. Морозов и другие. Информатика. Учебное пособие для среднего профессионального образования. СПб.,ПИТЕР.2005.

А.В.Голышев. Краткий курс по статистике.М.,Окей-книга,2011.

М.Р. Ефимова, Е.В.Петрова, В.Н.Румянцев. Общая теория статистики.М.,ИНФРА-М,1998.

Вопросы к экзамену (зачету).

1. Предмет, методы и задачи статистики.

2. Статистика в системе социально-экономических наук.

3. Статистическое исследование и его этапы.

4. Статистическое наблюдение. Виды статистических наблюдений.

5. Сводка статистических данных.

6. Статистические группировки. Виды группировок.

7. Определение числа групп и выбор интервала группировки.

8. Понятие вторичной группировки.

9. Ряды распределения и их графическое представление.

10. Графическое представление рядов распределения. Полигон.

11. Графическое представление рядов распределения. Гистограмма.

12. Графическое представление рядов распределения. Кумулята.

13. Ряды динамики, их показатели и виды табличных форм.

14. Диаграммы, их виды и сферы применения.

15. Абсолютные статистические величины

16. Относительные статистические величины

17. Средняя, ее сущность и определение.

18. Виды и формы средних величин. Средняя арифметическая.

19. Виды и формы средних величин. Средняя гармоническая.

20. Виды и формы средних величин. Средняя геометрическая.

21. Виды и формы средних величин. Средняя квадратическая.

22. Виды и формы средних величин. Мода и медиана.

23. Понятие индекса. Индексы индивидуальные и сводные.

24. Органы государственной статистики. Структура и состав.

25. Основные задачи, решаемые органами государственной статистики.

26. Использование компьютерных программ при выполнении статистических расчетов.

 

Дополнительная литература:

 

 

В настоящее время существуют огромное количество определений семьи, и ни одно из них не является полным. Известный американский семейный психотерапевт Вирджиния Сатир в своей книге «Как строить себя и свою семью» пишет о семье и ее значении следующее:

«….семья – это микрокосмос всего мира. Чтобы понять его, достаточно познать семью. Проявления власти, интимности, независимости, доверия, навыков общения, существующих в ней, - ключ к разгадке многих явлений жизни. Если мы хотим изменить мир, нужно изменить семью.

Семейная жизнь напоминает айсберг.... жизнь семьи зависит от того, насколько она понимает, осознает и учитывает чувства, потребности, намерения, побуждения и мысли каждого своего члена, а они нередко скрыты именно в подводной части, заслонены от нас повседневными событиями, привычными словами, действиями и поступками.

…Отношения в семье – это те нити, узы, связи, которые объединяют людей в единое целое. Семья может стать тем местом, где каждый найдет любовь, понимание поддержку, даже если жизнь за ее пределами складывается не очень удачно. В семье можно отдохнуть и набраться сил, чтобы чувствовать себя увереннее в окружающем мире. Но для миллионов неблагополучных семей все это больше похоже на сказку.

….Семейная жизнь, пожалуй, самый трудный вид деятельности в мире. Семейные отношения напоминают организацию совместной деятельности двух предприятий, объединивших свои усилия для производства единого продукта. Когда взрослая женщина и взрослый мужчина вместе воспитывают ребенка от младенчества до зрелости, они сталкиваются со всеми проблемами, которые когда-либо знало человечество. ….Хорошо налаженные семейные отношения – это вопрос выживания, вопрос первостепенной жизненной важности…. Неблагополучные семьи порождают неблагополучных людей, с низкой самооценкой, что толкает их на преступление, оборачивается душевными болезнями, алкоголизмом, наркоманией, нищетой и другими социальными проблемами. Если мы приложим все усилия, чтобы семья стала тем местом, где человек может получить настоящее гуманистическое воспитание, мы обеспечим себе более безопасный и человечный мир вокруг…».

В настоящее время семейный организм рассматривают с точки зрения системного подхода. Системный подход к семье появился в связи с разнообразными социальными потребностями. Технический прогресс, быстрые перемены в обществе вызвали деструктивные процессы в семье. В связи с ростом делинквентного поведения подростков и числа разводов объектом повышенного внимания стала именно семья (Broderick &Schrader,1981).

Привычка клиницистов искать биологические причины поведенческих и эмоциональных нарушений и придерживаться линейных моделей их этиопатогенеза, не могла способствовать успешному решению психотерапевтических задач.

«Если признать,- пишет известный системный семейный психотерапевт Д.Фримен - что поведенческие и эмоциональные нарушения являются отражением тех проблем, которые имеются на уровне социальных систем, то становится возможным объяснение механизмов их появления. Если считать, что причины этих нарушений коренятся лишь в самом человеке, тогда отношения людей будут восприниматься лишь как фон, не имеющий никакого отношения к процессу изменений, протекающих в психике человека. Семейный системный подход предполагает признание того, что, проблемы человека связаны с нарушениями в социальной системе – в данном случае в семейной системе, - а потому эти нарушения влияют на всех членов семьи, и для того, чтобы им помочь, необходимо воздействовать на семейную систему в целом». Многие специалисты, работающие с эмоциональными проблемами семейных пациентов, стали отдавать предпочтение рассмотрению индивида в контексте семьи и, в свою очередь, пониманию семьи в контексте ее социального окружения.

Концептуальную основу системного подхода составила общая теория систем Л.фон Берталанфи, согласно которой выдвигаются базовые идеи:

1. Целое больше, чем сумма его частей. Это означает, что семью как социальную группу невозможно понять, исходя из знаний о каждом ее члене в отдельности. Многие специалисты замечали, что при общении с кем-либо из членов семьи вне семейной обстановки он /она производят иное впечатление, чем когда они находятся вместе с остальными. Поведение людей во многом определяется средой, в которой они находятся. Когда члены семьи находятся вместе, их поведение зависит от качества их взаимоотношений.

Например, в ходе консультации одна женщина пожаловалась на плохое поведение мужа. Она сказала психиатру, что его действия странны и непредсказуемы. И она, и дети утверждали, что глава семьи ведет себя слишком странно и производит впечатление психически больного, а потому его лучше не приглашать на консультацию к психотерапевту. Когда же врач встретился с одной из знакомых мужа, та, узнав, как его охарактеризовали члены семьи, была очень удивлена услышанным. В отношениях с ней он всегда вел себя вполне адекватно. Кто же был прав? На чье мнение можно было опираться? Скорее всего, все. Лишь пригласив на консультацию всех членов семьи, психиатр мог получить более полное представление об их поведении.

2. Все части и процессы целого взаимовлияют и взаимообуславливают друг друга. Что-то, затрагивающее систему в целом, влияет на каждый ее отдельный элемент внутри нее.

Исходя из этого, семья – это «живой организм, находящийся в постоянном обмене информацией и энергией с окружающей средой» (Minuchin S., Fishman H.S., 1981).

Семья – это открытая социальная система, то есть комплекс элементов и их свойств, находящихся в динамических связях и отношениях, как друг с другом, так и с внешними институтами (образовательные учреждения, производство, государство и т.д.). То, что происходит с ребенком в одной сфере (например, в школе), неизбежно отражается на том, что происходит с ним и другими членами семьи. Это позволяет рассматривать социальное окружение семьи либо в качестве дополнительного ресурса, помогающего членам семьи решать различные задачи, либо в качестве препятствия, затрудняющего их решение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1217; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.