Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семья как «стартовая площадка» для ребенка или фаза, в которой выросшие дети покидают дом




Переход ребенка в старший подростковый возраст и уход из семьи называется этапом жизненного цикла, имеющим название «стартовой площадки». В этот период происходит сепарация молодого человека от родителей.

В нашей культуре отсутствует четкая демаркационная линия, определяющая, что подросток превратился во взрослого человека. Получение паспорта, школьный выпускной вечер и т.д. не являются церемониями инициации, дающими ребенку новый статус и требующими от родителей нового отношения к нему. И даже брак, не является церемонией, завершающей сепарацию детей от родителей, особенно тогда, когда они поддерживают молодую пару.

Этап «стартовой площадки» знаменуется наибольшими переменами в составе семьи, потому что семья опять испытывает структурный кризис. В некоторых семьях конфликт достигает максимальной остроты, когда самый старший ребенок покидает дом, в других обстановка ухудшается по мере того, как уходят все более младшие дети, и кризис становится особенно сильным, когда самый младший покидает семью. Иногда родители, успешно отпуская большинство своих детей, вдруг остро ощущают напряжение, когда критического возраста достигает определенный ребенок. В таких случаях оказывается, что именно этот ребенок играл в семье особенно важную роль, сплачивая родителей в их родительской роли - проявлении заботы и любви по отношению к нему.

В дисфункциональной семье обычно ребенок выполняет определенную функцию – медиатора между конфликтующими родителями, которые объединяются против ребенка или за него при решении его проблем. Иногда при коалиции, когда он стал «подружкой» для мамы или для папы – он уже занял свою функциональную нишу, а когда ребенок уходит из семьи - нарушается привычный гомеостаз, образуется вакуум и его функции провисают. Тогда родители пытаются его удержать и привязать всеми способами (потворствующая гиперпротекция, внушение несостоятельности, дискредитация друзей и занятий и т.д.): «У тебя жуткий характер…», «… никто не будет любить тебя, как я …», «Все мужики …. Никому нельзя верить, ты можешь рассчитывать только на нас» и.т.д.

Наиболее интенсивные кризисы семья переживает не только тогда, когда кто-то покидает семью, но и когда кто-то вступает в нее.

Молодой человек заключает брак и приводит в семью своего супруга и детей. Родители становятся прародителями и роли и правила опять меняются. Супругам предстоит пересмотреть свои отношения. Может так случиться, что с уходом детей, у родителей не останется общих тем для разговоров, поскольку прежде они полностью фокусировались на детях. Конфликт в семье, которая не может отпустить ребенка, может привести к разводу или к проблемному поведению подростка. В этот период возрастает число разводов.

Юношеская шизофрения и другие тяжелые нарушения психики могут использоваться как способы разрешения семейной проблемы и на этой стадии жизни, когда семья дезорганизована. Если родители и ребенок не могут больше выносить изоляцию друг от друга, с ребенком может происходить что-то плохое. Становясь социально неприспособленным из-за болезни, ребенок остается в кругу семьи. Родители продолжают использовать ребенка как источник несогласия или, наоборот, совместной заботы, и необходимость взаимодействовать друг с другом непосредственно в супружеской роли, а не родительской, отпадает (Дж. Хейли, 1995). Улучшение состояния ребенка может снова дестабилизировать семью.

Когда эмоциональная интенсивность в семье очень велика и тяга к слиянию слишком сильна, члены семьи стараются совершенно разорвать отношения. Разрыв взаимоотношений посредством эмоциональной или физической дистанции не заканчивает эмоционального процесса; наоборот, лишь усиливает его. Если кто-то разрывает отношения с собственными родителями или сиблингами, эмоциональные переживания и тяжесть таких отношений становятся совсем невыносимыми, подталкивая его к новым отношениям с собственным супругом или детьми, которые становятся местом «отработки» или поиска срочного решения. В условиях такого «переноса» новые отношения становятся все более проблематичными и в итоге приводят к новому разрыву или дистанцированию. Молодой человек проиграет в случае, если сделает крайний выбор – останется с родителями, или навсегда покинет семью. Он должен отделить себя от своей семьи, но в то же время сохранить с ней связи. Если люди проходят через этот кризис, то происходит сепарация ребенка от семьи. Большинство семей оказывается способными поддерживать подобной равновесие – перестроить семейную структуру таким образом, чтобы ребенок присоединился к миру взрослых, а супруги научились относиться к себе и друг другу иначе.

Различают два уровня изменений в семье: первого и второго порядка. Первого порядка - это структурные изменения (семья разъезжается, смерть одного из супругов, развод – любое изменение, связанное с физическим присутствием/отсутствием). Эти изменения не всегда влекут перестройки отношений. Люди уже давно развелись и не живут вместе, тем не менее, находятся в конфликте и не общаются вообще. Это эмоционально незавершенный развод. То есть не произошли изменения второго порядка – не изменились взаимоотношения. Функционально, когда происходят изменения второго порядка.

Если сепарация детей от родителей произошла удачно на уровне второго порядка, то у них меняются взаимоотношения - это взаимоотношения без эмоциональной зависимости. Молодой человек может вернуться домой, если захочет, а не вынужден оставаться там из чувства вины или долга. Даже если в семье есть проблемы, молодой человек не должен чувствовать себя обязанным вернуться к выполнению своей роли в семье, чтобы помочь эти проблемы решить. Если этого не происходит, то сепарация от родителей не произошла, либо - частично. Таким образом, возникает дисфункция по вертикали, и в соответствии с теорией дифференциации, сепарация возникнет по горизонтали - в собственном браке.

Процесс сепарации родитель-подросток идет на протяжении трех поколений, потому что предыдущие поколения связаны с последующими поколениями многочисленными связями. Если молодые люди прерывают контакты со своими родителями, они лишают своего ребенка бабушек и дедушек и затрудняют своим родителям переход на более поздние стадии жизненного цикла. В то же время успешное отделение родителей в юности от собственных родителей означает, что они смогут помочь отделиться и обрести автономию своим детям. Если женщина в свое время столкнулась с трудностями при отделении от матери, для поддержания эмоционального баланса она будет склонна культивировать зависимость в собственном ребенке как можно дольше, что с большей вероятностью вызовет изменения во всех трех подсистемах: подсистеме ребенка, родительской и прародительской подсистемах.

7. Семья, выполнившая свои родительские функции или стадия -«опустевшее гнездо»

Следующий этап, когда родители остались вдвоем, называется «опустевшим гнездом». Супругам надо подменять чем-то не нужные больше родительские функции. В нашей культуре это заменяется внуками, в других странах - путешествиями. Внуки возвращают «смысл жизни» и привычные стереотипы взаимодействия в родительских ролях. Поэтому внуки занимают особое место в жизни прародителей.

Уход на пенсию может сделать проблему пребывания наедине друг с другом еще более острой. Кроме того, недостаток самореализации может привести к возникновению симптомов. Для женщин это не так ощутимо, поскольку домашняя работа все равно остается и не позволяет им чувствовать себя ненужной. Тогда как для мужчин – это серьезная проблема восполнить вакуум. Мужчина всегда должен заниматься делом. И здесь могут появиться функциональные стабилизаторы – дача, ремонт, машина и пр. Но могут быть и дисфункциональные стабилизаторы – болезни. Часто симптомы одного из супругов помогают другому приспособиться к жизни на пенсии. Например, уйдя с работы, муж может почувствовать потерю статуса и смысла жизни: раньше он зарабатывал и был уважаемым членом семьи, жил активной жизнью, помогал другим, а теперь – никто. Когда его жена заболевает, у него вновь появляется полезная функция. Он должен теперь помочь ей выздороветь. Болезнь жены не дает ему впасть в депрессию, в которую он периодически впадает, когда жене становится лучше. Если у жены снова рецидив, то он снова оживает и предпринимает активные действия: водит по врачам, ищет лекарства и т.д. Неспособность членов семьи справиться с задачами собственного развития выливается в конфликт поколений. Например, болезнь и зависимость родителей ведет к перемене ролей, и взрослые дети сами заботятся о своих родителях.

Время идет, один из супругов умирает и жизненный цикл семьи завершается. Наступает стадия монады, только на другом возрастном уровне.

Для российской семьи характерна специфика. Дети редко покидают родительский дом независимо от того, произошла сепарация или нет. На Западе русскую семью называют слитной, спутанной, «проращенной» друг в друга. И для нее характерны специфические проблемы.


 

Этапы жизненного цикла Задачи развития
1. Молодая семья а) дифференциация от родительской семьи б) установление границ общения с друзьями и родственниками в) разрешение конфликта между личными и семейными потребностями
2.Семья ребенка преддошкольного/ школьного возраста а) реорганизация семьи для выполнения новых задач б) поощрение роста ребенка с одновременным обеспечением его безопасности и родительского авторитета в) согласование личных и семейных целей
3. Семья школьника а) перераспределение обязанностей б) проявление участия при наличии проблем с учебой в) распределение обязанностей по помощи ребенку при подготовке дом.заданий
4.Семья подростка а) перераспределение автономии и контроля между родителями подростками б) изменение типа родительского поведения и ролей в) подготовка к уходу подростка из дома
5.Семья как «стартовая площадка» для ребенка а) сепарация ребенка от семьи б) корректный уход из дома в) поступление в ВУЗ, на военную службу или др.
6. Семья, в основном выполнившая свою родительскую функцию а) пересмотр супружеских взаимоотношений б) пересмотр распределения обязанностей и времени в) адаптация к уходу на пенсию.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1244; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.