Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура семейных ролей




Структура семейных ролей предписывает членам семьи, что, как и когда и в какой последовательности они должны делать, вступая друг с другом в отношения (Minuchin S., 1974). Кроме поведения в понятие «роль» включаются также желания, цели, убеждения, чувства, социальные установки, ценности и действия, которые ожидаются или приписываются человеку. Например, роль «матери» подразумевает, что женщина должна заботиться о своих детях. Кроме этого, данная роль преследует определенные цели – воспитать своих детей хорошими людьми. Нормы социальной группы определяют, что конкретно должно выполняться носителем роли. Так, мать обязана учить детей, контролировать их поведение, наказывать, если это необходимо и т.д. Санкции – это реакции окружающих или ее самой на выполнение или невыполнение роли. Люди могут осуждать мать, которая бросает своих детей. Мать может испытывать угрызения совести (внутренние санкции), осознавая, что плохо справляется с ребенком или не любит его.

Каждый член семьи выполняет разные роли: например, мужчина может выполнять роли супруга, отца, сына, свекра/тестя, брата, дедушки и т.д. При этом в семье, где живет насколько поколений, один и тот же человек должен уметь гибко функционировать сразу в нескольких ролях и оправдывать социальные ожидания других членов семьи. В противном случае возникают разные ролевые конфликты и семейные дисфункции.

Роли бывают инструментальные и аффективные, предписанные и приобретенные, симметричные и комплиментарные

Инструментальные определяются задачами, которые решают члены семьи (например, женщина в семье выполняет роли кухарки, прачки, домработницы, а мужчина – роли мастера, водителя и др.).

Аффективные роли определяются эмоциональными отношениями (у женщин - роли друга, любовницы, матери и т.п., а у мужчины – могут быть роли буфера, любовника, тирана или «рохли»..).

Предписанные – роли, которые выполняются в семье в соответствии с возрастом, положением, традициями (роли старшего поколения).

Приобретенные или выбираемые - роли, которые мы приобретаем в связи с нашими особенностями личности, склонностями, способностями, интересами (портниха в семье - бабушка, а мама – кондитер и заядлый турист, папа – рыбак и энциклопедист - «все знает», или роли лидера, «козла отпущения»).

Сочетание предписанных и выбранных ролей в той или иной семье формирует их определенный набор и отражает семейную структуру.

Симметричные – роли взаимозаменяемые, например, готовит тот, кто приходит первым с работы, или забирает ребенка из садика тот, кто сегодня свободен.

Комплиментарные роли – взаимодополняющие. «Ты – ходишь в магазин, я – готовлю» и т.д.

Совокупность ролей, которые выполняет член семьи, должна обеспечивать удовлетворение не только его потребностей (в уважении, признании, симпатии), но и других членов семьи. Ролевая структура становится психотравмирующей, если отдых одного обеспечивается за счет непомерного труда другого, а эмоциональная разрядка достигается с помощью «вымещения» на ком-то. Это роли «семейного козла отпущения», «мученика, без остатка жертвующего собой во имя близких», «больного» и пр.

Распределение ролей всегда связано с ценностями и ожиданиями относительно того, как члены семьи должны себя вести. Оно во многом определяется условиями воспитания самих родителей. Мы с детства усваиваем, что поведение членов семьи должно быть определенным образом организовано, и что каждый должен вести себя тем или иным образом. Эти усвоенные родителями в детстве представления определяют те ожидания, которые они имеют относительно друг друга и своих детей. Например, «мужчина не должен заниматься хозяйством и готовить еду, когда есть жена» или «женщина не должна кричать на мужа и перечить ему», «женщина не должна заниматься ремонтом квартиры, это – мужское дело». Вспомним Маргариту Павловну в фильме «Покровские ворота», когда она защищала своего нового супруга – Савву Аркадьевича: «Это у тебя в руках все горит, а у него – все работает!». Несоответствие ожиданиям, как известно, приводят к разочарованиям и конфликтам.

Каждый член семьи ведет себя в соответствии с определенной системой ролей и может играть несколько ролей. Роли могут ограничивать человека, так и способствовать его личностному росту и развитию.

Важно, чтобы роли соответствовали возможностям индивида. Когда требования непосильные, возникает нервно-психическое напряжение и тревога («вдруг не справлюсь»). Например, ребенок, которому делегируется часть родительских функций в ситуации пьянства или отсутствия одного из родителей. Мать «спасает» отца от алкоголизма и страдает, а ребенок вынужден стать маминой «опорой» - поддерживать ее, следить и обслуживать младших братьев и сестер, утешать, скрывать «главный секрет семьи» от окружающих. При этом ребенок используется матерью - выдвигается как «щит» во время пьяных скандалов, становится «переговорщиком» между матерью и отцом на следующее утро, чтобы его «вразумить» и т.д. (Холмогорова А.Б.,2002).

В нормально функционирующих семьях структура семейных ролей целостна, динамична и носит альтернативный характер.

Однако нередко семейные роли являются патогенными, и тогда в силу своей структуры и содержания оказывают психотравмирующее воздействие на членов семьи. Невозможно понять причины эмоциональных и поведенческих нарушений у ребенка, не оценив давления, которое он испытывает со стороны своих братьев, сестер и родителей.

По данным психиатров у 66% семей, в которых проживали подростки с нервно-психическими расстройствами, отмечалась либо жестко фиксированная структура семейных ролей, либо ее изначальное отсутствие (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.,1990).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 4567; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.