Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Народная педагогика и самобытное народное творчество




Исторический опыт России и других стран свидетельствует о бога­тейших социокультурных и этнокультурных истоках духовного наследия каждого большого и малого народа.

Народная художественная культура генетически связана с воз­никновением и развитием таких традиционных социально-культурных институтов, как семья, школа, община, других социо­культурных общностей и движений. В свою очередь, само понятие «социально-культурная деятельность» не может не ассоциировать­ся с понятиями народного искусства, фольклора, народных про­мыслов и ремесел, народной педагогики и семейного воспитания. По существу, накопленный здесь социально-культурный опыт яв­ляется и средством, и результатом обширной общественной прак­тики.

Творческая деятельность художника в искусстве раскрывается в его непосредственном взаимодействии со зрителем, слушателем, потребите­лем. Дня того, чтобы заключить контракты на гастроли, разовые выступ­ления, обеспечить рекламу, помещение, связи с руководителями города и прессой профессионального коллектива или отдельного исполнителя.


Т. Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

необходим менеджер, который не только разбирается в различных жанрах искусства и творчества, но, главное, умеет реализовать их в обществе, довести до зрителя.

Длительный разрыв процессов образования и культуры нега­тивно сказывается на эстетическом воспитании детей и подрост­ков, на приобщении дошкольников и школьников к художествен­ной культуре общества, народным традициям, фольклору. Посто­янное нарушение органического единства и взаимосвязи образова­тельного и социокультурного процессов серьезно препятствует введению детей в художественную жизнь, в реальную живую художественную культуру - не только в качестве зрителей, слушате­лей и т.д., но и в качестве активных участников процесса художе­ственного творчества.

Восстановлению духовной культуры России путем целена­правленного культурно-эстетического и художественного воспи­тания подрастающего поколения нет альтернативы. Эта социаль­ная идея заслуживает самого широкого общественного и государ­ственного признания, поскольку крупномасштабные проекты гло­бального повышения культуры всего населения страны врядли имеют сегодня реальные перспективы.

Воспитывающая роль искусства в духовно-нравственном ста­новлении юной личности может быть еще более социально ценной, если глубоко осмыслить и практически претворить все его разносторонние возможности. В полной мере осуществить эту за­дачу могут сегодня современные модификации различных социокультурных институтов современного отечественного фольклора.

В народной системе культурно-художественной социализации ребенка, под которой понимается педагогически организованная совокупность различных видов его художественно-творческой деятельности, большое внимание всегда уделялось обучению де­тей с самых ранних лет жизненно ценным знаниям, умениям, на­выкам. К семи-восьми годам выросший в селе ребенок, как прави­ло, владел десятками видов хозяйственно-бытовой деятельности. На этом основывалась главная цель народной системы - помочь растущему человеку в нахождении своего любимого труда, ремес­ла, вида творческой деятельности. «Желанная работа - светлее солнца», - издавна говорилось в народе.


раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

Если раньше сама народная традиция обеспечивала необходи­мый уровень житейско-нравственной и художественно-эстетической воспитанности детей, то теперь эту традицию при­звана поддерживать школа, которая вместе с семьей, учреждениями культуры и досуга, всей общественностью в состоянии создать эффективную систему вхождения юного человека в мир народной художественной культуры.

Особое значение приобретает проблема не просто сохранения и освоения культурного наследия - всех видов фольклора, народ­ных промыслов и ремесел, традиций, обычаев, а его умелого и педагогически осмысленного включения в дальнейшие культур­но-творческие воспитательные и образовательные процессы в дет­ской, семейной, школьной и других социальных средах.

Не случайно среди социально-культурных проектов, дающих возможность формирования всесторонне подготовленных педаго­гов дополнительного образования, руководителей самодеятельных коллективов, большое место занимают проектные концепции в области народного творчества. Часть этих проектов посвящена творческому воссозданию традиционных элементов русской мате­риальной культуры: мужскому, женскому, детскому народному костюму, элементам городского костюма, обуви, головным убо­рам, тканям, ткачеству и рукоделию, предметам сельского и го­родского быта, жилищам, надворным и хозяйственным построй­кам и т.д.

Другая часть проектов направлена на разработку и организа­цию программ использования различных жанров фольклора в до­школьных воспитательных учреждениях, развития семейных, жен­ских, школьных фольклорных клубов, самодеятельных коллекти­вов и объединений.

В этом отношении несомненный научный и практический ин­терес представляют проектные концепции развития образователь­ных институтов отечественного фольклора как одной из альтерна­тивных форм художественно-эстетического развития подрастаю­щего поколения. Ведущей идеей таких институтов (школ, коллек­тивов) является культурно-художественная социализация детей дошкольного и школьного возраста средствами традиционной культуры и искусства, обрядов, обычаев и ремесел.


 




Т. Г. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность раздел II Сферы реализации социально-культурной деятельности


Дальнейшее развитие сферы художественной культуры ей тельно предполагает адаптацию знаний и навыков деятелей искусств к изменяющимся социально-экономическим условиям, характерной для большинства регионов Российской Федерации социально-культурной ситуации. Широкое распространение получили практика стажировки у ведущих специалистов и деятелей искусств, мастер-классы, творческие лаборатории на базе ведущих учреждений искусств, семинары, научно-методические и научно-творческие конференции, методическое обеспечение, мониторинг использования трудовых, административных, управленческих ресурсов в творческих коллективах.

В результате в области художественной культуры и народного творчества складываются благоприятные условия для инициирования, апробации и развития организационных моделей инновационных государственных и негосударственных профессиональных художественных учреждений, самодеятельных народных коллективов и других аналогичных объектов инфраструктурного типа. С каждым годом более продуктивным становится деловое, творческое сотрудничество с международными организациями ЮНЕСКО, Советом Европы, Евросоюзом и другими.В настоящее время коллективом Московского государственного университета культуры и искусств, кафедрой социально культурной деятельности реализуется комплекс конкретных мер по совершенствованию и углублению подготовки социальных педагогов в рамках профилирующей специальности «Социально-культурная деятельность». Разработаны и утверждены Государственный образовательный стандарт по этой специальности, базовая) программа основного профилирующего курса по истории, теории и технологии социально-культурной деятельности.

Подлинная ценность знаний, умений и навыков, полученных будущими социальными педагогами, измеряется целым рядом па­раметров, в том числе: будут ли эти знания, умения и навыки по­лезны в дальнейшей социально-культурной деятельности студен­тов, помогут ли им принимать наиболее правильные решения; ста­нут ли они социальным ориентиром для специалиста в его повсе­дневной жизни и деятельности. Организационно-методическая основа учебного процесса в школе предполагает приобщение учащихся к фольклору на фоне


кх широкого культурно-эстетического развития, координации классных (обязательных для всех) и внеклассных или внешколь­ных (свободно выбираемых) форм занятий. Только в этом случае мы сможем добиться создания целостной системы художественно-эстетического развития детей, формирования полноценной среды для выработки у них художественного восприятия и их активной творческой деятельности. Поэтому немаловажное значение приоб­ретает интеграция различных видов народного художественного творчества в учебном процессе.

Реализация собирательного проекта школы русского фолькло­ра связана с поиском разнообразных форм добровольного объеди­нения родителей и детей на почве освоения отечественной народ­ной культуры, народных традиций. Не только в учебном процессе, но и во внеклассной работе дети получают возможность познако­миться с музыкальным и поэтическим фольклором, этнографией (костюмами, украшениями, игрушками, праздниками, кухней), историей, народным земледельческим календарем России.

При расширении формы активного сотворчества детей, педа­гогов и родителей основной акцент делается на разносторонние контакты, общение, уважение людей, максимальное развитие рас­крепощенности, которая присутствует у детей начиная с 5-6-летнего возраста.

Народные музыкальные традиции, в частности многолетний опыт народно-инструментального исполнительства, представляет собой богатейший и далеко еще не освоенный пласт допрофессио-нальной этнопедагогической подготовки детей. Методика творче­ского изучения, освоения и использования уникального народного опыта и традиций в учебном процессе, по существу, не получила еще необходимого теоретического и практического обоснования.

Опираясь на учебный процесс и сферу дополнительного образования, школа русского фольклора охватывает:

- всех детей, подростков, старшеклассников, имеющих раз­личный уровень интеллектуальных и художественно-творческих способностей, вырабатывая у них умение само­утвердиться, самореализоваться в тех видах занятий музы­кально-фольклорного (инструментального и хорового), де­коративно-прикладного и других профилей, которые отве-


T.I. Киселева, Ю.Д. Кр асильников. Социально-культурная деятельность

чают сегодняшним реалиям и соответствуют «заказу» соци­альной среды;

- все возрастные этапы культурно-художественной социали­
зации детей средствами русского фольклора: от раннего дет­
ства до периода социальной зрелости;

- все многообразие элементов социальной среды, формирую­
щей художественно-эстетический мир ребенка (семья, меж­
личностное общение вне семьи, школы, разнообразные виды
художественно-творческой деятельности в открытой среде,
этносоциальные, культурно-художественные процессы в
обществе и т.д.).

Непрерывность, последовательность и преемственность в организации детского творчества и эстетическом воспитании, в освоении и использовании народного опыта и традиций обеспечиваются большой кропотливой работой, которая вбирает в себя изучение и освоение исторического прошлого России, изучение, сохранение, передачу и популяризацию ремесел, обрядности, ве­дения домашнего хозяйства и другие элементы.

Ориентация школы русского фольклора на использование национальной культуры, опыта народной педагогики предполагает учет целого ряда фундаментальных идей, положений и исходных принципов, вытекающих из существа народных традиций. Педаго­гический процесс, как известно, по своей природе консервативен и не всегда легко поддается модернизации. Он часто не в состоянии, охватить бесконечное многообразие народного художественного опыта.

Проведенный анализ учебного материала, используемого в ря­де альтернативных учебных заведений эстетического профиля, показывает, что он в значительной степени привносится из про­фессионального искусства, не отличается яркой самобытностью, слабо отражает национальные фольклорные традиции. Далеко не всегда этот материал отвечает в должной мере реальным музы­кальным вкусам, потребностям и интересам детей.

Между тем по своему содержанию эти традиции располагают большими возможностями для эффективного воздействия на де­тей. Взятые в совокупности, они объективно ставят учащихся и педагогов перед необходимостью поиска и конструирования но-


раздел П. Сферы реализации социально-культурной деятельности

вых социачьных взаимоотношений на базе общности интересов и увлечений. Идея непрерывности в освоении и использовании фольклора, народных традиций как средства допрофессионального образования основывается на преемственности коллективных уси-дий педагогов и родителей, на наиболее полном и эффективном использовании воспитательного потенциала национальных обря­дов.

Происходящие в настоящее время процессы обновления соци­ально-экономической и духовной сферы жизни общества требуют более взыскательно и критически подойти к отбору учебного ре­пертуара, анализу, изучению и обобщению национальных музы­кальных традиций, их утверждению и обогащению в учебном про­цессе.

Педагогически направленное освоение богатейших народных традиций позволит, по нашему мнению, разрешить многие про­блемные ситуации, сложившиеся сегодня в музыкальной культуре, в частности отчуждение значительной массы подростков и моло­дежи от творчества за счет удовлетворения их музыкальных по­требностей через восприятие так называемой кассетной музыки, преобладание репродуктивных методов и приемов в музыкальных коллективах.

В учебном процессе уместно и педагогически оправданно обобщение и широкое использование опыта проведения фестива­лей, смотров и конкурсов. Такого рода мероприятия позволяют более комплексно, фундаментально решать задачу художественно-эстетического развития детей. Особенно плодотворен здесь тема­тический подход, когда тот или иной общешкольный праздник проводится под определенным девизом, привлекая население все­го микрорайона, а не сводится к отчетным концертам и сборным программам. Поэтому каждый из педагогов и родителей может и должен умело и грамотно использовать народно-педагогический опыт и традиции как эффективное средство художественно-эстетического развития детей и подростков, духовного обогаще­ния различных групп населении.

Детское творчество, в том числе и художественное, становится все более ориентированным на личность ребенка, его индивиду­альные особенности и интересы Это побуждает нас рассматривать каждого педагога школы русского фольклора как квалифициро-


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность

ванного этнолога, занимающегося организацией отдыха и развле­чений. На этом пути были утрачены традиции информационно-просветительной и воспитательной работы. В обстановке усилен­ной деидеологизации заглохла совершенно необходимая для лю­бого общества деятельность по гражданскому формированию лич­ности. Таким образом, в сфере искусства и всей художественной
жизни общества социально-культурную деятельность необходимо
рассматривать как профессиональную и непрофессиональную, со­
циально направленную, основанную на исторически присущих
российскому обществу традициях гуманизма и милосердия деятельность отдельных индивидуумов и социальных групп по созда­нию, сохранению, распространению и освоению культурных ценностей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 728; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.