Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность




 

К занятиям физической культурой и спортом относятся утренняя гимнастика, бег, лёгкая атлетика, спортивные игры, лыжи и коньки, аэ­робика, плавание, бокс и борьба, тяжелая атлетика, прикладные, техниче­ские виды спорта, туризм, лечебная и коррекционная физкультура.

Материально-техническую базу для занятий физкультурой и спор­том обеспечивают учреждения дополнительного образования, муници-пальные и ведомственные спортивные комплексы и спортивно-оздоровительные центры, стадионы, бассейны и спортплощадки, спор­тивные клубы и секции, детско-юношеские спортивные школы и другие объекты, входящие в социально-культурную инфраструктуру города и региона.

Физическая культура особенно тесно связана с процессом фи­зического развития человека - закономерным процессом становления, формирования и последующего изменения на протяжении индивиду­альной жизни естественных функциональных свойств человеческого организма и основанных на них физических качеств и способностей.

Исторически эта область социальной практики складывалась преж­де всего под влиянием практических потребностей общества в пол­ноценной физической подготовке подрастающих и взрослых поколе­ний к труду - первому и главному условию человеческого сущест­вования.

По мере становления в обществе целостной системы социально-культурной деятельности и ее составной части - образования и воспи­тания физическая культура органически вошла в нее в качестве ос­новного фактора формирования разнообразных двигательных умений и навыков, необходимых как для реализации, так и для увеличения деятельностных возможностей человека, разностороннего воспита­ния физических способностей, а также в качестве одного из действен­ных средств интеллектуального, нравственного, эстетического воспита­ния. Наряду с этим в условиях технического прогресса, изменения ха­рактера труда и жизненной среды человека физическая культура приобретает все большую ценность как эффективное средство про­филактики заболеваний, восстановления нарушенных функций, сохра­нения и повышения дееспособности организма, оптимизации его физи­ческого состояния. Благодаря именно этим факторам физическая культу­ра способна войти в современную культуру человека, став её важной и

 

 

раздел II Сферы реализации социально-культурной деятельности

неотъемлемой частью,

На длительном пути развития содержание и формы физической культуры постепенно дифференцировались применительно к различ­ным сферам общественной жизни и деятельности (образование, мате­риальное производство, служебная деятельность, быт и здоровый отдых, медицина и т.п.). Это выразилось в формировании ряда социально зна­чимых компонентов и разделов физической культуры - школьной, быто­вой, производственной, рекреативной, лечебной и др. По мере накоп­ления в этой сфере научно-практических разработок, ее оснащения методическими, техническими и другими средствами возрастает эф­фективность этого социально-культурного института, его средств и ме­тодов реализации образовательных, воспитательных, оздоровитель­ных и других задач, существенных для общества и личности.

Наряду с другими видами социально-культурной деятельно­сти существенную ценность в сфере физической культуры приобретают непосредственно связанные с ней специальные научно-прикладные зна­ния, принципы, правила и методика использования физических упраж­нений, этические правила и нормы в процессе физической культурной деятельности, спортивные достижения, материально-технические усло­вия, физкультурно-медицинское обеспечение, физкультурно-спортивная информация, произведения искусства, отображающие тления физической культуры, спортсооружения, оборудование, ин­вентарь и т.д.

Физическая культура как вид социокультурной деятельности ха­рактеризуется совокупностью полезных для общества результатов её использования и культивирования её предметных ценностей в обществе. К таким результатам можно отнести физическую подготовленность (как результат физической деятельности), достигнутую на её основе сте­пень совершенства двигательных умений и навыков, повышенный уро­вень развития жизненных сил, спортивные достижения и другие полез­ные для личности и общества результаты приобщения к физической культуре.

Физическая культура может существовать и существует не только в форме деятельности, но и в качестве внутреннего состояния че­ловека, воплощенного в его умениях, навыках, способностях (в пер­сонифицированной форме).

Наиболее существенным результатом полноценного использова­ния физической культуры, реальным в условиях органического вне-


ТТ. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность

дрения ее в социальный образ жизни, является достижение комплекс-ных показателей физического развития человека, которое выражает высокую степень развития индивидуальной физической одаренно­сти, согласуется с закономерностями развития личности и долго­летнего сохранения здоровья.

Критерии физического совершенства имеют конкретно-исторический характер. Они изменялись и изменяются в зависимо­сти от стадии социального развития в соответствии с реальными тре­бованиями общества.

Таким образом, физическая культура - органическая сфера соци­ально-культурной деятельности, основу специфического содержания которой составляет рациональное использование человеком двигательной активности в качестве фактора физической подготовки к социальной практике. Средствами оптимизации физического состояния и| развития выступают целесообразно выработанные формы социально-культурной деятельности, ее результаты, имеющие культурнуюценность. Вся совокупность достижений общества используется в создании специальных средств, методов и условий направленного? развития физической дееспособности подрастающих и взрослых поколений. Физическая культура как деятельность является одним из эффективных средств всестороннего развития личности, социальным фактором физического совершенствования.

Физическая культура является многоаспектным объектом исследования в связи с решением целого ряда проблем физкультурного образования: психолого-педагогических, связанных с совершенствованием физического воспитания и образования, социологических - в связи с формированием ценностного отношения общества и лично ста к физической культуре и спортивному стилю жизни.

Из множества факторов, определяющих массовость физкультурного движения как вида социально-культурной деятельности, исследователи выделяют объективные и субъективные факторы.

Объективными факторами являются: уровень развития материальной базы физической культуры и спорта; подготовка профессиональных кадров. Субъективные факторы включают: формирование общественного мнения и индивидуального сознания в отношении освоения ценно­стей физической культуры и спорта; формирование устойчивых мотивов, ценностных ориентации населения на физкультурно-спортивную дея­тельность; воспитание у населения потребности в физкультурно


Раз дел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

спортивной деятельности, актуализация значимости здоровья, уровня физической подготовленности, физической культуры лич­ности в общей иерархии ценностей человека и общества.

Физкультурно-оздоровительные направления в социально-культурной деятельности обладают достаточно широкой мотивацией, которая основана на определенных интересах и потребностях населе­ния в занятиях физической культурой и спортом

Ученые и практики выделяют несколько компонентов такой мо­тивации, влияющих на содержание, формы и организацию физкуль­турно-оздоровительной работы. Эти компоненты лежат в основе практически всех социальных проектов и программ, направленных на формирование здорового образа жизни граждан России.

Речь идет о витальном, социальном и идеальном (духовном, позна­вательном) мотивах, движущих каждым человеком в проявлении его заботы о собственном здоровье.

Витальный компонент содержит: потребность в укреплении здоро­вья; потребность в благотворном воздействии природных оздоровитель­ных факторов; потребность в двигательных умениях и навыках; в эко­номии сил при занятиях физическими упражнениями; в двигатель­ной активности.

Социальный компонент включает в себя потребность в общении во время занятий; потребность принадлежать к физкультурно-спортивной группе; потребность занимать в ней определенное место; потребность в оказании помощи в процессе занятий физическими упражнениями; по­требность в спортивных достижениях.

Идеальный компонент предполагает потребность в познании яв­лений и процессов в сфере физической культуры и спорта; потребность в творческом отношении к занятиям физическими упражнениями; потребность в самопознании в аспекте физкультурной деятельности; потребность в занятиях физической культурой.

Например, наиболее актуальной потребностью витального компо­нента буквально для всех социально-демографических групп является забота об укреплении собственного здоровья. Потребность в улучше­нии своего здоровья - сильный побудитель к занятиям физической культурой для всех групп населения, в первую очередь горожан Это необходимо учитывать в процессе организации семейных клу­бов и групп здоровья по месту жительства, на базе школ, средних специальных и высших учебных заведений, в учреждениях культуры,


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилышков. Социально-культурная деятельност ь

досуга, спорта.

В обществе пока не сформирована культура сбережения здоровья, подлинная физическая культура. Об этом свидетельствует, с одной! стороны, преобладание остаточного принципа финансирования массо­вой физической культуры, а с другой - небрежное отношение значи­тельной части населения, в первую очередь детей и молодежи, к сво­ему здоровью, физической закалке. Забота о здоровье и физическая культура как следствие этого еще не стали в полной мере приори-: тетным направлением социально-культурной деятельности.

Особенностью обучения детей и подростков физической культуре в настоящее время является ориентация на адаптацию, социализацию личности каждого школьника. Такая задача требует переориентации образовательных, спортивно-оздоровительных досуговых проектов и программ социально-культурных учреждений на применение интерактивных методов, которые развивают мышление, формируют у детей, подростков, взрослых практический опыт взаимодействия, развивают людей физически и духовно. Важная роль в этом процессе отводится использованию комплекса современных социально культурных технологий - развлекательно-игровых, оздоровительных, обучающих, массово-зрелищных и других.

Создание педагогически направленной социально-культурной среды предполагает профилактику алкоголизма и наркомании, получивших распространение среди молодежи. Физическая культура И; спорт располагают необходимыми возможностями для привития детям и подросткам навыков сопротивления социальному давлению, противостояния негативному воздействию, формирования уверенности в себе. В процессе занятий физической культурой осуществляется воспитание у учащихся активной жизненной позиции, трудолюбия, коллективиз­ма, смелости, решительности, упорства, целеустремленности - важных качеств, необходимых сорременному человеку в непростых условиях современной действительности.

Составной частью физической культуры и, соответственно, видом социально-культурной деятельности является спорт. Как многогран­ное общественное явление спорт представляет собой не только специ­альную систему тренировочных занятий и участие в состязаниях; он относится к числу массовых социально-культурных движений и од­новременно наиболее популярных зрелищ.

Современный спорт структурно включает в себя две сферы:


раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

1) сферу общедоступного спорта, предусматривающего организацию базового спорта в системе народного образования, развития профес­сионально-прикладных видов спорта, спортивной рекреации (восста­новления) и реабилитации; 2) сферу высшего спортивного мастерства, достижения наивысших результатов через систему профессионально­го (коммерческого) и некоммерческого спорта.

Современные виды спорта являются эффективным средством профилактики наркотической и алкогольной зависимости в молодежной среде. Экстремальные виды спорта (сноубординг, серфинг), а также виндсерфинг, скейтинг, пейнтбол привлекают подростков и юношей, позволяют им испытать себя, проверить свои силы, волю. Они убеди­тельно демонстрируют подросткам возможность применить свою энер­гию для собственной пользы, отвлекают их от других рискованных занятий. Необходимо шире пропагандировать эти виды спорта и созда­вать возможности для занятий ими.

В решении задач формирования физической культуры детей и под­ростков школа, семья и культурно-досуговые учреждения обладают своими специфическими возможностями. Для школы это система обу­чения, направленная на достижение определенной цели, построенная в соответствии с принципами дидактики, реализующая определенное содержание, использующая систему форм, методов и средств.

Семья обладает преимуществами в плане положительного при­мера, создания соответствующей семейной атмосферы.

Социально-культурные и культурно-досуговые учреждения в си­лу добровольного принципа участия и большего разнообразия занятий (соревнования, тренировки, праздники) способствуют привлечению детей и подростков, формированию положительной мотивации и устойчивого интереса к занятиям.

Авторы учебника «Культурно-досуговая деятельность» утвержда­ют, что культурно-досуговая среда как часть общей среды существова­ния более всего соприкасается с душевным и духовным началом человека. Именно в культурно-досуговой среде в большей мере, чем в производственной, бытовой и других, человек имеет возможность со­прикасаться с великими ценностями мировой культуры, достиже­ниями цивилизации, окунуться в мир научных понятий и открытий'.

Культурно-досугоная деятельность: Учебник /Под науч.ред. А.Д.Жаркова и В.М.Чижикова. -М.:МГУК, 1998.-С. 117.


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилышков. Социально-культурная деятельность^Ш раз дел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности


Культурная среда притягивает большинство людей, будучи местом щения, досуга, рекреации, повышения уровня культуры.

Теоретики социально-культурной и культурно-досуговой деятельности отмечают, что длительное время в социально-культурной среде (в том числе и культурно-досуговой) господствовала чрез­мерная централизация управления, что породило у значительной массы населения, особенно у молодежи, кризис доверия к сегодняшним и будущим инициативам государства в социально-культурной сфере.

В настоящее время область физической культуры и спорта, как и социально-культурная среда (среда досуга, образования, общения и т.д. не всегда и не везде подготовлена к изменениям, происходящим обществе и в сознании людей. Постоянно возникает необходимость в упорядочении этой среды, в ее целенаправленной организации. Такое положение дает основание сделать вывод, что создание благоприятной среды для физического воспитания населения предполагает решение ряда социально-экономических, педагогических, материалы технических задач.

Организуя и развивая социально-культурную среду, необходимо максимально использовать возможности ее основных звеньев школы, семьи, культурно-досуговых и физкультурнооздоровитель: учреждений; повышать мастерство педагога-организатора физически воспитания в сфере досуга, организовывать сам процесс социално-культурной деятельности и решать проблемы, связанные с созданием совокупности условий, факторов и возможностей для ее реализации.

В общеобразовательной школе физическая культура является вой областью образования. Это подтверждает анализ учебных планов отечественной и зарубежной школ, где физическая культура занимает одно из приоритетных мест.

Такое значение этой области культуры обусловлено тем, что она за­кладывает основы физического и духовного здоровья, на базе которого; только и возможно действительно разностороннее развитие личности. Основу физической культуры составляют целесообразные способы и нормы физической активности, направленные на совершенствование природных качеств и способностей индивида. Она является непремен­ным условием направленного развития и физической подготовки уча­щихся к жизни, оптимизации их физического состояния.

Физкультурная деятельность как всякая социокультурная дея-


хельность состоит из нескольких компонентов. Цель - конечный ре­зультат, которого необходимо достигнуть в итоге занятий физиче­ской культурой (это может быть укрепление физического и эмоцио­нального здоровья, повышение уровня развития отдельных дви­гательных качеств и двигательной подготовленности, закаливание, улучшение телосложения и т.п.). Эффект работы педагога-организатора во многом зависит от правильной постановки целей, адекватных возрастным возможностям и особенностям детей и

Для формирования физической культуры детей и подростков не­обходимо:

- создать социально-культурную среду, которая формировала бы их
интересы, потребности в занятиях физической культурой;

- организуя процесс формирования физической культуры де­
тей и подростков, четко определить его педагогические основы:
цель, содержание, формы и методы.

Многолетние методики по включению физической культуры в образ жизни населения, улучшению учебных и спортивно-оздоровительных досуговых программ и совершенствованию педагоги­ческого процесса как на уроках, так и во внеурочное время, принесшие ощутимые результаты в советский период, на сегодняшний день устаре­ли. Общение учащихся в школах часто происходит по изжившей себя схеме: учитель, организатор, тренер (субъект) - ребенок, подросток (объект). Эффективность применения пассивных методик весьма низка, материал усваивается поверхностно, интерес к двигательной активно­сти падает.

Невозможно осуществить новые подходы к физическому воспита­нию, формированию физической культуры без трансформации сознания педагогов, организаторов досуга, которые являются авторами и реализа­торами новых программ. В этой связи открытым остается вопрос про­фессиональной подготовки преподавателей физической культуры

Наряду со школой большими возможностями в физическом воспи­тании не только детей и подростков, но и всего населения, формирова­нии их физической культуры располагают различные социокультур­ные институты, в том числе семья, культурно-досуговые и динамично развивающиеся учреждения дополнительного образования. Они в со­стоянии предоставить желающим широкий выбор физкультурных заня-


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилышков. Социально-культурная деятельност ь раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности


тий. Однако они действуют разрозненно, поскольку взаимосвязи? школы, семьи, культурно-досуговых, физкультурно-оздоровительных учреждений в физическом воспитании детей и подростков, всего населе­ния в настоящее время нарушены.

Известно, что в процессе социализации дети усваивают образ жизни родителей, что в семье закладываются и формируются основы ряда уме- i ний, навыков и привычек, вырабатываются оценочные суждения и во многом определяется жизненная позиция подрастающего поколения, в том числе и отношение к физической культуре, к активному исполь­зованию ее средств в быту для укрепления здоровья, всестороннего развития и содержательной организации досуга. Семья — самая первая ступень воспитания. В формировании физической культуры детей важно выявить отношение родителей к физической культуре, структуру их физкультурно-спортивных потребностей.

К критериям физического развития и самосовершенствования относятся как качественные, так и количественные показатели участия детей, подростков и взрослых в спортивных школах, сек­циях, клубах, в системе общего и среднего специального образо­вания, а также на оздоровительных занятиях.

Качественными показателями служат степень овладения про­граммным материалом, знаниями, двигательными умениями и на­выками, способами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, уровень сформированности навыков самостоятель­ных занятий (внедрение занятий физической культурой в режим; дня). Данные критерии - важнейшие в оценке успеваемости по физкультуре.

Количественными показателями являются динамика развития физической подготовленности, показателей развития основных физи­ческих качеств (способностей): силовых, скоростных, координаци­онных, выносливости, гибкости и их сочетаний.

Как сфера реализации социально-культурной деятельности, физическая культура включает в себя целый ряд структурных эле­ментов. К ним относятся: физическое развитие и состояние здоро­вья; система знаний, умений и навыков по физической культуре, двигательных действий и качеств; устойчивый интерес и потребность личности в систематических физкультурно-оздоровительных занятиях; навыки самостоятельных занятий физической культурой.

Демократичность и гуманизм всегда были присущи клубной спор-


тивной работе в России. Инициативы гуманистически ориентиро­ванного физкультурно-спортивного движения требуют активной под­держки со стороны государственных и негосударственных структур.

Выполнить задачи по физическому воспитанию можно только в том случае, если наряду с уроками физической культуры будет развернута внеурочная спортивно-массовая работа в форме занятий кружков, спортивных секций, массовых соревнований, спортивных праздни­ков, туристских походов, кроссов, военно-спортивных игр и т.д., про­водимых в школах и досуговых внешкольных учреждениях.

В существенном совершенствовании нуждается взаимодействие уч­реждений физкультуры и спорта с другими культурно-досуговыми центрами в реализации программ выходного дня, Дня здоровья, массовых спортивных соревнований, спортивных и физкультурно-оздоровительных клубов и объединений. Целый рад проблем осложняет участие трудовых, учебных, бытовых коллективов в укреплении и раз­витии материальной базы физкультурно-оздоровительной работы среди детей, подростков и взрослых. Не везде уделяется должное внимание приобщению к самобытным национальным видам спорта и народным играм, обеспечению их профессионально-прикладной направлен­ности, связи с особенностями труда и быта людей, обычаями, традиция­ми, ремеслами.

Многие виды спорта и народные игры содержат накопленный за многие годы комплекс умений и навыков предшествующих поколе­ний. Нуждается в освоении практика разработки и реализации регио­нальных планов, досуговых проектов и программ по вовлечению различ­ных групп населения в занятия физкультурой и спортом, активный от­дых.

Противоречие между возможностями социально-культурной среды в формировании физической культуры детей и подростков и их фактическим использованием может быть устранено в процессе разра­ботки и реализации адекватных сегодняшнему дню организационных решений и сюциально-культурных технологий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1062; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.