КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Толерантность в контексте социально-культурной реабилитации
В глобальном контексте достаточно четко просматривается взаимосвязь идеи создания в России полноценного гражданского общества и развертывания системы социально-культурной реабилитации как одного из эффективных инструментов реализации этой идеи. Признание такой взаимосвязи требует дальнейшего осмысления и изменения самого функционального устройства реабилитационного процесса - от четко прописанных в квалификационных характеристиках целей и задач деятельности специалистов (организаторов) до надежно выверенной диагностики и оценки результативности используемых ими социально-культурных методов и технологий. Решение проблем жизни, труда, быта и досуга лиц с социальной недостаточностью требует комплексного подхода. Говоря о людях, входящих в ближайшее окружение человека с социальной недостаточностью (инвалида или пожилого), подчеркнем, что доминирующее место в работе с ними занимает формирование у них толерантности - качества, предполагающего терпимое, уважительное отношение к любому инакомыслию и инакодействию, равно как и к людям, которые в силу своего преклонного возраста, физических или умственных недостатков отличаются от окружения. ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельност ь. Как уже отмечалось, в обществе распространен устойчивы неблагоприятный стереотип восприятия таких неизбежных соци альных явлений, как инвалидность и старость. Например, некоторые люди психологически слабо подготовлены к наступлению поилого возраста, с трудом находят взаимопонимание с пожилыма: родственниками, другими согражданами старших возрастных, групп. Отсюда нередки в молодежной и подростковой сред проявления так называемого «эйджизма» - нетерпимости, непри- ятия представителей старшего поколения. Снижение уровня творческой активности пожилых людей, ослабление их социальной! адаптации также является проблемой. Подобная жизнедеятельная парадигма в работе с социалы незащищенными людьми выходит далеко за рамки чисто реаби литационной проблематики. Дело в том, что многие проблемы временной педагогики часто определяются неспособностью тра| диционных воспитательных систем, распространенных в совр менной школе, подготовить человека к драматическим реалия жизни. Это, в свою очередь, вызвано отрывочным и фрагментар ным характером образа самого человека, который формируется 4 образовательном процессе, вытеснением из образовательного териала наиболее острой проблематики человеческого бытия, ег неотъемлемых атрибутов - борьбы, страданий, несчастья. Восш тайного на таком «урезанном» проблемном поле молодого чело века при столкновении с драматической реальностью неизбе ожидают разочарование, цинизм и опустошенность. Исследователи природы толерантности и нетерпимости под черкивают, что толерантность (терпимость) и терпение (терпели вость) далеко не равнозначные понятия. Терпение чаще всего вы ражает чувство или действие со стороны человека, испытыва щего боль, насилие или другие формы негативного воздейств Терпимость - это способность личности открыто и решительна признать равенство других, отказаться от какого-либо доминирс вания или насилия по отношению к инакомыслящим или инако действующим. Как свойство, родственное свободному мышлению, талера*ность предполагает осознание того, что окружающая социально культурная среда является многоликой и многомерной, а знач* оценки находящихся в этой среде людей, в том числе лиц с раздел П. Сферы реализации социально-культурной деятельности недостаточностью, не могут и не должны сводиться к стереотипам. Толерантность как установка в отношении личности всегда является результатом добровольного индивидуального выбора, она не навязывайся, а приобретается в процессе воспитания, усвоения соответствующей информации, накопления личного жизненного опыта. Не овладев «азами» толерантности, социальному педагогу, менеджеру, технологу трудно добиваться решения реабилитационных задач, преодолевать препятствия в повседневных контактах с инвалидами и пожилыми людьми, менять, когда это нужно, тактику своего поведения. Не случайно толерантность стала «хитом» в повседневной практике менеджеров, педагогов, психологов, технологов, занятых в инвалидной или пожилой средах. Для школьной и студенческой аудитории специалистами разработана система тестов, позволяющих участникам проверить себя на толерантность, то есть определить, в какой степени каждый из них способен в инвалидной или пожилой среде продемонстрировать открытость, уважение к этим людям, солидарность и сопричастность с этой средой. Результаты тестов дали возможность разработать и осуществить анализ специальной шкалы толерантности, в которой фиксируются три уровня проявления этого качества у каждого из участников теста: 1)пассивность, закомплексованность; 2)терпимость, толерантность в полном смысле слова; 3)агрессивность, открытая неприязнь человека к окружающим его лицам с ограниченными возможностями. Работы и пособия, связанные с социально-культурной реабилитацией и воспитанием толерантности, используются при подготовке специалистов, персонала и управленческих кадров учреждений социальной защиты. Бесспорен факт, что отношение к инвалидам и пожилым людям свидетельствует о зрелости, социальном и нравственном здоровье общества. Совместная деятельность органов исполнительной власти всех уровней, общественных объединений, предприятий и организаций, самих инвалидов и лиц пожилого возраста показала, что россияне готовы сделать все возможное, чтобы создать условия для нормальной жизни людей в старости. Общество готово преодолеть стереотипные представления о представителях Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность этих групп населения, полнее использовать их профессиональный опыт и творческий потенциал. Реабилитационный потенциал социально-культурной деятельности обусловлен ее социализирующими и идентификационными возможностями. Всемирно-исторический процесс породил колоссальное многообразие частных факторов культурного развития человека и человечества, которые ребенок застает в готовой форме. Однако без внутренней духовно-смысловой работы значение этих факторов осталось бы «нулевым», а ребенок - абсолютно беспомощным существом перед лицом социокультурной реальности. Природа (если рассматривать ее в контексте антропогенеза), изъяв из генофонда человека инстинктивные механизмы поведения, передала свои развивающие функции культуре, которая оставляет свои творения открытыми для творческого освоения ребенком1. Таким образом, культура создает для человека исходную проблемную ситуацию развития, ставит его перед необходимостью развиваться универсально, т.е. саморазвиваться. На разных этапах онтогенеза ресурсы социокультурной среды претерпевают существенные преобразования в контексте собственной деятельности ребенка. Преобразуя ресурсы социокультурной среды, ребенок заново конструирует ее новые смысловые фрагменты, инициативно расширяя границы своего индивидуального опыта - границы той локальной зоны ближайшего развития, которые непосредственно задает взрослый. Тем самым самодетерминация целостного способа деятельной жизни ребенка становится логической доминантой его бытия. Это позволяет интерпретировать психическое развитие ребенка как изначально творческий, креативный процесс2. Творческое участие ребенка в изменении действительности и] самоизменении - процесс внутренне противоречивый. С одной стороны, такое участие предполагает разрыв с традиционным социальным опытом, известную свободу от его эталонов. С другой стороны, он подразумевает сопричастность ребенка творческой? традиции. Кудрявцев В. Т. Указ. соч. - С. 67. Там же. - С. 68. раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности Система социально-культурной реабилитации и поддержки, охватывающая сегодня практически большую часть населения, является и средством, и результатом общественной практики социально-культурной деятельности. В этой области занят многочисленный отряд специалистов - профессионалов самых различных отраслей и направлений. Все они прямо или косвенно участвуют в реализации реабилитационных проектов и программ, осуществлении многочисленных культуротерапевтических, реабилитационных технологий. Ниже приводится схема, дающая представление о широкой профилизации сотрудников социальных служб и учреждений. Реальная модель функциональных ролей специалистов,
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |