Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человек как субъект социально-культурной деятельности




Личность, выступающая в роли субъекта социально-культур­ной деятельности, - это человек, который благодаря своей актив­ности практически реализовал все элементы своего участия в этой деятельности, а именно: определил и тщательно осмыслил цель, осознал мотивы своего участия, подобрал необходимые средства,


Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

методы и приемы, осуществил соответствующие практические действия, оценил полученные результаты.

В обиходе ряда гуманитарных наук, прежде всего философии, пси­хологии, социологии и культурологии, постоянно встречаются термины «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Если под инди­видом понимается отдельный, конкретный человек как единичный пред­ставитель рода человеческого, то индивидуальность можно определить как совокупность черт и свойств, отличающих одного индивида от дру­гого.

В социальной психологии индивидуатьность человека, полностью обусловленная его социальной жизнью, ассоциируется с понятием «лич­ность»,

В контексте нашего предмета понятие личности используется, по крайней мере, в двух значениях.

Первое - личность как нормативный тип человека, соответствую­щий требованиям общества, его ценностно-нормативным стандартам, и совокупность свойств, присущих данному человеку и составляющих его индивидуальность, мировоззрение, способность выступать самостоя­тельно, от своего имени, открыто демонстрировать свои устремления, интересы.

Второе - личность рассматривается прежде всего как носитель оп­ределенных социальных характеристик, целая система социальных от­ношений, а с точки зрения культурологии, еще и носитель определенных духовных традиций, обычаев, норм и ценностей, доминирующих в куль­туре данного общества, член определенной социально-культурной груп­пы, посредством своей деятельности включенный в различные виды со­циально-культурной общественной практики,

В различных научных, главным образом культурологических, кон­цепциях человек рассматривается как субъект и объект социально-куль­турной деятельности. При этом сама деятельность, в которой человек выступает в качестве субъекта, характеризуется различными уровнями. Социально-культурная деятельность отдельно взятого человека может быть индивидуальной, коллективной (групповой) и массовой; профес­сиональной и непрофессиональной (любительской); по своему содержа­нию элементарной и сложной; конструктивной (созидательной) и дест­руктивной (разрушительной); духовной и материально-преобразователь­ной. Между всеми этими перечисленными разновидностями культурной деятельности существует диалектическая взаимосвязь и взаимозависи-


 

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

мость. Например, результатом духовной деятельности всегда является воплощение духовной продукции (знаний, умений, личного опыта) в конкретный материальный предмет, преобразуемый в овеществленную культурную ценность; творческий процесс создания культурных ценно­стей неизбежно предполагает их коммуникацию, передачу во времени и пространстве.

Личность - это неповторимый сплав мировоззрения, характера, способностей. Личностные свойства и в области культуры, образования, искусства, досуга имеют относительно устойчивое проявление. В пове­дении и внутреннем мире человека срабатывает, часто подвергаясь в той или иной степени трансформации, характерный тип социально-культур­ных ориентации и предпочтений. Именно личностные свойства в наи­большей степени подвержены воздействию окружающей социально-культурной среды и одновременно служат необходимым средством творческой самоактуализации и самореализации в этой среде. Другими словами, свойства личности не ограничиваются её социальной или куль­турной принадлежностью, а самым непосредственным образом обна­руживают себя в контактах с окружающей действительностью.

Человек на всем протяжении длительного исторического времени пережил эволюционное развитие на пути своего превращения в актив­ного субъекта социально-культурной деятельности. Диалектически это развитие носит ступенчатый характер: от биологического индивида (пер­вая ступень) через социализацию к члену общества, способному выпол­нять определенные социальные роли (вторая ступень) и далее - к форми­рованию личности как уникальной индивидуальности (третья ступень), проявляющей себя как полноправный субъект культуры и социально-культурной деятельности.

Выполняя функцию постоянного носителя социальных ролей и творца культурных ценностей в процессе социально-культурной дея­тельности, человек занимает ярко выраженную активную позицию, ко­торая составляет одну из ее характерных личностных черт.

Социализированная личность реализует свою активность в различ­ных видах индивидуальной и групповой социально-культурной деятель­ности: познавательной, направленной на познание окружающей действи­тельности и самопознание; преобразовательной, связанной с изменением окружающей среды, саморазвитием и самореализацией; ценностно-ори-ентационной (личностный выбор духовных и материальных ценностей для мотивации жизнедеятельности); аффективной (получение положи-


раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

тельных эмоций, включая эстетические переживания); проективной (предвосхищение желаемого будущего посредством проектов), комму­никационной (хранение, распространение и освоение культурной ин­формации.

Как реальность особого рода, уникальная в своей основе, личность в разные эпохи привлекала внимание многих философов, психологов, социологов, педагогов. Дискуссионные точки зрения по поводу общей модели личности и ее параметров мы находим в трудах Фрейда, Юнга, Олпорта, Салливсна, Роджерса, отечественных ученых (С. Иконниковой, А. Ковалева, И. Кона, А. Леонтьева, К. Платонова, Э. Соколова, В. Ядова и др.). Анализ позиций, высказанных исследователями, еще раз свиде­тельствует о несостоятельности одномерной характеристики личности, например, в виде «сгустка» сексуальной энергии или в качестве продукта сосредоточения всей совокупности общественных отношений.

Что является абсолютно бесспорным, так это бесконечная и совер­шенно естественная зависимость структуры личности от той страты (со­циального слоя), к которой она принадлежит. Именно этой принадлеж­ностью обусловлены органичная взаимосвязь важнейших компонентов личности, её психофизическая адаптация в среде обитания (гомонизация, приобщение к роду), общественная сориентированность (социализация), уникальность восприятия среды и ее взаимодействие (индивидуализа­ция).

В различных областях жизнедеятельности - производственной, гражданской, отчасти семейной - нередко преобладает нивелирование личности, подчинение ее общепринятым нормам, правилам, стандартам мышления и поведения. В отличие от них социально-культурная сфера, в частности сфера досуга, открыто отдает приоритет творческой индиви­дуализации личности. К сожалению, в процессе ориентации на массовые формы социально-культурной деятельности эта существенная законо­мерность досуга нередко игнорируется. Подавление самобытности лич­ности, насаждение массовых стереотипов в музыке, зрелищах, играх под видом коллективизма - результат подобной ориентации,

В педагогических характеристиках среды обитания и жизнедея­тельности личности ведущее место неизменно отводится анализу соци­ально-культурного контекста этой среды. Содержание социально-куль­турного контекста зависит от соответствующего ему уровня - федераль­ного, регионального и муниципального (местного), но в каждом кон­кретном случае обязательно предполагает наличие необходимого для


 

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилышков. Социально-культурная деятельность

развития личности образовательного, информационного, профессио­нального, общекультурного и досугового пространства.

Предметом многих педагогических исследований служит уровень включенности личности в социально-культурный контекст жизнедея­тельности своего региона (области, города, района), а также совокуп­ность условий, которые обеспечивают включение личности ребенка, подростка, взрослого человека в общемировое культурное, образова­тельное, информационное, профессиональное пространство.

Более глубокому пониманию роли и места личности в социально-культурных процессах способствует классификация лиц, выступающих в качестве субъектов профессиональной и непрофессиональной (люби­тельской), индивидуальной и коллективной социально-культурной дея­тельности. За основу градации здесь могут быть приняты характер и сте­пень сопричастности человека к потребительскому рынку в социально-культурной сфере.

В соответствии с данной классификацией в число субъектов соци­ально-культурной деятельности входят: лица, занятые производством культурного продукта, ценностей, благ, услуг (1); лица, занятые отбором, сохранением и распространением социально-культурных ценностей (2); лица, занятые управлением процессами отбора, сохранения, производ­ства и распространения культурных ценностей (социально-культурным менеджментом) (3); лица, занятые воспитательной и образовательной деятельностью в сфере культуры (4).

Говоря об активной роли личности в духовных процессах, необхо­димо подчеркнуть ведущую роль поколения как субъекта социокуль­турной деятельности. Само понятие поколения (лат.генерация) как кате­гории, отражающей различные аспекты родственной или возрастной структуры людей на каждом из этапов исторического развития общества, | подтверждает это.

Поколения и их отношения между собой - одна из самых главных действующих энергетических и информационных сил общества. Каждое очередное поколение убедительно демонстрирует свои силы и возмож­ности в качестве относительно самодостаточного социально-культурного института, реализующего свойственные ему социальные функции. При­оритетной функцией поколений, главенствующей в их отношениях друг с другом, является передача культурных ценностей. Непрерывность, преемственность и всеобъемлющий характер отличают этот процесс


Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

наследования социально-культурного опыта, делают духовную жизнь общества богатой и неповторимой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1666; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.