Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современная художественная культура и искусство: мониторинг проблем и практика их разрешения




Сегодня народная художественная культура и профессиональное искусство России относятся к числу наиболее значимых сфер общественной социально-культурной практики, постоянных объектов культур­ных интересов и предпочтений многочисленных групп и слоев населе­ния. Их поддержка и развитие являются генеральной задачей государст­венных федеральных и региональных целевых проектов и программ. Для того, чтобы отстоять свое право на выживание, многим жанрам и видам профессионального и самодеятельного искусства приходится не только рассчитывать на помощь государства, но и привлекать дополнительные средства - кредиты, спонсорство, собственные средства от платных ус­луг, инвестиции от частных, коммерческих фирм и компаний.

Среди приоритетных направлений социально-культурной политики государства в области художественной культуры выделяются проведе­ние мероприятий, обеспечивающих реализацию прав доступа граждан к различным видам искусств, расширение социальной сферы и географии востребованности профессионального искусства. Предметом внимания государственных органов культуры является постоянный рост массовой аудитории за счет увеличения разнообразия форм и жанров художест­венного предложения, государственная поддержка гастрольной деятель­ности театров и филармонических коллективов, в том числе зарубежных гастролей, включая обменные.

С помощью ученых осуществляется творческий мониторинг худо­жественного процесса - исследование и анализ предложения в области исполнительского искусства, жанровых и тематических тенденций фор­мирования репертуара. Государство заботится о развитии исторически сложившихся форм и явлений сценического искусства, являющихся на­циональным достоянием российской культуры и традиционно опреде­ляющих её статус в мировой культуре. Ежегодно расширяется практика


раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

0рганизации международных и внутрироссийких художественных вы­ставок, выставочных программ, музыкальных и драматических фестивалей, направления столичных и периферийных художественных коллек­тивов на крупнейшие международные фестивали.

Особое место отводится созданию необходимых условий для выяв­ления, становления и развития талантов, самореализации мастеров ис­кусств и расширения сферы их востребованности. Постоянной поддерж­кой и целевым поощрением пользуются новые авторы, художники, представители постановочных и исполнительских профессий, а также инновационные проекты в различных видах и жанрах искусства. Обеспе­чиваются благоприятные возможности для художественного совершен­ствования молодым деятелям искусств, их участия в конкурсах, фести­валях, творческих лабораториях, мастерских, семинарах.

По мере сил государство стремится укрепить ресурсную базу худо­жественной культуры и искусства. Министерство культуры принимает долевое участие в финансировании спектаклей и художественных про­грамм, в том числе создаваемых в театрально-концертных учреждениях.

Развивается и совершенствуется практика приобретения произве­дений драматургии, музыкального и изобразительного искусства, госу­дарственных и социальных заказов (на конкурсной основе) на создание спектаклей, концертных программ, проведение выставок, на реализацию разномасштабных комплексных проектов. Всё это делается в целях уси­ления влияния на художественно-репертуарную политику коллективов и организаций. Государством ежегодно выделяются средства целевым назначением и в порядке долевого участия на создание произведений общественно значимой тематики. Особой целевой поддержкой государ­ства пользуется создание произведений различных жанров для детей, подростков и молодежи. С целью расширения творческих предложений для этой категории Министерство культуры использует различные фор­мы финансовой поддержки.

Реализуется государственная программа в области монументального искусства, в рамках которой осуществляется проектирование и соору­жение памятников, монументов, мемориальных досок, памятных знаков (ежегодно до 15-20 проектов в Москве и регионах Российской Федера­ции), финансируется создание отдельных произведений монументально­го искусства.


 




 

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

О сложности и масштабности проблем, существующих в профес­сиональной художественной сфере, свидетельствует пример циркового искусства.

С большими материальными и финансовыми затратами связано обеспечение высокого творческого уровня создаваемых современных произведений циркового искусства (тематических шоу-представлений, спектаклей, программ), техническое и материальное переоснащение экс­плуатируемого циркового конвейера - аттракционов, исполнительских номеров, отдельных цирковых групп и коллективов. В активном продю-серстве, оказании материально-финансовой помощи нуждается деятель­ность по выявлению, подготовке и продвижению молодых исполните­лей, спортсменов, участников любительских студий, выпускников обра­зовательных цирковых учреждений при постановке новых программ и номеров.

Высокому престижу отечественного цирка способствуют внутрен­ние и зарубежные гастрольные поездки коллективов, организация уче­ничества в цирковых номерах и стажировки молодых артистов у веду­щих мастеров цирка, участие в международных и российских цирковых фестивалях, смотрах, конкурсах, где не обойтись без привлечения спон­соров и меценатов.

Постоянного внимания требует совершенствование материально-технической базы стационарных и передвижных цирковых комплексов и организаций, оснащение их необходимым современным оборудовани­ем - свето- и звукокомплексами, музыкальными инструментами, аттрак­ционами и т.д., автотранспортными средствами различного назначения, специально оборудованными кемпингами для эксплуатационных и бы­товых нужд, содержания животных и т.д.

Характерной сферой реализации социально-культурной деятельно­сти является музыка. Она занимает одно из главных мест в подростковой, молодежной субкультурах. Преобладающее число форм молодежного досуга прямо или косвенно связано с восприятием музыки, удовлетворе­нием музыкально-развлекательных потребностей. По данным социоло­гов, музыкальные предпочтения подростковой аудитории распростра­няются на такие жанровые категории, как: 1) модные направления со­временной молодежной музыки; 2) эстрадная музыка; 3) джазовая музы­ка; 4) народная музыка; 5) классическая музыка; 6) духовная музыка.

Современная музыка выступает фуппообразующим фактором в мо­лодежной среде, благодаря ей активно заявляют о себе молодежные клу-


раздел //. Сферы реализации социально-культурной деятельности

бы, объединения, студии, массовые движения, другие так называемые «подвижные структуры», которые вырабатывают свой, пусть и неписа­ный, устав, свои законы, свой стиль, своих лидеров. Специфика этого «музыкального» вида социально-культурной деятельности молодежи связана с её стремлением в какой-то степени компенсировать свою со­циальную незащищенность и ущемленность в правах, «разнообразить» свои отношения с обществом посредством демонстрации своего образа жизни, внешней атрибутики, нередко вызывающего поведения и других.

В современной музыке в конце XX столетия огромную популяр­ность у молодежной аудитории завоевал рейв - танцевальное направле­ние электронной музыки. Рейв-движение объединило сотни тысяч фана­тов как на Западе, так и в России, о чем свидетельствуют многочислен­ные фестивали, гала-концерты, смотры, конкурсы.

Творчество - процесс социально-культурной деятельности, который всегда обязательно связан с созданием, преобразованием, порождением нового, качественно оригинального результата, так как предполагает всегда творца, субъекта творческой активности

Кратко остановимся на характеристике таких видов культурно-творческой деятельности масс в условиях свободного времени, как социальное, художественное, научно-техническое и самобытное прикладное творчество.

Под социальным творчеством понимается общественная, ос­нованная на демократических, добровольных началах деятель­ность людей, связанная с осуществлением социальных проектов и инициатив в культурно-досуговой сфере. Сюда мы отнесем уча­стие в различных формах общественного самоуправления сферой культуры, досуга, спорта; работу в составе инициативных комис­сий и групп по подготовке и проведению разнообразных досуго-вых программ; выполнение эпизодических общественных поруче­ний. Отметим большое влияние социального творчества на разви­тие активности, инициативы не только взрослых, но и детей.

Обширную сферу представляет самодеятельное художествен­ное творчество, предполагающее непрофессиональную, индивиду­альную и коллективную деятельность в области театрального, во­кального, инструментально-оркестрового, изобразительного, эст­радного, циркового и других видов искусства. Следует подчерк­нуть, что самодеятельное творчество характеризуется сегодня сложными и противоречивыми процессами, существенными дис-


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность


раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности


 


пропорциями в развитии различных видов и жанров художественной самодеятельности.

Кризисные тенденции, проявляющиеся в значительном сокра­щении числа коллективов и занятых в них участников, коснулись традиционных и ранее популярных жанров - любительских теат­ров, академических хоров, оркестров народных инструментов, ду­ховых оркестров, агитбригад и т. д. В то же время резко возрос престиж целого ряда современных, в первую очередь молодежных, течений в сфере музыкального, хореографического, нетрадицион­ных видов любительского, авторского, прикладного творчества.

Трудно переоценить социальную значимость и такой особой сферы творческой деятельности, как научно-техническое творчество. В стране функционирует сеть учреждений и организаций, активно стимулирующих развитие научно-технического творчества школьников, учащихся техникумов и профтехучилищ, студентов, других социальных групп населения. Это клубные объединения юных техников и юных натуралистов, постоянно действующие выставки научно-технического творчества, существующее до сих пор движение, объединяющее изобретателей и рационализаторов, научно-технические общества, центры культуры и техники сеть периодических изданий, система конкурсов по профессиям и т. д. Среди конкретных проблем, связанных с дальнейшим развитием научно-технического творчества людей в условиях досуга, следует назвать обеспечение материально-технических условий, подбор руководителей, поиск оптимальных форм организации занятий.

Прикладным творчеством являются фольклор, различные виды; народных промыслов и ремесел.

Основной акцент в фольклорно-этнографической деятельности делается на создание и развитие в регионе сети центров и пунктов (мастерских, артелей, кооперативов), работающих на материале местных культурных традиций и ремесел и опирающихся на мест­ные ресурсы и общественную инициативу. Фольклорно-этнографическая деятельность является результатом такой регио­нальной социально-культурной политики, которая вместо демон­страции и трансляции готовых образцов культуры и искусства на­правлена на активное культуротворчество самого населения. Это культуротворчество характеризуется ростом социально-


культурной активности детей, подростков и взрослых, опорой на местные обычаи, традиции, этнические нормы и оценки, укрепле­нием социальных связей и формированием культурного облика, самобытного «культурного лица» своего края, города, селения

Фольклорное движение, объективно связанное с повышением престижа местных культурных традиций (особенно среди подро­стков и молодежи), охватывает многочисленные слои населения.

Одним из приоритетных направлений культуротворческой дея­тельности является и работа по сохранению, поддержанию и развитию художественных и бытовых ремесел. Под художествен­ным ремеслом обычно подразумевают изготовление материальных вещей (предметов), которые обладают особыми, часто неповтори­мыми эстетическими качествами и содержанием. Наряду с народ­ными обычаями и обрядами, фольклором, традиционными нацио­нальными и местными праздниками ремесла относятся к памятни­кам культуры, представляют собой органичную часть социально-культурного потенциала населения, проживающего на территории конкретного региона.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.