Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Досуг и охрана окружающей среды




Досуг - это часть внерабочего времени, остающаяся у человека по­сле выполнения необходимых обязанностей (приготовление и прием пищи, посещение магазинов и предприятий обслуживания, сон и др.).

Сферу досуга разделяют на несколько групп, как правило, свя­занных между собой: самообразование, культурное общение, физ­культура и спорт, туризм, неорганизованный отдых и т.п. В экологическом плане из сферы досуга можно выделить два на­правления, наиболее «привязанных» к природе: неорганизованный отдых и организованный отдых.

Если неорганизованный отдых - нерегулируемое во времени и про­странстве использование свободного (досугового) времени с не опреде-


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность

ленными однозначно целями («гуляние» во дворе, спонтанная поездка с товарищами в ближайший парк, где появился новый аттракцион, поездка в жаркий день на Москва-реку, встреча с друзьями где-нибудь в летнем кафе в Сокольниках и т.п.), то организованный отдых - планово регулируемое (лично или посредством специализированных организаций) использование времени досуга (или его части). Сюда следует отнести посещение театральных спектаклей и концертов по абонементам, отдых по путевкам в домах отдыха и домах творчества, туристические путешествия, как дальние, так и ближние, пешеходные прогулки, участие в систематических мероприятиях по восстановлению памятников истории, культуры и архитектуры (в Москве каждую субботу и воскресенье формируется около десятка групп - круглосуточно), поездки на садовые и дачные участки и др.

В большинстве из перечисленных способов использования досугового времени природа является не только фоном, но и предметом негосредственного воздействия человека. За исключением единственной активной формы с превалирующим положительным знаком (садоводство, огородничество), все остальные в той или иной степени наносят природе существенный вред. Наиболее ущербным для экологии является летний период: неорганизованный туризм (организованный - в меньшей степени), «отдых на природе» в выходные дни, с ростом автомобилизации населения охватывающий все более дальние пределы от городов, «вылазки на пикник» в городские парки и рекреационные зоны ближнего пригорода - все они порой просто гибельны для флоры и фауны, если не сразу, то с течением времени.Негативные последствия использования человеком природной среды в утилитарных целях («главное - получить удовольствие сегодня, а там - хоть трава не расти») могут быть преодолены рациональным сочетанием государственной бюджетной поддержки перспективных социально- культурных экспериментов и инициатив, а также усилий, направленных на сохранение и развитие национально-культурного достояния, одной стороны, а с другой - расширением коммерческих начат, отвечающих культурно-досуговым интересам, моде, предпочтениям различных слоевобщества; отказом от остаточного принципа выделения ресурсов на культуру, укреплением ее материально-технической базы, усилением роли муниципальных (местных) органов самоуправления в области финанси- рования и льготного налогообложения объектов социально-культурной деятельности.

Раздел II Сферы реализации социально-культурной деятельности

На современном этапе развития рыночных отношений широ­кое распространение получила техноэкономическая концепция досуга и досуговой деятельности.

Суть и назначение этой концепции имеют двоякий смысл С одной стороны, она ставит своей целью найти оптимальное взаи­модействие производственной сферы и сферы быта, которая под­чинена в конечном счете восстановлению физических, интеллек­туальных и эмоциональных сил человека. Современная ситуация в стране такова, что абсолютно нереально рассчитывать на увеличе­ние свободного времени каждой семьи или отдельного человека за счет сокращения затрат времени на непреложные нужды - проезд к месту работы и обратно, уборку и содержание жилища, личную гигиену, воспитание детей и уход за ними, сон, питание. Бытовые проблемы были, есть и будут. Поэтому более вероятным является путь рационального, концентрированного использования рекреа­ционных возможностей самой сферы быта, проведение целого комплекса социальных мероприятий, направленных на обеспе­чение рациональных затрат, восстановление и развитие сил чело­века.

Проблема актуальна, но вряд ли разрешима в современных ус­ловиях хотя бы потому, что затраты времени на непреложные за­нятия, например, на уборку и содержание жилища, дальше будут расти, а не сокращаться (из-за увеличения жилой площади, прихо­дящейся на человека, расширения мира вещей, окружающих его, и др.) так же, как и затраты времени на покупки (отсутствие очере­дей, широкий ассортимент, свобода выбора товара не сокращают. а увеличивают их).

Техноэкономическая концепция досуга имеет и другую сторо­ну. Наличие досуговых потребностей населения, рост спроса на многочисленные виды досуговых занятий неизбежно требуют соз­дания специальной отрасли досугового, рекреационного обслужи­вания, развития сферы досуговых услуг, индустрии отдыха и раз­влечений. Производитель досуговых услуг (туризм, шоу-бизнес, арт-бизнес, видеопрокат и др.) в процессе маркетингового иссле­дования выявляет потребителя, изучает или формирует (с помо­щью рекламы) рынок спроса на те или иные формы детского, под­росткового, молодежного или взрослого досуга. Возникает необ­ходимость в формировании и эксплуатации наиболее рентабель-


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

ной досуговой системы (досугового предприятия, центра, досуговой технологии или программы). Эта система удовлетворяет; спрос на досуговые услуги. Имея цель изъять у потребителя (кли­ента, заказчика) максимальное количество денег, владелец досуговой системы действует по формуле «потребитель получил досуго-вую услугу, а моя фирма - соответствующую прибыль». Поэтому; в сфере досуга стремятся к созданию высокотехнологических сиетем, позволяющих оказывать высококачественные и высокоопла- чиваемые услуги.

В определенном смысле техноэкономическая концепция досу-
га, ставящая в центр внимания рентабельность оказываемых услуг,
носит не столько гуманистический, сколько чисто коммерческий
характер. Здесь конкретный человек (ребенок, подросток, взрос-
лый) становится, по существу, клиентом, от которого получают
доход, прибыль. Чтобы каким-то образом гуманизировать эту кон-
цепцию, государственным, общественным, коммерческим струк-
турам надо позаботиться о расширении предлагаемых досуговых
услуг, о сохранении определенного ассортимента недорогих услуг,
доступных людям, обладающим низкими доходами. Например,
резко возросла стоимость водных круизов из-за усложнения об
служивания речных и морских судов, создания повышенных ком-
фортных условий - в результате этим видом услуг пользуются.

На содержание и виды досуга и досуговой деятельности суще­
ственное влияние оказали долгое время господствовавшие в этой
сфере социально-управленческие концепции.

Социально-управленческие концепции явились продуктом ко- мандно-административной системы. Вместо того чтобы обеспе- чить, как подобает любому органу управления, сохранение струк- туры досуга, поддержание оптимального режима досуговой дея- тельности, реализацию гуманистических целей и функций досуга, эти концепции практически установили жесткую регламентацию досуговых центров, всех видов и форм досуговых занятий с помо щью различного рода норм и нормативов. Приоритетную роль иг рали общественно-политические, идеологические, административч ные, внеэкономические рычаги управления досуговой сферой.

В течение многих десятилетий социально-управленческие концепции досуга в стране не имели надежной научной базы, чет


раздел 11. Сферы реализации социалыю-культурной деятельности

ко выверенного прогноза. В конечном счете в условиях дефицита многих видов досуговых услуг, сравнительно невысокого уровня досуговой культуры населения (которое в массе своей довольство­валось весьма примитивными формами) и господства ведомствен­ного подхода к организации отдыха в этой важной сфере сложи­лись определенные стереотипы.

Назовем некоторые из них, наиболее типичные для советского общества. Потребности в отдыхе, оздоровлении и лечении удовле­творялись только за счет общественных фондов потребления, а не личных средств граждан и главным образом в их отпускной пери­од. Не были достаточно развиты общественно организованные формы краткосрочного отдыха - в конце рабочего дня или недели, послетрудовая реабилитация (восстановление) непосредственно на предприятиях, отдых для многопоколенных семей и т.д. Это при­вело к тому, что сфера свободного времени людей, особенно под­ростков и молодежи, заполнялась негативными и асоциальными формами проведения досуга.

Проблема досуга населения решалась в основном путем созда­ния многоместных досуговых и рекреационных комплексов - са­наториев и домов отдыха на сотни и тысячи мест, крупных Двор­цов и Домов культуры, многоместных летних театров и кинотеат­ров, стадионов и других досуговых центров. Дома отдыха, санато­рии открывались вблизи крупных городов вне зависимости от то­го, имелась ли для этого необходимая ресурсная, лечебная, при­родная среда. Дома и Дворцы культуры сооружались в непосред­ственной близости от предприятий, а не в жилых районах.

Существовала жесткая административно-ведомственная под­чиненность здравниц, лечебных комплексов, Дворцов культуры, стадионов и спортивных площадок. Одновременно с этим слабо развивались дачные, садово-кооперативные формы отдыха трудя­щихся и членов их семей.

Многие преобладавшие ранее стереотипы в наши дни стали неприемлемыми. Например, полностью исчерпала себя концепция создания сети домов отдыха для так называемых здоровых людей (их много строили не только вокруг городов, но и в сельской ме­стности - межколхозные, колхозные дома отдыха). Пионерские лагеря к настоящему времени превратились в летние места пребы­вания детей за весьма высокую, недоступную для многих семей


ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

плату. Широко распространенные в свое время турбазы трансфер- \ мировались в тургостиницы, кемпинги, обладающие довольно ог- ' раниченными экскурсионными ресурсами.

Исследуя категорию, называемую досугом, многие ученые ус-, танавливают его связь с потребностями личности и общности, группы. Досуг определяется как поиск состояния удовлетворения - состояния, которое можно охарактеризовать как самоцель. По­иск удовлетворения, удовольствия, развлечения - одна из фунда­ментальных характеристик досуга в современном обществе.

На содержании досуга как социально-культурного явления; серьезно сказались негативные последствия остаточного принци- па, связанные с ним жесткое администрирование и чрезмерная; регламентация. Это привело к неприятию гедонистической приро ды досуга, гедонистической трактовки его пути. Более того, среди некоторых ученых утвердилось мнение о гедонистической функции досуга как чисто потребительской по своему содержанию.; Этого оказалось достаточно, чтобы объявить несостоятельность1 : гедонистической трактовки досуга.

Подобная ограниченность сказывается и в трактовках понятий: «общение», «творчество», «отдых» и других, относящихся к характерным процессам социально-культурной деятельности. Например, термин «общение», хотя и употребляется весьма часто, характеризуется однозначно как средство достижения какой-либо; цели (обучения, воспитания) и значительно реже - как самоцель,. как огромная ценность сама по себе.

Никто не привязан к досуговой деятельности материальными ! или моральными нуждами, юридическими обязанностями, как, на­пример, в процессе образования, зарабатывания на жизнь или вы­полнения гражданских и религиозных церемоний. Социальное давление или привычка могут препятствовать решению бросить какой-то вид досуговой деятельности. Но вопрос «доволен ли че­ловек?» является здесь наиболее важным по сравнению с любой другой формой деятельности.

Главное условие досуга — поиск состояния удовлетворенно­сти. Это состояние может быть лишено всякого напряжения, кон­центрации умственной деятельности, но достигается оно благода­ря самодисциплине, добровольным усилиям или даже направлен­ности на вознаграждение.


раздел II Сферы реализации социально-культурной деятельности

Поиск разнообразия также относится к фундаментальным ха­рактеристикам досуга. Когда человек не получает ожидаемого удовольствия или развлечения, досуг для него теряет смысл, пере­стает быть полноценным, обедняется.

Традиционное понимание досуга необходимо постоянно соот­носить с особенностями образа жизни и ориентациями различных социальных групп. Оснований для этого достаточно хотя бы пото­му, что, во-первых, значительная часть людей (например, пенсио­неры) вообще не работает, во-вторых, для некоторых досуг пред­ставляется более важным и существенным делом, чем работа, в-третьих, существуют виды досуга, которые тесно переплетаются с работой.

На выбор досуговых занятий существенно влияет социальная принадлежность человека. Отсюда большие различия в этом вы­боре у разных социально-демографических групп. Одни предпо­читают активные виды спорта, экскурсии, поездки за город, куль­турные мероприятия. У других на первом месте телевизор, посе­щение спортивных зрелищ, уход за садом и огородом и др.

Факторами, влияющими на выбор досуговых форм, являются материальная обеспеченность, культурные различия, исторически сложившиеся национальные особенности различных слоев и групп, местные условия, состояние здоровья, семейное положение и др.

Справедливо рассматривать современный досуг как социально открытую систему. Мы переживаем период перехода от господ­ствовавших долгое время в этой сфере административно-командных стереотипов к многообразию альтернативных моделей досуга и досуговой деятельности. На практике утвердилось мно­жество различных досуговых институтов, центров, объединений, организаций, максимально открытых для социализации личности, для сотрудничества с другими социальными службами.

Для досуга как социально-культурной категории характерно динамичное развитие процессов, одновременно охватывающих и различные социальные слои населения, и огромную сферу, назы­ваемую культурным пространством. К этим процессам относятся, во-первых, непрерывная дифференциация групп населения в сфере свободного времени по интересам, которая обусловливает неиз­бежное размежевание, интеграцию, здоровую конкуренцию досу-


Т. Г. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность

говых общностей, во-вторых, рост или стагнация досуговой ква-
лификации.

В то время как способность и умение части населения само­
стоятельно организовывать свой собственный досуг ярко проявля­
ется и в семейной сфере, и при создании социально-культурных
обществ и объединений (в том числе и любительских), у большин­
ства взрослых и детей уровень знаний и навыков рационального и
разнообразного использования свободного времени в рекреацион­
ных, восстановительных целях явно недостаточен По данным
многих исследователей, рекреативный досуг не обрел прочную и,,
широкую социальную основу. Многие группы населения, в пер-
вую очередь молодежь и подростки, не владеют необходимой до-
суговой квалификацией, культурой использования свободного
времени. Действующие учреждения культуры, в свою очередь, на
протяжении многих лет часто сводили рекреативный досуг, актив-
ный отдых, развлечения, восстановление физических и духовных
сил человека лишь к своей вторичной функции, выдвигая на пер-
вое место производственные, сугубо профессиональные пробле­
мы.

Вот почему среди главных принципов, лежащих в основе кон­
цепций современного социально-культурного досугового центра,;выделяются требования целостности, полноты, доступности и не-
прерывности сферы досуговой деятельности. Главной целью этой
деятельности было, есть и остается воспроизводство человека, его
творческих способностей, социально-культурной активности и
физических сил, необходимых для его основной жизнедеятельно-
сти.

Длительное время, пока досуг еще не был актуальной проблемой и не привлекал широкого общественного внимания, вопросы социально-культурной деятельности населения, выбора тех или иных форм досуговых, любительских занятий решались преиму­щественно в рамках заданных стереотипов, практически без ак­тивного участия самих людей.

Досуговая ситуация в нашей стране во многом определялась пережитыми обществом социальными сдвигами и потрясениями — процессами урбанизации и индустриализации, коллективиза­ции, войной, послевоенными тенденциями, в ходе которых наблю­дался значительный разрыв традиционных (в том числе общин-


раздел //. Сферы реализации социально-культурной деятельности

ных, семейных) связей Существенно изменялся и сам субъект до­суга, досуговой деятельности в лице конкретной общности (со­циума) и, прежде всего, семьи. Социальные институты сегодня во многом утратили свои возможности и способности в таком важ­ном деле, как сохранение и развитие культуры и искусства, при­умножение общенародных и местных социально-культурных, в том числе досуговых, традиций.

Эти стереотипы сложились и в наибольшей мере проявились в 20-30-х годах, связанных с реализацией задач культурного строи­тельства и естественным расцветом просветительства. Основную часть активного «досугового поля» занимала достаточно жесткая и унифицированная система школ, курсов, кружков, позднее - на­родных университетов и лекториев. И даже тогда, когда задачи культурного подъема были в значительной степени решены, эта мощная система, базируясь на фундаменте субъектно-объектных отношений, массовом охвате населения, наборе традиционных ме­роприятий, по инерции продолжала господствовать в культурно-досуговой сфере. Преобладающее место по-прежнему отводилось усредненному и часто безликому объекту в лице массовой аудито­рии, группы или отдельной личности, которые постоянно нужда­лись в педагогической опеке, обучении, перевоспитании

Рано или поздно процессы роста духовных потребностей лю­дей и демократизации общественной жизни, широкого проявления общественных инициатив в культурно-досуговой сфере должны были прийти в противоречие с ограниченной субъектно-объектной схемой. Именно такая ситуация наблюдается в настоящее время: существующие в сфере культуры и досуга структуры постепенно адаптируются к современному состоянию социально-культурной деятельности.

Анализ концепций досуга и досуговой деятельности последних десятилетий позволяет судить о большой разноголосице в пред­ставлениях о досуге как объекте научного исследования. В науч­ной литературе 60-80-х годов самотолкование понятия «досуг» напоминает смесь самых различных и часто не поддающихся на­учной классификации терминов: отдых, развлечение, удовольст­вие, игра, свободное время, нерабочая (непрофессиональная) дея­тельность, свобода, рекреация и т.п. Проводившиеся дискуссии по поводу дефиниций досуга отражали и по сей день отражают поис-


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

 

ки наиболее адекватного выражения в понятии «досуг» тех или

иных исследуемых реальных процессов. Гуманизация науки в 60-70-х годах в целом побудила к постепенному переходу от тради­ционного понимания досуга как времени к пониманию досуга как деятельности.

В тот же период активно развивающаяся «деятельностная»
концепция досуга в значительной мере была сориентирована на
профессиональное развитие личности. Она исходила из представ­
ления, что досуговые занятия служат продолжением профессио-
нальной деятельности, непосредственно способствуют повыше-
нию ее эффективности.

Но социальная значимость досуга не может сводиться только к

утилитарным результатам. Сегодня в связи с движением нашего

общества к духовному обновлению досуг помимо своих узко-

рекреационных и профессиональных целей служит сферой духов-

ного возвышения человека, его нравственного и эстетического со-

вершенствования, активного участия в культурном творчестве.

Вообще всякие попытки преувеличения, абсолютизации какой-

либо одной стороны досуга неизбежно приводят к обесцениванию

сложившихся досуговых традиций и видов занятий, появлению

множества альтернативных, в основном неформальных, стихийно

возникающих досуговых форм (главным образом, в молодежной

сфере), которые демонстративно противопоставляются общеуста-

новленным, общепринятым.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 540; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.