КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Досуг и охрана окружающей среды
Досуг - это часть внерабочего времени, остающаяся у человека после выполнения необходимых обязанностей (приготовление и прием пищи, посещение магазинов и предприятий обслуживания, сон и др.). Сферу досуга разделяют на несколько групп, как правило, связанных между собой: самообразование, культурное общение, физкультура и спорт, туризм, неорганизованный отдых и т.п. В экологическом плане из сферы досуга можно выделить два направления, наиболее «привязанных» к природе: неорганизованный отдых и организованный отдых. Если неорганизованный отдых - нерегулируемое во времени и пространстве использование свободного (досугового) времени с не опреде- Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность ленными однозначно целями («гуляние» во дворе, спонтанная поездка с товарищами в ближайший парк, где появился новый аттракцион, поездка в жаркий день на Москва-реку, встреча с друзьями где-нибудь в летнем кафе в Сокольниках и т.п.), то организованный отдых - планово регулируемое (лично или посредством специализированных организаций) использование времени досуга (или его части). Сюда следует отнести посещение театральных спектаклей и концертов по абонементам, отдых по путевкам в домах отдыха и домах творчества, туристические путешествия, как дальние, так и ближние, пешеходные прогулки, участие в систематических мероприятиях по восстановлению памятников истории, культуры и архитектуры (в Москве каждую субботу и воскресенье формируется около десятка групп - круглосуточно), поездки на садовые и дачные участки и др. В большинстве из перечисленных способов использования досугового времени природа является не только фоном, но и предметом негосредственного воздействия человека. За исключением единственной активной формы с превалирующим положительным знаком (садоводство, огородничество), все остальные в той или иной степени наносят природе существенный вред. Наиболее ущербным для экологии является летний период: неорганизованный туризм (организованный - в меньшей степени), «отдых на природе» в выходные дни, с ростом автомобилизации населения охватывающий все более дальние пределы от городов, «вылазки на пикник» в городские парки и рекреационные зоны ближнего пригорода - все они порой просто гибельны для флоры и фауны, если не сразу, то с течением времени.Негативные последствия использования человеком природной среды в утилитарных целях («главное - получить удовольствие сегодня, а там - хоть трава не расти») могут быть преодолены рациональным сочетанием государственной бюджетной поддержки перспективных социально- культурных экспериментов и инициатив, а также усилий, направленных на сохранение и развитие национально-культурного достояния, одной стороны, а с другой - расширением коммерческих начат, отвечающих культурно-досуговым интересам, моде, предпочтениям различных слоевобщества; отказом от остаточного принципа выделения ресурсов на культуру, укреплением ее материально-технической базы, усилением роли муниципальных (местных) органов самоуправления в области финанси- рования и льготного налогообложения объектов социально-культурной деятельности. Раздел II Сферы реализации социально-культурной деятельности На современном этапе развития рыночных отношений широкое распространение получила техноэкономическая концепция досуга и досуговой деятельности. Суть и назначение этой концепции имеют двоякий смысл С одной стороны, она ставит своей целью найти оптимальное взаимодействие производственной сферы и сферы быта, которая подчинена в конечном счете восстановлению физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека. Современная ситуация в стране такова, что абсолютно нереально рассчитывать на увеличение свободного времени каждой семьи или отдельного человека за счет сокращения затрат времени на непреложные нужды - проезд к месту работы и обратно, уборку и содержание жилища, личную гигиену, воспитание детей и уход за ними, сон, питание. Бытовые проблемы были, есть и будут. Поэтому более вероятным является путь рационального, концентрированного использования рекреационных возможностей самой сферы быта, проведение целого комплекса социальных мероприятий, направленных на обеспечение рациональных затрат, восстановление и развитие сил человека. Проблема актуальна, но вряд ли разрешима в современных условиях хотя бы потому, что затраты времени на непреложные занятия, например, на уборку и содержание жилища, дальше будут расти, а не сокращаться (из-за увеличения жилой площади, приходящейся на человека, расширения мира вещей, окружающих его, и др.) так же, как и затраты времени на покупки (отсутствие очередей, широкий ассортимент, свобода выбора товара не сокращают. а увеличивают их). Техноэкономическая концепция досуга имеет и другую сторону. Наличие досуговых потребностей населения, рост спроса на многочисленные виды досуговых занятий неизбежно требуют создания специальной отрасли досугового, рекреационного обслуживания, развития сферы досуговых услуг, индустрии отдыха и развлечений. Производитель досуговых услуг (туризм, шоу-бизнес, арт-бизнес, видеопрокат и др.) в процессе маркетингового исследования выявляет потребителя, изучает или формирует (с помощью рекламы) рынок спроса на те или иные формы детского, подросткового, молодежного или взрослого досуга. Возникает необходимость в формировании и эксплуатации наиболее рентабель- Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность ной досуговой системы (досугового предприятия, центра, досуговой технологии или программы). Эта система удовлетворяет; спрос на досуговые услуги. Имея цель изъять у потребителя (клиента, заказчика) максимальное количество денег, владелец досуговой системы действует по формуле «потребитель получил досуго-вую услугу, а моя фирма - соответствующую прибыль». Поэтому; в сфере досуга стремятся к созданию высокотехнологических сиетем, позволяющих оказывать высококачественные и высокоопла- чиваемые услуги. В определенном смысле техноэкономическая концепция досу- На содержание и виды досуга и досуговой деятельности суще Социально-управленческие концепции явились продуктом ко- мандно-административной системы. Вместо того чтобы обеспе- чить, как подобает любому органу управления, сохранение струк- туры досуга, поддержание оптимального режима досуговой дея- тельности, реализацию гуманистических целей и функций досуга, эти концепции практически установили жесткую регламентацию досуговых центров, всех видов и форм досуговых занятий с помо щью различного рода норм и нормативов. Приоритетную роль иг рали общественно-политические, идеологические, административч ные, внеэкономические рычаги управления досуговой сферой. В течение многих десятилетий социально-управленческие концепции досуга в стране не имели надежной научной базы, чет раздел 11. Сферы реализации социалыю-культурной деятельности ко выверенного прогноза. В конечном счете в условиях дефицита многих видов досуговых услуг, сравнительно невысокого уровня досуговой культуры населения (которое в массе своей довольствовалось весьма примитивными формами) и господства ведомственного подхода к организации отдыха в этой важной сфере сложились определенные стереотипы. Назовем некоторые из них, наиболее типичные для советского общества. Потребности в отдыхе, оздоровлении и лечении удовлетворялись только за счет общественных фондов потребления, а не личных средств граждан и главным образом в их отпускной период. Не были достаточно развиты общественно организованные формы краткосрочного отдыха - в конце рабочего дня или недели, послетрудовая реабилитация (восстановление) непосредственно на предприятиях, отдых для многопоколенных семей и т.д. Это привело к тому, что сфера свободного времени людей, особенно подростков и молодежи, заполнялась негативными и асоциальными формами проведения досуга. Проблема досуга населения решалась в основном путем создания многоместных досуговых и рекреационных комплексов - санаториев и домов отдыха на сотни и тысячи мест, крупных Дворцов и Домов культуры, многоместных летних театров и кинотеатров, стадионов и других досуговых центров. Дома отдыха, санатории открывались вблизи крупных городов вне зависимости от того, имелась ли для этого необходимая ресурсная, лечебная, природная среда. Дома и Дворцы культуры сооружались в непосредственной близости от предприятий, а не в жилых районах. Существовала жесткая административно-ведомственная подчиненность здравниц, лечебных комплексов, Дворцов культуры, стадионов и спортивных площадок. Одновременно с этим слабо развивались дачные, садово-кооперативные формы отдыха трудящихся и членов их семей. Многие преобладавшие ранее стереотипы в наши дни стали неприемлемыми. Например, полностью исчерпала себя концепция создания сети домов отдыха для так называемых здоровых людей (их много строили не только вокруг городов, но и в сельской местности - межколхозные, колхозные дома отдыха). Пионерские лагеря к настоящему времени превратились в летние места пребывания детей за весьма высокую, недоступную для многих семей ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность плату. Широко распространенные в свое время турбазы трансфер- \ мировались в тургостиницы, кемпинги, обладающие довольно ог- ' раниченными экскурсионными ресурсами. Исследуя категорию, называемую досугом, многие ученые ус-, танавливают его связь с потребностями личности и общности, группы. Досуг определяется как поиск состояния удовлетворения - состояния, которое можно охарактеризовать как самоцель. Поиск удовлетворения, удовольствия, развлечения - одна из фундаментальных характеристик досуга в современном обществе. На содержании досуга как социально-культурного явления; серьезно сказались негативные последствия остаточного принци- па, связанные с ним жесткое администрирование и чрезмерная; регламентация. Это привело к неприятию гедонистической приро ды досуга, гедонистической трактовки его пути. Более того, среди некоторых ученых утвердилось мнение о гедонистической функции досуга как чисто потребительской по своему содержанию.; Этого оказалось достаточно, чтобы объявить несостоятельность1 : гедонистической трактовки досуга. Подобная ограниченность сказывается и в трактовках понятий: «общение», «творчество», «отдых» и других, относящихся к характерным процессам социально-культурной деятельности. Например, термин «общение», хотя и употребляется весьма часто, характеризуется однозначно как средство достижения какой-либо; цели (обучения, воспитания) и значительно реже - как самоцель,. как огромная ценность сама по себе. Никто не привязан к досуговой деятельности материальными ! или моральными нуждами, юридическими обязанностями, как, например, в процессе образования, зарабатывания на жизнь или выполнения гражданских и религиозных церемоний. Социальное давление или привычка могут препятствовать решению бросить какой-то вид досуговой деятельности. Но вопрос «доволен ли человек?» является здесь наиболее важным по сравнению с любой другой формой деятельности. Главное условие досуга — поиск состояния удовлетворенности. Это состояние может быть лишено всякого напряжения, концентрации умственной деятельности, но достигается оно благодаря самодисциплине, добровольным усилиям или даже направленности на вознаграждение. раздел II Сферы реализации социально-культурной деятельности Поиск разнообразия также относится к фундаментальным характеристикам досуга. Когда человек не получает ожидаемого удовольствия или развлечения, досуг для него теряет смысл, перестает быть полноценным, обедняется. Традиционное понимание досуга необходимо постоянно соотносить с особенностями образа жизни и ориентациями различных социальных групп. Оснований для этого достаточно хотя бы потому, что, во-первых, значительная часть людей (например, пенсионеры) вообще не работает, во-вторых, для некоторых досуг представляется более важным и существенным делом, чем работа, в-третьих, существуют виды досуга, которые тесно переплетаются с работой. На выбор досуговых занятий существенно влияет социальная принадлежность человека. Отсюда большие различия в этом выборе у разных социально-демографических групп. Одни предпочитают активные виды спорта, экскурсии, поездки за город, культурные мероприятия. У других на первом месте телевизор, посещение спортивных зрелищ, уход за садом и огородом и др. Факторами, влияющими на выбор досуговых форм, являются материальная обеспеченность, культурные различия, исторически сложившиеся национальные особенности различных слоев и групп, местные условия, состояние здоровья, семейное положение и др. Справедливо рассматривать современный досуг как социально открытую систему. Мы переживаем период перехода от господствовавших долгое время в этой сфере административно-командных стереотипов к многообразию альтернативных моделей досуга и досуговой деятельности. На практике утвердилось множество различных досуговых институтов, центров, объединений, организаций, максимально открытых для социализации личности, для сотрудничества с другими социальными службами. Для досуга как социально-культурной категории характерно динамичное развитие процессов, одновременно охватывающих и различные социальные слои населения, и огромную сферу, называемую культурным пространством. К этим процессам относятся, во-первых, непрерывная дифференциация групп населения в сфере свободного времени по интересам, которая обусловливает неизбежное размежевание, интеграцию, здоровую конкуренцию досу- Т. Г. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность говых общностей, во-вторых, рост или стагнация досуговой ква- В то время как способность и умение части населения само Вот почему среди главных принципов, лежащих в основе кон Длительное время, пока досуг еще не был актуальной проблемой и не привлекал широкого общественного внимания, вопросы социально-культурной деятельности населения, выбора тех или иных форм досуговых, любительских занятий решались преимущественно в рамках заданных стереотипов, практически без активного участия самих людей. Досуговая ситуация в нашей стране во многом определялась пережитыми обществом социальными сдвигами и потрясениями — процессами урбанизации и индустриализации, коллективизации, войной, послевоенными тенденциями, в ходе которых наблюдался значительный разрыв традиционных (в том числе общин- раздел //. Сферы реализации социально-культурной деятельности ных, семейных) связей Существенно изменялся и сам субъект досуга, досуговой деятельности в лице конкретной общности (социума) и, прежде всего, семьи. Социальные институты сегодня во многом утратили свои возможности и способности в таком важном деле, как сохранение и развитие культуры и искусства, приумножение общенародных и местных социально-культурных, в том числе досуговых, традиций. Эти стереотипы сложились и в наибольшей мере проявились в 20-30-х годах, связанных с реализацией задач культурного строительства и естественным расцветом просветительства. Основную часть активного «досугового поля» занимала достаточно жесткая и унифицированная система школ, курсов, кружков, позднее - народных университетов и лекториев. И даже тогда, когда задачи культурного подъема были в значительной степени решены, эта мощная система, базируясь на фундаменте субъектно-объектных отношений, массовом охвате населения, наборе традиционных мероприятий, по инерции продолжала господствовать в культурно-досуговой сфере. Преобладающее место по-прежнему отводилось усредненному и часто безликому объекту в лице массовой аудитории, группы или отдельной личности, которые постоянно нуждались в педагогической опеке, обучении, перевоспитании Рано или поздно процессы роста духовных потребностей людей и демократизации общественной жизни, широкого проявления общественных инициатив в культурно-досуговой сфере должны были прийти в противоречие с ограниченной субъектно-объектной схемой. Именно такая ситуация наблюдается в настоящее время: существующие в сфере культуры и досуга структуры постепенно адаптируются к современному состоянию социально-культурной деятельности. Анализ концепций досуга и досуговой деятельности последних десятилетий позволяет судить о большой разноголосице в представлениях о досуге как объекте научного исследования. В научной литературе 60-80-х годов самотолкование понятия «досуг» напоминает смесь самых различных и часто не поддающихся научной классификации терминов: отдых, развлечение, удовольствие, игра, свободное время, нерабочая (непрофессиональная) деятельность, свобода, рекреация и т.п. Проводившиеся дискуссии по поводу дефиниций досуга отражали и по сей день отражают поис- Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность
ки наиболее адекватного выражения в понятии «досуг» тех или иных исследуемых реальных процессов. Гуманизация науки в 60-70-х годах в целом побудила к постепенному переходу от традиционного понимания досуга как времени к пониманию досуга как деятельности. В тот же период активно развивающаяся «деятельностная» Но социальная значимость досуга не может сводиться только к утилитарным результатам. Сегодня в связи с движением нашего общества к духовному обновлению досуг помимо своих узко- рекреационных и профессиональных целей служит сферой духов- ного возвышения человека, его нравственного и эстетического со- вершенствования, активного участия в культурном творчестве. Вообще всякие попытки преувеличения, абсолютизации какой- либо одной стороны досуга неизбежно приводят к обесцениванию сложившихся досуговых традиций и видов занятий, появлению множества альтернативных, в основном неформальных, стихийно возникающих досуговых форм (главным образом, в молодежной сфере), которые демонстративно противопоставляются общеуста- новленным, общепринятым.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 583; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |