Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-культурная политика: сущность и концептуальная основа 3 страница




При этом следует подчеркнуть, что социально-культурная по­литика как любая управленческая деятельность предполагает вы­полнение в определенной последовательности основных управ­ленческих функций.

Это сбор, обработка, систематизация, оценка и анализ необхо­димой информации; выработка на основе собранной информации конкретного плана действий; организация выполнения намечен­ного плана или программы действий; координация усилий, посто­янные регулирование и контроль, обеспечение обратной связи -получения информации о реакции окружающей среды на пред­принимаемые в рамках социально-культурной политики действия

Главным результатом социально-культурной политики всегда остаётся сохранение, обогащение, воспроизводство социально вос­требованных культурных норм и отношений в конкретной среде го­рода или района. Поэтому содержание бытующих в практике субъ­ектов Российской Федерации моделей социально-культурной по­литики подчиняется, как правило, двум основным направлениям.

С одной стороны - это сохранение (консервация) или воспро­изводство необходимого уровня культуры, культурной среды, опыта, норм и традиций. С другой - частичное или полное изме­нение культурных норм и традиций, внедрение и поддержка новых подходов в культуре. Как «вертикальные», так и «горизонталь-


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилышков. Социально-культурная деятельность

ные» межсубъектные модели социально-культурной политики от
личаются вариативностью, они формируются под влиянием общественности и отдельных граждан, зависят от конкретных общественно-политических, социально-экономических, культурных ситуаций.

Концепции, программы, проекты, реализуемые не только на региональном, но и на местном, локальном уровне с помощью и на. базе средств массовой информации, учреждений культуры, образования, социального обслуживания, досуга, спорта, по своей сути являются не только убедительным результатом, но и эффективным инструментом социально-культурной политики.

Таким образом, при всем разнообразии бытующих в науке и практике моделей социально-культурной политики в них постоянно присутствует один и тот же обязательный компонент - культурные нормы и традиции. Будучи прямо или косвенно направленной на сохранение и изменение существующих норм и традиций либо на внедрение принципиально новых элементов, социально-культурная политика неизменно сохраняет главные черты, составляющие её ценность и достоинство, - это вариативность её содержания, опора на социально-культурную инициативу и активность общественности и отдельных граждан.

Вопросы дня проверки и самоконтроля к разделу

1. Понятие «социально-культурная деятельность» в своем историческом и современном контекстах обладает эволюционной преемственностью по отношению к таким терминам, как «внешкольное образование», «политико-просветительная работа», «культурно-просветительная работа», «культурно-воспитательнаяработа», «культурно-досуговая деятельность». Чем обусловле­на диалектика появления и развития этого понятия?

2. В каждом из терминов, предшествовавших или сопутствую­
щих сегодня понятию «социально-культурная деятельность», за­
ключены глубокий смысл и содержание. В чем, по Вашему
мнению, состоит: а) историческая обусловленность каждого из
них; б) их сходство и различие; в) их преемственность;
г)специфика влияния каждого из них на развитие личности;
д)характер взаимоотношений объекта и субъекта.

Раз дел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

3 В чем заключается сходство и различие понятий «социально-культурная деятельность» и «культурно-досуговая деятель­ность»: а) в масштабах (диапазоне) применения; б) в характере и содержании деятельности; в) в сущности и выборе технологиче­ских решений; г) в вариативности результатов; д) в объемах вос­питывающего воздействия на развитие личности.

Почему общество называют социально-культурной системой?

4. Культуры вне социума, как известно, не бывает. Почему в та­
ком случае мы не ограничиваемся термином «культурная дея­
тельность», а пользуемся понятием «социально-культурная дея­
тельность»? Приведите достаточно весомую аргументацию в
подтверждение своей позиции.

5. Какое значение для социально-культурной деятельности имеет
понятие «ценности» и какие виды ценностей включены в соци­
ально-культурную систему общества?

6. Сопоставьте различные схемы классификации культурных цен­
ностей и ответьте, корректно ли будет назвать одну из них наи­
лучшей. Докажите, что по степени своей значимости для инди­
вида, личности данные виды градации не отрицают, а допол­
няют друг друга, способствуют более глубокому осмыслению
понятия «культурные ценности».

7. Какими, на Ваш взгляд, преимуществами в социально-
культурной практике обладает человек (специалист, педагог,
ученик и т.д.), владеющий двумя или несколькими языками на­
родов России, иностранными языками?

8. На конкретном примере из практики дайте оценку категорий
«социальное» и «культурное» в поведении и действиях челове­
ка или группы людей.

9. Легко ли находиться в иной культурной среде? О чем всегда
нужно помнить, когда находишься в незнакомом социально-
культурном окружении, для того чтобы не попасть в нелов­
кую ситуацию, как успешно с этим справиться?

10.Назовите функции социально-культурной деятельности, кото­
рые являются доминирующими, приоритетными в работе с од­
ной из следующих социально-возрастных групп: 1) дети до­
школьного возраста; 2) учащиеся младших классов;


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилышков. Социально-культурная деятельность

 

3)старшеклассники; 4)студенты; 5)молодые специалисты; 6)лица пожилого возраста, ветераны труда.

11 Какая из функций преобладает в следующих видах социально-
культурной деятельности: 1 Организация игрового общения участ­
ников летнего международного молодежного лагеря труда и отды­
ха; 2)присутствие на лекции, концерте; 3)участие в городском
конкурсе юных музыкантов-исполнителей.

12 Перечислите характерные признаки, отличающие понятие «прин­
цип» от понятия «функции» социально-культурной деятельности.

 

13.Каким критериям должна соответствовать научно обоснованная
социально-культурная политика в масштабах того или иного города,
региона?

14.Расставьте по степени значимости следующие приоритетные
цели социально-культурной политики на уровне города, регио­
на: а) повышение уровня культурного развития и культурной ак­
тивности населения; б) возрождение национальных культур этни­
ческих групп; в) адаптация подростков и молодежи к условиям
современного рынка; г)снятие социальной напряженности среди
жителей; д)обеспечение социально-культурных связей между по­
колениями; е) формирование местного патриотизма, любви к род­
ному городу, краю; ж) интеграция в межобластные и междуна­
родные культурные связи; з) сохранение и развитие культурного
(творческого, научного, спортивного и др.) потенциала города, ре­
гиона.

15.Какую роль в известных вам социально-культурных инициативах
играли и играют те или иные религиозные группы (православные
христиане, протестанты, иудаисты, исламисты и др.)? Приве­
дите несколько примеров и проанализируйте их с точки зрения
целей и принципов социально-культурной деятельности.

16.Опишите психологические условия активного профессионального
самоопределения и успешной самореализации человека в одном
из видов социально-культурной деятельности.

17.Какую из профессий Вы могли бы выбрать в качестве своей второй
специальности?,Дайте обоснование своего выбора


Разд ел I Теоретические основы социально-культурной деятельности

Составьте список основных понятий, которые наиболее часто употребляются в практике социально-культурной деятельности. Попы­тайтесь взглянуть на сущность и отличительные особенности каждого из терминов с позиций менеджера, педагога, психолога, культуроло­га, социолога (на выбор).

Пригласите на занятие представителя этнического меньшинства (студента, коллегу) с целью ознакомления с его языковой культурой, проблемами и отношением окружающих к его языку и к культурным традициям и ценностям его народа.

Попытайтесь осмыслить и дать в развернутом виде социально-культурную характеристику таких понятий, как «форум», «книга», «три­умфальная арка», «ремесленник», «военная музыка». Для каждого из них предложите соответствующий исторический и общественный контекст,

Разработайте примерную схему общественных связей одного го объ­ектов социально-культурной сферы (государственного или частного пред­приятия, общественной организации и т.д.).

С помощью анализа одной из массовых телевизионных публицистических программ попытайтесь определить, нормы и традиции какой культурной группы (возрастной, социальной, профессиональной): а) нашли в ней полное и всестороннее отра­жение; б) отражены поверхностно и частично; в) не нашли отра­жения совсем. Разработайте и предложите две-три стратегии, с по­мощью которых можно было бы включить в содержание передачи культурные интересы отсутствующей группы

Подготовьте и проведите интервью с человеком, принадлежа­щим, на Ваш взгляд, к какой-либо определенной культурной груп­пе, и по итогам составьте его «портрет». Какие Ваши предпо­ложения о нем подтвердились, а какие - нет? Сделайте вывод о том, что повлияло на формирование его социально-культурного статуса.

Проведите микроисследование уровня культурных интересов и потребностей близкой для Вас молодежной или подростковой ауди­тории с помощью: а) заполнения карты наблюдения за реакцией ау­дитории во время массового мероприятия и анализа результатов; б)проведения рейтинга популярности ведущих молодежных теле­программ, изданий, радиостанций, музыкальных групп, клубов и т.д.


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность 1

 

с развернутой аргументацией полученных результатов; в) устногоили письменного опроса.

Выберите одну из культурных групп (например, военнослужа щие, работницы текстильной фабрики, беженцы-переселенцы, студенты технического вуза) и разработайте несколько стратегий орга-1 низации для них клуба или объединения по интересам.

Кратко изложите свою биографию в культурном контексте. Попробуйте определить, какие факторы культуры и виды Вашего участия в социально-культурной деятельности оказали на Вас наибольшее влияние.

Темы семинарских и практических занятий

Занятие в учебно-творческой лаборатории на тему «Роль соци­альной работы и социальной педагогики в досуговых процессах


Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

Раздел II.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 3000; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.