Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сферы реализации социально-культурной деятельности 2 страница





Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность

ных обществах развивающихся стран, входящих сегодня в пре-

диндустриальный период.

Таким образом, досуг как современное понятие сформировался в период индустриального и постиндустриального развития обще- ства. Именно в рамках этого периода сократилось рабочее и уве-я личилось свободное время, оказались четко разделенными, регламентированными досуг и труд, досуг и учеба.

Крушение социально-культурной программы и парадигм орга-
низации досуга, характерных для периода господства администра
тивно-командной системы, в директивном порядке насаждавшей в
области культуры и досуга идеологический диктат, привело к сти­
хийному формированию новой парадигмы досуга «снизу», плюр
листичности процесса. Первые позитивные результаты народногй
творчества в этой области (выявление и раскрытие истинных досу
говых потребителей во всем их разнообразии, гуманизация досуга
и т.д.) послужили основой для теоретического осмысления акту
альных проблем свободного времени.

К негативным явлениям в спонтанном формировании новой социокультурной парадигмы досуга относятся эмпиричность, эпи«гонское воспроизводство зарубежных образцов, в том числе теэея которые создаются исключительно в коммерческих целях и рас­считаны на массовую аудиторию стран «третьего мира», нигилй стическое отношение ко всему опыту прошлого, с одной стороньи и попытки возрождения явных анахронизмов - с другой.

Для социально-культурного опыта крайне важен учёт такогв психологического феномена, как досуговые заблуждения, xapaiel терные для массовой потребительской, главным образом моло­дежной, аудитории. К сожалению, этому в большой мере способ! ствуют субъективизм и групповой эгоизм целого ряда новоявлен ных объединений, союзов, партий, включая группировки, извра щенно трактующие социальное назначение свободного времени.

В настоящее время многие зарубежные модели досуга, не всё гда включающие и шоу-бизнес, и компьютерные игры, и моду, i спорт, и модели антидосуга, порой активно вытесняют отечеся венный, национальный досуг. Они особенно быстро приживают<Я в молодежной среде, становятся ненатуральным заменителем об щественно значимого досуга. Сам этот процесс разрушения нацио нального менталитета в социально-культурной сфере и возможны


Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

способы его нейтрализации нашей наукой пока не изучены и не осмыслены до конца.

Внесение научной основы в процесс формирования новой со­циокультурной парадигмы массового досуга является насущной потребностью и отражает коренные интересы общества

В последние десятилетия мы являемся свидетелями опреде­ленной автономизации свободного времени, отделения его от «внешней целесообразности», прагматических установок, превра­щения в одну из самоцелей жизнедеятельности общества, в сферу гедонистического восприятия действительности, «возвышенной деятельности».

Свободное время правомерно называют социально-культурным фе­номеном. Чтобы подтвердить справедливость этого положения, остано­вимся вкратце на характеристике и градации досуга и досуговой деятель­ности.

Досуг предполагает определенную реализацию в поведенческой сфе­ре социокультурного потенциала свободного времени, «материализацию» этого потенциала в общественной практике.

Досуг выступает как вид деятельности, подразумевающий не столько поведение личности, сколько поступки, раскрывающие активность, «ки­нетическую» сущность субъекта. Универсальность досуговой деятельно­сти обусловлена, прежде всего, богатством ее предмегного и видового разнообразия. Огромные возможности этой деятельности заключаются в обеспечении рекреации путем смены одного вида занятости, утомившего человека, на другой, отличный от прежнего. Именно в этом, в частности, состоит компенсаторная функция досуга, его роль в расширении диапазо­на жизнедеятельности людей, а следовательно, и их всестороннем разви­тии. Особое значение это свойство приобретает в условиях узкоспециали­зированных производственных процессов, характерных для современно­сти. Досуг является сферой многогранного восприятия действительности, удовлетворения гедонистических потребностей, пользования широким спектром природных благ, ценностей цивилизации, культуры, общения. Активность досуга способна эффективно стимулировать включение лич­ности в культурно-творческий процесс, обеспечить переход от потреби­тельства к производительной конструктивной деятельности в ситуации свободного выбора ее конкретных видов, отвечающих способностям, за­даткам и увлечениям человека.


ТТ. Киселева, Ю.Д. К расилъник ов. Социально-культурная деятельность |

Если обратиться к типологизации досуга, то определяющими ее ин- дикаторами являются: видовое разнообразие, активность досуговой деятелъности, степень включенности в культурно-творческие процессы. Первый тип, характеризующий отношение личности к своему досугу, классифицируется как инертный, второй - потребительский, третий (высший) - творческий. Среди объективных и субъективных факторов, формирующих эти типы, назовем социально-экономические, политические, духовные, бытовые, ситуационные, личностно-психологические и др. Как свидетельствует практика, существует объективная необходимость в общественной оценке данных типов и тех последствий, которыми каждый из них чреват для социокультурного развития общества, его духовного и физического здоровья, снятия и нейтрализации проблем и кризисных ситуаций или, наоборот, их обострения.

Самодеятельный характер досуга влечет за собой естественное развитие самоуправления досуговой деятельностью. Для этой сферы характерно соотношение «легального (формализованного, бюрократического) господства», «господства традиционного» (т.е. основанного на вере в святость и незыблемость установленных некогда порядков) и «характерного господства» (добровольного признания массой людей лидера). Важно отметить доминирование в досуге последнего типа самоуправления. В условиях административно-командной системы организация массового! досуга осуществлялась без учета указанной выше тенденции.

Досуг - это сфера, где социальная (классовая, сословная) принадлежность личности в определенной мере «размывается». Здесь происходитинтеграция интересов, главным образом, по возрастному принципу в сочетании с принципом включенности личности в общественное производство, гражданскую жизнь. К трем основным досуговым социовозрастнымстратам можно отнести: учащихся (т.е. лиц, готовящихся вступить в полноценную производственную и общественную жизнь), самодеятельноенаселение (производительная сила общества), поколение, по возрастувышедшее «на заслуженный отдых». Взаимоотношения этих страт в сфере досуга (по типологии Маргарет Мид) подразделяются на постфигуративные (старшие учат младших), префигуративные (старшие не толькоучат младших, но и сами учатся у них), конфигуративные (равнение наясверстников). В досуговой деятельности нарастает тенденция к домин»рованию конфигуративных взаимоотношений, их абсолютизации, особенно в молодежной субкультуре.

Раздел 11. Сферы реализации социально-культурной деятельности

Досуг постоянно был и остается сферой возникновения и развития спонтанных социокультурных инициатив, самоорганизации отдельных социокультурных слоев и групп в рамках досуга. Именно в этой сфере происходит интенсивное воздействие социальных, возрастных, профес­сиональных, этнических субкультур на содержание досуга и досуговой деятельности.

Социокультурные свойства досуга нуждаются в постоянной регуля­ции, поскольку проявлениям социокультурных закономерностей (при-роднозаданных свойств досуга) присуща широкая вариативность в зави­симости от национальных, экономических, социальных факторов, других внешних условий. Целенаправленно влиять на досуговую сферу означает содействовать проявлению ее закономерностей в наиболее полном вы­ражении.

К основным регуляторам досуга относятся, прежде всего, админист­ративные методы, направленные на блокировку асоциальных явлений, правовое упорядочение досуга, охрану физического и духовного здоро­вья людей. Экономические способы регулирования способствуют преду­преждению «обвальной» коммерциализации сферы свободного времени, нейтрализации ее негативных последствий через государственные целе­вые программы, спонсорство общественно значимых инициатив, направ­ленное использование свойств рынка. Педагогическое воздействие также выступает в роли регулирующего фактора, влияет на процесс досуговой общности, готовой в силу своей духовной и волевой развитости, социо­культурной ориентированности самостоятельно реализовать в наилуч­шем варианте потенциал свободного времени.

В современной социально-культурной теории и практике существу­ют различные досуговые концепции - точки зрения, трактовки, способы понимания досуга как досуговой (рекреационной) деятельности. Они от­ражают разные подходы к досугу как жизненно важной сфере челове­ческого бытия. Различие этих концепций объясняется тем, что в них взгляды на досуг и досуговую деятельность формируются с позиций не только культурологии, но и других наук: медицины, экологии, социоло­гии, культуры, экономики, педагогики, психологии.

Остановимся на основных концепциях досуга, которые в на­шем курсе являются базовыми, наиболее существенными, помо­гают познать суть данного социального явления.

К ним прежде всего относится деятельностная концепция до­суга, в которой досуговая (рекреационная) деятельность в свобод-


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильнжов. Социально-культурная деятельность Щ

ное от работы и непреложных дел время рассматривается как не-
отъемлемая часть образа жизни человека. Мы уже говорили о том, что с древних времен до наших дней сфера труда и сфера досуга остаются исторически сложившимися и тесно взаимосвязанными сферами жизнедеятельности человека. Трудовая деятельность связана с затратой жизненных сил личности, а досуговая — с их воестановлением.

Исходя из действительно непреложного факта, что без восста- новления (рекреации) сил не может быть и их затрат, некоторые теоретики рассматривают досуговую деятельность только с "производственных" позиций - лишь как условие для нормального функционирования производства. Но это чересчур упрощенный подход: на самом деле по мере усложнения производственных процессов существенно возрастает и усложняется социальная роль досуга. Его назначение состоит не только в восстановлении физических и психических сил работника, но и в крайне необходимом повышении его образовательного и духовного потенциала.

Досуговая деятельность имеет и ряд существенных особенно-
стей. Во-первых, в отличие от трудовой деятельности, которая
осуществляется в рабочее время и связана с жесткой организацией и обязательной регламентацией, досуговая деятельность предполагает свободное творчество личности. Этим родом деятельности в свое свободное время человек волен заниматься или не заниматься по своему собственному усмотрению. Во-вторых, если цель трудовой деятельности состоит прежде всего в производстве необходимых средств и условий жизни, то в процессе досуговой деятельности такой конечный результат не имеет для человека принципиального значения, важнейшим стимулом здесь является чувство
внутреннего удовлетворения, которое он испытывает во время того или иного досугового занятия. В-третьих, обладая огромным диапазоном видов своего проявления, досуговая деятельность
предполагает в одних случаях активное участие человека, в других - его пассивное расслабление, в одних случаях отличается конструктивностью, ярко выраженной творческой направленностью, в других - может носить деструктивный, антисоциальный, даже криминальный характер.

Деятельная концепция досуга дает основание сделать не сколько выводов. Досуговая (рекреационная) деятельность обу


Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

словлена объективной потребностью человеческого организма в восстановлении своего физического и психического баланса. Она отличается огромным разнообразием, осуществляется в свободное время в соответствии с возрастными особенностями, интересами, физическими способностями, интеллектом, желаниями человека и характеризуется добровольностью выбора занятий. Ее результатом является наслаждение самим процессом деятельности.

К довольно ранним и устойчиво сложившимся относятся ме­дико-биологические (курортологические, оздоровительные) кон­цепции досуга. Основу этих концепций составляет разработка ме­ханизмов лечения заболеваний или предупреждение их с помощью лечебных природных факторов, контакт с которыми, естественно, возможен лишь в нерабочее, свободное время. Целям использова­ния досугового времени как способа оздоровления, адаптации че­ловека к неизвестным условиям природной и социальной среды, снятия стрессов служит расширение сети исторически сложив­шихся и вновь осваиваемых курортно-рекреационных центров и зон как в России, так и за рубежом. К ним относятся, например, побережья теплых морей - Черного и Азовского, Прибалтика (Юрмала, Паланга, Пярну), Карпаты, Кавказские Минеральные Воды. В последние десятилетия была предпринята попытка освое­ния новых курортных центров: Иссык-Кульского в Киргизии, по­бережья Каспийского моря в Азербайджане, горных районов Се­верного Кавказа, Средней Азии, Сибири. К широко известным в мире традиционным средиземноморским курортам на юге Фран­ции (Ницца, Канны и др.) в настоящее время прибавились Балеар-ские и Канарские острова в Атлантике, Мальта и Сардиния на Средиземном море, прибрежные территории Италии, Испании, Греции, Египта и других стран.

К особенностям лечебно-профилактических центров относится то, что в отличие от больниц и поликлиник, лечение в них осуще­ствляется в благоприятных природных и климатических условиях, используются лечебные грязи и минеральные воды, купания и ходьба на свежем воздухе, соблюдается санаторный режим, про­водится гигиеническая и лечебная гимнастика, а также то, что эти Центры носят многопрофильный характер либо специализируются на лечении определенных болезней; одни из них функционируют в течение всего года, хотя численность отдыхающих связана с сезо-


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красшъников. Социально-культурная деятельность

ном, деятельность других зависит от сезонных условий. Лечебно-
профилактическое обслуживание, как правило, рассчитано на от-
пускной период, реже - на конец рабочей недели и конец рабочего
дня (профилактории).

Отдельную группу составляют культурологические и соци-
ально-культурные концепции досуга. Во главу угла они ставят со-
держательное наполнение свободного времени. Досуг в этих кон-
цепциях воспринимается как сфера образования, воспитания лич-
ностной и социальной культуры, личностных и гражданских ка-
честв, расширения культурного кругозора и обмена духовными
ценностями, знакомства с культурно-историческими ценностями,
наследием каждого народа.

Основную ставку эти концепции досуга делают на многофунк- циональное использование культурного комплекса как средства! рекреации и отдыха людей. Культурный комплекс в данном случае! представляет собой совокупность множества объектов материальной и духовной культуры. Так, например, в обобщенное понятие культурного комплекса в целом России, ее столицы Москвы, | одной из московских улиц - Арбата или типичного российского малого города Суздаля включается огромное число элементов. Это их история, памятники архитектуры и архитектурные ансамбли, музеи, где хранятся произведения изобразительного искусства,| скульптуры и продукция прикладных ремесел, - словом, все культурные ценности, несущие в себе определенные стиль и вкусы людей, и сами люди с их обычаями, традициями, языком, особенностями хозяйственной деятельности и быта. Кроме социокуль-культурной среды, в культурный комплекс входит и природа. Музеи и усадьбы не воспринимаются вне окружающего их ландшафта, полей и лугов, лесов, парков, естественных и искусственных водо­хранилищ.

В процессе социологических исследований установлено, что на содержание и формы культурной деятельности в сфере досуга существенное влияние оказывают принадлежность человека к оп­ределенной социальной и национально-этнической группе, его культурная ориентация, условия и образ жизни, предшествующий опыт досуговой деятельности, информация о возможности удовле­творения досуговых потребностей. Национальные особенности и элементы этнической культуры накладывают отпечаток на досуго-


Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

вое поведение людей. Например, жители Средней Азии из числа коренного населения свободное время проводят преимущественно в своем жилище, в гостях у соседей или в чайхане, их не особенно привлекают поездки за город, на природу. И наоборот, люди, про­живающие в новых городских кварталах, особенно приехавшие в Среднюю Азию из европейских частей России или Сибири, более подвижны, чаще посещают другие районы города, выезжают в пригородные зоны отдыха.

Существуют определенные различия между традиционной сельской досуговой культурой и содержанием социально-культур­ной деятельности городских жителей. Культура досуга в селе формировалась под влиянием устойчивого ритма трудовых про­цессов, зависящих, в свою очередь, от природных ритмов, смены времен года. Перерывы в труде, как правило, были связаны с праздниками, многие из которых вошли в жизнь с христианской культурой. Городской досуг слабо связан с природными ритмами и в большей степени зависит от организации производства, транс­порта, быта. Работа в разных сменах, ежедневно или через сутки, напряженный темп жизни, автоматизация труда, значительная анонимность общения заставляют горожанина искать более дос­тупные для него циклы и виды социально-культурной деятельно­сти в сфере досуга. Правда, сегодня, когда средства массовой ин­формации, мода, музыка и другие «городские ценности» глубоко проникли в село, различия в досуговых потребностях и культур­ных предпочтениях жителей села и города ощутимо исчезают.

В содержании досуга и досуговой деятельности населения все­гда было велико влияние возрастных и сословных субкультур -подростковой, молодежной, дворянской, купеческой, студенче­ской, гусарской, аристократической и т.д. Каждая из этих субкуль­тур привносила свои характерные черты в систему досуговых цен­ностей, досуговых традиций и обычаев.

Местом реализации социально-культурных, досуговых ини­циатив постоянно выступали и выступают музеи-заповедники и монастырские комплексы, театры и выставочные залы, дворянские и офицерские собрания, парки и бульвары, кафе и рестораны, мик­рорайонные клубы, дискотеки, библиотеки, видеосалоны,

С культурологическими концепциями досуга тесно связаны и его экологические, природоориентированные концепции. Они вы-


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

двигают на первый план роль природных условий как решающего фактора полноценного досуга и досуговой деятельности, исполь- зование природных компонентов (климата, растительности, водо- емов, рельефа и т.д.) для культурно-лечебного, оздоровительного и спортивного отдыха детей, молодежи и взрослых.

Основу экологических концепций составляют два типа отно­шений человека к окружающей природной среде в процессе его досуга и досуговой деятельности. К первому типу относится мак­симальная приспособленность, адаптация ребенка, взрослого к существующему вокруг природному комплексу, стремление лю­дей сохранить уникальные по своему физическому и эстетическому воздействию природные элементы: чистоту воздуха, лесных массивов, воды и мест купания и рыбной ловли, разнообразие фауны и флоры. Несмотря на неуклонно растущую популярность отдыха «на природе», реальная площадь естественной природной среды из-за разрушительных действий человека существенно сокращается. Вот почему усилился общественный интерес к организации национальных парков, заповедников, природоохранных зон, к благоустройству и восстановлению разрушенных участков жи­вой природы.

Второй тип отношений состоит в преобразовании природы в места массового отдыха в соответствии с требованиями и нуждами населения, размещения в зеленых зонах многочисленного контин­гента отдыхающих. По существу, природа превращается в при-родно-технический комплекс со специально проложенными доро­гами, оборудованными пляжами, местами для катания на лодке и ловли рыбы, павильонами, скамьями и беседками, инженерными коммуникациями. Эти и другие технические элементы (спортив­ные, игровые площадки, кемпинги, автостоянки и т.д.) улучшают комфортность условий отдыха и намного увеличивают пропуск­ную способность комплексов. Острейшей проблемой в связи с этим является предотвращение деградации природы от воздейст­вия технических систем, борьба с загрязнением воздуха и воды коммунальными отходами, стоками с сельхозугодий, выхлопными газами от автомашин и т.д.

В экологических концепциях досуговая деятельность рассмат­ривается как гарант и средство охраны природы. Всегда считалось, что уже сам процесс досугового освоения территории, превраще-


раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

ния лесных угодий и водоемов в места массового отдыха должен служить надежной гарантией максимального сохранения живой природы.

Некоторые авторы выдвигали предложения, чтобы территории курортов и санаториев, зоны массового отдыха, национальные парки, историко-культурные и природные комплексы считались частью заповедного фонда России. Забота об экологической чис­тоте досугово-оздоровительных и культурных центров закономер­на и с социальной точки зрения оправданна. Требования к приро­доохранной и досугово-оздоровитсльной (рекреационной) дея­тельности во многом, естественно, совпадают. Но явно заблужда­ются те, кто хочет полностью отождествить эти виды деятель­ности: они не являются стопроцентными аналогами. Любая рек­реационная деятельность, даже в местах кратковременного разме­щения отдыхающих, например на лесных туристских стоянках, там, где исключено использование моторных средств передвиже­ния (автомашины, мотоциклы, лодочные моторы и т.д.), в совре­менном виде является хозяйственной деятельностью и не может не оказывать существенного, чаще всего отрицательного, воздейст­вия на природу Речь, следовательно, может идти о жестком огра­ничении способов использования земельных и водных угодий. ухудшающих условия сохранения основных природных ценно­стей, ведущих к утрате ими своих лечебных и оздоровительных свойств.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.