Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы и методика общей социально-культурной технологии




Необходимо иметь представление о сущности общей техноло­гии социально-культурной деятельности и ее соотношении с функ-ционапьнъши, частными и отраслевыми методиками.

Общая технология охватывает основные закономерности раз­работки и использования средств, форм и методов в целом, наи­более типичные условия и универсальные способы социально-культурной деятельности.

В процессе социально-культурной деятельности используется множество методов, с помощью которых формируется и интен­сивно осваивается досуговая среда. К ним относятся экономиче­ские, правовые, организационные, педагогические, психологиче­ские и социально-психологические методы,

В основе социально-культурных технологий лежит программ­но-;/еле eo;i принцип. Формирование и реализация этих технологий


раздел V. Социально-культурные технологии

определяется социальным заказом. Социальный заказ делает необ­ходимой педагогически правильную постановку и «инструментов­ку» целей и задач социально-культурной деятельности. Цель вы-ступает как способ интеграции различных действий и усилий раз­личных субъектов досуга в определенной последовательности. Поскольку социально-культурная деятельность многофункцио­нальна, вычленить ее цели и задачи сложно. Здесь прибегают к построению иерархических ступеней («дерева целей», «пирамиды целей») в постановке целей и задач деятельности. Цели выдвига­ются с точки зрения конкретных задач, стоящих перед регионом, с учетом специфики и возможностей конкретного социально-культурного института, запросов и интересов социально-демографических групп населения, характера их трудовой дея­тельности и производственных условий, с учетом координации усилий с другими социальными структурами и институтами, опре­деленных временных циклов: суточного (утреннее, дневное, ве­чернее время), недельного (ежедневного и воскресных дней), от­пускного времени.

Знание технологии диктуется многосубъектностью социально-культурной деятельности. Кроме государственных структур и спе­циалистов, профессионально занимающихся в этой сфере, в каче­стве ее постоянных субъектов выступают многочисленные обще­ственные и религиозные организации, неформальные группы и инициативные движения, разнообразные коммерческие, коопера­тивные, малые и другие предприятия. Во многих случаях социаль­но-культурная деятельность является конкретным результатом, очевидным следствием частных, индивидуальных инициатив и починов.

Вся эта масса субъектов, задействованных в социально-культурной сфере, избирательно использует социально-культурную технологию. Здесь, следовательно, уместно говорить о множестве технологий, обладающих специфическими, характер­ными особенностями.

Функциональные (отраслевые) методики содержат обширный банк технологических данных, информации «ноу хау» для отдель­ных видов развивающей социально-культурной деятельности в области просвещения, творчества, активного отдыха, спорта и раз­влечений.


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильииков. Социально-культурная деятельность

Социально дифференцированные (или частные) методики ох­ватывают технологические блоки организации культурно-досуговой деятельности различных социально-демографических групп населения.

Методика (технология) социально-культурной деятельности в целом, как совокупность общей, функциональных и социально-дифференцированных методик, постоянно пополняется и обога­щается за счет как исторического, так и современного опыта, на­копленного в сфере культуры, просвещения, быта и досуга наро­дов множества стран и континентов,

Существенным источником обогащения этой методики явля­ется также творческое взаимодействие и обмен опытом между со­циально-культурными институтами: учреждениями, организация­ми, фондами, движениями, средствами массовой информации, школами и др. В любом случае в основе развития методики лежит постоянный творческий поиск, выход на нестандартные решения.

Принципиальное теоретическое и практическое значение име­ет выяснение таких основных понятий методики, как средства, формы и методы.

К комплексу средств идейно-эмоционального воздействия, которые, как правило, единым блоком используются, в первую очередь, в развивающей, информационно-просветительской дея­тельности, относятся устное (живое) слово, которое обладает большой эмоциональной силой; печатное слово - научные, ин­формационные и другие тексты; наглядные средства - подлинные предметы и явления (например, различные экспонаты, реликвии и др.) либо специально изготовленные, воспроизведенные (репро­дукция), доносящие до зрителя конкретные образы, различные ви­ды искусства - театр, музыка, хореография, кино, живопись и др. Особое место занимают специальные психолого-педагогические средства - общение, самодеятельность, игра, зрелища, развлечения и т. д, На практике все названные средства используются не изо­лированно, а в тесном взаимодействии друг с другом,

Усилению и трансформированию традиционных возможно­стей воздействия способствуют вспомогательные средства: техни­ческие (звукозаписывающая, звуковоспроизводящая, проекцион­ная, осветительная и другая аппаратура), средства символики, ри-


раздел V. Социально-культурные технологии

туальные действия, документалистика, фрагменты из литератур­ных произведений.

Под методами обычно понимают и обоснованные способы, определенные действия, направленные на наиболее рациональное достижение целей социально-культурной деятельности: познава­тельной, творческой, рекреативной

Методы - путь познания и преобразования мира и человека, в нем живущего. Методы - совокупность приемов (технологических частей) и способов (своеобразия воздействия) организации воспи­тывающей жизни, воспитывающей деятельности, воспитывающих отношений. Методы - то, с помощью чего воспитатель достигает, решает поставленные педагогические задачи. Методы - это «ору­жие», «орудия)) профессиональной работы.

Историко-педагогическим опытом накоплен обширный ар­сенал специфических методов сотрудничества и сотворчества представителей разных возрастных и социальных групп населения в области культуры, искусства, образования, досуга, спорта. Мно­гое из этого опыта в качестве педагогической традиции обрело новую жизнь, «второе дыхание» в современных социально-культурных технологиях. Но обновленные образовательные, досу-говые, художественно-творческие и другие социально-культурные технологические комплексы одними традиционными методами не построить. Здесь необходим поиск инновационных подходов и решений.

В социально-культурных институтах используются просвети­тельные методы (изложение материала, демонстрация предметов или явлений, упражнения, направленные на закрепление знаний, отработку умений и навыков); воспитательные методы (убежде­ние, пример, поощрение и его антипод - порицание); методы ор­ганизации творческой деятельности (выдвижение творческой за­дачи, тренаж, организация творческого содружества и распределе­ния творческих обязанностей, налаживание творческого соревно­вания); методы рекреации (вовлечение в развлекательное занятие, вытеснение малоценных развлечений полезными, организация иг­рового соревнования).

Значительная часть воспитательных и образовательных технологий, используемых социально-культурными институтами (учреждениями. службами, организациями), основываются на методе убеждения Как


 

ТТ. Киселева, Ю.Д. Красилышков Социально-культурная деятельность

известно, главное достоинство социально-педагогического по с>ти ме­тода \беждения - в способе сознательного освоения объектам сообщае­мых ему знаний, внушаемых, чувств. Сильными сторонами этого метода, важными предпосылками его действенности служат его вербальный ха­рактер, неопровержимость аргументации, логичность изложения инфор­мации, авторитет субъекта. Универсальность метода убеждения обнару­живается буквально в каждой из социально-культурных акций - массо­вых, групповых, индивидуальных, начиная с крупных общественно-политических, рекламно-информационных кампаний и кончая студий­ной работой, социально-культурньш патронажем, развлекательно-ягрОБылш программами.

Сохраняет свою социальную значимость педагогический метод по­ложительного примера, убеждения на наглядных образцах. В разных возрастных, социальных, профессиональных, этнических аудиториях, во время избирательных, конкурсных, профессиональных мероприятий эффективность этого метода всегда достигалась и достигается за счет сочетания рационального и эмоционального компонентов, доступности восприятия.

Поистине широким универсализмом отличаются методы органи­зации поведения, упражнения, тренинга Их суть - сознательное целе­устремленное накошюние объектом личного опыта в процессе творче­ской, обучающей, воспитательной практики.

Методы оказывают социально-педагогическое влияние на до­суг. Метод - это способ целенаправленного воздействия на объект. В социально-педагогических методах четко прослеживается субъ­ект-объектная связь. Психологические и педагогические их виды (в первом случае - обращение в основном к эмоциям, во втором -к разуму) взаимообусловлены,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 622; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.