Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическая природа социально-культурных технологий




В последние годы в сферах досуга, творчества, дополнитель­ного образования, межкультурного обмена и сотрудничества ус­пешно зарекомендовали себя активные и интерактивные педагоги­ческие методы и технологии. Среди них - частные методики пре­подавания различных учебных предметов, семинары и коллектив­ные дискуссии, развивающие и организационно-обучающие игры, мастер-классы и творческие мастерские, супервизорство (индиви-


Раздел V. Социально-культурные технологии

дуальное обучение и профессиональное воспитание наиболее та­лантливых учащихся).

Для большинства социально-культурных технологий харак­терно постоянное использование и таких универсальных по сво-гму комплексному психолого-педагогическому воздействию ме­тодов, как организация равноправного духовного контакта, созда­ние воспитывающих ситуации и опора на импровизацию.

Методы равноправного духовного контакта основаны на совместной коллективной деятельности разных возрастов - детей и взрослых «на равных» во всем. Взрослые и дети являются равноправными участниками праздников, фестивалей, творческих марафонов, конкурсов и соревнований, членами всевозможных клубов и объединений по интересам, театральных, музыкальных, вокальных, хореографических и других коллективов, основанны* на тесном сотворчестве.

Социально-культурная практика представляет собой благодат­ную почву для создания самых неожиданных, но эффективных в педагогическом отношении воспитывающих ситуаций. Каждый из методов воспитывающих ситуаций предполагает создание педа­гогом-организатором специальных условий, специальной среды, направленных на выполнение участниками определенных проце­ди, их самореализацию, установление взаимного доверия, дости­жение общего успеха.

Среди великого множества развлекательно-игровых, художе­ственно-зрелищных, обучающих (тренинговых) и других социаль­но-культурных технологий нет ни одной, где не нашел бы своего места метод импровизации. Практически любая образовательная, творческая, игровая акция сопровождается элементами импрови­зации. Можно утверждать, что импровизированность составляет одну из самых замечательных и впечатляющих особенностей со­циально-культурного действия. В импровизации заложен меха­низм имитационного поведения. И дети, и взрослые очень легко поддаются внушению. Пример одного входит в подсознание Дру­гого, минуя разнотональность сознания. В результате включается этот древний, пришедший от прародителей механизм, Импрови­зация - действие, не осознанное и не подготовленное заранее, так сказать, экспромт. Импровизация выводит на практическую0 и творческую предприимчивость. Искусство импровизации - Э1°


 

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

порождение искуса, соблазна творческого усилия. Импровизация базируется на синдроме подражания с привнесением своего автор­ского начала.

Методы импровизации порождают здоровый азарт не только во взрослой, но и в сугубо детской среде. В досуговой практике многих поколений живут и надолго сохраняются свои тайны и секреты, свои закономерности и методики. Не случайно богатства исчезающего из времени эфемерного досуга странным образом сохраняются в душах людей. Феномен творческой основы досуга -всегда по своему самобытен, неповторим; он очищает душу и по­тому вечен.

В решении проблем теории и практики социально-культурной деятельности высокую результативность демонстрируют методы педагогических исследований: педагогическое наблюдение, иссле­довательская беседа, разновидности педагогического эксперимен­та (констатирующий, созидательно-преобразующий, контроль­ный), изучение документации и продуктов социально-культурной деятельности, теоретический анализ, изучение, анализ и обобще­ние педагогического опыта, социологические методы (анкетиро­вание, тестирование, рейтинг, метод экспертных оценок). (См. подробнее параграф пятого раздела учебника.)

Наиболее важным является анализ психолого-педагогических условий и механизмов профессионал ной и непрофессиональной (любительской) деятельности

Сама структура этой деятельности включает в себя следую­щие обязательные элементы:

- заданные цели, представления о конечном результате (куль­
турном продукте или услугах);

- заданный предмет социально-культурной деятельности, то
есть систему взаимосвязанных признаков или свойств како­
го-либо социально-культурного объекта, явления, процесса,
которую необходимо изменить или преобразовать;

- вещественные или невещественные средства труда, с помо­
щью которых человек взаимодействует, работает с предме­
том социально-культурной деятельности;

- систему должностных (для профессионала) или заданных
(для любителя) производственных функций:


раздел V. Социально-культурные технологии

- систему прав;

- производственную среду, предметные и социальные условия,
необходимые для производства культурного продукта или
услуг

В практике социально-культурной деятельности имеют широ­кое распространение такие понятия, как комплексные досуговые программы и формы.

В самом широком виде досуговую программу или форму мож­но рассматривать как крупное самостоятельное законченное соци­ально-педагогическое, социально-культурное действие, которое обусловлено социальным заказом, отражает социальную действи­тельность и одновременно оказывает определенное влияние на нее. Программы и формы предусматривают решение самостоя­тельных педагогических задач и использование соответствующих способов организации деятельности людей (массовой, групповой или индивидуальной). Программы и формы базируются на исполь­зовании комплекса различных средств, методов, приемов, которые способствуют наиболее эффективному решению социально-педагогических целей.

Выбор тематики и разработка социально-культурных проектов и программ диктуются государственным, социальным заказом, потребностями различных категорий населения, практическими задачами организации досуга и творчества, развития и саморазви­тия людей, проживающих в регионе. Содержание разрабатывае­мых проектов и программ черпается из обширного и динамичного «проблемного поля» современной социально-культурной сферы

2. Педагогические основы технологий

Принципиальное методологическое значение для социально-культурных технологий имеет их опора на основные постулаты педагогики. Этот процесс, как отмечается в специальной литера­туре, состоит в последовательной трансформации социальных и культурных задач, стоящих перед определенной общностью лю­дей, в задачи педагогические по воспитанию и образованию лич­ности. Это позволяет придать социально-культурным технологиям воспитательную, развивающую и рекреативную направленность.


 




 

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красияьников. Социально-культурная деятельность

Основополагающим для их реализации является и соблюдение требований педагогики сотрудничества.

В контексте данного раздела мы рассматриваем менеджеров и педагогов, работающих с группой, в качестве технологов соци­ально-культурной сферы, а саму группу, или определенную общ­ность, объединяющую не только учащихся, но и читателей, слу­шателей, зрителей, потенциальных партнеров и коллег, - как со­вокупный субъект социально-культурной деятельности. В каких бы отношениях ни находился технолог (менеджер или педагог) с группой - либо управленческих, либо чисто межличностных, формальных или неформальных, его деятельность неизменно со­ответствует основным принципам педагогики.

Структурирование содержательного материала в каждой из социально-культурных технологий подчинено, как правило, одно­типному алгоритму. Вначале обозначаются основные педагогиче­ские категории, с которыми менеджер-организатор так или иначе столкнется в технологическом процессе. Это - педагогические требования и педагогическое воздействие; работа менеджера, пе­дагога, технолога с группой и педагогическая позиция; элементы методики педагогического воздействия и др. Определяются клю­чевые профессиональные умения и навыки, необходимые специа­листу для практического решения проблемы. Осуществляется от­бор соответствующих педагогических, художественно-выразительных, технических средств. Далее педагогу следует при­держиваться логики технологических действий.

Обращает на себя внимание примечательная особенность. К педагогическим основам социально-культурных технологий отно­сится выработка у самих технологов навыков педагогического воздействия в работе с группой. Значительное число понятий и категорий, составляющих суть и смысл педагогической направ­ленности социально-культурных технологий, вводится и повто­ряется в технологиях неоднократно. Подобная повторяемость за­ставляет размышлять о ней как некоей закономерности,

Действительно, любая из социально-культурных технологий формируется на стыке педагогики с дисциплинами культурологи­ческого цикла, но как совокупность педагогических по определе­нию профессиональных умений и навыков она, естественно, бази­руется на одних и тех же педагогических элементах. В каждой из


раздел V. Социально-культурные технологии

технологий эти элементы выполняют функцию несущих конст­рукций.

Именно поэтому сам факт педагогических основ технологиче­ских действий является постоянным объектом внимания и предме­том для тренинга в процессе профессионального обучения менед­жеров, педагогов, технологов, занятых в социально-культурной сфере.

Понятием «группа», с которой работает или которую пред­ставляет технолог, обозначается взаимодействующая социально-культурная общность, состоящая из трех и более человек. Разли­чия в педагогическом статусе таких групп определяются степенью личного участия каждого из членов группы и характером их взаи­модействия. Отсюда разброс в квалификации социально-культурных общностей - от случайно образовавшейся компании до тесно сплоченного благодаря единой цели коллектива.

Можно говорить о сложившейся типологии досуговых про­грамм и форм. Среди них выделяются программы, имеющие педа­гогическую, воспитательную и обучающую направленность, свя­занные с использованием определенной культурной среды, вклю­чая исторические и историко-культурные памятники, мемориаль­ные комплексы, экологические зоны, художественные экспозиции и другие информационные, развлекательные, развивающие про­граммы для однородных и смешанных аудиторий, в том числе программы выходного дня для населения, заказные программы для коллективов предприятий, учебных заведений, кооперативов и т. д.; групповые или индивидуальные обучающие программы раз­личного профиля, реализуемые на принципах хозрасчета и само­окупаемости

Необходимым условием служат диагностика и прогнозирова­ние социально-экономического, психологического эффекта реали­зуемых программ и форм

Основу функциональных методов организации социально-культурной деятельности по направлениям составляет органичное единство культуры, просвещения, информации, творчества, отды­ха, спорта, туризма и развлечений. Определяющим признаком всех функциональных методов является их развивающее начало. Не случайно поэтому функциональные методы носят обязывающие ко


ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность


Раздел V. Социально-культурные технологии


 


многому названия развивающих, формирующих, компенсирую­щих, реабилитирующих и т.д.

Дифференцированные (частные) методы социально-культурной деятельности ориентированы на работу с отдельными, главным образом возрастными, группами населения. У них есть ряд общих черт, связанных с изначальными принципами и функ­циями социально-культурной деятельности. В то же время каждый из методов обладает характерными особенностями, обусловлен­ными социально-психологическими, физиологическими и другими характеристиками возрастных групп - детей, подростков, молоде­жи, взрослых и пожилых людей.

Основу дифференцированных (частных) методов составляют разнообразные социально-культурные, досуговые программы, профилированные для отдельных социально-демографических групп,

Диагностика, прогнозирование и проектирование социально-культурных процессов

Трудно переоценить значение социологических исследований для развития теории и практики социально-культурной деятельно­сти, пополнения необходимого банка информации, данных о со­временных тенденциях и закономерностях досуга. Содержание и методика социологических исследований социально-культурной сферы подробно анализируются в соответствующем курсе.

Технологии социально-культурной деятельности принципи­ально необходимо компетентное проведение диагностики, прогно­зирования исходных условий и содержания досуговых потребно­стей и ориентации жителей социума, содержания и форм занятий в сфере свободного времени, пользующихся наибольшим предпоч­тением у детей, подростков, молодежи, лиц среднего и пожилого возраста.

Диагностика и прогнозирование служат основой для разработ­ки социально-культурных проектов и программ. Методика соци­ально-культурного проектирования рассматривается в отдельном курсе,

Характерный для современной практики социально-культурной дея­тельности принцип вариативности, рассмотренный ранее, дает возмож­ность выбора и конструирования как индивидуальных, так и массовых и


групповых занятий по любой модели, включая авторские школы и про­граммы. Именно в этом направлении идет процесс совершенствований технологий социально-культурной деятельности: разработка различных вариантов их содержания, использование возможностей современной педагогики и психологии в повышении эффективности досуговых, обра­зовательных, оздоровительных и других структур; шучная разработка, практическое обоснование и внедрение новых идей и технологий. Харак­терным является и расширение своего рода диалога различных систем и технологий социально-культурной деятельности, апробирование на практике новых досутовых, образовательных, развлекательных и других аналогичных форм и программ, дополнительных и альтернативных по отношению к существующей сети государственных учреждений и орга­низаций. Усилился интерес к использованию исторического социально-культурного опыта в современных российских условиях

Сегодня для работы в сфере культуры, искусства, досуга, образова­ния, спорта квалифицированному специалисту не обойтись без изучения всего обширного арсенала социально-культурных технологий. Наряду с профессиональным теоретическим мышлением, умением аналитически рассмотреть социально-культурную среду во всей ее широте и многооб­разии, ему необходимо и профессиональное технологическое мышление, связанное со способностью организовать социально-культурггую дея­тельность на уровне отдельно взятой личности, группы, массовой ауди­тории.

Такому организатору необходимо не тратить время на открытие уже известного, а свободно ориентироваться в многообразии технологическо­го арсенала, накопленного социально-культурной сферой, в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направ­лений.

На протяжении десятков лет в стенах вузов культуры и искусств складывался и обогащается прикладной учебный курс «Методы и техно­логии» как составная часть научной специальности и учебной дисципли­ны «Социально-культурная деятельность». Он выстраивается сегодш на принципиально новых методологических научных основаниях. Благода­ря единству социального и культурологического подходов к технологи­ческим процессам обеспечивается вхождение студентов вместе с педаго­гами в крут явлений и событий, характерных для современного социума и его культуры. Освоение, усвоение и обогащение этого «багажа» и со­ставляет основное содержание социально-культурных технологий


 

'Г.Г. Киселева, Ю.Д. Красилъни ков. Социально-культурная деятельност ь




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 976; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.