Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Использование в реабилитационном процессе рекреационных зон досуга и творчества




Актуальной проблемой было и остается полноценное использование рекреационных зон досуга и творчества в интересах людей, нуждающих­ся в социальной защите и помощи. Доступными и популярными среди разных возрастов являются в этом отношении клубы и Дома культуры.

Социально-культурная деятельность инвалидов и лиц пожилого воз­раста в учреждениях клубного типа весьма многообразна, и в каждом из таких клубных центров принимаются, как правило, свои неординарные решения. Тем не менее, во всех случаях преобладающим направлением является адресная помощь и поддержка людей с ограниченными возмож­ностями через творческое общение, вовлечение их в творческие акции (праздники, конкурсы, фестивали), в клубные объединения, самодеятель­ные коллективы и студии, другие формы досуга, спорта, развлечений, приобщение к традиционным художественным промыслам и бытовым ремеслам.

К числу уникальных форм, позволяющих увидеть и сопоставить друг с другом множество самых разных социально-культурных техноло­гий, с полным правом относятся фестивали. Фестивальное движение ак­тивно вовлекает людей с ограниченными возможностями в творческую деятельность. Идея фестивального движения зародилась в начале 90-х годов. Крупной акцией, выдвинутой по инициативе БОИ и поддержан­ной Правительством Российской Федерации, стало проведение первого Всероссийского фестиваля творчества инвалидов (1991-1992).

Характерной чертой фестивалей является их открытая социальная направленность. К участию в проведении такого крупного социально-


Раздел V. Социально-культурные технологии

культурного мероприятия приглашаются все субъекты Российской Феде­рации, каждый город и сельский район, где функционируют первичные организации инвалидов. Многие региональные организации инвалидов, опираясь на сложившую стр>тсг>ру своих организаций, поддержку мест­ных органов власти, органов и учреждений социальной сферы (культуры. образования, социальной защиты населения) и средств массовой инфор­мации, привлекают к >'частию в фестивалях десятки и сотни своих членов Показательно, например, что на начальном этапе первого Всероссийского фестиваля, прошедшего в 54-х регионах страны, непосредственно участ­вовали более двадцати тысяч лиц с ограниченными возможностями,

Заключительные мероприятия всероссийских фестивалей инвалидов - плоды длительного и сложного процесса, показатели уровня общей и художественной культуры этой части населения.

В России издавна и традиционно использовалась практика участия деятелей театрального искусства в социально-культурной реабилитации и поддержке людей с ограниченными возможностями, которые считали своим долгом проявить милосердие и заботу о сиротах, престарелых, ин­валидах, устраивали в их пользу благотворительные вечера, концерты, спектакли, переводили деньги в специализированные учреждения, делали разнообразные подарки.

Кроме того, театры начали осваивать арттерапевтическис техноло­гии, появляются новые формы социально-культурной реабилитации де­тей и взрослых-инвалидов средствами искусства. Например, в 1962 году в Москве был создан первый профессиональный Театр мимики и жеста. Это явилось важным шагом в вовлечении в сферу культуры людей, не обладающих слухом, не только в нашей стране, но и за рубежом. Вскоре подобные профессиональные коллективы появились в США, Испании, ГДР, Швеции, Китае и др>тих странах. Зрителями этого театра являются не только инвалиды, но и здоровые люди. На основе опыта Театра мими­ки и жеста жестовая речь стала использоваться на кино- и телеэкранах.

Интересной и весьма плодотворной творческой помощью лицам с ог-раничеными возможностями наполнена деятельность Новосибирского Академического молодежного театра «Глобус». Совместно с Управлени­ем социальной поддержки мэрии г. Новосибирска театр разработал и реа­лизует пять благотворительных проектов,

Всеобщее признание получил всероссийский фестиваль особых теат­ров «Про-театр». Цель этого фестиваля - поддержка театрального творче­ства людей с особенностями развития; помощь в становлении и развитии


 

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

особых театров в России; он будет способствовать интеграции и в целом поддержит прогресс гуманизации общества.

В России действует около 70 так называемых особых, «проблемных» театров, так называемых «про-театров». Это вполне самостоятельные театральные коллективы, объединяющие людей с особенностями разви­тия: слабослышащих, слабовидящих, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с проблемами умственного, психического разви­тия, с соматическими и генетическими заболеваниями и т. д. Обращает на себя внимание жанровое разнообразие их творческой деятельности. Это камерный театр; пластический театр, театры моды, фольклорного, цирко­вого, кукольного, музыкального, драматического искусства, литературно­го творчества, мюзикла, постановки жестовой песни, эстрадных миниа­тюр, комедийного водевиля, истории в костюмах, рождественских исто­рий, балета, клоун-мим-шоу, эстрады, иллюзорного мира и др,

Обширный ряд социально-культурных технологий связан с музы­кальной терапией. Диапазон методик и способов, накопленных специали­стами в этой области, включает в себя обучение инвалидов музицирова­нию на различных инструментах, вовлечение их в концертную деятель­ность, привитие навыков прослушивания музыкальных произведений, просмотры музыкальных спектаклей, сочинительство, использование му­зыки в психотерапевтических сеансах - вот неполный перечень социо­культурных технологии реабилитации лиц с ограниченными возмож­ностями с использованием музыки и музыкального воспитания,

Организация досуга, проведение праздников (от камерных до массо­вых), литературно-музыкальных гостиных также направлены на форми­рование положительных эмоций, расширение социального опыта и т. п. Особенностью праздников является сохранение оздоровительного про­странства - дозированность во времени, в объеме материала, в эмоцио­нальном восприятии, в чередовании состояний возбуждения - торможе­ния, напряжения - расслабления, в использовании релаксационнъгх пауз и др.

Большой опыт социокультурной реабилитации музыкальными сред­ствами накоплен в работе с лицами, страдающими нарушением зрения. В системе Всероссийского общества инвалидов (ВОИ), Всероссийского общества слепых (ВОС) и других на базе специализированных домов культуры, клубов, интернатов, широко распространенной является худо­жественная самодеятельность.


Раздел V, Социально-культурные технологии

Особенно эффективным в плане социально-культурной реабилита­ции считается развитие хорового пения слепых, которое, объединяя му­зыку и слово, обогащает эмоциональный опыт и эстетическое развитие юных и взрослых исполнителей. Учебно-репетиционная и концертно-исполнительская деятельность оказывает благотворное познавательное, воспитательное, просветительское, лечебно-оздоровительное, досуго-вое, эмоционально-эстетическое воздействие на человека с нарушением рения. Хоровая художественная самодеятельность всегда была и остает­ся самым распространенным во всех регионах видом социально-культурной реабилитационной технологии для этой категории инвалидов.

Работа музеев среди лиц с ограниченными возможностями имеет свою историю и опирается в основном на опыт проведения экскурсий Однако вопросами специальной разработки музейных технологий, рас­считанных не на эпизодические контакты, а на постоянное сотрудничест­во с детьми и взрослыми-инвалидами, а также лицами пожилого возраста, начали заниматься лишь в последние годы.

Например, в советский и постсоветский (до 1992 года) периоды ос­новными формами работы российских музеев с инвалидами и пенсионе­рами были следующие: льготное экскурсионное обслуживание, проведе­ние эпизодических тематических мероприятий, шефство над интернат­ными учреждениями. Тем не менее в стране есть музейные учреждения, где разработаны и умело используются социально-культурные реабили­тационные технологии.

Большой опыт в этом отношении накоплен Государственным Эрми­тажем в Санкт-Петербурге, создавшим свои филиалы в школах и реаби­литационных центрах города. Сотрудники Эрмитажа руководят изосту­диями юных художников-инватидов, с их помощью в актовом зале само­го музея стало традицией проводить массовые театрализованные детские праздники, спектакли, карнавалы.

Обучающие реабилитационные технологии социально-культурного профиля, направленные на организацию систематических занятий с по­стоянной детской и взрослой инвалидной аудиторией, прочно вошли в практику и ряда московских музеев - Музея музыкальной культуры име­ни М.И. Глинки, Политехнического музея, Музся-гуманитарного центра «Преодоление» и других. В ряде территорий Российской Федерации ус­пешно работают музеи первичных организаций Всероссийского общества инвалидов. Так, в 1999 году был открыт музей Башкирской организации общества слепых в г. Уфе. Однако, как показывает практика, необходимо


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красимьников. Социально-культурная деятельность


Раздел V. Социально-культурные технологии


 


принятие специальных нормативно-правовых актов, в том числе стандар­тов музейной деятельности в интересах лиц с ограниченными возможно­стями, позволяющих адаптировать музей к их возможностям.

Таким образом, в России, как и за рубежом, накоплен богатый опыт участия инвалидов в различных видах культурной деятельности. Однако вовлечение инвалидов и пожилых в эту деятельность, предоставление им определенных экскурсионных, просветительньгх, художественно-зрелищных услуг осуществляются в основном в зависимости от обраще­ния самих инвалидов, а не путем активного профессионального вы­явления лиц, нуждающихся в целенаправленной реабилитационной по­мощи с использованием соответствующих социально-культурных техно­логий.

Особенностями российской культуры и искусства, которые необхо­димо учитывать при разработке и проведении социокультурной реабили­тации инвалидов, являются характерные для российской культуры и ис­кусства традиции придания особой значимости коллективистских начал общественного и личностного развития как гаранта справедливости, взаимопомощи, поддержки и страховки.

Одним из направлений социокультурной деятельности людей с oipa-ничейными возможностями является их досуг в парках культуры и отды­ха. В связи с этим следует учишвать, что традиционно это проявляется в общении в праздничные дни, когда устраиваются народные гуляния, иг­ры, песнопения, танцы, концерты и т. д. Для инвалидов и лиц пожилого возраста такое общение - это и расширение коммуникативного про­странства, и осознание своего единения с другими членами общества, и приобщение к народным корням, и способ проявить себя, и, наконец, на практике ощутить замечательное правило праздников - «людей посмот­реть и себя показать», что значит для лиц с ограниченными возможностя­ми «быть как вес». Последнее для них крайне важно.

Необходимо также иметь в виду, что в организации досуга и в празд-[-гики, и в выходные дни, а порой и в будни используются игры. Нашим национальным играм, увлекающим и взросльгх, и детей, присущи некая удаль, смелость и дерзновенный порыв. Поэтому игровые элементы со­циокультурных технологий имеют и воспитательное, и лечебно-оздоровительное, и эмоциональное воздействие на инвалида.

Очень значима для социокультурной реабилитации и такая традиция российской 1сультуры и искусства, как особое отношение к будущему. представление о счастье, основанное на нравственной чистоте и душевной


гармонии. Дтя инвалидов осознание этих истин имеет большое значение для их душевного покоя, переориентации на ценности высшего порядка, уход от самоуничижения и агрессии.

Технологическая парадигма современной социально-культурной реа­билитации и адаптации ставит нас перед необходимостью иначе взгля­нуть на содержание и подходы к организации образовательных, творчески развивающих, реактивных, оздоровительных, коммуникативных и других технологий и программ для пожилых и инвалидов в сфере их культуры и досуга, делать больший акцент на дифференциации и индивидуализации возможных педагогических решений

Реализация социокультурных методов и технологий рассчитана на учет сложных реалий сегодняшней жизни пожилых людей, их жизни, быта, культуры и досуга. Она связана со сменой всей технологической па­радигмы, с вариативностью содержания, подходов, педагогических реше­ний. От педагогов-реабилитаторов требуется способность гибкого опери­рования информацией с учетом того, что традиционные способы - устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь - уступают место компью­терным средствам, использованию телекоммуникационных сетей гло­бального масштаба, ^го, в свою очередь, позволяет усилить акцент на дифференциации и индивидуализации социокультурных технологий. внедряемых в среде пожилых. Суть проблемы состоит в поиске наиболее оптимального технологического эквивалента дтя преодоления социально-культурной недостаточности у лиц с ярко выраженными нарушениями или ограничениями жизнедеятельности; ее решение осложняйся из-за достаточно широкой амплитуды самих нарушений и ограничений.

По сути, одна из сверхзадач социально-культурных технологий, вне­дряемых в практику стационара, состоит в том, чтобы каждого пожилого человека включить в повседневные социальные контшегы, поддерживать цивилизованные отношения с ближайшими соседями и другими людьми в стандартных социально-культурных ситуациях. Именно полноценный досуг позволяет пожилым людям надолго закрепить навыки сохранения приятельских, дружеских отношений со своим ближайшим окружением, в рамках которых личные невзгоды становятся незначащими.

К одной из характерных причин, ггрепятствующих эффективному ис­пользованию социокультурных технологий в работе с этими категориями, относится неразработанность и структурная неопределенность основных понятий нарушения и ограничения жизнедеятельности, социалъно-культурной недостаточности.


 

Т.Г. Киселева, Ю.Д, Красильников. Социально-культурная деятельность

Разработка возможных путей и способов преодоления социальной не­достаточности лиц третьего возраста средствами разнопрофатьных со­циокультурных технологий позволит выстроить достаточно оптимальную траекторию социально-культурной реабилитации и адаптации лиц данной категории.

Многие новейшие мульти- и массмедиатехнологии, современные компьютерные, медико-оздоровительные, художественно-промышлен­ные, образовательные и другие социально-культурные технологии помо­гают группам социально незащищенных детей и взрослых, лиц с ограни­ченными возможностями овладевать умениями и навыками, необходи­мыми для активного включения в современное образовательное, инфор­мационное, профессиональное, общекультурное пространство. Соци­ально-культурной практикой накоплен обширный технологический опыт обучения профессиям аудиостенографиста, оператора автоматизирован­ной обработки аудиоинформации, режиссера, оператора информацион­ных, литературно-музыкальных и развлекательных программ, методистов по домоводству, прикладным и ручным ремеслам и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 519; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.