Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика исследовательских технологий




Исследовательские технологии

Практическое занятие

Темы семинарских и практических занятий

Деловая игра «Создание банка идей по экономическому обес­печению досугового потенциала социума».

Семинар-встреча с лидерами молодежных неформальных до-суговых объединений.

Деловая игра «Разработка и реализация рабочего бизнес-плана для городского, сельского досугового центра».

Анализ региональных планов развития культурно-досуговой сферы.

Разработка и обсуждение индивидуальных вариантов социального заказа, договора, бизнес-плана по оказанию еоциально-культ>рных услуг

Практика социологических исследований социально-культурной деятельности имеет дело с различными разновидно­стями изыскательских работ, связанных с маркетингом и поиском наиболее рациональных способов производства и сбыта культур­ных продуктов и услуг для потребительского рынка. Но диапазон исследовательских работ не ограничивается только сферой рынка. он распространяется на многие другие области, в частности на по­иски, сбор и систематизацию фольклорных источников и др.

Выбор технологий, используемых в процессе проведения ис­следовательских работ, зависит от ряда целей и условий, характе­ризующих то или иное исследование,


Т.Г, Киселева, Ю.Д. Красилышков. Социально-культурная деятельность

Исследовательские технологии, осуществляемые в современ­ной социально-культурной сфере, различаются по следующим параметрам

- по срокам и продолжительности проведения: плановые (в
соответствии с исследовательскими планами и программами)
и внеплановые (оперативные);

- по месту проведения: лабораторные (в заранее подготовлен­
ных специальных условиях) и полевые (в естественной об­
становке);

- по степени научной глубины и сложности: пионерские (ди­
агностические, разведывательные), описательные (фотогра­
фические); аналитические (глубокие научные исследования,
отличающиеся комплексностью и масштабностью приме­
няемых методов и способов);

- в зависимости от статики или динамики объекта исследова­
ния: точечные (разовые) и повторные;

- в зависимости от базового, преобладающего метода сбора
социологической информации: опроса, наблюдения, экспе­
римента, контент-анализа, социометрии или референтомст-
рии.

В качестве инструментария исследовательских технологий выступает набор специальных документов и материалов, с помо­щью которых осуществляется социологическое исследование: ан­кеты и опросные листы, вопросы для тестирования, карты наблю­дения, «фотография объекта», рейтинговые таблицы и таблицы экспертных оценок и др.

Одно из главных мест в исследовательских технологиях при­надлежит анализу. Совокупность работ, осуществляемых в рамках анализа социально-культурной сферы, достаточно обширна. Это и сбор информации, и её обработка, классификация и систематиза­ция, это хранение и периодическое возвращение к информацион­ным материалам. В ходе анализа та или иная проблема социально-культурной деятельности максимально конкретизируется, разби­вается на отдельные части. Выявление возможных взаимоотноше­ний и взаимозависимостей между этими частями также является объектом анализа.


Раздел V. Социально-культурные технологии

Виды исследовательских технологий

Мониторинговые технологии, имеющие целью систематический хюр информации об объекте исследования (например, рыночном спросе на социальные услуги, ходе реализации конкретного проект и i д}, по­зволяют своевременно обнаружить отклонения от намеченного плана и воьремя сгреагиривать на них. скорректировать ситуацию, внести изме­нения или дополнения ати даже отказаться or ч^го-лиш. Идеальный вариант, когда система мониторинга изначально встраивается б структуру бизнес-плана, конкретного проекта или программы ис­следования

Для проведения мониторингового исследования необходимо осуществить ряд последовательных технологических операций. Отслеживая ход реализации того или иного социально-культурного проекта (постановки спектакля, авторской техноло­гии преподавания предмета и т.д.), прежде всего определяют пока­затели или индикаторы, по которым можно судить о динамике и характере изменений. Необходимо также установить источники получения информации, включая документы, отдельных лиц или групп людей, партнерские организации и т.д.

Технология контент-анализа предусматривает исследование совокупности информационных материалов СМИ (главным обра­зом, текстовых) по отдельным темам и направлениям социально-культурной деятельности. К элементам, составляющим процедуру контент-анализа, относятся: определение темы в качестве главно­го, основного предмета освещения в публикациях; отбор объектов, содержащих информацию (газет, журналов, бюллетеней. ]екстов радиопрограмм, дневников и т.д.); отбор информационных мате­риалов по их жанру (научная, проблемная статья, очерк, репортаж, рецензия и др.) и ключевых понятий для последующего анализа

Контент-анализ способствует выявлению общественной оцен­ки и сравнительному анализу наиболее актуальных проблем соци­ально-культурной деятельности в масштабах страны, региона, от­дельного города или коллектива. Исключительно важна и сама мотивация, трактовка изучаемой темы. Здесь могут иметь место различные подходы: тему рассматривают в сугубо практическом, преимущественно позитивном плане; материалы освещаются це­ликом или частично с позиций критики,


 




Т.Г, Киселева, Ю.Д. Красильииков. Социально-культурная деятельность


Раздел V. Социально-культурные технологии


 


Технологии опроса предусматривают различные способы сбора социологической информации в процессе опосредованного (с помощью анкетирования, тестов и др.) и неопосредованного (во время бесед-интервью) общения с аудиторией или отдельными респондентами с обязательным фиксированием ответов на вопро­сы, связанные с целями и задачами исследования. В практике со­циально-культурной деятельности основное назначение опроса состоит в получении определенных объемов информации о со­стоянии общественного мнения, досуговых предпочтений, оценке социально-культурных акций и услуг, фактов, событий. Разновид­ностями технологий опроса являются анкетирование и интер­вьюирование.

К технологиям опроса примыкают технологии рейтингов и тестов, в частности технологии социометрии и референтомет-рии

Дискуссии - чрезвычайно плодотворное средство общения. Однако нет необходимости злоупотреблять дискуссионными фор­мами, особенно в тех типичных рыночных ситуациях, когда перед коллективом фирмы или предприятия не стоит задача преодоления психологических, идеологических и других барьеров, когда нет столкновения мнений.

В этих ситуациях менеджерам социально-культурной деятель­ности не следует пренебрегать системой рейтингов, которая вно­сит определенное напряжение в деятельность рекреационных структур. Ведь в каждом городе, поселке городского типа помимо муниципальных культурно-досуговых центров существует множе­ство коммерческих, в том числе кооперативных, учреждений, пре­доставляющих свободу выбора форм досуга.

Система рейтингов как объективный метод определения попу­лярности досуговых программ способна принести неожиданный результат: «престижные», по мнению клубных организаторов, до-суговые программы привлекут лишь единицы посетителей, а третьестепенные, наоборот, соберут огромную заинтересованную аудиторию. Творческое соперничество между специалистами со­циально-культурной сферы, организаторами досуга, подстегивае­мое периодическим применением системы рейтингов, поможет повысить качественный уровень развивающих, рекреативных, раз­влекательно-игровых программ.


Технология наблюдения позволяет осуществлять непосред­ственное изучение взаимодействия, связей, взаимоотношений и социального поведения индивидов, групп, общностей и на осно­вании полученной достоверной информации, доступной воспри­ятию наблюдателя, делать обоснованные обобщения. В приклад­ных исследованиях социально-культурной сферы используются различные виды наблюдения: полевое, лабораторное, системати­ческое и случайное. В зависимости от контакта с объектом наблю­дение подразделяется на включенное (исследователь в составе группы участвует в совместном решении поставленной проблемы) и невключенное (исследователь находится в роли стороннего на­блюдателя). В формализованном наблюдении, в отличие от не­формализованного, ставится определенная цель и обязательно фиксируются результаты.

Экспериментальные технологии направлены на создание специальных условий, обстановки, среды с целью выявления осо­бенностей исследуемого объекта - личности, группы людей, явле­ния, способа производства культурного продукта, благ или услуг, проведения культурной акции и т.д. В зависимости от своих целей экспериментальные технологии могут быть разделены на:

- формирующие (преобразующие) технологии, с помощью
которых осуществляется активное приведение содержания,
структуры и функций объекта исследования в соответствие с
выдвинутой гипотезой, либо введение в рабочий процесс со­
циально-культурной деятельности каких-либо новаций и
преобразований, либо проверяется на практике эффектив­
ность конкретного культурного продукта, акции, услуги,

- диагностирующие (констатирующие) технологии. Они свя­
заны с фиксированием состояния объекта на тот или иной
момент. Например, контролирующие (оценочные, прове­
рочные) технологии направлены на установление взаимосвя­
зей и взаимозависимостей между заданной нормой и факти­
ческим состоянием объекта;

- поисковые (разведывательные) технологии предусматрива­
ют проведение поискового эксперимента с целью получения
недостающих предварительных данных об объекте исследо­
вания.


Т.Г. Киселева, Ю.Д, Красильпиков. Социально-культурная деятельность

В практике социально-культурных исследований широкое распро­странение получила технология педагогического эксперимента, суть которой состоит в проверке и установлении определенной зависимости между, с одной стороны, различными условиями, воздействиями, факто­рами и, с другой стороны, полученными результатами. Аналогичным образом используется и технология методического эксперимента. С ее помощью устанавливается наличие либо отсутствие определенной взаи­мозависимости или взаимосвязи между способами и методами приобре­тения необходимой технологической информации и степенью её исполь­зования в практике социально-культурной деятельности.

Примерные темы семинарского или практического занятия:

1.Методика формирования социального заказа для досутовых центров.

2.Семинар-дискуссия на тему <<Диагностика досутовой среды: что она
в себя включает?»

В качестве метода прогнозирования дальнейшего развития деятель­ности какого-либо конкретного объекта культуры (например: театра, парка, выставочного комплекса и т.д.) используйте написание сценария, в котором Вам необходимо изложить несколько наиболее вероятных вари­антов развития ситуации на ближайшую перспективу - как желательных, так и нежелательных. Докажите, что Ваш сценарий поможет предвидеть и избежать случайностей.

В качестве прогнозирования развития какой-либо важной для Ваше­го региона (города, области) социально-культурной проблемы проведите соответствующий контент-анализ или сканирование - обзор публикаций в общих и специальных изданиях.

Придерживайтесь следующей схемы сбора материала для контент-анализа или сканирования: названия газет и журналов, периодичность их выхода в свет; тема и ключевые понятия для отбора и анализа информа­ционных материалов; жанр материалов; оценка научно-методического уровня анализируемых публикаций (глубокий, фрагментарный, профес­сиональный); эффективность публикации (по материалу принято реше­ние; публикация стала предметом дискуссии; на материал получены от­клики или реакции не последовало и т.д.),

По итогам сканирования подготовьте краткое резюме со своими вы­водами и комментариями для доклада руководству или выступления на совещании.


Раздел V. Социально-культурные технологии

Задание. Предложите своим друзьям или близким тест по рефе-рентометрии, позволяющий выявить мотивы их межличностных выбо­ров или предпочтений. Тест состоит из двух процедур: предварительной и основной. Предварительная состоит в том, что респондентам предлага­ется серия вопросов, с помощью которых выявляются позиции каждого из опрашиваемых по поводу той или иной ситуации, объекта, события

Воспользуйтесь для примера таким перечнем: С кем Вы бы хотели поехать на экскурсию в другой город? С вами случилась неприятность Кому Вы расскажете об этом? С кем Вы хотели бы отпраздновать свой день рождения? С кем Вы хотите больше общаться? Чьи замечания Вы больше принимаете и к чьей критике прислушиваетесь? Вы встретли человека, который вам понравился. Кому' Вы об этом скажете9 Вы хотите изменить свою жизнь. С кем посоветуетесь? С кого Вы могли бы брать пример в жизни? Кому Вы хотели бы понравиться больше всего'? С кем Вы откровеннее? С кем Вы проведете отпуск?

Одновременно участникам теста предложите примерный перечень вероятных референтов, в их числе: родители, муж или жена, родственни­ки, брат, сестра, взрослый знакомый, знакомые родителей, друзья, луч­ший друг, компания, знакомая девушка (юноша), товарищи по учебе, работе, товарищи по кружку и т.п., известный человек, авторитетная личность, литературный персонаж, герой фильма, историческая лич­ность, никто.

Основная процедура теста: Ваши респонденты, отвечая на каждый вопрос, выбирают из дополнительного перечня наиболее предпочтитель­ную кандидатуру (референта, партнера). По итогам теста для каждого из участников составляется референтная карта - портрет его ближайшего референтного окружения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.