Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизм осуществления инновации




Для углубленного понимания сути инновационных технологий в со­циально-культурной деятельности воспользуемся структурой предло-


ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

женного специалистами понятия «цикл развития нововведения»

Примерная схема кодировки механизма осуществления инноваци­онной технологии включает в себя следующую последовательность дей­ствий.

Появление инновационной идеи, её формализация, предполагающая обозначение ее названия, краткой сути и указание возможной области ее распространения и реализации в социально-культурной среде.

На этом этапе ос\тцествляется связь с другими инновационными предложениями, расширяется фронт проникновения во внешнюю среду, рождаются «дочерние)) идеи, осуществляется обратная связь, происходит осмысление всего цикла возникновения и реализации инновационной технологии. Принимаются во внимание условия и время реализации, ре­шение проблем, стоящих перед новатором1.

Любая инновация, как и инновационная технология, неотделима от личности их создателей (авторов) и реализаторов. «Инициаторы и про­водники впервые появляющихся идей и разработок, идущих навстречу нынешним или будущим потребностям общества, составляют ценней­шее достояние каждой страны»2.

Для педагогов, режиссеров, менеджеров, технологов, занятых в социально-культурной сфере, характерно также выполнение так называемой ролевой функции, которая условно может быть обо­значена как функция новатора, или реформатора. Инициаторами и носителями данной функции являются представители множества профессий, талантливые руководители и организаторы самодея­тельности людей в социокультурной сфере.

Наиболее праватьным служит определение реформаторов как субъ­ектов активного инновационного воздействия на тот или иной вид соци­ально-культурной деятельности. Именно к этой категории относятся под­вижники, которые на протяжении последних лет были носителями и реализаторами многих инициатив в социокультурной сфере: движения в защиту памятников истории и культуры, фольклорного, природоохран­ного движения, благотворительности и милосердия и т. д. Всякий раз их целевая установка в социально-культурной сфере ориентируется на из­менение действующих условий, поиск и осуществление принципиально

Дмитриев AT., Усмсаюв Б.Ф., Шемпкова ИМ. Социальные инновации: сущность, прак­тика осуществления. - М, 1992. - С. 6.

Методы активизации инновационных процессов: Сб.трудов. Вып. 1. - М.,1988. -С.4.


Раздел V. Социально-культурные технологии

новых творческих, образовательных, управленческих решений и задач

Педагога-организаторы, как правило, используя приемы генерирова­ния новых идей, стремятся свести к минимуму или исключить вообще вмешательство критики, чтобы ничто не ограничивало творческой фан­тазии авторов новых предложений и не мешало рождению неожиданных замыслов,

Типичными в этом смысле служат методы, лежащие в основе поисковых инновационных социально-культурных технологий и авторских школ.

Метод мозгового штурма, или мозговой атаки, ориентирован на коллективную выработку творческих идей. В деловой игре уча­ствует несколько групп: «генераторы» - создатели идей; эксперты-«аналитики», участвующие в оценке идей; предполагаемые спон­соры, обеспечивающие финансовую поддержку идей; пользова­тели (потребители) предлагаемой идеи. В основе получивших ши­рокое распространение инновационных методов синектики и сво­бодных ассоциаций лежит целевая установка на выработку твор­ческих идей с помощью аналогий (прямых, фантастических, сим­волических, сугубо индивидуальных) либо свободных ассоциаций, случайно выбранных понятий или метафор

В процессе рекреационной, игровой деятельности достаточ­ную эффективность в генерировании творческих идей демонстри­рует метод постановки ключевых вопросов типа ((что? где? ку­да?», позволяющий упорядочить процесс рассмотрения проблемы, направленность творческого поиска. Поиск решения проблемы, выработки творческой идеи может пойти в совершенно неожидан­ном, непредсказуемом направлении (метод инверсии), либо потре­бует участия автора в проблемной ситуации в целях принятия адекватного решения (метод эмпатии), либо пойти по пути ис­пользования различных вариантов комбинирования известных и зарекомендовавших себя составляющих (метод многомерных матриц). В сфере менеджмента досуга, образования, искусства высокой продуктивностью отличается так называемый метод «за­писной книжки»: участники творческой мастерской на протяже­нии длительного времени заносят свои идеи и соображения в соб­ственные рабочие блокноты; затем все накопившиеся варианты вносятся в общий перечень (список) без указания авторства (иден­тичные варианты отбрасываются); после чего проводится коллек-


ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

тивная экспертиза и отбор наиболее приемлемых идей с помощью заранее разработанных и согласованных критериев оценки.

Практика осуществления инновационных технологий

К числу существенных проблем относится социальная защита инновационных технологий, находящихся в стадии разработки или уже реализованных авторских проектов и программ. В какой-то мере такая защита в области искусства, образования, социально-культурной реаби­литации обеспечивается за счет рекламы, формирования общественного мнения по поводу того или иного новшества, создания условий, опти­мальных или приемлемых для работы авторов проектов и программ. Хо­тя и здесь результат не всегда прямо пропорционален прикладьшаемым усилиям, так как в значительной степени зависит от этапа развития са­мой инновации, ее масштабности, психологических особенностей лично­сти самого автора или группы авторов.

В основе практики использования инновационных социально-культурных технологий находится постоянный учет закономерности «нововведение - социально-культурная среда». Следуя этой закономер­ности, мы неизменно должны иметь в виду критерии подготовленности этой среды к инновационным действиям, ее реакцию на привнесенную извне инновацию. Это даст возможность предупредить возникновение ситуации, при которой среда попросту отторгает, «выталкивает» внеш­него агента инновационной технологии.

Механизм отрицательной реакции на привнесение инновационных методов и подходов в общепринятый стиль и содержание работы соци­ально-культурных учреждений имеет, по оценке практиков, множество аспектов. Психологический аспект восприятия новации в социально-культурной среде зависит не только от уровня общей культуры окру­жающих (менеджеров, педагогов, рядовых исполнителей), но и от имеющегося у этих людей запаса креативного мышления. Давно извест­но, что дефицит как общей культуры, так и креативного мышления часто не позволяет выслушивать нестандартную точку зрения, допустить сам факт наличия альтернативных решений поставленной проблемы.

Социальный аспект восприятия заключается в том, что крайне труд­но найти социальную среду, определенный социум, любую социально-культурную общность, которые смогли бы единодушно проявить мак­симум терпимости к новшествам. У одних нововведения порождают скептицизм, другим избыток энергии в генерировании новых идей часто


Раздел V. Социально-культурные технологи и

мешает доводить это новое до широкого распространения и внедрения Наконец, этический аспект восприятия инновационных технологий свя­зан с соблюдением соответствующих этических норм и правил.

Наиболее уязвимой стороной в социальной защите альтернативных технологий остается охрана авторского права. Даже деятелям культу­ры, образования, спорта, обладающим высоким личным инновационным потенциалом, чей опыт и эрудиция перекрывают возможности многих последователей, не всегда удается выдержать жесткую конкуренцию в своей сфере, запатентовать свое авторское право на свою технологию. В какой-то мере решение этой проблемы состоит в cojoamin фирм, клубов. объединений, информационных банков социально-культурньгх иннова­ций, деятельность которых сосредоточена на личности самих новато­ров, на работе с ними в многообразии жизненных аспектов, поддержке их творческих поисков.

Ф>'нкциональные модели этих служб и организаций могут в себя включать: I) банк исторического опыта использования инновационных технологий в регуляции социально-культурной среды региона (обучения и воспитания; избирательности каналов и средств информации; состоя­ния и улучшения экологической обстановки и природной среды; этно­культурной принадлежности людей и т.д.); 2) информационный банк инновационных проектов и программ по актуальным проблемам разви­тия социально-культурной инфраструктуры региона; 3) повседневную работу с авторскими коллективами и отдельными авторами альтерна­тивных технологий, организацию внедрения их инновационных пред­ложений, социально-правовую защиту авторов проектов и программ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.