Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды проектных технологий




Историческая логина и сущность социально-культурного проектирования

Проектные технологии

По сравнению с программированием, планированием и други­ми технологиями, направленными на изменение социально-культурной сферы, проектирование, по мнению исследователей, обладает целым рядом преимуществ. По самой своей природе оно технологически основано на сочетании нормативного подхода, разработки того, что должно быть в результате, с подходом диаг-


 




 


 


ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

ностическим, с реальной оценкой ситуации, имеющихся ресурсов и т.д. Проект не является ни жесткой программой, ни детально проработанным планом - нормативными документами, содержа­щими перечень мероприятий, намечаемых на перспективу.

Проектирование объектов социально-культурной сферы суще­ственно отличается от таких видов проектирования, принятых в общественной практике, как, например, архитектурно-строительное, инженерно-техническое или художественно-конструкторское (дизайн).

Социально-культурные проектные технологии обладают сле­дующими основными чертами; 1) имеют в качестве объекта массу сложных и динамичных по своей природе социальных объектов, процессов и явлений; 2) не ограничены, как в архитектуре или инженерной практике, системой заранее заданных жестких норма­тивных, экономических или чисто технических требований, в этом отношении проектировщик социально-культурного объекта (на­пример, центра массового досуга или спектакля) обладает боль­шими правами на фантазию; 3) в качестве инициаторов и реализа­торов социально-культурных проектных технологий выступают не только специалисты, но и представители общественности, непро­фессионалы, члены самых разных социально-возрастных групп: дети, молодежь, домохозяйки, студенты, пенсионеры и др,

Как определенный тип деятельности, проектирование обладает характерными признаками, позволяющими осуществить его классификацию, выделить в нем определенные группы.

Разработка социально-культурного проекта начинается с поиска и оформления проектной идеи. В основе генерации проектной идеи лежит предложенный психологами так называемый «принцип антиканонов», Он ориентирован на то, чтобы проектировщик научился выходить за пределы стереотипов. Еще Поль Гоген заметил, что «гениев порождает не система, а противодействие ей». Названный принцип выводит на про­буждение социального, психологического, творческого воображения у автора или группы авторов проекта. Такова здесь «генфальная» идея: все решительно осмысливать и делать по-новому.

Социально-культурная среда дает обильную пищу для творческого воображения и фантазии. В еффе досуга, искусства, оздоровления, со-


Раздел V, Социально-культурные технологии

циально-культурной реабилитации непривычное, необычное возникает часто вне правил, казалось бы, неоднократно проверенных на практике,

В практике социально-культурного проектирования принцип анти­канонов предполагает формирование у проектировщиков способности к инициированию нестандартных решений, к пробе творческих сил на опережающих моделях, умению личности в любой ситуации отстоять свою авторскую позицию.

Проективная деятельность в социально-культурной сфере но­сит универсальный, всеобъемлющий характер. Изначально, как свидетельствует исторический опыт России, содержание и грани­цы этого типа деятельности были заданы культурной традицией, объединявшей армию народных умельцев, мастеров, ремесленни­ков, для которых участие в производстве и реализации своего культурного продукта или услуг обязательно начиналось с разра­ботки своеобразного эскиза или проекта. Практически для всех социально -кул ьтурных технологий, бытовавших в разные времена и у разных народов, проектирование было и остается основопола­гающим, интегрирующим элементом.

Актуальность овладения знаниями, умениями и навыками в области социально-культурного проектирования обусловлена и тем, что проектные технологии имеют широкую область примене­ния для всех профессий педагогической, культурологической, со­циально-культурной направленности

Комбинация различных способов проектирования в сочетании с теми или иными элементами содержания, отражающими богат­ство и неповторимое разнообразие социально -кул ьтурной сферы, дает нам бесконечное множество вариантов специализированных авторских социально-культурных технологий в области искусства. образования, досуга, спорта. Так, например, результатом синтеза художественного и технического проектирования являются тех­нологии современного дизайна; органическое соединение соци­ального, психолого-педагогического и художественного проекти­рования служит базой для создания и развития технологий обще­ственных связей («пиар-технологий»); усилиями специалистов в области природоохранного, медико-социального и инженерного проектирования рождается целостный блок экологонаправлен-ных технологий. То же самое можно сказать об оригинальных


 




Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильпиков. Социально-культурная деятельность

творческих проектах в различных областях социально-культурной сферы,

Выбор тематики проектов для социально-культурной сферы обу­словлен конкретным социальным заказом, пожеланиями и предложе­ниями различных групп населения.

В качестве базы проектных технологий широко известны разно­видности социально-культурных проектов: проекты формирования соци­ально-культурной (развлекательной, развивающей, оздоровительной) среды; проекты досуговых программ; проекты создания новых или раз­вития существующих досуговых центров, комплексов, экспозиционных залов, рекреационных зон; проекты малых и совместных предприятий социально-культурной сферы.

В рамках регионально ориентированных совместных образователь­ных, досуговых, художественно-творческих и других проектов и про­грамм координируются усилия государственных (муниципальных) и негосударственных (общественных, предпринимательских и других) субъектов социально-культурной деятельности, практически выстраива­ется и реализуется последовательная политика протекционизма по отно­шению к социально-культурным инициативам, исходящим от различных общностей, групп и отдельных граждан. Особенно актуальна и значима разработка социально обеспеченных проектов для культуроемких облас­тей жизни отдельно взятого региона: дополнительного образования и досуга, эстетического воспитания, развития профессионального искусст­ва и народного творчества, концертно-зрелищного обслуживания.

Объективно необходимой является «привязка» проекта к конкрет­ным социально-экономическим, демографическим, культурным особен­ностям региона, образу жизни и традициям его населения. Результаты служат основой для процесса реализации проекта и, в первую очередь, разработки таких управленческих документов, как бизнес-план, медиа-план и мастер-план.

Ддлее в этих документах получают отражение следующие обяза­тельные разделы:

• Анализ собственных возможностей и объективных условий для
реализации обучающей технологии.

• Характеристика содержания проекта, сути образовательных услуг,
оказание которых является целью проекта.

• Разработка и проведение маркетингового исследования по изуче-


Раздел V. Социально-культурные технологии

нию возможного спроса на специалистов среди;

- государственных, м>'ниципальных учреждений и служб;

- негосударственных общественных формирований:

- коммерческих структур;

- отдельных социальных, профессиональных, возрастных, нацио­
нальных и других групп и общностей

 

• Подготовка рабочего места и необходимой материально-
технической базы для организации учебного процесса (помещения,
необходимого аудиокомплекса, студий и др.).

• Разработка учебного плана (внесение творческих элементов в про­
цесс моделирования программ); технологий создания информаци­
онных, рекламных, игровых, и обучающих программ.

• Разработка организационного и финансового планов реализации
образовательного проекта. Подготовка юридической схемы реали­
зации учебного плана




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1578; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.