Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Западники




К числу виднейших западников можно отнести Петра Яковлевича Чаадаева (1794-1856), Николая Владимировича Станкевича (1813-1840), Тимофея Николаевича Грановского (1813-1855). Кроме того, идеи западников в определенном смысле нашли свое выражение в творчестве Виссариона Григорьевича Белинского (1811-1848) и, с определенными оговорками, Александра Ивановича Герцена (1812-1870).

В развитии русской философии XIX в. большую роль сыграл лите­ратурно-философский кружок, созданный Станкевичем в 1832 г. («кружок Станкевича») еще в бытность его студентом. Кружок просуще­ствовал до 1837 г., и в разное время в него входили Аксаков, Бакунин, Белинский и др. Основное внимание в этом кружке уделялось изучению немецкой классической философии.

Полагая, что Россия отстает от западноевропейских народов на общем для всего человечества пути развития, западники считали, что России необходимо усвоить европейскую науку и плоды просвещения, и в первую очередь западную философию, которая указывает человеку как цель жизни, так и путь к достижению этой цели. При этом Чаадаеву, Станкевичу, Грановскому и Белинскому (в его молодые годы) был ближе объективный идеализм Шеллинга и Гегеля, Белинскому (в зрелые годы), а также Герцену – материализм Фейербаха.

Западники мало интересовались религией и по ряду вопросов кри­тиковали русскую православную церковь. Все они высоко ценили политическую свободу, но при этом Чаадаев, Станкевич и Грановский были противниками революционных преобразований, а надежду на «смягчение нравов» и отмену крепостного права связывали с реформами и распространением просвещения.

Белинский и Герцен считали, что преобразование социальной действительности должно идти революционным путем. Им были близки идеи утопического социализма, а Герцен в последние годы своей жизни развивал еще особую форму «крестьянского» общинного социализма.

С известными оговорками идейное противостояние славянофилов (почвенников) и западников пройдет через всю историю России вплоть до настоящего времени. Правда, в отличие от западников времен перестройки западники ХIХ в. были подлинными патриотами своего отечества, не раболепствующими перед западными странами и их культурой. Тот же А.И. Герцен в своей работе «Былое и думы» подверг европейскую цивилизацию очень жесткой критике за индивидуализм и мещанство. Ему же принадлежит мысль, что европейская демократия – это «власть организованного меньшинства над неорганизованным большинством».

Н.Я. Данилевский, продолжая традицию славянофилов, в работе «Россия и Европа» писал, что хотя Россия не развивалась в изоляции, и во времена расцвета Киевской Руси контакты с европейскими государствами были очень тесные, она не принадлежит к Европе. Россия представляет собой особый культурно-исторический тип.

Ф.М. Достоевский также считал, что Россия – это не Европа.
В знаменитой речи о Пушкине он говорит о том, что «назначение русского человека есть, бесспорно … всемирное». Стать настоящим русским, по мнению Достоевского, значит нести в мир дух всеобщего братства и примирения. Идеал «русского всечеловека» он находит
в А.С. Пушкине, в его общечеловеческом творчестве.

В целом, и западники, и славянофилы прежде всего желали процветания своей родине и посильно содействовали этому. «Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности», – эти слова Вл. Соловьева могут служить квин-тэссенцией всех философских размышлений относительно роли и миссии России.

В первой половине XIX в. в трудах отечественных мыслителей также получают развитие идеи натурфилософии. А.И. Герцен одним из первых русских мыслителей сформулировал мысль о том, что философия должна опираться на естествознание, а не на религию, как утверждали славянофилы. Естествознание, по его мнению, очищает ум от предрассудков и приучает уважать факты. Но одно естествознание без философии не в состоянии создать полноценную картину мира. В «Письмах об изучении природы» он анализирует принципы опытного познания Ф. Бэкона и пишет о том, что природа лишена смысла и полноты. И только с появлением человека эта реальность обретает способность «познать свое бытие». Так, дополненная мышлением природа превращается в осознанное бытие. Мышление есть продолжение развития природы, только вместе природа и мышление приводят к гармонии и совершенству мира.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 691; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.