КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Русская философия второй половины XIX века
Первым творцом собственно русской оригинальной философской системы по праву признается Владимир Сергеевич Соловьев B.C. Соловьев в 1873 г. окончил историко-филологический факультет Московского университета, после которого еще год учился в Московской духовной академии. В 1874 г. защитил магистерскую диссертацию «Кризис западной философии. Против позитивистов», после чего работал доцентом кафедры философии Московского университета. В 1875-1876 гг. жил в Лондоне, изучая в библиотеках в основном мистическую литературу. Вернувшись в Россию, продолжал преподавать в Московском университете, в 1877 г. переехал в Петербург, где работал в Ученом комитете Министерства народного просвещения и преподавал в Петербургском университете и на Высших женских курсах. В 1880 г. защитил докторскую диссертацию «Критика отвлеченных начал». В 1881 г., после убийства народовольцами Александра II, Соловьев выступил с публичной лекцией, где, осудив цареубийц, призвал Александра III помиловать их – исходя из идеалов христианской нравственности. После этого Соловьев ушел в отставку и занимался в основном публицистической деятельностью. Основные труды Соловьева: «Философские начала цельного знания» (1877); «Духовные основы жизни» (1882-1884); «Великий спор и христианская политика» (1883); «История и будущность теократии» (1886); «Три речи в память Достоевского» (1881-1882); «Россия и Вселенская церковь» (1889 г., на французском языке); цикл статей «Национальный вопрос в России» (1883-1891); «Оправдание Добра» (1894-1895); «Три разговора» (1899-1900). Учение Соловьева можно охарактеризовать как объективный идеализм с элементами пантеизма. На его философские воззрения большое влияние оказала склонность к мистике и личный мистический опыт. Несколько раз в жизни ему являлась София – Премудрость Божия. Образ Софии, получая различную интерпретацию в разные периоды, всегда играл ключевую роль в его философском учении. Философская концепция Соловьева получила название «философия всеединства». В ее основе лежит представление о единстве и цельности мира. Понятие «всеединства» трактуется им в двух аспектах: как всеединое сущее – это Бог и всеединое становящееся, Взгляд на мир как на единое целое подразумевает и единство познания, поэтому Соловьев разрабатывает концепцию цельного знания как синтеза эмпирического (научного), рационального (философского) и мистического (созерцательно-религиозного) познания действительности. Подобное единство, которое он называет «свободной теософией», позволяет рассматривать мир как завершенную систему, обусловленную всеединством, или Богом. Исходное первоначало мира – Сущее, Бог или Абсолют, невозможно постичь рациональными методами с помощью разума, непостижимо оно также для воли или чувства, поскольку каждый из этих способов познания позволяет нам открыть для себя только какую-то грань Абсолюта. Абсолют как целое постигается только с помощью интуиции – во внутреннем опыте человека. Внутренний опыт трактуется Соловьевым как цельный и конкретный. Такой акт всегда есть постижение своей собственной личности, но наше индивидуальное «я» есть конкретное проявление сверхчеловеческого Абсолюта. И именно поэтому погружение в бесконечную глубину собственного «я» ведет нас к истинному знанию и о себе, и об Абсолюте. При этом имеет место совпадение субъекта и объекта познания, познающего и познаваемого, т.е. подлинное всеединство. Однако то, что мы восприняли этим путем в состоянии вдохновения, благодаря вере, может быть в дальнейшем осмыслено рациональными методами, с помощью разума. Представление В.С. Соловьева о космической эволюции как процессе «всемирного совершенствования» дает нам пример синтеза научно-эволюционного и христианского подходов к этому вопросу. Абсолют проявляет себя в природе, и при этом в действительности реализуется множество форм, которые в нем потенциально содержались как «многое в едином». Всё возникшее множество форм существует Само возникновение множества разобщенных объектов есть результат злоупотребления ими свободой, которой они обладали, существуя внутри единства (в Боге). И, впавшие «в грех индивидуализации», они теперь страдают из-за отделения от Бога. Великое предназначение человечества состоит в том, чтобы объединить весь космос и вернуть природу Богу, соединиться с ним опять. Идея обожения мира предусматривает бережное отношение к природе, сохранение ее животворных сил и гармоничное преобразование лика Земли. Но для этого сначала необходимо объединиться самому человечеству, достичь «богочеловеческого единства». Механизм сближения Бога, мира и человечества раскрывается в философском учении Соловьева о богочеловечестве. Реальным и совершенным воплощением богочеловечества, по Соловьеву, выступает Иисус Христос, являющийся согласно христианскому догмату и полным Богом, и полным человеком. Его образ служит не только идеалом, к которому должен стремиться каждый индивид, но и высшей целью развития всего исторического процесса. Природный человек, то есть человек, не просветленный божественной истиной, противостоит людям как чуждая и враждебная сила. Он существует на периферии всеединства, там, где господствуют силы разъединения. Важным шагом на этом пути объединения человечества является, по Вл. Соловьеву, во-первых, объединение православной и католической церкви, во-вторых, создание всемирного государства. С чего же должно начаться осуществление всеединства? По мнению философа, возможно, с того, что в жизни каждого человека соблюдение нравственных норм станет обоснованной потребностью, В этических вопросах он утверждает безусловное наличие в мире Абсолютного Добра, Красоты и Истины, которые совпадают в Абсолюте, а в мире проявляются через бытие Софии – премудрости Божией. Человек, как часть единого богочеловечества, призван к утверждению красоты, добра и истины в личном бытии. Наиболее ярко их единство проявляется в любви. Теме любви посвящена работа мыслителя «Смысл любви». Философские идеи Вл. Соловьева сегодня приобретают особую актуальность. Когда мир находится в состоянии глобального системного кризиса и стоит на пороге экологической катастрофы, становится понятно, что корень всех проблем лежит в мировоззрении современного человека, потерявшего связь с природой, ощущение целостности бытия и внутреннее единство. Идеи Соловьева о всеединстве позволяют по-новому ощутить свое духовное родство со всем миром. Только когда на смену механистическому и потребительскому мировоззрению придет ощущение подлинного всеединства, человек сможет преодолеть свою отчужденность от природы и Космоса и восстановить равновесие мира. Николай Александрович Бердяев (1874-1948) – русский религиозный философ, писатель и публицист. Его можно отнести к числу крупнейших русских мыслителей XX в. и, пожалуй, назвать наиболее известным в мире из всех русских философов. Он родился в Киеве в семье потомственных военных, поэтому Октябрьскую революцию 1917 г. он не принял, далеко отойдя к этому времени от увлечения марксизмом. В 1922 г. вместе с группой других философов был выслан из России за границу за антиреволюционную деятельность. В 1922-1924 гг. жил в Берлине, занимаясь преподавательской деятельностью, а с 1924 г. – во Франции (недалеко от Парижа). С 1925 Основные труды: «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» (1916); «Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы» На протяжении всей жизни Бердяева центральными в его творчестве были этические проблемы, рассматриваемые сквозь призму религиозного сознания: смысл человеческого существования, отношения Бога и человека, сущность свободы, творчества и любви. Существенным моментом философии Бердяева является дифференциация бытия на две основные сферы (табл. 7). Таблица 7
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |