Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие русской философии в ХХ веке




 

Естественное развитие отечественной философии, носившей преимущественно религиозный характер, было искусственно прервано
в 1922 г., когда несколько сотен русских ученых-гуманитариев были высланы из страны. Среди них были и крупнейшие философы
(С.Л. Франк, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, Н.А. Бердяев). Они были слишком сильными идейными конкурентами для коммунистической идеологии. Оставшуюся часть жизни философам пришлось провести в эмиграции, где несмотря на неблагоприятные жизненные условия они продолжали творить, многое сделав для пропаганды русской культуры и науки за рубежом. Судьба многих философов, оставшихся в Советской России, сложилась еще более трагически. П.А. Флоренский и Г.Г. Шпет были расстреляны, А.Ф. Лосев прошел через сталинские лагеря, а многие незаурядные мыслители (к примеру, М.М. Бахтин) не могли свободно высказывать и развивать свои философские взгляды. Только с конца 80-х годов ХХ в. труды русских религиозных философов стали возвращаться к отечественному читателю и активно влиять на духовную жизнь страны.

Было бы, однако, глубоко ошибочным считать, что в период тотального господства у нас в стране марксистской философии (диалектического и исторического материализма) с начала 20-х по конец 80-х годов прошлого века отечественная философия не развивалась, и в ее рамках не творили выдающиеся фигуры. На самом деле в условиях господства одной системы философских взглядов (как и в средневековой схоластике)
в ее рамках существовали разные школы и направления исследований. Советские философы-марксисты добились выдающихся научных результатов преимущественно в тех отраслях философского знания, которые отличались высокоабстрактным характером и не подвергались жесткому идеологическому контролю со стороны власти: в логике, философии науки, философии естествознания, истории философии. Некоторые советские философы получили широкую международную известность и признание (Э.В. Ильенков, А.А. Зиновьев, Б.М. Кедров, В.Ф. Асмус).

Одной из самобытных социально-философских концепций, созданных в среде русской эмиграции в XX в., было евразийство, объединившее ученых-обществоведов, вынужденных покинуть страну после революции 1917 г. Среди наиболее известных представителей данного направления можно назвать: географа и экономиста П.Н. Савицкого, философов Г.В. Флоровского и Л.Н. Карсавина, лингвиста и этнографа Н.С. Трубецкого, искусствоведа П.П. Сувчинского, историка М.В. Шахматова и др.

Стремясь осмыслить крушение того, что они называли «русской культурой», представители евразийства анализировали историческое развитие страны, ее перспективы, выявляя самобытность России и противопоставляя ее Западу. Ими отмечалось, что особенностью геополитического устройства России является ее «промежуточное» местоположение между Востоком и Западом. Она призвана объединить эти противоположные миры.

Единство евразийского мира и его особые цивилизационные черты вытекают из единого ландшафта Евразии и многовекового мирного сосуществования на этой территории различных евразийских этносов: славянского, угро-финского, тюркского и монгольского.

Основные географические зоны Евразии – лес и степь – определили особенности экономики страны: преобладание аграрной культуры, которая включала два способа хозяйствования: земледелие и скотоводство.

Проблемы самобытного развития России, получившие широкое освещение в трудах представителей евразийства, были созвучны идеями сибирских областников (предшественников евразийцев), отстаивавших самостоятельность Сибири и выступавших против колониальной политики царского правительства по отношению к этой территории.

Признанными лидерами сибирского областничества являлись известные общественные деятели, исследователи Сибири Г.Н. Потанин, внесший большой вклад в популяризацию знаний о Сибири и
Н.М. Ядринцев, ратовавший за особую роль региона в российской истории, автор известных трудов о прошлом и будущем этой отдаленной провинции: «Сибирь как колония» (1882) и «Сибирские инородцы: их быт и современное положение» (1891).

Труды Н.М. Ядринцева привлекли внимание широких кругов российской общественности и стимулировали дальнейшее развитие научной мысли в Сибири и, в частности, на Алтае, определив приоритет аграрной науки при освоении юга Западной Сибири.

Развитие аграрной науки на Алтае имеет более чем вековую историю. До открытия сельскохозяйственного вуза центром притяжения всех научных сил было Барнаульское Общество любителей исследования Алтая. Впоследствии с 1943 г. им стал Алтайский сельскохозяйственный институт (ныне Алтайский государственный аграрный университет). Среди представителей местной научной интеллигенции биологического направления следует выделить крупных сибирских ученых-почвоведов И.П. Выдрина (1867-1922) и Н.В. Орловского (1899-1986), одного из основоположников защиты растений в Сибири, лесовода Е.Г. Родда (1871-1993) и известного исследователя флоры и фауны Алтая, ботаника В.И. Верещагина (1871-1956). Все эти представители региональной науки внесли весомый вклад в исследование Сибири и Алтая, что послужило отправной точкой для дальнейших научных разработок при изучении отдаленных сибирских территорий.

Таким образом, культурная жизнь сибирской провинции имела свои региональные черты, развиваясь в русле общероссийской культуры и обогащая ее.

После перестройки и обретенной духовной свободы отечественная философская мысль приобрела исключительное разнообразие. В ее рамках сегодня развиваются и западные, и восточные учения. Многие ученые и поныне продолжают оставаться на позициях марксизма, однако магистральным путем развития русской философии является все же освоение и развитие отечественного философского наследия, многие идеи которого только сегодня обнаружили свою исключительную актуальность. Из ключевых идей русской философской мысли наиболее значимыми применительно к современности являются:

- требование гармоничного взаимодействия общества и природы (идея ноосферы В.И. Вернадского) и необходимость перехода к экологическому хозяйству (С.Н. Булгаков);

- важность соборного объединения людей вокруг единых духовных корней и целей деятельности (В.С. Соловьев, С.Н. Трубецкой, Н.А. Бердяев);

- понимание России как особого срединного евразийского культурно-географического мира, призванного соединить цивилизации Востока и Запада (учение евразийцев − Н.С. Трубецкого, П.Н. Савицкого, Л.Н. Гумилева);

- понимание языка и мысли как огромной силы в мире, которые могут непосредственно − положительно или отрицательно – влиять на природу и окружающих людей (П.А. Флоренский, А.Ф. Лосев);

- учение о космической судьбе человечества, где эволюция человека когда-то продолжится в иных космических и духовных измерениях бытия (Н.Ф. Федоров, Н.О. Лосский, учение Живой Этики);

- осмысление особой роли сердца в существовании человека и в познании окружающего мира. Сердце − это онтологический центр личности, носитель его глубинного «Я» (И.А. Ильин, С.Л. Франк,
Б.П. Вышеславцев).

Наконец, безусловно истинной остается главная идея всей русской философии, равно присущая как религиозным, так и атеистически ориентированным мыслителям: жизненная задача человека в мире состоит в свободном совершенствовании своих способностей, в развитии своей индивидуальности, однако это саморазвитие невозможно без труда на общее благо края, страны, всего мира, без преодоления в себе духовной лени и эгоизма. Русская философия – это важный этап на пути осмысления жизни как единого планетарного процесса, осознание особой космической миссии человека.

 

Контрольные вопросы

1. Каково место русской философии в мировой культуре?

2. Что является истоками формирования философской мысли на Руси?

3. В чем смысл идеи «Москвы – Третьего Рима»?

4. Какое влияние оказали реформы Петра на развитие культуры и философии?

5. Какие проблемы поднимались в философском осмыслении мира в период эпохи Просвещения в России?

6. Какой смысл в понятие «русская идея» вкладывают отечественные мыслители?

7. В чем вы видите смысл «русской идеи»?

8. Каковы основные позиции «западников» и «славянофилов» во взглядах на историческую миссию России?

9. Какие сущностные составляющие лежат в основе концепции философии всеединства Вл. Соловьева? В чем вы видите их современное значение?

10. В чем состоит смысл познания согласно учению Вл. Соловье-ва и Н. Бердяева?

11. Как трактует символ П.А. Флоренский?

12. Почему русские философы выступили с критикой развития цивилизации по технократическому пути?

13. Каковы ключевые идеи русского космизма? В чем выражается их экологическая направленность?

14. Какое значение приобретает социально-философское учение евразийцев в современных условиях?

15. В чем проявляется актуальность ключевых идей русской философии в наше время?

 

Практические задания

 

Задание 1. «Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности». Кому принадлежат эти строки? В чем автор видит назначение России?

Задание 2. В произведении Н. Бердяева «Смысл творчества», получившем мировую известность, автор заявляет, что «Человек – точка пересечения двух миров… Факт бытия человека и факт его самосознания есть могучее и единственное опровержение той кажущейся истины, что природный мир – единственный и окончательный. Человек по существу своему есть уже разрыв в природном мире, он не вмещается в нем…». В чем смысл высказывания? О каких мирах идет речь?

Задание 3. В работе «О характере просвещения Европы и его отношения к просвещению России» И.В. Киреевский пишет о том, что «общее мнение было таково, что различие между просвещением Европы и России существует только в степени, а не в характере и еще меньше в основных началах образованности. Говорили, что у нас прежде было варварство: образованность наша начинается с той минуты, когда мы стали подражать Европе.

При всем блеске образования европейский человек потерял внутренний смысл жизни. Многовековой холодный анализ разрушил те основы, на которых стояло Европейское просвещение, самодвижущийся нож разума, не признающий ничего кроме себя и личного опыта отрезал другие познавательные способности человека, веру в высшие истины. <…> На Западе мы отмечаем торжество рационализма над преданием внешней разумности, над внутренним духовным разумом и господство индивидуализма. <…> там раздвоения сил разума, – здесь (в России) стремление к их живой совокупности; там движение ума к истине посредством логического сцепления понятий, – здесь стремление к ней посредством внутреннего возвышения самосознания к сердечной цельности и средоточию разума; там искание наружного, мертвого единства, – здесь стремление к внутреннему, живому единству...». Каков, по мнению Киреевского, характер Просвещения Европы? Чем отличается российский характер просвещения от европейского. Как вы это понимаете?

Задание 4. В «Философских началах цельного знания» Соловьев различает два главных понятия философии: «По первому понятию философия относится исключительно к познавательной способности человека; по второму – она отвечает также и высшим стремлениям человеческой воли и высшим идеа­лам человеческого чувства, имеет, таким образом, не только теоретическое, но и также нравственное и эстетическое значение, находясь во внутреннем взаимодействии со сферами творчества и практической деятельности, хотя и различаясь от них. Для философии, соответствующей первому понятию – для философии школы от человека требуется только развитой до известной степени ум, обогащенный некоторыми познаниями и освобожденный от вульгарных предрассудков; для философии, соответствующей второму понятию, – для философии жизни требуется кроме того особенное направление воли, т.е. особенное нравственное настроение, и еще художественное чувство и смысл, сила воображения или фантазии. Первая философия, занимаясь исключительно теоретическими вопросами, не имеет никакой прямой связи с жизнью личной и обществен­ной, вторая философия стремится стать образующей и управляющей силой этой жизни». Проанализируйте содержание двух понятий философии по Соловьеву, обратив внимание на философию, соответствующую «второму понятию» – как «образующую» и «управляющую силу жизни». О какой силе идет речь?

Литература

1. Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Духовно-экологи-ческая цивилизация: устои и перспективы: монография. –
Барнаул: Изд-во АГАУ, 2010.

2. Маслин М.А. История русской философии. – М.: Университет, 2009.

3. Новая философская энциклопедия. – М.: Мысль, 2010.

4. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. – М.: АСТ, 2011.

5. Усольцев В.А. Русский космизм и современность. – Екатеринбург, 2010.

6. Флоренский П. У водоразделов мысли: черты конкретной метафизики. – М.: АСТ, 2009.

 


СЛОВАРЬ ФИЛОСОФСКИХ ТЕРМИНОВ

 

Абсолют − начало и причина всего сущего. Используется как синоним понятия «Бог».

Агностицизм − гносеологическая позиция, полагающая границы человеческому познанию. Кант считал, что человеческое познание ограничивается познанием явлений, но не может проникнуть в сущность вещей.

Аксиология − раздел метафизики, изучающий природу ценностей и ценностные основания человеческого бытия.

Аксиоматический метод − способ построения научной теории через принятие исходных положений, принимаемых без доказательств (аксиом), из которых по правилам вывода дедуктивно выводятся следствия или доказываются теоремы.

Анализ − общелогический метод познания, нацеленный на расчленение целостного предмета и изучение отдельных его сторон и свойств. Связан с рассудочной деятельностью интеллекта и противостоит синтезу.

Аналогия − общелогический метод познания, когда на основе совпадения ряда признаков в объектах делается вывод о сходстве у них и других признаков. Является логической основой метода моделирования.

Антиномия − предельно остро поставленная научная или философская проблема в виде столкновения противоположных, но равно обоснованных высказываний относительно одного и того же предмета, типа: «Свет есть волна, и свет есть частица»; «Капитал возникает, и не возникает в процессе обращения». Чаще всего антиномия разрешается через снятие противоположных позиций в рамках более систематического теоретического видения предмета.

Антисциентизм − мировоззренческая позиция, основанная на критике науки и ее разрушительного влияния на жизнь человека и природы. Противостоит сциентизму.

Антропология − философское учение о человеке: его сущности, происхождении и предназначении во Вселенной.

Антропоцентризм − философское воззрение, согласно которому человек является центром и высшей целью мироздания.

Антропный принцип − фундаментальный принцип современной космологии, известный в двух − «слабой» и «сильной» − формулировках. Согласно первой наше положение во Вселенной является привилегированным в том смысле, что мы выступаем в качестве ее наблюдателей. Антропный принцип в его «сильной» формулировке утверждает, что Вселенная должна быть такой, чтобы в ней на определенном этапе ее эволюции появился наблюдатель.

Априорное (a priori) − важнейшее понятие кантовской философии, обозначающее знание, предшествующее опыту и не зависимое от него. Априорное знание лежит в основе апостериорного знания.

Апостериорное (a posteriori)− важнейшее понятие кантовской философии, обозначающее знание, получаемого непосредственно из опыта.

Атеизм − отрицание существования Бога и любого сверхъестественного бытия, безбожие.

Аскетизм − осуществляемое в рамках религиозных (или философских) учений, существенное ограничение или полное подавление чувственных желаний; добровольный отказ от жизненных благ, перенесение неудобств, физической боли, одиночества и т.п.; религиозное подвижничество.

Бессознательное − важнейшее понятие психоанализа, обозначающее психические содержания, находящиеся вне контроля нашего сознания. Бессознательное может быть индивидуальным, на чем особый упор делал З. Фрейд, и коллективным, исследованию которого посвятил свои работы К.Г. Юнг.

Верификация − методологическая процедура подтверждения гипотез и теорий через опытное подтверждение выводимых из них эмпирических следствий. Противостоит процедуре фальсификации. Особое значение верификации придавалось в неопозитивизме.

Витализм − учение, трактующее жизнь как уникальное явление во Вселенной, которое не может быть понято и объяснено из физических и химических процессов, а представляет собой всеодушевляющее и целесообразное начало природы, требующее особых методов познания.

Гипотеза − не полностью обоснованное предположение о причинах явлений или о связях между ними.

Гипотетико-дедуктивный метод − метод построения теории, заключающийся в выдвижении гипотезы (или системы гипотез) и последующей проверке теоретических предположений.

Глобальный эволюционизм − фундаментальный принцип современной научной картины мира, утверждающий, что Вселенная и все ее отдельные подсистемы находятся в состоянии качественной эволюционной трансформации и где на определенной стадии эволюции предполагается появление наблюдателя, наделенного сознанием.

Гносеология − раздел метафизики, изучающий всеобщие закономерности познавательной деятельности человека.

Гуманизм − а) сложившееся в эпоху Возрождения движение образованных людей, объединенных интересом к античному культурному наследию и верящих в творческие силы человека; б) тип мировоззрения, в центре которого стоит человек с его земными делами и целями бытия, с присущими его природе способностями и влечениями.

Дедукция − общелогический метод познания, связанный с переходом от общих принципов и аксиом к доказательству теорем и частным следствиям. Носит необходимый характер и противостоит индукции.

Деизм − онтологическая позиция, распространенная в XVIII в.
в связи с успехами ньютоновской классической механики. Здесь Бог признается в роли первичной механической силы, приводящей мир
в движение. Этим его функции и ограничиваются.

Детерминизм − философское учение о закономерной упорядоченности мирового бытия. Противостоит индетерминизму.

Диалектика − 1) всеобщая теория развития, утверждающая, что все процессы в мире (включая человеческую культуру и внутренний мир человека) развиваются через взаимодействие противоположных свойств, сторон и тенденций; через переход количественных изменений в качественные, а общая логика развития имеет характер воспроизведения прошлых состояний и свойств вещей и процессов на более высоком уровне; 2) метод мышления, ориентирующий: а) на всестороннее рассмотрение предмета в единстве его противоположных свойств, сторон и тенденций; б) на учет исторических особенностей развития данного предмета, воспроизводящихся в его развитом состоянии; в) на такое движение познающей мысли, когда мы от односторонних и абстрактных суждений о предмете переходим к его конкретному и целостному теоретическому образу.

Догма (догмат) − определенное положение (в религии − положение вероучения), принимаемое на веру в качестве непреложной истины, не требующее доказательств и не подлежащее критике.

Догматизм − философская позиция, абсолютизирующая неизменность наших знаний и ценностей. Противостоит релятивизму.

Дуализм − философская онтологическая позиция, признающая, что в основе мира лежат два начала, чаще всего − дух и материя.

Закон − а) устойчивые связи и причины явлений, обеспечивающие их возникновение, функционирование и развитие и отражаемые с той или иной степенью адекватности в научном и философском знании; б) юридические предписания и нормы, регулирующие общественную жизнь человека.

Знак − материальное образование, созданное для замещения какого-либо предмета или передачи сообщения. Вся культура может трактоваться как совокупность различных знаковых систем.

Идеализированный объект − важнейший конституирующий элемент теории, представляющий собой выделенное теоретическим разумом существенное свойство изучаемой предметной области, наделенное самостоятельным − идеализированным − существованием. Примерами и.о. являются точка и линия в геометрии, материальная точка в механике, идеальный газ и абсолютно черное тело в физике, идеальный раствор в химии; популяция в биологии; товар в политической экономии. Законы науки описывают в первую очередь свойства и связи идеализированных объектов теории.

Идеализм − философская онтологическая позиция, признающая идеальное (духовное) начало источником всех вещей и процессов в мире. Идеализм бывает объективным, признающим это идеальное начало (в виде Бога, царства идей Платона, Мировой Воли или информационного поля) независимым от индивидуального сознания; и субъективным, когда единственной подлинной реальностью, с которой мы имеем дело, признается реальность индивидуального сознания. Последняя позиция называется также солипсизмом.

Идеал научности − представления об эталонных способах получения и организации научного знания, а также нормах научной деятельности. Входит как обязательный элемент в научную картину мира.

Индетерминизм − философское учение, отвергающее объективную упорядоченность и связность мирового бытия. Противостоит детерминизму.

Индукция − общелогический метод познания, связанный с переходом от частных фактов и посылок к общим выводам и следствиям. Носит вероятностный характер и противостоит методу дедукции.

Интенция − ключевое понятие феноменологического направления философии. Обозначает важнейшую характеристику сознания − его обязательную направленность на какой-то определенный предмет.

Интернализм − методологический подход к исследованию истории науки, когда главным фактором ее развития признается влияние внутренних факторов: научных проблем парадоксов и дискуссий. Противостоит экстернализму.

Интуиция − непосредственное постижение предмета без опосредствующего влияния языка и логических умозаключений. Противополагается рассудочным, линейным (дискурсивным) рассуждениям.

Иррационализм − гносеологическая позиция, отрицающая возможности рационального познания мира и человека.

Категория − предельно общие смысловые конструкты нашего сознания, обусловливающие возможность порождения и понимания всего множества частных понятий. Язык философии − это прежде всего язык философских категорий. Категории имеют чаще всего парный характер и определяются друг через друга (материальное-идеальное; причина-следствие; необходимость-случайность; чувственное-рациональное; сознательное-бессознательное и т.д.).

Каузальность − причинно-следственная связь в мире.

Конвенционализм − гносеологическая и методологическая позиция, утверждающая, что истина − это результат соглашения.

Концептуализм − средневековый взгляд на природу понятий, пытающийся преодолеть крайности номинализма и реализма. Согласно концептуализму общее существует объективно в самих единичных вещах, но абстрагируется (выделяется) оттуда лишь силой человеческого ума.

Космоцентризм − философское воззрение, согласно которому человек является органической частью единого Космоса, подчиняющегося его фундаментальным законам.

Критерии научности − разрешающая процедура, которая позволяет отличать науку от ненауки. Существуют универсальные и частные критерии научности.

Культура − важнейшая категория социальной философии и культурологии, имеющая три основных смысла: а) система материальных, социальных и духовных ценностей, созданных человеком в процессе его жизнедеятельности и противостоящих девственной природе как «вторая природа»; б) духовные ценности и формы творческой жизни, выработанные человечеством и противостоящие техническим и экономическим достижениям человека, т.е. цивилизации; в) характеристика высоких творческих, коммуникативных и личностных качеств человека, которого в этом случае называют «человеком высокой культуры».

Кумулятивное развитие науки − взгляд на науку, абсолютизирующий непрерывность и отсутствие скачков в ее развитии. В качестве онтологической основы принимает позицию эволюционизма.

Либидо − половое влечение (физиол.); термин получил широкое распространение в психоанализе. У Фрейда − это преимущественно бессознательные сексуальные влечения, вытеснением которых объясняются психические расстройства и неврозы; у нормальных людей они трансформируются в художественное и научное творчество
(сублимируются). В «аналитической психологии» Юнга − это поток витально-психической энергии, проявлением которой являются все феномены сознательной и бессознательной жизни человека.

Материя − объективное, чаще всего физическое, начало, лежащее в основе бытия и противостоящее началу идеальному (духовному).

Материализм − философская онтологическая позиция, признающая материю исходным началом всех вещей и процессов в мире. Противостоит идеализму.

Ментальность (менталитет) − совокупность установок сознания, ценностей и стереотипов поведения, характерных для тех или иных этнических общностей и социальных групп.

Метафизика − центральный раздел философского знания, изучающий первоначала бытия (онтология), познания (гносеология) и ценностного отношения к миру (аксиология).

Метод − способ сознательного достижения каких-либо результатов, подразумевающий наличие конкретной системы действий. В науке метод − знание и способы творческой деятельности, обеспечивающие получение, проверку и трансляцию нового знания.

Методология − учение о методах и путях их совершенствования.

Моделирование − важнейший метод познания, основанный на построении и изучении моделей (копий) объектов с последующим проецированием полученных знаний на оригинал. Логической основой метода моделирования является аналогия.

Монада − неделимая субстанция, являющаяся онтологическим основанием индивидуального бытия во Вселенной и обладающая способностью к совершенствованию через познание, самопознание
и творчество. Важнейшая категория философии Лейбница и Н.О. Лосского.

Монизм − онтологическая позиция, признающая только одно начало (или субстанцию), лежащее в основе бытия. Противостоит плюрализму.

Монодуализм − синтетическая философско-онтологическая позиция, считающая, что в основе мира лежат два противоположных, но нуждающихся во взаимном проникновении и обогащении, начала − дух и материя. Развивалась преимущественно на почве русской религиозно-философской мысли.

Научная картина мира − целостное видение предмета научного познания, а также идеалов и норм научной деятельности, задаваемое системой фундаментальных научных теорий и принципов, а также философскими основаниями науки.

Научный факт − главный элемент эмпирического уровня познания. Представляет собой достоверное знание, подтвержденное рядом наблюдений и экспериментов и зафиксированное в соответствующих наблюдаемых терминах и протокольных суждениях.

Научное объяснение − подведение дотоле необъяснимых явлений и фактов под установленные наукой законы.

Натурализм − методологическая установка, согласно которой все в мире может быть объяснено из природных причин. Разновидность редукционизма.

Натурфилософия − б) умозрительное философствование о природе; б) философская позиция, игнорирующая данные конкретных наук при построении философских концепций. Противостоит позитивизму.

Несоизмеримость теорий − взгляд на науку, абсолютизирующий прерывность и скачки в ее развитии. В качестве онтологической основы принимает позицию эмерджентизма. Противостоит кумулятивизму.

Номинализм − средневековый взгляд на природу понятий, как на человеческие знаки для обозначения единичных вещей. Противостоит позиции реализма.

Ноосфера − термин, введенный в науку и философию ХХ в. французским мыслителем П. Тейяром де Шарденом и отечественным ученым В.И. Вернадским. Согласно Вернадскому ноосфера − новый этап эволюции биосферы, где ее главной движущей и организующей силой становится научный разум.

Объект познания − то, на что направлена познавательная деятельность субъекта познания. Объектом познания могут быть любые, даже несуществующие (типа кентавра) или противоречивые объекты (типа «круглого квадрата»).

Онтология − важнейший и древнейший раздел метафизики
(который с ней часто отождествляется), изучающий всеобщие начала бытия, а также всеобщие закономерности его строения, функционирования и развития.

Опыт − компонент познавательной деятельности, обеспечивающий непосредственную связь знания с познаваемым объектом. Является синонимом термина «эмпирия».

Пантеизм − онтологическая позиция, отождествляющая Бога и Природу, материальные и духовные начала бытия.

Парадигма − греческий философский термин. В философию науки введен Т. Куном, для которого парадигма − образцы решения научных задач, «которые в течение некого времени признаются определенным научным сообществом как основа развития его дальнейшей практической деятельности».

Парадокс − ситуация, когда в рамках одной и той же теории доказываются два взаимно исключающих и равно обоснованных утверждения. Парадоксы, как правило, свидетельствуют о недостатках и несовершенстве теории. Известны парадоксы теории множеств, парадоксы квантовой механики, парадоксы возникновения жизни из неживого вещества.

Плюрализм − философско-онтологическая позиция, признающая множественность начал бытия. Противостоит позиции монизма.

Понимание − а) уяснение смысла речевого высказывания, текста, рисунка или любой другой знаковой (символической) системы культуры, без чего невозможно существование человека как сознательного существа; б) важнейший метод гуманитарных наук, связанный с адекватным и общезначимым прояснением целей, культурных ценностей и смыслов, лежащих за теми или иными историческими событиями,
а также культурными творениями (текстами, архитектурными сооружениями, произведениями искусства и литературы, научно-техни-ческими изобретениями и т.д.).

Понятие (абстракция) − важнейшаяформа мышления, в которой выделяются отличительные и существенные признаки изучаемого предмета.

Принцип − а) основоположение, исходное начало, лежащее в основании философских систем и научных теорий; б) исходный методологический принцип рассмотрения и оценки чего-либо.

Пролиферация (дословно − размножение) − термин, введенный в философию науки П. Фейрабендом и подчеркивающий положительное значение многообразия циркулирующих в науке идей и подходов.

Развитие − процесс необратимых качественных изменений, в результате которых в мире появляется нечто принципиально новое, что раньше не существовало.

Разум − высшая интеллектуальная способность, нацеленная на синтетическое осмысление предмета в единстве его противоположных свойств, сторон и тенденций. Характеризует деятельность крупных теоретиков в науке и философии. Связано с нелинейным, многомерным постижением реальности.

Рассудок − низшая интеллектуальная способность, предшествующая разуму, нацеленная на расчленение целостного предмета и отдельное изучение его сторон, а также на построение линейной цепи рассуждений.

Рационализм − познавательная позиция, считающая интеллект (рассудок и разум) главным источником и проверочной инстанцией наших знаний. Противостоит эмпиризму.

Реализм − средневековый взгляд на природу понятий, образующих особый мир в духе идей Платона и выполняющих конструктивные функции относительно единичных вещей. Противостоит позиции номинализма.

Редукционизм − методологическая установка, согласно которой сложное может быть сведено к более простому, а закономерности более высоких уровней организации бытия объяснены на основе более фундаментальных законов низших уровней организации.

Релятивизм − философская позиция, абсолютизирующая относительность наших знаний и ценностей. Противостоит догматизму.

Рефлексия − мысль, направленная на саму себя.

Секуляризация − процесс освобождения общества и сознания человека от влияния религии.

Семиотика − а) наука о знаках (символах); б) общенаучный метод познания, позволяющий эвристически рассматривать различные объекты (язык, общественные процессы, генетический код, науку, искусство) как различные системы знаков, имеющих значение (семантику), принципы связи между собой (синтаксис), а также конкретные механизмы их порождения, истолкования и употребления человеком (прагматика).

Синергетика − а) наука о самоорганизации систем; б) общенаучный метод познания, исследующий открытые, неравновесные, нелинейно развивающиеся системы. Позволяет раскрыть процессы самоорганизации на всех структурных уровнях мироздания, включая человека и его культуру.

Синтез − общелогический метод познания, нацеленный на объединение дотоле отдельно изучаемых сторон предмета и на его целостное постижение. Связан с деятельностью разума и противостоит анализу.

Системный подход − общенаучный метод познания, рассматривающий мир как систему, состоящую из множества различных систем. Все системы состоят из элементов, выполняющих в системе определенные функции, а также характеризуются наличием внутренней связи между элементами (структуры). В сложноорганизованных системах их целостные (системные) свойства не сводимы к качеству подсистем и отдельных элементов. Существуют попытки аксиоматизации системного подхода в виде разных вариантов построения общей теории систем.

Скептицизм − гносеологическая позиция, согласно которой каждому истинному утверждению можно противопоставить прямо противоположное и не менее обоснованное утверждение.

Соборность − ключевое понятие русской философии, введенное А.С. Хомяковым. Означает такое единение людей, где каждый сохраняет индивидуальность в рамках целого, а прирастающее целое заинтересовано в развитии творческого своеобразия своих частей.

Сознание − важнейшая характеристика человека, обеспечивающая познание окружающего мира, общение и творчество. К важнейшим способностям сознания относятся чувственное, интеллектуальное и интуитивное постижение реальности, дар ее эмоционального переживания и сопереживания, оценки своих и чужих действий,
а также целеполагания. Волящим центром и осью развития сознания выступает человеческое «я».

Софиология − оригинальное направление русской религиозно-философской мысли, развивающее учение о Софии-Премудрости Божией, − женском, рождающем и хранящем, материальном начале бытия, посреднице между Богом и миром, имеющем Лик Вечной Женственности. Софиология разрабатывалась В.С. Соловьевым, П.А. Флоренским, С.Н. Булгаковым, братьями Е.Н. и С.Н. Трубецкими. Нашла отражение в литературе и искусстве серебряного века, в т.ч.
у А.А. Блока.

Сублимация − переключение энергии либидо (у Фрейда − сексуальной энергии) с социально и культурно неприемлемых (низших) целей и объектов на социально и культурно приемлемые (высшие).

Субстанция − важнейшая категория онтологии, обозначающее такое бытие, которое выступает причиной (основанием) всех других видов бытия и причиной (основанием) самого тебя.

Субъект познания − человек, наделенный сознанием и включенный в систему человеческой культуры и практики, чья активность направлена на постижение объекта. Иногда используют понятия «трансцендентальный субъект» или «коллективный субъект» познания, где подчеркивается влияние сверхличных структур и факторов на познавательную деятельность человека: врожденных структур психики, коллективных форм организации научных исследований, господствующих в обществе идеалов и норм познавательной деятельности.

Схоластика − теология западноевропейского средневековья, сторонники которой активно использовали рационально-логические методы и язык философии для раскрытия и защиты догматических основоположений католической религии. Считали философию служанкой теологии (богословия), активно выступали против религиозной мистики.

Сциентизм − мировоззренческая позиция, основанная на вере в науку, ее абсолютную полезность и могущество в решении всех проблем, которые стоят перед человече­ством. Противостоит антисциентизму.

Телеология − философско-онтологическое учение о целевых связях в мире, особенно в человеческом бытии.

Теология (богословие) − основанное на авторитете священных текстов учение о Боге, его сущности и действии в мире. Теология использует рациональные философские аргументы для раскрытия и защиты вероучения, но отличается от религиозной философии строгим следованием догматическим церковным положениям и предписаниям.

Теория − наиболее развитаяформа организации научного знания, дающая целостное и доказательное представление о существенных закономерностях и связях изучаемого предмета.

Трансцендентальный − лежащий в основании любого возможного человеческого опыта.

Трансцендентный − лежащий за границами любого человеческого опыта. Трансцендентным является бытие Бога.

Фальсификация − методологическая процедура опровержения гипотез и теорий через опытное опровержение выводимых из них эмпирических следствий. Противостоит процедуре верификации. Особую роль фальсификации в развитии научного знания отводил
К.Р. Поппер.

Физикализм − разновидность редукционистской методологии, рассматривающей биологические, социальные и психологические законы лишь как формы проявления фундаментальных физических законов.

Философские основания науки − система явных и неявных философских идей и принципов (онтологических, гносеологических, методологических и аксиологических), составляющих фундамент научной картины мира.

Формационный подход − методологический подход в социальной философии и социологии, постулирующий единство исторического развития человеческого общества, проходящего через общие этапы (формации). Разработан К. Марксом и Ф. Энгельсом, выделившими первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую формацию, которой принадлежит будущее. Противостоит цивилизационному подходу.

Ценность − основная категория аксиологии, фиксирующая наличие идеально-эталонных представлений, мотивов и целей деятельности, в соответствии с которыми человек оценивает себя и мир, а также осуществляет творческую и целеполагающую деятельность.

Цивилизационный подход − методологический подход в социальной философии и социологии, где человеческое общество признается состоящим из ряда уникальных цивилизаций, имеющих свои собственные законы исторического развития, социальной и духовной жизни. Жизнь одной цивилизации не может быть правильно понята с точки зрения закономерностей существования другой цивилизации. Противостоит формационному подходу. Родоначальником его является русский философ и ученый Н.Я. Данилевский.

Цивилизация − важнейшее понятие социальной философии. Имеет четыре основных смысла: а) человеческая цивилизация в целом со всеми своими духовными и техническими достижениями, что подразумевает возможность существования в Космосе других разумных цивилизаций; б) то, что противостоит варварскому существованию без государства, без правовых и культурных начал жизни; б) технико-технологическое и экономическое «тело» общества, которое противостоит (зачастую враждебно) различным формам духовной жизни человека, т.е. культуре; в) локальное и уникальное социокультурное образование, имеющее свою особую территорию, историю, культуру и отличающееся от других локальных социокультурных образований. В этом смысле самостоятельными цивилизациями являются китайская, индийская, западноевропейская, российская и т.д. Последний смысл термина лежит в основании так называемого «цивилизационного» подхода.

Эволюционизм − концепция развития, утверждающая непрерывный характер развития, отсутствие в нем скачков, перерывов постепенности. Противостоит эмерджентизму.

Эвристика − а) в древнегреческой культурной традиции метод обучения путем наводящих вопросов; б) совокупность методологических приемов и правил, обеспечивающих получение принципиально новых практических или научных результатов; в) наука, изучающая творческую деятельность.

Эгалитарный − массово-уравнительный, относящийся к жизни масс. Противостоит элитарному.

Экзистенция − важнейшее понятия философии экзистенциализма, обозначающее индивидуальное человеческое существование, предшествующее сущности.

Эксперимент − главный метод эмпирического исследования, связанный с активным воздействием на изучаемый предмет с целью наблюдения и измерения исследуемых свойств в чистом виде, без влияния побочных факторов и условий. Иногда говорят о мысленном эксперименте, когда мы объективно не можем физически смоделировать экспериментальные условия для изучения того или иного предмета. Важнейшим современным техническим средством для проведения экспериментов является компьютер.

Экспликация − логическая процедура уточнения научных понятий. Важное средство развития научной теории.

Экстернализм − методологический подход к исследованию истории науки, когда главным фактором ее развития признается влияние внешних − социокультурных и личностно-биографических − факторов. Противостоит интернализму.

Элитарный − избранный, относящийся к элите общества. Противостоит эгалитарному.

Эмерджентизм − концепция развития, отрицающая непрерывный характер процессов развития, абсолютизирующая его взрывной, скачкообразный характер. Противостоит эволюционизму.

Эмпиризм − познавательная позиция, которая, в противовес рационализму, считает опыт (прежде всего чувственный) главным источником наших знаний о мире и самих себе.

Эпистемология − термин, используемый в современной философии двояко: а) как синоним понятия «гносеология» (теория познания); б) как синоним «философии науки». Сегодня чаще употребляется в первом смысле.

Эсхатология − религиозное учение о конце земного мира, дальнейшей судьбе человека и всего человечества.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2090; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.147 сек.