КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая характеристика русской культуры
Первоисточники 1. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. Сумерки идолов. Антихрист // Сочинения: в 2 т. – М., 1990. 2. Психоанализ и науки о человеке. – М., 1996. 3. Рассел Б. История западной философии. – М.: Академический Проект, 2000. 4. Сартр Ж. П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. – М., 1989. 5. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1997. 6. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М., 1989. 7. Фромм Э. «Иметь или быть». – М., 1990. 8. Хайдеггер М. Время картины мира // Время и бытие. – 9. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. – Минск, 1998. 10. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. – М., 1992. 11. Юнг К.Г. Архетип и символ. – М., 1991. 12. Юнг К.Г. Психология бессознательного. – М., 1994. ГЛАВА VIII. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ Когда речь заходит о России, можно услышать самые разнообразные мнения о ее культуре, чертах и особенностях русского народа, но есть одно, в чем сходятся практически все – это загадочность и необъяснимость русской души, которая хорошо отразилась в тютчевских строках: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать – в Россию можно только верить». Русская культура, в отличие от западноевропейской, формировалась в иных культурно-географических условиях, где особую роль играли огромные евразийские степные и лесные пространства, и где славяне-землепашцы активно взаимодействовали с кочевниками-скотоводами и угро-финскими племенами охотников и рыболовов. Это сформировало Россию как своеобразный многонациональный и поликультурный мир, лежащий на границе между Востоком и Западом, но отличающимся самобытными чертами лица. Огромную роль в истории России сыграло принятие православного христианства, а также татаро-монгольское завоевание. При всех негативных чертах татаро-монгольского ига, сдерживавшего самобытное развитие России, мы обязаны ему принципами комплектования и построения армии, организацией почтовой и таможенной служб. Нашествие татаро-монголов было суровым историческим испытанием и нравственным уроком. Он развил трагические и вместе с тем героические чувства патриотизма и жертвенности во имя общего блага, которыми пронизаны фольклор, литература и искусство русского народа. Становление и развитие национальной культуры охватывает значительный исторический период. Основные вехи ее развития совпадают с этапами социально-экономической и исторической истории страны (табл. 5). Восточноевропейская равнина – местоположение древнерусского государства – занимала срединное положение между Западом и Востоком и испытывала влияние различных цивилизационных факторов: античной культуры (при доминировании греческой, через Византию) и культуры степей, идущей с Востока. Среди других особенностей национальной культуры следует отметить: - обширность территории, что сказалось на русской ментальности с ее категориями «простора» и «широты души»; - отсутствие рабства: страна вступила в период феодализма из общинно-родового строя, минуя рабовладельческий; - неоднократные иноземные вторжения; - культурное отставание России в Средние века; - изоляция страны, ее «закрытость» для других стран и т.д. Таблица 5
Принятие христианства в православном варианте в X в. имело очень важное значение для дальнейшего развития русской государственности и культуры. Оно обеспечило: 1) быстроту перехода к феодальному государству и независимость русской церкви от влияния извне; 2) приобщило страну к массиву знаний, накопленных Византией; 3) включило Русь в большую культурную общность народов 4) остановило наступление мусульманской религии на Европу; 5) укрепило разносторонние (экономические, политические и др.) связи с другими христианскими державами; 6) способствовало формированию городской культуры в стране преимущественно аграрной; 7) из Византии на Русь пришли особые традиции храмозодчества – крестово-купольная форма храма и украшение его иконами, фресками, мозаикой; новые формы церковного пения (знаменный распев). Монастыри стали представлять собой крупные культурные центры, где начала формироваться система образования; создаваться летописные своды, осуществляться переписка и переводы книг; 8) православие оказало большое воздействие на духовную жизнь общества, борясь с пережитками языческого быта, выступая против грубости и жестокости нравов и обращаясь к гуманности, милосердию и благочестию, призывая человека к самосовершенствованию, приближению к христианским идеалам; 9) уже с момента развития московского государства начинает нарастать экономическое и в ряде сфер культурное отставание России от стран Западной Европы. Причин тому было несколько. Несмотря на прогрессивную роль христианства, повлиявшего на все стороны жизни государства Российского, церковь в силу своих организационных особенностей начинает тормозить его развитие, стремясь изолировать страну от влияния католицизма, препятствуя установлению культурных связей и усвоению достижений стран Запада и Востока; 10) реформы Петра I способствовали выходу России из состояния застоя. Ценой больших усилий фактически за столетие страна достигла значительных успехов. Европеизация коснулась всех областей жизни государства. Вследствие интенсивного хозяйственного развития была создана весомая экономическая база для культуры нового типа, основными чертами которой явились светский характер («обмирщение») и культурный диалог с другими державами, прежде всего со странами Запада; 11) единая прежде национальная культура в результате реформ разделилась на два различных уклада: «почву» и «цивилизацию» (по определению известного российского историки В.О. Ключевского); 12) народ остался приверженцем старых традиций допетровской культуры (обрядовость, «почва»). «Цивилизация» же, связанная с культурой западного образца, приняла форму культуры светской, «просвещенной», получила распространение у представителей правящего класса и культурной элиты. При этом односторонняя ориентация правящего класса на культурные заимствования с Запада привела его к отрыву от простого народа. Возник разрыв между старой и новой культурой, между культурой народной и дворянской. В XIX в. распространенным в правящих кругах стало преклонение перед достижениями европейской науки и культуры, особенно французской и немецкой. Это впоследствии стало одной из причин крушения царского самодержавия в 1917 г. Суровая жизнь русского человека воспитала в нем глубокое уважение к сильной воле, упорству в достижении цели. Бескорыстие, уважение к духовным исканиям, осуждение склонности к накопительству всегда встречало признание в русской культуре, поэтому исторических и литературных героев России отличают жертвенность, аскетизм и «горение духа». Обширность просторов России, многочисленность ее населения, природные богатства позволяли осуществлять в России то, что было невозможно в других государствах. В начале XVIII в. в архитектуре и скульптуре начал развиваться русский классицизм, явление замечательное и самобытное. Это направление в литературе и искусстве стремится к выражению возвышенных героических и нравственных идеалов. Примерами высоких образцов классицизма в литературе являются трагедии и оды XIX столетие стало интенсивным и успешным периодом культурного развития России. Именно в это время она приобрела мировое значение, создав классические произведения в области литературы и искусства. Подъем ее был настолько мощным и быстрым, что дал основание называть эту эпоху золотым веком русской культуры. Русское искусство XIX в. – это проникновенное понимание человека, которое выразилось в стиле, названном русский романтизм. С романтических произведений начинали свой путь А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь. Искусство становилось средством нравственного воспитания. В 40-50-е годы XIX в. в русскую литературу пришло новое поколение писателей: И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Н. Островский, поэты Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев, Художниками, стоявшими у истоков русского искусства XIX в., были О.А. Кипренский (портрет А.С.Пушкина и др.) и А.Г. Венецианов («На пашне. Весна», «На жатве. Лето» и др.). В 30-е годы романтизм приобрел новый характер – более конфликтный, иногда пророческий (А.А. Иванов «Явление Христа народу»), исторический Во второй половине XIX в. получил развитие реалистический принцип отражения жизни (реализм). Новое поколение писателей и художников-реалистов привнесло новые темы и жанры (социально-бытовой роман и повести). Наибольшие достижения здесь принадлежат писателям: И.С. Тургеневу, Ф.М. Достоевскому и Л.Н. Толстому; художникам: В.Г. Перову («Тройка»), И.Н. Крамскому, В.И. Сурикову («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова»), В.А. Серову («Девочка с персиками»), И.Е. Репину («Иван Грозный и сын его Иван», «Запорожцы пишут письмо турецкому Султану», «Бурлаки на Волге») и др. Период с 1880-х до начала 1920 гг. вошел в историю русской культуры под названием серебряного века. Возникли новые направления в искусстве: символизм (Д.С. Мережковский, К.Д. Бальмонт, Русский народ обнаружил и исключительную музыкальность. Возникла русская классическая музыка. М.И. Глинка, М.П. Мусорг-ский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский – Основы научного естествознания были заложены универсальным гением М.В. Ломоносова, продолжателями научных традиций которого стали представители различных школ и направлений последующих поколений российских ученых, таких как физиологи И.М. Сеченов Таким образом, русская культура к началу ХХ столетия становится важнейшей составляющей общего ансамбля всей мировой культуры. Гуманизм и гражданственность, соборность и коллективизм, народность и демократизм, высокая образованность и глубокая духовность – ее отличительные черты, которые будут сохранены и развиты и в советский период ее истории. Выдающийся русский мыслитель И.А. Ильин подчеркивал, что Россия имеет свои духовно-исторические дары и задания, за ней стоит некий божественный исторический замысел. Своеобразие русской культуры нашло одно из своих наиболее ярких воплощений в русской философии.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2859; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |