КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эрих Фромм
Карл Ясперс Человек западного мира, который завоевал земной шар, способствовал тому, чтобы люди узнали друг друга и поняли значение своей взаимосвязанности внутри человечества, выдвинулся посредством последовательного проведения следующих принципов: а) Ни перед чем не останавливающаяся рациональность, основанная на греческой науке, ввела в существование исчисляемость и господство техники. Общезначимое научное исследование, способность к предвидению правовых решений в рамках формального, созданного Римом права, калькуляция в экономических предприятиях вплоть до рационализации всей деятельности, в том числе и той, которая в процессе рационализации уничтожается, все это – следствие позиции, безгранично открытой принуждению логической мысли и эмпирической объективности, которые постоянно должны быть понятны каждому. б) Субъективность самобытия ярко проявляется у еврейских пророков, греческих философов и римских государственных деятелей. То, что мы называем личностью, сложилось в таком облике в ходе развития человека на Западе и с самого начала было связано с рациональностью в качестве ее коррелята. с) В отличие от восточного неприятия мира и связанной с этим возможностью «ничто» как подлинного бытия, западный человек воспринимает мир как фактическую действительность во времени. Лишь в мире, а, не вне мира, он обретает уверенность в себе. Самобытие и рациональность становятся для него источником, из которого он безошибочно познает мир и пытается господствовать над ним. Эти три принципа утвердились лишь в последних столетиях, Ясперс К. Духовная ситуация времени // Человек и его ценности. Ч. 1. – М., 1988. – С. 62. Вопросы 1. Какие принципы западного человека, противопоставленного восточному, определяет К. Ясперс? 2. Почему эти три принципа утвердились лишь в Новое время? 3. Каковы результаты технического господства в сферах материальной и интеллектуальной?
ТЕКСТ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЙ «Иметь» – на первый взгляд простое слово. Каждое человеческое существо что-нибудь имеет: тело, одежду, кров и так далее, вплоть до того, чем обладают современные мужчины и женщины: автомобиль, телевизор, стиральная машина и многое другое. Жить, ничего не имея, практически невозможно. Почему же в таком случае обладание должно быть проблемой? Тем не менее история слова «иметь» свидетельствует о том, что оно представляет собой настоящую проблему. Те, кто считает, что «иметь» является самой естественной категорией человеческого существования, будут, возможно, удивлены, узнав, что во многих языках слово «иметь» вообще отсутствует. В древнееврейском языке, например, выражение «я имею» должно быть передано косвенной формой jesh li («это относится ко мне»). Фактически языки, в которых обладание выражается именно таким образом, превалируют. Интересно отметить, что в развитии многих языков конструкция «это относится ко мне» впоследствии заменялась конструкцией «я имею», однако, как указал Эмиль Бенвенист, обратный процесс не наблюдался. Этот факт наводит на мысль, что развитие слова «иметь» связано с развитием частной собственности, причем эта связь отсутствует в обществах, где собственность имеет преимущественно функциональное назначение, то есть ею владеют в целях использования. В какой степени обоснована эта гипотеза, покажут дальнейшие социолингвистические исследования. Если понятие «обладание» является, по-видимому, сравнительно простым, то, напротив, понятие «бытие», или такая его форма, как «быть», является гораздо более сложным и трудным для понимания… Исследование Бенвениста проливает новый свет на значение «быть» как самостоятельного глагола, а не глагола-связки. «Быть» в индоевропейских языках представлено корнем es-, имеющим значение «иметь существование, принадлежать действительности». «Существование» и «действительность» определяются как «нечто достоверное, непротиворечивое, истинное» [там же, с. 204]. (В санскрите sant – «существующий, действительный, хороший, истинный», превосходная степень sattama, «самый лучший».) «Быть», таким образом, по своему этимологическому корню означает нечто большее, нежели констатация тождества между субъектом и атрибутом; это нечто большее, чем описательный термин. «Быть» обозначает реальность существования того, кто или что есть; оно констатирует его или ее достоверность и истинность. Утверждение, что кто-то или что-то есть, относится к сущности лица или вещи, а не к его или ее видимости. Э. Фромм. «Иметь или Быть» по изданию: Фромм Э. Иметь или быть? Ради любви к жизни. – М.: Айрис-пресс, 2004. Вопросы 1. Укажите, какие два основных способа существования, два разных вида самоориентации и ориентации в мире выделяет автор. 2. Какие ценностные установки лежат в основе полярных смысложизненных ориентаций, которые Э. Фромм называет «модусом бытия» и «модусом обладания»? Контрольные вопросы 1. Какие согласно Конту три теоретические стадии проходят человеческие знания? В чем специфика и необходимость каждой из этих стадий? 2. Какова главная цель «позитивной» философии? Почему искание причин явлений бессмысленно и ненаучно, по Конту? 3. Объясните главную мысль Маркса: «Рабочий становится тем беднее, чем больше богатства он производит». 4. Какова роль потребностей человека при господстве частной собственности? Кто и зачем стимулирует извращенный рост потребностей и, наоборот, их полное оскудение? 5. В чем суть ницшеанской критики морали? 6. В чем «польза и вред» религии, по Ницше? 7. Какие философские идеи лежат в основе экзистенциализма? 8. Объясните содержание основных понятий экзистенциализма: «экзистенция и трансценденция»; «бытие-в-мире». 9. Почему экзистенциалисты такое важное значение отводят человеческому поступку и проекту? 10. Как соотносятся свободная воля и ответственность? 11. На какие два вида подразделяется экзистенциализм? 12. В чем заключается открытие основоположника психоанализа З. Фрейда? 13. Какова структура психики, по Фрейду? Насколько велика в ней роль бессознательного? 14. Что такое бессознательное? Чем отличается скрытое бессознательное от вытесненного? 15. Назовите основных представителей неофрейдизма. 16. Почему учение Э. Фромма относят к гуманистической психологии? 17. В чем, по Э. Фромму, заключается основная потребность человека? 18. Что подразумевает В. Франкл, говоря об «экзистенциальном вакууме», и как можно преодолеть подобное состояние? 19. Что является основным предметом философствования в феноменологии?
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1057; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |