Учет операций по отпуску материалов в производство и выбытию
Пример. Учетной политикой по бухгалтерскому учету предусмотрено отражение затрат по заготовке материалов на отдельном субсчете 10-13 «Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР)» с последующим распределением между отпущенными со склада материалами и остатком материалов на конце каждого месяца по методу среднего процента.
По состоянию на 1 февраля остаток материалов на субсчете 10-1 составляет 29 000 руб., остаток ТЗР на субсчете 10-13 – 2 520 руб.
В феврале были приобретены материалы стоимостью 21 000 руб.; ТЗР, возникшие в связи с покупкой данных материалов, составляют 2 000 руб.
Общая стоимость материалов, списанных в производство в феврале, равна 20 000 руб.
Определить размер отклонений, подлежащих списанию в производство. Выполнить записи в бухгалтерском учете.
Решение:
Расчет отклонений (ТЗР) за отчетный месяц по материалам:
№ п/п
Содержание операции
Учетная стоимость материалов
Сумма отклонений (ТЗР)
Остаток материалов в местах хранения на начало месяца
29 000
2 520
Поступило в текущем месяце
21 000
2 000
Итого (п.1. + п.2.)
50 000
(29 000 + 21 000)
4 520
(2 520 + 2 000)
Процент отклонений (ТЗР): (2 520 / 30 000) * 100
8,4%
Списано в производство за текущий месяц
20 000
1 680
(2 000 * 8,4%)
Остаток на конец месяца
(п.3 – п.5)
30 000
(5 0 000 – 20 000)
2 840
(4 520 – 1 680)
Дебет 10 «Материалы», субсчет 1 «Сырье и материалы»
— 21 000 руб. — оприходованы материалы, поступившие от поставщиков в текущем месяце
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Дебет 10 «Материалы», субсчет 13 «ТРЗ»
— 2 000 руб. — отражены ТРЗ, возникшие в текущем месяце
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Дебет 20 «Основное производство»
— 20 000 руб. — списаны материалы в производство
Кредит 10 «Материалы», субсчет 1 «Сырье и материалы»
Дебет 20 «Основное производство»
— 1 680 руб. — списаны ТЗР, относящиеся к материалам, использованным в производстве
Кредит 10 «Материалы», субсчет 13 «ТРЗ»
N п/п
Содержание операций
Кол-во, кг.
Покупная цена, руб.
Сумма, руб.
А. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
Остаток на 1 января
5-00
Поступило в январе:
первая партия
10-00
вторая партия
12-00
третья партия
20-00
Итого поступило за январь
Всего с остатком на начало месяца
Отпущено в январе:
- на производство
- на продажу
- обслуживающим производствам и хозяйствам
Итого отпущено
Остаток на 1 февраля
Б. СПИСАНИЕ МАТЕРИАЛА ПО СПОСОБУ СРЕДНЕЙ СЕБЕСТОИМОСТИ
Средняя цена в январе: 513000 / 31000 = 16,55
Списано в январе
- на производство
16,55
- на продажу
16,55
- обслуживающим производствам и хозяйствам
16,55
Итого
Остаток на 1 февраля
16,55
В. СПИСАНИЕ МАТЕРИАЛА ПО СПОСОБУ ФИФО
Израсходовано в январе
в том числе:
- по цене остатка на начало месяца
5-00
- по цене первой партии
10-00
- по цене второй партии
12-00
- по цене третьей партии
20-00
Итого списано
15-14
В том числе:
- на производство
15-14
- на продажу
15-14
- обслуживающим производствам и хозяйствам
15-14
Итого
15-14
Остаток на 1 февраля
20-00
Примечания. 1. В пункте 8 расчета показана последовательность списания материала по способу ФИФО: сначала списывается остаток на начало месяца, затем поступления в отчетном месяце: сначала первая партия, затем вторая и т.д., пока не наберется общее количество, подлежащее списанию в данном месяце (в примере 22000 кг). Из поступлений третьей партии 20000 кг взято только 11000 кг – столько, сколько нужно для того, чтобы в итоге получилось 22000 кг.
2. Отпущенные в данном месяце материалы (на производство, продажу, обслуживающим производствам и хозяйствам и на другие цели) списываются в суммах, определенных исходя из средней цены, которая определяется путем деления общей списываемой в данном месяце суммы на списываемое количество материала.
по способу ФИФО - 333000: 22000 кг = 15 - 14 (п. 9, итого);
Фактически списанные суммы могут иметь небольшие расхождения по сравнению с расчетными суммами за счет округления среднемесячной цены.
3. Остаток материала на начало следующего месяца по способу ФИФО определен (п. 10):
гр. 3 - из исходных данных (п. 4);
гр. 5 = п. 1 + п. 2 (итого) - п. 9 (итого);
гр. 4 = гр. 5 / гр. 3 (по тому же пункту).
Пример. У ОАО образовались излишки материалов фактической себестоимостью 160 000 руб. Было принято решение продать материалы. Продажная стоимость – 236 000 руб. (в том числе НДС – 36 000 руб.). Выручка у организации признается по методу начисления. Деньги от покупателя получены, НДС в бюджет перечислен.
Выполнить бухгалтерские проводки по состоянию на конец месяца.
Решение:
Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
— 236 000 руб. — начислена выручка от продажи материалов
Кредит 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы»
Дебет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 3 «Расчеты по НДС»
— 36 000 руб. — начислен НДС к уплате в бюджет
Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам»
Дебет 51 «Расчетные счета»
— 236 000 руб. — поступили денежные средства от покупателя
Кредит 62 ««Расчеты с покупателями и заказчиками»
Дебет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»
— 160 000 руб. — списана себестоимость проданных материалов
Кредит 10 «Материалы»
Дебет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 9 «Сальдо прочих доходов и расходов»
— 40 000 руб. — отражена прибыль от продажи материалов (236 000 – 160 000 – 36 00)
Кредит 99 «Прибыли и убытки»
Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам»
— 36 000 руб. — НДС перечислен в бюджет
Кредит 51 «Расчетные счета»
Пример. В процессе проведения инвентаризации материально-производственных запасов на складе обнаружена недостача материалов по учетной стоимости 15 000 руб. По результатам инвентаризации, отраженным в сличительной ведомости, руководитель организации принял решение взыскать с заведующего складом, с которым заключен договор о полной материальной ответственности, рыночную стоимость недостающих материалов в сумме 22 000 руб. Выполнить записи в бухгалтерском учете по возникшей хозяйственной ситуации.
Решение:
Дебет 94 «Недостача и потери от порчи ценностей»
— 15 000 руб. — отражена недостача материалов по учетным ценам
Кредит 10 «Материалы»
Дебет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»
— 15 000 руб. — списана в соответствии с решением руководителя организации недостача материалов
Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
Дебет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»
— 7 000 руб. (22 000 – 15 000) — разница между рыночной стоимостью недостающих ценностей и их стоимостью по учетным ценам включена в состав доходов будущих периодов
Кредит 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей»
Дебет 50 «Касса»
— 22 000 руб. — заведующим складом внесена в кассу сумма недостачи материальных ценностей, выявленных инвентаризацией
Кредит 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»
Дебет 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей»
— 7 000 руб. — разница между суммой, подлежащей взысканию с виновного лица, и учетной стоимостью недостающих ценностей включена в состав прочих доходов организации
Кредит 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы»
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление