Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отбор компонентов




Паузы.

Шумы.

Шумовые фонограммы для кино - и видеопроизводства принято делить на три основные категории: синхронные, игровые и фоновые.

 

Синхронные шумы - это, прежде всего, шумы, сопровождающие движение актеров: шаги, шумы одежды, стуки, открывание и закрывание дверей, звон посуды и т.п.

Их общее свойство: они должны сопровождать действия актеров синхронно с изображением и быть абсолютно достоверны. Если синхронность звучания с изображением формально может быть обеспечена и во время синхронной звукозаписи во время съемок, то абсолютная достоверность при этом может быть обеспечена не всегда, особенно при записи на натуре или при совместной записи реплик и шумов.

 

Запись на монофонические микрофоны с острой направленностью, рассчитанные на качественное восприятие человеческой речи, не может одновременно обеспечить реальное звучание шумов, особенно для стереофонических кинофильмов. Особую достоверность звучанию придает наличие правдоподобной стереофонической акустической информации о точке съемки.

 

Указанные выше типы микрофонов не предназначены для получения такой информации. В то же время запись на много стереофонических микрофонов (что очень дорого из - за высокой стоимости таких устройств) не может обеспечить высокое качество диалога, так как стереомикрофоны не имеют острой направленности. И не следует забывать при этом о последующем монтаже изображения, при котором возможен “переворот” стерео-картинки.

 

Поэтому гораздо проще записать синхронно озвученные шумы для тех

 

- 14 –

 

сцен, где невозможно использовать реальные шумы, записанные во время киносъемок.

Такая запись производится в специально оборудованных студиях звукооформителями высокой квалификации. Запись производится по многодорожечной технологии, позволяющей тщательно и независимо проработать каждую звуковую фактуру. Наиболее удобно ее проводить на хард - диски (HDD), дающие возможность без задержек во времени и дополнительных технологических проблем реализовать любые монтажные изменения (фактурные, звукового плана, правки синхронности и т.п.).

 

Многоканальная запись синхронных шумов предназначена также для реализации индивидуального стерео - панорамирования каждого из звуковых источников, построения их «звуковых планов» и индивидуальной акустической обработки.

 

Игровые шумы - это самостоятельная звуковая категория шумов, дающая информацию о реальном звучании сложных звуковых фактур: различных фаз работы двигателей, движения самой разнообразной техники (машин, танков, самолетов, ракет и т.п.), природных явлений (морского прибоя, ветра, штормов и ураганов, горных обвалов, грозы и т.п.) и так далее.

 

Характерная особенность игровых шумов для стереофонических кинофильмов - обязательность их многоканальной записи (не менее двух каналов) и желательность использования для их записи стереофонических микрофонов. Монофоничность записи очень легко распознается даже неквалифицированным зрителем, и ее достаточно сложно трансформировать в псевдо - стереофоническую.

 

Организация высококачественной записи игровых шумов очень сложна, особенно если она проводится по много - микрофонной технологии. Часто в силу специфики съемок может быть записан только один дубль (например - взрыв автомобиля). Поэтому в таких случаях нередко используется одновременная запись с нескольких точек, и далее отбирается наилучший из записанных вариантов, либо создается их монтажная комбинация.

 

Фоновые шумы - в самом своем названии объясняют характер передаваемой в них звуковой информации. Ее отличает четко выраженная фактурность: фон города, фон леса, парка, фон подъезда в доме и т.п.

 

В настоящее время фоны записываются всегда по стереофонической технологии, чаще всего - по системе «А-В», реже - по системе «Х-У», поскольку первая из них дает больше пространственной информации. Особенностью такой фонограммы является обязательное отсутствие в ней

 

- 15 –

 

каких-либо конкретных (прежде всего - повторяющихся) звуков на общем фоне. Их заметность в условиях общего многоканального звукового ряда в современном кинематографе очень велика и вызывает сильное раздражающее воздействие.

Следует также отметить, что из более чистых, «тонких» фоновых фактур возможен синтез фактур более сложных, например таких, которые просто не могут быть записаны в реальных условиях. Об этом мы будем говорить далее.

 

Эффекты

 

Это категория звуковой информации, предполагающая искусственное происхождение ее звуковой информации. Сразу же необходимо зафиксировать терминологическое различие: в зарубежной профессиональной звукозаписи слово «Effects» означает «Шумы» в их общем смысле. В отечественной лексике звукорежиссеров имеются две самостоятельные градации: «Шумы» и «Эффекты».

 

Все эффекты по их происхождению можно условно разделить на синтезированные из натуральных звуков, либо с помощью электронных устройств. Выше мы уже коснулись возможности синтеза сложных фоновых фактур из более простых. Технически этот прием может быть повторен при создании любых «нестандартных» звуков (например - звуковых акцентов) из нескольких самостоятельных исходных фактур. При этом только фантазия и трудолюбие звукорежиссера определяют полученный результат.

 

Исходные звуки не обязательно должны соединяться в искомый эффект в своем “натуральном” виде. Существует множество приемов по принудительному искажению исходного звучания, таких как транспонирование скорости записи или воспроизведения фонограмм, “гармонизация” (использование гармонайзеров), использование специальных фильтров (диппер-фильтров, например) и т.д. В результате натуральность звучания отдельных составляющих может быть изменена до полной неузнаваемости, и получено принципиально новое, искомое художественное качество.

 

Отличительная особенность электронных синтезированных эффектов состоит в использовании ненатуральных исходных звуковых фактур. К ним относятся, например, эффекты, генерированные специальными программами в гармонайзерах. Число их, в зависимости от типа устройства, может исчисляться сотнями. “Управляемость” параметров таких программ очень велика, и звукорежиссер имеет возможность для свободного творчества на основе каждой “стандартной” программы.

Если же использовать накопление многоканальной звуковой информации в “рабочей” компьютерной станции, и далее организовать из нее определенные

 

- 16 –

 

звуковые сочетания, вторгнувшись дополнительно в такие параметры фактур, как их продолжительность, время атаки и время спада сигнала, уровень сигнала

и другие, если использовать внутреннее промежуточное микширование фактур, то можно получить неограниченные творческие возможности (если не говорить о возможных сметных ограничениях кинокартины по оплате этой звукотехники).

 

Особо следует сказать об использовании обще-музыкальных законов построения эффектов, гармонического, прежде всего, а также консонанса (благозвучия) или диссонанса (неблагозвучия). Их используют в прямой зависимости от характера используемых эффектов, которые могут быть иллюстративными (повторяющими в звуке изобразительный ряд кадра или эпизода фильма), изобразительными (“рисующими” в звуке образ или действие, отсутствующие в прямом виде в изобразительном кадре), акцентными (кратковременным звуковым “подчеркиванием” изобразительного действия) и др.

 

Рассматривая вопрос о разборчивости звуковой информации, мы определили, что во-первых, понятие “пауза” не является синонимом «тишины», и во-вторых, что паузы имеют разборчивую собственную структуру. Записи звуковых пауз, используемых при кинопроизводстве, можно условно разделить на натуральные; съемочные; технические и синтезированные.

 

Натуральные паузы - это такие паузы, которые информируют нас о собственном звуковом состоянии помещений (студий записи, съемочных павильонов, интерьерных объектов), или натурной съемочной площадки (лес, поле, горы, морской берег) вне процесса киносъемки. В состав таких пауз могут входить звуки работающих систем вентиляции и освещения, посторонние звуки (общий городской шум, далекие шумы из коридора или с лестничной площадки), проникающие в помещение извне и т.п.

 

Съемочные паузы - это паузы, характеризующие объект во время киносъемок (дополнительные звуки работающего механизма съемочной камеры, освещения, шум двигателя лихтвагена и т.п.).

 

Технические паузы - это собственные “внутренние” паузы звукотехники (трактов звукопередачи, магнитной ленты, оптической фонограммы и т.п.).

 

Синтезированные паузы - это такие паузы, которые призваны решить определенные драматургические либо технические задачи (комбинация

 

- 17 -

 

драматургической и технической «подложки» под основную звуковую информацию), например, для дополнительного драматургического нагнетания

(чувство страха) или для маскировки технической или съемочной пауз в фонограмме, записанной во время киносъемок.

 

Еще раз подчеркнем, что все паузы предполагают полное отсутствие в

их составе каких-либо отдельно читающихся “инородных” звуков или

назойливо повторяющихся “звуковых фаз”.

 

Раздел 3. Отбор и суммирование компонентов. “Раскладка” по

спектру и уровням. Звуковой баланс. Применение

искусственной реверберации.

 

Планируя создание комплексного звукового ряда кинофильма, его постановщики (режиссер-постановщик, звукорежиссер, композитор и монтажер) предварительно оговаривают и тщательно отбирают все компоненты звукового ряда. Часть из них затем записывается в процессе киносъемок, другая может быть записана специально для производимого кинофильма, как во внестудийных условиях, так и в тонстудии. Некоторая часть может быть заимствована из архивов, фонотек и музыкальных записей на различных носителях. Это очень ответственный процесс, нередко во многом определяющий конечный результат постановки.

 

Следует особенно подчеркнуть существенно возросшую в последние годы роль звукового ряда, связанную, прежде всего, с массовым внедрением новейших многоканальных кино - технологий звукозаписи и звукопередачи. Число полно-частотных звуковых каналов в различных системах сегодня составляет 6 - 8, которые поддерживаются десятками громкоговорителей, размещенных по всем стенам кинозалов. Звуковые мощности достигают десятков киловатт, при высочайших технических параметрах, недоступных ранее. Средствами передачи звуковой информации при этом являются цифровые носители различного типа.

 

Такие мощные средства поддержки звукового ряда, с одной стороны, очень удобны для реализации новых творческих возможностей, но с другой стороны, их применение предполагает очень скрупулезную и продуманную процедуру отбора используемых компонентов, высокий профессиональный уровень всех задействованных в этом процессе людей, их общую и специальную эрудированность. Огрехи и неточности в звукозаписи, неверно произведенный монтаж фонограмм, неточные сведения (Pre-mix) и перезапись

 

- 18 –

 

(Finale-mix), способны расстроить самые замечательные творческие замыслы.

В такой ситуации борьба за “чистоту” звукового ряда приобретает особый смысл. Подбор и создание его составляющих проводятся на основе использования всех технических возможностей и максимально возможного художественного и технического качества. Это, в то же время, отнюдь не предполагает использования для формирования звукового ряда кинофильма максимально возможного “набора” звуковых составляющих. Звуковой хаос, сформированный по признаку: “максимум звука из максимума звуковых каналов” - это не только признак плохого вкуса, но и признак творческой беспомощности. Поэтому не только высокие технические параметры фонограммы являются определяющими в пользу их использования. Признак разумной достаточности - вот более важный критерий.

 

Говоря об использовании фонограмм, записанных синхронно в условиях киносъемок, точно также следует говорить не только об их качестве техническом, но и о художественной ценности.

 

Наличие излишних игровых шумов, или наоборот, их полное отсутствие, невыразительность исполнения или “нестыковка” актерского состояния в различных съемочных кадрах (в том числе - голосовая: тембральная, громкостная и т.п.) также очень важны при отборе звукового материала для кинофильма.

 

Музыкальный ряд, безусловно, является очень важным, практически, для каждого кинофильма. Очень многое зависит от того, верно ли “угадан” сам композитор, и так же очень многое зависит от результатов его творчества. Будет это музыка симфоническая или электронная? Каков состав исполнителей, не будет ли он велик, или, наоборот, мал применительно к зрительному ряду и жанру? Будет ли музыка иллюстрировать каждый кадр и действие в нем (“американское” кино) или наоборот, обобщать действие во время его конкретного развития? Будут ли точны музыкальные акценты? Насколько музыка будет оптимально соответствовать темпо-ритму монтажа? Великое множество вопросов правильно может решить только профессиональный композитор.

 

Но точно также очень и очень многое зависит от звукорежиссеров записи музыки и перезаписи. Первый из них может все сделать замечательно в музыкальной студии, а второй – “утопить” музыку в шумах, или “забить” ею важные реплики. Но, с другой стороны, звукорежиссер записи музыки может неверно сбалансировать оркестровые группы и солистов, не учтя последующего микширования при перезаписи, и тут уже самому профессиональному звукорежиссеру перезаписи не удастся «вытянуть» такую фонограмму. Оптимально, если эти звукорежиссеры в процессе записи и

 

- 19 –

 

сведения музыки сотрудничают между собой, оговаривая все, что будет в

окончательном виде сформировано в музыкальной студии, а что “до-оформится” в ходе перезаписи.

 

И еще одна, нередко возникающая “музыкальная” проблема - это доза музыки в звуковом ряду кинофильма. Нередко композитор или режиссер - постановщик пытаются ею злоупотребить, превышая все мыслимые пределы. Жанр такого кинофильма можно было бы кратко характеризовать, как “балет со словами”.

 

Все сказанное выше о музыке, в равной мере относится к шумовому ряду, имея в виду все виды шумов: игровые, синхронные, фоны и паузы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 823; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.